Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 13:27
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 июня 2007, 16:27

Братья Пресняковы: «Весь секрет – в негомогенности»

Дуэт драматургов и сценаристов Олега и Владимира Пресняковых известен далеко за пределами России. Премьеры спектаклей по их пьесам идут в Лондоне, Берлине и Лиссабоне; их тексты переводятся и публикуются за рубежом. У нас бывшие филологи из Екатеринбурга прославились сперва пьесой «Терроризм», премьера которой совпала с захватом заложников на «Норд-Осте», а потом и пьесой «Изображая жертву», по которой режиссер Кирилл Серебренников снял фильм, начинающийся со знаменитой фразы «российское кино в жопе». Недавно в издательстве «КоЛибри» вышел роман «Изображая жертву». Юлия Идлис расспросила братьев Пресняковых о литературной славе, режиссерских амбициях, белорусских футболистах и прочих секретах мастерства.

Из ваших выступлений складывается ощущение, что вы не любите говорить о себе серьезно в публичном пространстве. Это так?

Владимир: Нам кажется, что мы предельно серьезны, особенно в публичном пространстве.

Олег: Могу сказать, что так же мы общаемся и друг с другом, - вот ровно так же, как выглядим со стороны. В этом смысле какого-то специального поведения у нас нет, как нет ничего специального и в наших текстах. На наш взгляд, неинтересно кривляться или гримасничать, проживая что-то другое, а не то, что ты есть. Тем самым ты уничтожаешь время, которое уже ничем никогда не восполнится.

Вы читаете то, что о вас пишут? Интересно, журналисты ставят «Владимир» или «Олег» случайным образом, когда расшифровывают интервью с вами?

Олег: Мне кажется, да. Мы вот говорим в спонтанном режиме – а как Вы поступите?

Я и спрашиваю, как поступить.

Владимир: Просто мы так много уже друг другу сказали и так многое обсудили, что все, что мы говорим, может говорить один человек, и не будет никакой разницы, как Вы это расшифруете и кому припишете какие слова.

«Братья Пресняковы» - они кто? Писатели? Медийные персонажи? Кем вы себя ощущаете?

Олег: Да вряд ли медийные. Мы вообще не понимаем, что это такое, и здесь никакого жеманства и кривляния нет: на наш взгляд, мы достаточно редко присутствуем в каком-то медийном пространстве. Не знаю, если серьезно ответить на этот вопрос – кто мы… Люди, которые получают какие-то впечатления, находят какой-то язык для того, чтобы их оформить… Мы любим общаться. В этом смысле мы светские люди – понимаю, что за этим словом тянется какой-то нехороший смысл, – не те светские люди, которые любят тусоваться и принимать участие в светских мероприятиях, а в смысле – люди диалога, люди коммуникации. Нам нравится общаться с самыми разными людьми: с читателями, зрителями, с пассажирами в самолете – мы очень часто летаем, – или с официантом в ресторане, который вдруг отвлекается от того, что он функция, и удается его вывести на какой-то человеческий разговор... А так, по определению – ну, когда-то учились в университете, когда-то занимались наукой, пишем пьесы, пишем романы, сценарии.

А чем вы занимаетесь, кроме писательства? На что вы живете вообще?

Владимир: Ну, это такой вопрос… А Вы на что живете?

Я живу на то, что беру у вас интервью.

Владимир: Вот на это? И можно жить?

В общем, да.

Владимир: Ну, у нас, к сожалению, такой возможности нет. Поэтому мы живем как живется. Скромно. И вот я, честно говоря, не знаю, как Олег живет – может, он чего-то мне не рассказывает, может, он где-то появляется втихаря, получает какие-то гонорары на телевидении или на тусовках, – но вот я веду очень скромный образ жизни.

То есть вы живете не вместе? Потому что все ваши байки о том, как один дописывает то, что начал другой, заставляют предположить, что вы и живете в одной квартире…

Владимир: Мы живем в одном самолете и в одном аэропорту.

Олег: «Вместе» – это какие-то пространственные ограничения, они же условны. Вот человека впечатлил какой-то образ, судьба литературного персонажа или киногероя – и он живет с ним вместе. То есть это же не обязательно физически вместе. Можно как угодно к этому относиться, но между нами действительно очень мощный духовный контакт. В этом нет никакой мистификации. Каждый человек может сказать, что у него есть кто-то, или какая-то эмоция, или образ, который он сам себе придумал и с которым находится в духовном диалоге. И присутствие этой субстанции ты чувствуешь постоянно: для кого-то это мама, для кого-то друг или подруга, для кого-то… Вот мы сейчас были на «Кинотавре» в жюри короткого метра и встречались со студентами Сочинского университета, с нашими поклонниками и читателями. И эти молодые люди живут в каком-то контакте духовном с этим персонажем – Валей, – который действует в наших текстах. Вот для кого-то и он стал такой персоной, которая значима и с которой интересно обсудить какие-то вещи.

