Адрес: https://polit.ru/article/2007/08/20/glyanec1/


20 августа 2007, 12:19

Ералаш для взрослых

Андрей Кончаловский снял кино «Глянец». В воскресенье была премьера. И теперь его будут всячески ругать. И напрасно.

НОМИНАЦИЯ

Чтобы избежать паранойи, как учил Дмитрий Александрович Пригов, нужно судить каждую штуку по своей номинации. И вот какая интересная получается вещь. Фильм «Глянец» – совсем не той номинации, что «Ася Клячина», и не той, что «Сибириада», и не той, что «Танго и Кэш», и не той, что «Дядя Ваня», и не той, что «Поезд-Беглец», и не той, что «Стыдливые люди», и не той, что «Одиссея», и не той, что… и т.п. Вот ничего себе, в каких разных номинациях Кончаловский снимает фильмы! Не похожи один на другой. И сравнивать «Глянец» с ними не получится, потому что он из новой для режиссера номинации «Ералаш для взрослых».

Сразу все становится на свои места, сравнивать этот фильм с другими фильмами  Кончаловского и судить его по правилам других номинаций – дурное дело. И уже не нужно читать рецензии, посвященные «Глянцу», в которых фильм ругают за драматургию, за то, за сё, не говоря уж про провокативный продакт-плейсмент, у которого, кстати, в картине – вполне игровой характер. Как говорят псевдо-аристократы – это критика для бедных. В широком смысле, если Андрей Кончаловский может позволить себе на день рожденья снять «Ералаш» (сегодня режиссеру исполняется 70 лет), – так и будьте здоровы,  Андрей Сергеевич, остальное купим!

О ЧЕМ?

Девушка с Ростова приезжает завоевывать Москву. Картинки из жизни предпринимателей. Везде богатые тоже плачут. Не все то золото, что блестит. Бизнес-вумен, глава модного журнала, страдает от того, что её возлюбленного уводит дочь. Дочь ей говорит – а чего ты? Я просто хотела тебя позлить. Ты же сама учила меня быть сукой. У мамы, конечно, слезы на глазах. Мне этот сюжет больше всех понравился, потому что в нем мама и её молодой человек танцуют и поют как в индийских фильмах.  И сделано это не хуже, чем у людей! Умеют же, когда захотят!

Потом главная героиня попадает к кутюрье. Тому тоже несладко. Он изысканный гомосексуалист, а ему приходится иметь дело с грубым инвестором Миколой Сельяниновичем, который, если чуть что не так, обзывает его пидором! Потом, для того чтобы срубить денег, этого мэтра даже заставляют рискнуть своей гомосексуальной репутацией и про него главная газета напишет, что он «Говно-100 %». А говорят, что гомосексуалистам хорошо! Им так же, как и всем.

Потом главная героиня попадает к специалисту по подготовке девушек для олигархов.
Его зовут как в жизни – Петя. Петя тоже, к несчастью, гомосексуалист. И Петю клиенты, бывает, обзывают еще хуже, чем кутюрье, и в любой момент могут убить за то, что он знает их интимные тайны, например, за то, что они любят в девушках розовые пятки.

В конце концов, героиня попадает к олигарху из Совета Федерации. У него счастья тоже нет. Он то себе вены режет, то с отчаянья просит Петю найти ему жену за миллион долларов. Только вроде бы его тут пожалеешь, а потом врубаешься, что это он понтится, ему нужна жена похожая на Грейс Келли, потому что у него вилла то ли в Монако, то ли напротив Монако.

Еще журналистов весь фильм все мутузят, как хотят. Хоть ты про политику пишешь, хоть про девушек для олигархов, а все равно тебя смертным боем изобьют.

Я считаю – получился хороший, нравоучительный фильм. Ни один здравомыслящий человек после него в индустрию глянца уже не полезет. Потому что там счастья нет.

А ЧТО ТАМ ЕСТЬ?

Вот это интересный, как говорится, вопрос. Глянец – это такой нематериальный актив, с помощью которого умные разводят лохов. Вот бизнесвумен, хозяйка глянцевого журнала, так и говорит – умные люди глянец не читают, они его издают. И тут вот – еклмн! – опять трагедия – эта несчастная мать дочери-суки и голуба-кутюрье пытаются все ж таки держаться каких-то «старых» ценностей. А новые люди им говорят – разуйте глаза, динозавры, это вчерашний день, сегодня это никому не нужно, искусство – это то, что продается, а продается скандал, шок и говно, чтобы всех мутило и плющило. Дочка показывает маме проект обложки, несчастная мама спрашивает – это грудь или жопа, да какая разница, говорит сука-дочь, это кул!

КАК ЖЕ ИМ НЕ СТЫДНО!

Еще отрицательные герои из Ералаша пытаются наговорить про Бога гадостей. И им еще при этой жизни за это достается!

ЖАЛКО?

Никого не жалко в этой драматической комедии. Нет! Жалко маленькую девочку, которая купила на свои деньги маме арбуз и тащила этот арбуз весь день домой. А мама не разобралась и сразу залепила девчушке пощечину. Еще жалко папу главной героини, потому что он все время пытается сбежать в голом виде из дома, а его не пускают, а потом отправляют в сумасшедший дом.

КАКАЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

Так учили отвечать в школе. А школа это носитель ценностей, к которым эта картина апеллирует. Я скажу только про то, что мне интересно и на что, может быть, не все обратят внимание.

Американское кино 30-ых и 40-ых годов сильно критиковало всяческие сословные различия. Почти во всех фильмах девушки или юноши должны были выбирать между карьерой (богатством) и любовью. И представители высших сословий вели себя как сука-дочка, для всех них человеческие чувства – это не кул. Но представители демократических сословий хоть мучались, хоть заблуждались, но удерживались ходить по кривой дорожке. Фильмов таких в Америке была просто куча, один из самых известных – «Девушка с обложки» (Cover girl), которому, можно сказать, Кончаловский здесь в игровой, так сказать, форме тоже послал поклон.

Но в этих американских фильмах представители самых высших сословий капитально отличались от представителей демократических сословий, они отличались неизлечимо. В наших историях про сладкую жизнь, в том числе и в фильме «Глянец», они ничем не отличаются. Одни знают, что почетней говорить «из Ростова», а не «с Ростова», и все. И мне кажется, в этом как-то жизнь современная отражена, поэтому такое бурление снизу, упертые героини не понимают, чем они хуже тех, кто при деньгах, и прут наверх.
А там чего их ждет? Вот олигарх выписал девушку за миллион долларов, заставил её снять трусы, встать на карачки и теперь кидается в задницу фисташками. Конечно, в СССР «Груза 200» подобная сцена еще хуже закончилась, но все равно, что проклятый олигарх хотел этим доказать? Правильно, что их, олигархов, никто не любит.

ПРО ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ

Как поет в этом фильме наш татарский Элвис Пресли Дима Билан: «Ну что сказать вам, моcквичи, на прощанье?»

Вот что!

Наташа Четверикова, когда фотографировала Сергея Михалкова, сказала ему: «Наверное, это лучший подарок, если можешь прийти на 70-летие сына». «А вы снимайте, снимайте» - ответил ей мудрый старик. И того же хочется пожелать на день рожденья Андрею Сергеевичу Кончаловскому!

ФОТОРЕПОРТАЖ