Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 18:14
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 июня 2007, 16:56

Отман Карим: «Кино долго остается на плаву»

Отман Карим – молодой шведский режиссер из Уганды. У себя на родине он известный сценарист, телеведущий, режиссер документального и игрового кино. В прошлом году его первая игровая картина «О Саре» – тонкая и обаятельная история взросления и поиска любви – получила главный приз Московского международного кинофестиваля. В этом году Карим вошел в состав жюри основного конкурса. Юлия Идлис расспросила его о закулисной жизни фестиваля, о поиске денег на новые проекты и о том, что намного важнее хорошего и плохого кино.

Отман Карим (фото Н. Четвериковой)
Отман Карим (фото Н. Четвериковой)

- В прошлом году Вы получили главный приз Московского кинофестиваля, в этом году будете его присуждать. Как Вам по эту сторону основного конкурса?

- Гораздо легче. В прошлом году мы все время волновались: а что там в других фильмах, на что похожи другие фильмы – ну, понятно. Есть ли у нас хоть один шанс. И мы посмотрели часть конкурса и очень быстро поняли, что у нас нет шансов: эти фильмы слишком хороши. И мы уехали, помните? Вы же были здесь в прошлом году?

- Да, была.

- В середине фестиваля я уехал на Кипр, чтобы работать над новым сценарием, потому что был убежден, что у нас не было шансов, и я был разочарован, и мне нужно было работать. В этом году нет этого давления, я могу расслабиться и смотреть кино – то кино, которое в прошлом году показалось мне таким замечательным. И в этом году у меня нет причин беспокоиться из-за того, что это кино такое замечательное.

- А оно такое же замечательное, как и в прошлом году?

- Да, вот вчера мы посмотрели несколько хороших фильмов. Чувствуется, что это международный фестиваль, потому что в конкурсе – большие международные картины.

- Что значит «большие международные»?

- Ну, я бывал на маленьких фестивалях в Швеции. Там в основном крошечное домашнее кино. Оно может заинтересовать несколько человек в Швеции, да и то вряд ли. Здешние фильмы гораздо более интернациональные.

- А есть какие-то национальные различия в фестивальном кино такого уровня?

- Конечно. Фильмы разных стран различаются хотя бы по темпераменту. Во французских картинах все такие горячие, в шведских все персонажи очень замкнуты. Некоторые народы – не скажу какие – делают очень мелодраматичное кино. Поэтому да, идя в кино на французский, или шведский, или итальянский фильм, как-то знаешь, на что рассчитывать. Или во всяком случае, рассчитываешь на что-то. Но если повезет, твои расчеты не оправдываются, потому что рассказывается универсальная история, и это главная причина, по которой мы идем в кино. Мы ведь смотрим фильмы, чтобы разделить чей-то опыт.

- То есть Вас больше всего интересуют истории?

- Да, для меня важнее всего – рассказывать истории. Кто сказал, что мы читаем книги, чтобы понять, что мы не одиноки? Так вот, мы и кино смотрим, чтобы понять то же самое. Во всяком случае, для меня кино выполняет именно эту функцию. Я смотрю фильмы, чтобы понять, что вам так же плохо, как и мне. Или так же хорошо, как и мне. Вы влюбляетесь по похожим причинам и перестаете любить по похожим причинам, что и я. К вам мир так же жесток, как и ко мне. И это хорошо.

- Звучит здорово, но фестиваль – это еще и деловое событие. Чем вы заняты здесь, кроме просмотра фильмов?

- Ну, мы общаемся, встречаемся со многими режиссерами, с продюсерами, прокатчиками. Для меня это еще и светское событие. Я не слишком разбираюсь в бизнесе, поэтому провожу время в общении: знакомлюсь с людьми, делюсь мыслями, учусь… Недавно во время ужина двое из членов жюри обсуждали свои проекты и опыт – а они гораздо опытнее меня, так что я многое узнал о съемке фильмов. И опять же, понимаешь, что не одинок: те же трудности были у режиссеров десятки лет назад и, наверное, будут всегда.

- Вы были знакомы с кем-нибудь из членов жюри раньше?

- Нет.

- А слышали о ком-нибудь из них?

- Да, вообще-то обо всех. Например, Фред Скепси – многие его фильмы я очень люблю. И то, что делает Фред Росс, мне интересно. Я видел их работы, но не встречал их самих.

- Общение с людьми в этом году как-то отличается от прошлого года?

- В этом году мы общаемся с членами жюри; в прошлом году нам это запрещалось. [Смеется.]

- Это вся разница?

- Ну да. В этом году мы общаемся в более тесной группе – в основном, это жюри. В прошлом году мы говорили и с другими режиссерами.

- Как долго живет фильм после награждения? Вы сняли «О Саре» в 2005, в 2006 он получил здесь главный приз, а что с ним происходит сейчас?

