Московский условно международный

Как известно, советские карты с трудом соответствовали географической и топографической действительности, чтобы шпионы, во множестве проживавшие на территории СССР, не смогли вдруг найти чего-нибудь ненадлежащего. Беда только, что в отсутствие любых других карт граждане СССР, как и шпионы, пользовались советскими. Привычка скрывать информацию тотально, чтоб ни чужие, ни свои ничего не могли узнать, сохранилась с советских времен и осела в фестивальных дирекциях по всей территории Российской Федерации. Пример этому журналисты наблюдали 1 июня в Новом зале агентства РИА-Новости, где прошла пресс-конференция организаторов XXIX Московского международного кинофестиваля.

Александр Голутва (фото Н. Четвериковой)Кирси Тюккюляйнен (фото Н. Четвериковой)Петр Шепотинник (фото Н. Четвериковой)Наталья Семина (фото Н. Четвериковой)Андрей Плахов (фото Н. Четвериковой)

Александр Голутва, Кирси Тюккюляйнен, Петр Шепотинник, Наталья Семина, Андрей Плахов (фото Н. Четвериковой)

В конце марта было объявлено о том, что руководство кинофестиваля отказывается от услуг компании Рената Давлетьярова «Интерфест», несколько лет подряд занимавшейся его организацией. Был проведен тендер, в котором, кроме «Интерфеста», участвовала некоммерческая организация «Медиафест». Именно ей и досталась почетная задача за два месяца сделать в столице международный фестиваль класса «А». Открывая пресс-конференцию, представитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва сообщил: «Подготовка к XXIX ММКФ вступила в свою решающую фазу. Многие из тех, кто занимается организацией кинофестиваля, делают это в первый раз. Все работают в три смены, и, надеюсь, к открытию мы подойдем в полной готовности».

Журналисты тоже надеялись на полную готовность, но их надежды не оправдались. Никаких материалов для прессы перед конференцией не раздали, так что встреча журналистов с организаторами кинофестиваля свелась к тому, что организаторы вслух зачитывали выдержки из пресс-релиза и недоуменно пожимали плечами.

Помимо чтения пресс-релиза, журналистам назвали сумму бюджетных средств, выделенных на проведение XXIX ММКФ (около 90 млн рублей, как и в прошлом году), представили нового генерального директора фестиваля Наталью Семину (по совместительству генерального директора издательского дома «Сибирский цирюльник») и нового программного директора Кирси Тюккюляйнен (по совместительству главу Международного отдела финского кинофонда). Отборочный комитет возглавил Андрей Плахов, а взаимодействием с прессой вновь занялся Петр Шепотинник. Бессменный президент кинофестиваля Никита Михалков сказался «утомленным солнцем-2» и на пресс-конференцию не приехал.

По словам Шепотинника, к настоящему моменту 5-10% фестивальной программы находятся в работе, остальное более или менее готово. Основной конкурс включает 20 фильмов, конкурс дебютных работ «Перспективы» - 10 фильмов. Всего в основной программе ММКФ – около 170 картин; помимо конкурсных будут показаны программы «Выбор Михалкова» (10 фильмов из кинотеки «великого режиссера»), «Прощай, СССР» (отечественные фильмы 1990-го и 1991-го года производства), ретроспективы Милоша Формана, Роберта Олтмена, Эмира Кустурицы. На фестивале будет показана программа Андрея Плахова «Московская эйфория» (наиболее интересные фильмы прошлого сезона) и традиционно одна из самых интересных программ – «Восемь с половиной фильмов», отобранных Петром Шепотинником.

Нынешний фестиваль отличает ярко выраженный русский акцент. В основном конкурсе участвует целых 3 русских фильма: «Путина» умершего в прошлом году Валерия Огородникова, «Ничего личного» Ларисы Садиловой и «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, - а также израильская картина с красноречивым названием «Дети СССР», «Незнакомка» итальянца Джузеппе Торнаторе, в которой главную роль играет россиянка Ксения Раппопорт, грузинский фильм «Русский треугольник» и украинская картина «У реки». В конкурсе «Перспективы» все тоже очень по-русски: фильм «Дыши», снятый Сергеем Потаповым (правда, на якутском языке), и «Ужас, который всегда с тобой» по сценарию Юрия Арабова, снятый Аркадием Яхнисом.

