Как известно, советские карты с трудом соответствовали географической и топографической действительности, чтобы шпионы, во множестве проживавшие на территории СССР, не смогли вдруг найти чего-нибудь ненадлежащего. Беда только, что в отсутствие любых других карт граждане СССР, как и шпионы, пользовались советскими. Привычка скрывать информацию тотально, чтоб ни чужие, ни свои ничего не могли узнать, сохранилась с советских времен и осела в фестивальных дирекциях по всей территории Российской Федерации. Пример этому журналисты наблюдали 1 июня в Новом зале агентства РИА-Новости, где прошла пресс-конференция организаторов XXIX Московского международного кинофестиваля.
Александр Голутва, Кирси Тюккюляйнен, Петр Шепотинник, Наталья Семина, Андрей Плахов (фото Н. Четвериковой)
В конце марта было объявлено о том, что руководство кинофестиваля отказывается от услуг компании Рената Давлетьярова «Интерфест», несколько лет подряд занимавшейся его организацией. Был проведен тендер, в котором, кроме «Интерфеста», участвовала некоммерческая организация «Медиафест». Именно ей и досталась почетная задача за два месяца сделать в столице международный фестиваль класса «А». Открывая пресс-конференцию, представитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва сообщил: «Подготовка к XXIX ММКФ вступила в свою решающую фазу. Многие из тех, кто занимается организацией кинофестиваля, делают это в первый раз. Все работают в три смены, и, надеюсь, к открытию мы подойдем в полной готовности».
Журналисты тоже надеялись на полную готовность, но их надежды не оправдались. Никаких материалов для прессы перед конференцией не раздали, так что встреча журналистов с организаторами кинофестиваля свелась к тому, что организаторы вслух зачитывали выдержки из пресс-релиза и недоуменно пожимали плечами.
Помимо чтения пресс-релиза, журналистам назвали сумму бюджетных средств, выделенных на проведение XXIX ММКФ (около 90 млн рублей, как и в прошлом году), представили нового генерального директора фестиваля Наталью Семину (по совместительству генерального директора издательского дома «Сибирский цирюльник») и нового программного директора Кирси Тюккюляйнен (по совместительству главу Международного отдела финского кинофонда). Отборочный комитет возглавил Андрей Плахов, а взаимодействием с прессой вновь занялся Петр Шепотинник. Бессменный президент кинофестиваля Никита Михалков сказался «утомленным солнцем-2» и на пресс-конференцию не приехал.
По словам Шепотинника, к настоящему моменту 5-10% фестивальной программы находятся в работе, остальное более или менее готово. Основной конкурс включает 20 фильмов, конкурс дебютных работ «Перспективы» - 10 фильмов. Всего в основной программе ММКФ – около 170 картин; помимо конкурсных будут показаны программы «Выбор Михалкова» (10 фильмов из кинотеки «великого режиссера»), «Прощай, СССР» (отечественные фильмы 1990-го и 1991-го года производства), ретроспективы Милоша Формана, Роберта Олтмена, Эмира Кустурицы. На фестивале будет показана программа Андрея Плахова «Московская эйфория» (наиболее интересные фильмы прошлого сезона) и традиционно одна из самых интересных программ – «Восемь с половиной фильмов», отобранных Петром Шепотинником.
Нынешний фестиваль отличает ярко выраженный русский акцент. В основном конкурсе участвует целых 3 русских фильма: «Путина» умершего в прошлом году Валерия Огородникова, «Ничего личного» Ларисы Садиловой и «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, - а также израильская картина с красноречивым названием «Дети СССР», «Незнакомка» итальянца Джузеппе Торнаторе, в которой главную роль играет россиянка Ксения Раппопорт, грузинский фильм «Русский треугольник» и украинская картина «У реки». В конкурсе «Перспективы» все тоже очень по-русски: фильм «Дыши», снятый Сергеем Потаповым (правда, на якутском языке), и «Ужас, который всегда с тобой» по сценарию Юрия Арабова, снятый Аркадием Яхнисом.
В условиях двухмесячной фестивальной готовности отборщикам XXIX ММКФ очень помогли бывшие союзные республики: в конкурсе есть узбекские, грузинские, украинские картины. Модное нынче румынское кино, по словам Андрея Плахова, «разобрали в Каннах и в Венеции, поэтому нам ничего не досталось». Фильмом открытия с большой вероятностью будет «Завет» Эмира Кустурицы, показанный недавно в Каннах, а фильм закрытия еще не установлен: на его место претендуют две каннские картины, названия которых не разглашаются. В ситуации, в которой оказались организаторы XXIX ММКФ, сделать «звездный» фестиваль практически невозможно, поэтому упор был сделан, очевидно, на воинствующе некоммерческое «кино не для всех»; даже в программе «Гала-премьеры», традиционно включавшей громкие режиссерские имена и названия блокбастеров, самым звездным будет новый фильм Франсуа Озона «Ангел».
Состав Большого жюри фестиваля тоже «не для всех». Председатель жюри – австралийский режиссер Фред Скепси, известный российским зрителям по экранизации романа Джона Ле Карре «Русский дом» (1990) с Шоном Коннери и Мишель Пфайфер, которая снималась в России. Кроме него, в жюри вошли итальянская актриса Анна Галиена, грузинский режиссер Дито Цинцадзе, режиссер из Венгрии Илдико Энеди, Отман Карим, режиссерский дебют которого (фильм «О Саре») получил главный приз ММКФ в прошлом году, американский продюсер Фред Роос и актриса Рената Литвинова. Из всего списка только ее имя, пожалуй, известно непрофессиональному зрителю. Во всяком случае, после оглашению состава жюри в зале послышались просьбы рассказать, «кто все эти звезды» и «чем они знамениты».
Вместе с организаторами изменились и призы ММКФ. Статуэтка Георгия-Победоносца теперь будет конной: по словам Натальи Семиной, «мы вернулись к древнему иконописному варианту». Вкупе с полуроссийской конкурсной программой и обращением Никиты Михалкова на сайте XXIX ММКФ, почти целиком посвященным возрождению российского кино, это выглядит даже не тенденцией, а магистральной линией партии. В целом все новшества, запланированные или уже происходящие в рамках предстоящего
кинофестиваля, говорят о радикальной (видимо, вынужденной в условиях нехватки времени) смене формата - с международного на условно международный.
Эти перемены отражаются, в первую очередь, на журналистах. После пресс-конференции толпа аккредитованных представителей прессы пыталась получить обещанные пресс-релизы в предбаннике, где организаторы, со своей стороны, пытались устроить фуршет. Блюда с бутербродами проплывали над головами журналистов, отчаянно толкавшихся локтями в поисках заветных пресс-материалов, которые закончились, не успев начаться. «Мы распечатали, сколько смогли», - отвечали расстроенные сотрудники агентства «Артефакт», занимавшегося организацией пресс-конференции. У журналистов старшего поколения в памяти вставала подпольная типография газеты «Искра» и полицейская облава, среди ночи сорвавшая допечатку запрещенного тиража. Журналисты помладше ловили в зале зазевавшихся Кирси Тюккюляйнен, Петра Шепотинника и Наталью Семину, чтобы стрельнуть у них лишний пресс-релиз.
Словом, это была одна из самых интересных и захватывающих пресс-конференций организаторов ММКФ за последние несколько лет. Никита Михалков «согласился остаться президентом кинофестиваля еще на несколько лет» (формулировка Александра Голутвы), а вот компания-подрядчик на организацию ММКФ будет ежегодно определяться посредством проведения тендера. Ждите новых впечатлений.