- Фильмы живут удивительно долго, даже для меня. В прошлом году мы приехали, получили приз, и я сказал: ну ладно, теперь я буду заниматься следующим проектом, забыли об этом, идем дальше. Но нет, он все живет. Этот фильм до сих пор зовут на фестивали, он до сих ор идет на ТВ, должен выйти на DVD – а, нет, он уже вышел на DVD… Но в каждой стране свои DVD, свои фестивали, так что все продолжается. Его все еще не показали по телевидению в Швеции, собираются показать только сейчас, два года спустя.

Кино на удивление долго остается на плаву. У нас есть документальные фильмы, сделанные пять, шесть, семь, десять лет назад, ты вдруг получаешь за них чек и думаешь: надо же, этот фильм все еще смотрят. Или кто-то звонит, пишет – я только посмотрел такой-то фильм, это здорово, или это ужасно, все равно. В общем, все остается. Грехи твои, раз совершенные, следуют за тобой всю жизнь. [Смеется.]

- Легче стало искать деньги на ваши фильмы после того, как вы получили приз ММКФ?

- Ну, я стал более наглым, определенно. Теперь я гораздо смелее ищу финансирования. Может быть, из-за того, что «мои фильмы получают гран-при, дайте мне денег» или из-за того, что раньше слишком вежливо просил, не знаю. Но да, стало гораздо легче – короткий ответ на ваш вопрос.

- Как происходит поиск финансирования? С чего вы начинаете?

- В Швеции вы первым делом идете в Шведский институт кинематографии – это правительственное ведомство, которое дает какие-то деньги на фильмы. Потом вы идете к телевизионщикам – у нас это SVT, бесплатное телевидение, а потом к прокатчику и, может быть, обращаетесь на платный ТВ-канал. Если на этой стадии у вас есть весь бюджет – отлично. Если нет, надо придумывать что-то еще.

- А что с международным прокатом?

- Так получилось, что наш внутренний прокатчик еще и превосходный международный прокатчик, с отличными связями. Так что мы продаем права на международный прокат за большие суммы и до выхода картин. Он все делает сам. Мне ни о чем не приходится волноваться.

- То есть вы волнуетесь только о творческой стороне дела?

- Да, о том, чтобы снять действительно хорошее кино.

- И как это делается?

- Ох, ну… Вообще все начинается с идеи – с чего-то, что меня трогает, с чем я могу прожить два-три года, потому что весь процесс займет два или три года, если повезет, а то и больше. Я пишу какой-то общий синопсис, набросок – просто чтобы понять, о чем я хочу снять фильм, потому что обычно идей и мыслей море, они захватывают внимание, и я пишу, чтобы структурировать их. Обо всем ведь рассказать невозможно, так что надо выбрать и сказать: вот о чем я хочу поговорить, вот об этой части. Потом я обычно нахожу кого-то, чтобы отредактировать историю. Мне всегда кажется, что я слишком увлекаюсь вещами, которые никому не интересны, кроме меня, поэтому приходится проверять мои идеи на других людях: а вам это тоже интересно? И они говорят: ну да, это забавно.

На этой стадии у меня собирается некий материал, с которым можно идти в Институт кинематографии и к прокатчику. У нас с прокатчиком давние отношения, так что я могу ему просто позвонить и сказать: слушай, я думаю сделать фильм вот об этом, как ты думаешь, это кто-нибудь будет смотреть? Я стараюсь обсудить с ним разные аспекты, и с другими людьми тоже. Иногда зову еще одного сценариста, чтобы все переписать…

- А вы работаете с чужими сценариями?

- Пока нет.

- Почему?

- Потому что мне кажется… Нет, я мог бы, но… Знаете, я был близок к тому, чтобы снять по чужому сценарию романтическую комедию сразу после «Сары»: наш прокатчик делал этот фильм с другим сценаристом. Но даже в этом случае нужно сделать сценарий своим. Даже тогда мне придется взять этот сценарий и переписать его, увидеть, что в нем интересно мне самому. Потому что иначе я не знаю, как снимать фильм по нему.

- А свои сценарии вы продаете другим режиссерам?

- Нет.

- Почему же?

- Потому что я эгоист. Зачем это мне отдавать свои сценарии… Швеция – не такой уж большой рынок, здесь очень мало профессиональных сценаристов, которые только пишут. Если взглянуть на статистику, большинство шведских режиссеров снимают свои собственные сценарии. Частично потому, что Швеция – маленький рынок, а частично из-за традиции авторского кино, оставшейся здесь от Бергмана: все хотят быть великими авторами, как Бергман, и поэтому сами пишут себе сценарии, чтобы доказать, что они гениальные режиссеры. Это шло из поколения в поколение, и только сейчас появилось поколение режиссеров, которые могут сказать: я не стремлюсь быть великим автором, я могу взять чужой сценарий или продать свой сценарий другому режиссеру. И это очень хорошо для развития кино как индустрии, хотя раньше для торговли сценариями у нас просто не было рынка.