«Изображая жертву» – пьеса, спектакль, фильм, роман. А что-нибудь еще будет изображать жертву?

Владимир: Конечно.

Олег: Опера и мультфильм.

А кто будет ставить?

Олег: Постановщики всегда найдутся.

Хорошее заявление. У вас есть любимые режиссеры-постановщики?

Владимир: Сложно сказать. После «Изображая жертву», если говорить о театральных вещах, практически каждая наша новая пьеса выходит на западе премьерой. Просто так получается. Видимо, есть элемент запаздывания, если говорить о российском контексте. Когда вышел фильм «Изображая жертву», многие критики говорили о том, что вот как точно ухвачен этот сиюминутный образ времени, этот герой, но мы-то с этим героем жили 4 года назад. То есть пока раскрутился этот маховик, пока сознание режиссера вписалось в контекст того, о чем мы думали и что мы интуитивно схватывали и создавали – прошло время. И сейчас вот мировая премьера нашей новой пьесы «Перед потопом» будет в Германии. Для нас это высказывание о том, что здесь и сейчас, но мы чувствуем, что в Россию это придет опять через 3-4 года. Пьеса, которую мы только вот дописываем и тоже которую тоже очень ждут наши коллеги на западе – «Голова Салмана Рушди», – в России тоже не так скоро появится. К сожалению, потому что для нас очень ценны постановки, которые случаются здесь, в России. Мы с большой надеждой ждем выхода фильма по нашей пьесе и по нашему сценарию – «Европа-Азия», съемочный процесс уже завершился. Режиссером выступил Иван Дыховичный. Это пьеса, которая никогда не ставилась в России, она ставилась только на западе, мы написали сценарий…

А почему не ставилась? Это ведь довольно давняя пьеса?

Олег: Давняя, да. Вопрос о постановщике, о состоянии ума, наверное, в котором… который так вот разворачивается в этом пространстве.

Как вообще происходит контакт драматурга с постановщиком? Чья должна быть инициатива?

Владимир: Тут, наверное, мы неважнецкий экземпляр для ответа на ваш вопрос, потому что…

Олег: …никогда не были этим озабочены. Может, это неправильный закон, но в нашем случае он работает: если ты написал сильный текст, если присутствует строгая форма, – для нас это не абстракция, а сюжет, история, – если найдены герои и язык, на котором могли бы говорить именно эти герои, – то текст естественным, чудесным, не знаю еще каким образом находит путь на сцену, на экран. А уже постановщики, видимо, идут от того, что они могут в нем вычитать, найти, увидеть, что в унисон с их мышлением работает. Просто в современном театре или кино очень часто идут не от произведения, не от интуиций автора, а от каких-то обстоятельств. Вот есть репертуарный театр, в котором есть большое количество актеров, которых надо как-то занять. Есть какие-то условия, в которых находится, допустим, режиссер-постановщик. Знаете, наш опыт постановок здесь, в России, подсказывает, что очень часто режиссер ставит не произведение искусства, а свой собственный страх. Страх, что его не так поймут; что он театральный режиссер, и вдруг стал кинорежиссером, а вдруг скажут, что это не кино, а театр? И вот он начинает борьбу со своим страхом, или он подчиняется этому страху, – и получаются уже какие-то вещи, которые не идут из того, что есть произведение само по себе.

Это ведь и жизненная проблема: и в жизни легче тогда, когда вы функция. Вас понимают быстрее, и вы как-то безопасно существуете. Как только вы обозначаете себя в качестве человека, у которого есть свои склонности, представление о самоопределении, о гордости, о любви, о том, как это должно быть, – как только вы себя так позиционируете, начинаются проблемы. А дальше уже все зависит от того, готовы ли вы бороться, готовы ли существовать в режиме проблем – или подчиняетесь тому, что мир никак не празднует вашего появления в нем. Он в принципе уже упакован, и ты должен вписаться в него как функция, как дочь или сын в семье, как работник в офисе, как любовник или любовница в отношениях… Как только ты вдруг заявляешь о себе в качестве, банально говоря, индивидуальности, «Я», со своими привычками, странностями, заморочками, – ты уже проблема. Проблема сам для себя. Вот в этом человеческом смысле и художник – такая большая проблема. И всегда ведь хочется превратить это все в функцию. Когда мы ставили «Изображая жертву», мы были в Москве и очень помогали режиссеру, актерам, театру в целом, – потому что эту пьесу очень полюбил Олег Павлович Табаков, художественный руководитель театра, и он хотел, чтобы она была на сцене. Но вы же представляете, какой пресс был вокруг: как можно, чтобы на священной сцене состоялся этот монолог матерный, допустим? И было 10 или 12 прогонов с приглашением всех стариков, критиков, и они потом Олегу Павловичу на уши говорили: нельзя, нельзя, нельзя, – но он, приходя каждый раз, говорил себе: можно, можно, можно.