В условиях двухмесячной фестивальной готовности отборщикам XXIX ММКФ очень помогли бывшие союзные республики: в конкурсе есть узбекские, грузинские, украинские картины. Модное нынче румынское кино, по словам Андрея Плахова, «разобрали в Каннах и в Венеции, поэтому нам ничего не досталось». Фильмом открытия с большой вероятностью будет «Завет» Эмира Кустурицы, показанный недавно в Каннах, а фильм закрытия еще не установлен: на его место претендуют две каннские картины, названия которых не разглашаются. В ситуации, в которой оказались организаторы XXIX ММКФ, сделать «звездный» фестиваль практически невозможно, поэтому упор был сделан, очевидно, на воинствующе некоммерческое «кино не для всех»; даже в программе «Гала-премьеры», традиционно включавшей громкие режиссерские имена и названия блокбастеров, самым звездным будет новый фильм Франсуа Озона «Ангел».

Состав Большого жюри фестиваля тоже «не для всех». Председатель жюри – австралийский режиссер Фред Скепси, известный российским зрителям по экранизации романа Джона Ле Карре «Русский дом» (1990) с Шоном Коннери и Мишель Пфайфер, которая снималась в России. Кроме него, в жюри вошли итальянская актриса Анна Галиена, грузинский режиссер Дито Цинцадзе, режиссер из Венгрии Илдико Энеди, Отман Карим, режиссерский дебют которого (фильм «О Саре») получил главный приз ММКФ в прошлом году, американский продюсер Фред Роос и актриса Рената Литвинова. Из всего списка только ее имя, пожалуй, известно непрофессиональному зрителю. Во всяком случае, после оглашению состава жюри в зале послышались просьбы рассказать, «кто все эти звезды» и «чем они знамениты».

Вместе с организаторами изменились и призы ММКФ. Статуэтка Георгия-Победоносца теперь будет конной: по словам Натальи Семиной, «мы вернулись к древнему иконописному варианту». Вкупе с полуроссийской конкурсной программой и обращением Никиты Михалкова на сайте XXIX ММКФ, почти целиком посвященным возрождению российского кино, это выглядит даже не тенденцией, а магистральной линией партии. В целом все новшества, запланированные или уже происходящие в рамках предстоящего

кинофестиваля, говорят о радикальной (видимо, вынужденной в условиях нехватки времени) смене формата - с международного на условно международный.

Эти перемены отражаются, в первую очередь, на журналистах. После пресс-конференции толпа аккредитованных представителей прессы пыталась получить обещанные пресс-релизы в предбаннике, где организаторы, со своей стороны, пытались устроить фуршет. Блюда с бутербродами проплывали над головами журналистов, отчаянно толкавшихся локтями в поисках заветных пресс-материалов, которые закончились, не успев начаться. «Мы распечатали, сколько смогли», - отвечали расстроенные сотрудники агентства «Артефакт», занимавшегося организацией пресс-конференции. У журналистов старшего поколения в памяти вставала подпольная типография газеты «Искра» и полицейская облава, среди ночи сорвавшая допечатку запрещенного тиража. Журналисты помладше ловили в зале зазевавшихся Кирси Тюккюляйнен, Петра Шепотинника и Наталью Семину, чтобы стрельнуть у них лишний пресс-релиз.

Словом, это была одна из самых интересных и захватывающих пресс-конференций организаторов ММКФ за последние несколько лет. Никита Михалков «согласился остаться президентом кинофестиваля еще на несколько лет» (формулировка Александра Голутвы), а вот компания-подрядчик на организацию ММКФ будет ежегодно определяться посредством проведения тендера. Ждите новых впечатлений.

Обсудить статью