- Вы хотите остаться на этом рынке, или у вас есть международные амбиции?

- Нет, конечно, я хочу выйти на международный уровень, но для этого надо найти историю, которая не слишком окрашена национальной культурой и менталитетом. Если мне попадется такая история – история, которая могла бы произойти с каждым, я, естественно, сделаю ее. Но я не буду делать этого просто чтобы сделать. Мне нужна история, которая действительно будет моей.

- Такая история есть среди проектов, над которыми вы работаете сейчас?

- Вообще-то да. Следующий фильм за тем, который мы снимаем в данный момент, это история взросления, и я думаю, она касается гораздо большей аудитории, чем шведская. И мы целенаправленно ищем международных партнеров, будем делать совместное производство. Вчера маркетологи предложили мне снять весь фильм на английском вместо шведского; уже одно это откроет нам совершенно другой рынок. Так что это еще и практические вопросы, не только материал.

- Вы говорите о фильме под названием «Дорогая Элис»?

- Нет, это третий фильм.

- Тогда перечислите все, над чем вы работаете, пожалуйста.

- Сейчас мы снимаем фильм «Ex» [«Бывшая»], как «бывшая девушка». Это любовный треугольник и триллер; и любовный треугольник заканчивается смертью и разрушением, поскольку это триллер. Потом будем снимать детскую сказку, о маленьком мальчике – и это тоже история взросления… Ух ты, еще одна. И «Сара» ведь тоже – история взросления… Ну, словом, тут герой гораздо младше, и он отправляется в путешествие с полусумасшедшим стариком, такой современный Дон Кихот.

Потом идет «Дорогая Элис», это драма с несколькими героями. Вы видели «Столкновение» или «Магнолию»? Вот что-то такое.

- А название напоминает фильм Томаса Винтерберга «Дорогая Венди».

- Да что вы? Ну я же говорю, это все рабочие названия – «Бышая», «Дорогая Венди» и т.д. А потом приходит прокатчик и говорит то же, что и вы сейчас: эй, постой-ка, Винтерберг уже снял такой фильм, ты не можешь выпустить картину с этим названием, поменяй его на… и он даст мне список, я посмотрю и скажу: нет, это порно-фильм, это документальный фильм, это не подходит… И это тоже часть процесса, вы же спрашиваете о процессе.

- Вы начинали с документального кино; не хочется к нему вернуться?

- Не вернуться: я снимаю документальные фильмы постоянно. Я снимаю их почти для расслабления. Потому что очень люблю общаться с людьми, слушать их и красть у них идеи. У нас все время идут съемки какой-нибудь документальной картины; а сейчас мы снимаем две сразу.

- И последний вопрос: Вы сделали блестящую карьеру для дебютанта в игровом кино: сразу же получили приз на международном фестивале. Вы знаете рецепт успеха?

- А есть рецепт?

- Вот и скажите.

- Я не знаю. Я просто стараюсь делать то, что попадается, понимаете? Просто делать свою работу. То, что меня захватывает. Вот все, что я могу сказать. Именно поэтому я начал с того, что не очень хорошо разбираюсь в бизнесе. Других людей если спросить у них есть план, стратегия… А я еще и жить хочу. Для меня съемки – это стиль жизни, моя жизнь, и я просто следую своему пути: встречаюсь с людьми, они что-то делают, я что-то слышу… Вот, по-хорошему, единственный фокус, которому я могу научить: следовать за тем, что тебе близко. Если это сработает – здорово, если нет – ну что ж, в жизни есть вещи намного больше того, плохой или хороший фильм ты снял. Когда у меня что-то не получается, я прихожу домой, смотрю на своих детей и говорю: а, наплевать. Они – центр моей жизни. Так что простите, ничему другому научить не могу.

Обсудить статью

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
12.12 21:11 Путин перечислил условия успешного развития России
12.12 20:50 Задержанного после взрыва в Нью-Йорке обвинили по трем статьям
12.12 19:46 «Хамас» провозгласило третью интифаду
12.12 19:38 НАСА прекратило переговоры о закупке мест на «Союзах»
12.12 19:23 Оргкомитет ОИ-2018 допустил появление россиян под национальным флагом
12.12 19:00 Рогозина не устроил отчет госкомиссии по крушению «Союза»
12.12 18:50 Пожар после взрыва на газовом хабе в Австрии полностью потушен
12.12 18:39 Директор ФСБ объявил резню в ХМАО терактом
12.12 18:21 Россия приостановила работу посольства в Йемене
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.