На Западе вы издаетесь чаще, чем в России. У нас что-то издано, кроме романа «Изображая жертву»?

Олег: Был роман «Убить судью» в издательском доме «Афиша», книжка пьес в издательстве «Эксмо», и вот роман. Речь идет опять же о проблеме запаздывания. Насколько мы понимаем, то, что мы делаем, как-то раздвигает представления о том, что такое литературный текст. Сложно себя позиционировать как людей, которые открывают какие-то новые жанры в мире, в котором уже все открыто. Но вот, допустим, «Убить судью» сейчас осенью выйдет в Германии в издательстве «Киви», и там у нас была очень плотная работа с переводчицей. И она говорила нам, что действительно столкнулась с каким-то новым жанром в литературе: очень мобильный динамичный сюжет, очень яркая история, которая быстро прочитывается, и для того, чтобы ухватить упакованные в нее философские суждения, интеллектуальные тексты, надо постоянно возвращаться назад. Мы сами просто очень любим динамику, очень любим скользить по тексту – но мы еще успеваем туда упаковать и какие-то наши мысли о мире. А читатель, конечно, легко это прочитывает, ему интересна эта ирония, интересен этот язык – но потом многие говорят, что, когда возвращаешься назад, видишь, что здесь вот действительно есть точка, в которой можно выпасть из сюжета и так уже поразмышлять.

Вы так серьезно об этом говорите. Вам важно существовать именно в литературе?

Владимир: Ну, нам важно просто существовать, а уж где – как получится.

Олег: Существовать в режиме мысли. Понимаете, это же не нами придумано, да? Я понимаю ваш вопрос: вот какие-то ребята, подобные нам, сели и начали писать, какая-то карикатура, смех какой-то. И размышлять о жизни, философствовать… но эта форма ведь придумана не нами. Если ты вдруг осознаешь, что имеешь какое-то собственное мнение; что в мире оно одно, а у тебя другое, – выйди и начни его кричать, вряд ли кто-то будет тебя воспринимать серьезно. А литературная форма придумана для того, чтобы в этой форме, в форме книжки, твое мнение, суждение, интуиция, чувство смогло дойти до другого человека. В этом смысле литература для нас важна как форма проживания жизни.

Нет режиссерских амбиций? Вы очень трепетно относитесь к интерпретации ваших текстов на сцене. Не хочется самим поставить что-нибудь?

Олег: Мы ставили. Хотя тоже на Западе: мы в Венгрии ставили пьесу «Терроризм». Наверное, сейчас, если все сложится, как должно сложиться, мы, наконец, поставим в России «Паб».

То есть это будет ваша постановка?

Олег: Да. Еще есть интересные предложения для нас в кино, и они тоже связаны с нашими сценариями.

А Людмилу Гурченко вы сами выбрали на роль дьявола в «Пабе»?

Владимир: Дьявола трудно выбрать. Дьявол приходит и ставит перед выбором тебя, и иногда отказаться невозможно.

Олег: В этом смысле Людмила Гурченко – очень строгая форма дьявола. Она как раз, если всмотреться, метафора этой строгости. Если ее можно на каком-то физическом образе отработать – вот что такое та строгая форма, которая не расползается в кисель, а держится в мире несмотря ни на что, исходя из своей внутренней энергии. Это как раз тот дьявол, который нам нужен.

Вы уже сто раз отвечали на вопрос, как придумывается пьеса. Ответьте на него в сто первый.

Олег: Ну, по-разному. Та же самая «Изображая жертву» – мы были в Лондоне, там ставился «Терроризм», мы где-то гуляли, и нам пришла идея в голову, мы ее озвучили друг другу: что есть парень, который изображает жертв во время следственных экспериментов. На какой-то вечеринке мы озвучили ее, и возник человек, который сказал, что если будет пьеса, то дайте вот сейчас обещание, что мой театр будет первым. Может, мы бы и не стали расписывать эту идею, потому что таких идей у нас в голове масса появляется. Всегда же бывает, что ты отвлекаешься, тебе лень, – а тут что-то вот строгое возникло, как Людмила Марковна. И мы написали пьесу – в том, в западном варианте. Потом уже этот текст стал нам интересен разными гранями, мы создали еще и вот эту гамлетовскую структуру – другой ремикс, который идет уже в России на сцене МХАТа. Сценарий – нам всегда говорили о том, что наши пьесы кинематографичны, и очень много было предложений прямо по ним делать кино. А роман – это желание продлить какое-то внутреннее путешествие Вали. Нам казалось, что есть еще что-то в нем, и мы романное пространство для его жизни придумали, хотя в этом пространстве и убили его.

