28 марта 2024, четверг, 22:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 июля 2007, 17:45

Бизнес «по-комсомольски»

Газета «Коммерсант» опубликовала вполне завлекательный текст: о том, что председателем совета директоров ИД «Комсомольская правда», чей контрольный пакет приобрела группа ЕСН, назначен Олег Руднов, возглавляющий петербургскую Балтийскую медиагруппу.

Что характерно, Руднов является деловым партнером совладельца банка «Россия» и близкого друга Владимира Путина Юрия Ковальчука. Косвенным подтверждением партнерства Руднова с ЕСН источники назвали недавнее приобретение ЕСН у Руднова около 24% принадлежащего ему петербургского телеканала СТО. Неназванные источники газеты предположили, что именно в интересах акционеров банка вся история с приобретением ЕСН «Комсомолки» и затевалась.

Сделка по продаже 60 процентов акций ИД "Комсомольская правда" - одна из наиболее показательных - в смысле понимания того, «как» и «что» (правда, не того, "зачем") творится на российском медиа-рынке (да впрочем, и вообще в российском бизнесе). Прежде всего - "как". В самом деле, слухи о продаже курсировали на рынке еще с прошлого года. Кому "Проф-медиа" продали актив - было неясно. Сначала выяснилось. что переговоры ведет ЕСН Григория Березкина. Предприниматель славен тем, что умеет решать сложно решаемые вопросы и близок сразу нескольким крупным бизнес-структурам, в числе которых "Газпром" и РЖД (ЕСН, как считается, в интересах РЖД контролирует медиа-холдинг "РЖД-партнер"). Аналитики посчитали, что решение о продаже КП группе ЕСН принималось в Кремле, который таким образом создает еще один центр консолидации СМИ под контролем РЖД и главы РЖД Владимира Якунина - "преемника №3".

Потом выяснилось, что переговоры по продаже ведет глава "Газпром-медиа" Николай Сенкевич. Наблюдатели радостно захлопали в ладоши и постановили, что "Газпром" приобретает через ЕСН одну из наиболее читаемых газет страны. Читай - в интересах Дмитрия Медведева - "преемника" то ли №1, то ли №2.

Радостное оживление стало еще радостнее, когда глава "Проф-медиа" (прежний основной акционер "Комсомолки") Рафаэль Акопов, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе "Комсомолки", произнес конкретное слово "похуй". В смысле – вверенный ему медиа-холдинг совершенно не волнует дальнейшая судьба той «проклятущей» «Комсомолки». Правда, "Проф-медиа" только в марте подтвердил, что сделка близка к завершению. Но тут же появились слухи, что против сделки выступает владелец блок-пакета акций ИД норвежская A-Pressen.

Не так давно в одном из исследований Банк "Россия" был назван одним из "центров силы" в российской политике, так что СМИ федерального уровня ему не повредят. Тем более, что канал РЕН-ТВ, кажется, тоже контролируется приблизительно из тех же широт. Но окончательной ясности все равно нет – кто, как, когда, на чьи деньги и зачем купил ИД «Комсомольская правда».

"Почем" купили - тоже не вполне ясно. По некоторым оценкам, речь может идти о $200 млн. По крайней мере, главред и миноритарный акционер «Комсомолки» Сунгоркин как-то оценивал ИД в $250-300 млн. Есть и более скромные (от $100 млн), и более масштабные (до $300 млн) оценки цены пакета 60 процентов акций ИД "Комсомольская правда".

Вообще - это некая специфика покупок медиа-активов. Приблизительно так же поступает и Алишер Усманов, приобретая ИД «Коммерсант» - то ли в своих интересах, то ли еще в чьих. Сколько бизнесмен заплатил – тоже непонятно, но это его личное уже дело. Говорит, что медиа-бизнес решил делать. Может и так, да только медиа-активы у него «выйдут в ноль» лет через 10. Неужели смотрит в будущее на 10 лет? Или предвидит перепродажу по более высокой цене? Кто же разберет.

И что занимательно – также поступали и в «криминальные» 90-е. Кто помнил, кто основной акционер ОРТ или какого-нибудь журнала «Итоги»? А они, влиятельные и читаемые-смотримые СМИ, начинали потом объяснять граду и миру, что политик А хороший, а политик Б – враг народа – ну или с точностью до наоборот.

В принципе, дело касается только владельцев – кому продали, сколько заплатили. Но иногда хочется знать и откуда что берется. Довольно сложно найти отчетность какого-нибудь государственного СМИ, существующего – кажется – на деньги налогоплательщиков. Обломаете зубы, пытаясь выудить какие-нибудь сильно заслуживающие доверия цифры. Непрозрачность рынка СМИ свойственна и всей российской «политэкономии». Предвыборные бюджеты партий? Пожалуйста, да только кто им поверит. Рейтинги состояний крупнейших бизнесменов? Да в них оценки в различных редакциях отличаются раза в два, а некоторые весьма небедные люди в них вообще, по всей видимости, не попадают. Вот так это все и работает – непрозрачно, но, будем надеяться, эффективно.

Обсудить статью

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.