Вы пишете по 2-3 пьесы в год. В чем секрет такой продуктивности?

Владимир: Недавно нам его открыл Виталий Хаев, актер. Значит, рецепт следующий: зимой надо не есть вообще помидоров и огурцов, а покупать их только летом на рынке.

Олег: Но я ему сказал, что он напрасно придерживается этого правила, потому на рынке летом – те же самые гомогенные продукты. Может быть, весь секрет – в негомогенности.

Владимир: Да.

Олег: Понимаете, если есть что-то, что тебе на самом деле интересно, от чего ты получаешь удовольствие, ты этим занимаешься. И потом, есть какой-то интерес вокруг, который тоже поддерживает тебя: когда просят, когда говорят, что вот ждем вашу новую пьесу, – это извне тебя дисциплинирует. Это как студенту важно, что в такие-то даты будет защита курсовой работы или диплома: мы все тянем, тянем, тянем, а вот осталось дней 5-7 – и ты садишься, дисциплинируешь себя и делаешь эту работу.

И последний вопрос: ни у кого из вас нет желания сделать сольную карьеру?

Владимир: Группу.

Олег: Правда, это тоже не сольная будет карьера все-таки.

Владимир: Да. Мы на полпути уже к созданию музыкальной группы. А по одиночке пока я лично не позволяю Олегу. Он много раз пытался сделать сольную карьеру – и в писательстве, и во всем остальном, но мои угрозы и вспыльчивый характер пока его приструнивает. Он банально боится меня, поэтому пока ни о какой сольной карьере говорить не приходится. [Смеется.]

Олег: Есть еще такая вещь, которая нас сдерживает – опять же, чисто по-человечески так получилось. У нас это пересечение двух кровей – персидской и русской. Есть Тегеран, Иран, и есть Россия огромная. И есть это пересечение – Европа-Азия. Это то, что, видимо, формирует нас изнутри и не позволяет распасться этому дуэту.

Обсудить статью

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
12:41 В Германии оценили убытки от антироссийских санкций
12:32 ЛДПР потребовала от Пескова не унижать народ заявлениями о конкурентах Путина
12:28 Путин объяснил отсутствие в стране конкурентоспособной оппозиции
12:26 Путин рассказал о своем выдвижении
12:26 Московский арбитраж отказал Siemens в возврате крымских турбин
12:16 «Билайн» начал выполнять требования по отмене роуминга с Крыма
12:16 Путин назвал цель своего участия в выборах
12:08 Владимир Путин начал большую пресс-конференцию
12:00 Бомбардировщики Су-34 вернулись из Сирии в РФ
11:59 Капитализация всех криптовалют перевалила за 500 млрд долларов
11:48 Экипаж МКС благополучно вернулся на Землю
11:40 Саакашвили признался в желании вернуться в Одессу мэром
11:39 На Гайдаровском форуме в РАНХиГС выступят ведущие мировые историки и россиеведы
11:37 Собчак анонсировала приготовленные для Путина вопросы
11:28 МВД отказалось принимать экзамены на права на российских компьютерах
11:24 СМИ анонсировали отказ Сергея Миронова баллотироваться в президенты
11:21 Дума приняла закон о пожизненном наказании за вербовку террористов
11:04 Минтранс назвал день подписания меморандума о возобновлении полетов в Египет
10:47 В России впервые за десять лет упал объем снятия денег с карт
10:44 В Госдуме предложили ввести 12-летнее обучение в школе
10:20 СМИ узнали о работе Путина каскадером в кино в 70-е годы
10:13 Астрономы сфотографировали «звездные ясли»
10:13 Песков объяснил невыгодность снятия санкций для «наших селян»
10:00 Песков объяснил информационную войну против России
09:54 Промсвязьбанк опроверг требование ЦБ найти 100 млрд рублей резервов
09:40 В США заявили о неподходящем времени для переговоров с КНДР
09:31 Защитники Telegram попросили ООН защитить его от ФСБ
09:15 Опрошенные политтехнологи ждут протестов после выборов президента РФ
08:52 Робби Уильямс объяснил отмену тура в России патологией мозга
08:48 Трамп анонсировал самое масштабное сокращение налогов
08:30 Генпрокурор Украины отверг подозрения в подготовке госпереворота Саакашвили
08:25 В Канаде упал самолет с 22 пассажирами на борту
08:08 Израиль на неопределенный срок закрыл границу с сектором Газа
08:04 СМИ узнали о формировании инициативной группы по выдвижению Путина
07:39 Песков не нашел достойных соперников Путину
07:36 ФРС повысила базовую ставку‍
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.