Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 03:40
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 сентября 2007, 09:40

Развитие без реформы

В отличие от большинства стран, имеющих развитую железнодорожную сеть, наши железные дороги несут на себе дополнительную нагрузку, которой нет у их иностранных коллег: производственную, военную и социальную.

Производственная нагрузка – это поддержание коммуникации между технологически связанными объектами, расстояние между которыми слишком большое, чтобы перевозка сырья, материалов и полуфабрикатов была эффективной. Тем не менее, убыточная перевозка этих грузов осуществляется, и убыток берет на себя железная дорога.

Военная нагрузка заключается в том, что пропускная способность железных дорог, расположение линий и их способность выдерживать эксплуатационные нагрузки определяются требованиями военных, а не гражданских перевозчиков. Поскольку требования военных более высокие, то инвестиционные расходы на строительство дорог гораздо выше, чем если бы они строились только под нужды гражданских грузоотправителей. Это еще одна статья расходов, которую вынуждена оплачивать железные дороги.

Социальная нагрузка вытекает из того географического факта, что Россия – очень большая страна, с очень большими расстояниями. Поэтому гражданам, если они хотят пообщаться, приходиться преодолевать многие сотни, если не тысячи километров, прежде чем они смогут увидеть друг друга. Естественно, расходы на преодоление таких расстояний немаленькие, и не под силу скудным семейным бюджетам большинства россиян. Граждане просто не в состоянии оплатить свой переезд по полной стоимости и поэтому, чтобы не лишать их удовольствия видеться друг с другом, железная дорога вынуждена брать на себя часть расходов, устанавливая пониженные тарифы на отдельные категории билетов.

Такой была ситуация в советские времена и потом еще лет десять после начала экономических реформ. Сейчас она изменилась к лучшему, но не намного. Возить грузы на сверхдальние расстояния уже не требуется, так как подобного рода технологические цепочки приказали долго жить. А если они еще сохранились (например, перевозка угля из Кузбасса в европейскую часть России на теплоэлектростанции), то тарифы субсидируются государством. Также субсидируются (теперь регулярно) расходы железных дорог по перевозке малоимущих пассажиров, благо государственный бюджет теперь профицитный. Правда, военная составляющая никуда не исчезла, и с этим ничего не сделаешь.

Но наряду с некоторым улучшением условий эксплуатации старой железнодорожной сети, рост внутреннего производства и внешней торговли стал предъявлять путейцам новые требования. Это, прежде всего, строительство параллельных линий на наиболее нагруженных направлениях; адаптация железнодорожной сети к международным потокам Европа-Азия; и, наконец, строительство отводных путей от основных магистралей к вновь осваиваемым месторождениям полезных ископаемых.

Вот эти новые требования вызвали к жизни следующие вопросы: откуда взять источники финансирования для нового строительства; будет ли достаточной производственная мощность отраслей–поставщиков (рельсовый прокат и вагонно-локомотивный парк) для удовлетворения этих требований; и кто, собственно, будет заниматься этим новым строительством, закупкой оборудования и эксплуатацией вновь построенных линий железных дорог?

Последний вопрос возник не случайно, так как у нас уже много лет идет, и все никак не закончится реформа железнодорожного транспорта. В ходе этой реформы предполагалось выделить из бывшего Министерства путей сообщения вагонный парк, путевое хозяйство, локомотивные депо, вокзалы и платформы, а также так называемые «непрофильные объекты» вроде больниц и поликлиник. После выделения этих объектов они должны были либо распродаваться частным экспедиторским компаниям, либо передаваться на баланс местным администрациям, либо на их базе могли создаваться акционерные общества, государственные пакеты акций которых в будущем предполагалось продать на фондовом рынке. В результате должно было появиться несколько частных железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой за грузы и пассажиров, а на долю государства осталось бы только нормативное регулирование их деятельности, ведение судебных споров и установление графика движения вместе с тарификацией по линиям, остающимся в государственной собственности.

Так предполагалось, но не так получилось. Вещи, которые все-таки удалось сделать – продать часть вагонного парка частным операторам и создать вместо МПС РАО «РЖД» – погоды не меняют, так как частные экспедиторы могли и раньше покупать вагоны, например, у заводов-изготовителей, или брать их в аренду у МПС. А создание вместо министерства акционерного общества оказалось только сменой вывески, так как «РЖД» – это такой же монополист, как и МПС.

В ситуации осуществления реформы, как ее задумывали, ответы на поставленные выше вопросы были бы очевидны. Если государство сохраняет за собой путевое хозяйство и берет тариф с экспедиторских компаний за перевозку, за счет этого тарифа оно и должно поддерживать в рабочем состоянии существующую сеть, а так же расширять ее по мере роста потребности в перевозках. И, соответственно, заказывать строительным компаниям прокладку новых и ремонт старых путей. Если подвижной состав и локомотивы переходят частным компаниям, то теперь они выдают заказы предприятиям-изготовителям, в соответствии с тем объемом грузов и пассажиров, которые они собираются перевезти. И, наконец, местные администрации строят (или закрывают) платформы и вокзалы в зависимости от изменения пассажиропотоков на их территории. Все эти вложения, повторяем, финансируются за счет тарифов или, если речь идет о долгосрочных проектах – за счет облигационных займов, купоны по которым выплачивается из части тарифа.

Таким образом, вопросы, связанные с тем, кто будет основным фигурантом железнодорожного процесса, и как будут финансироваться инвестиции, мог бы считаться решенным, если бы не торможение реформы. Но реформа затормозилась, и эти вопросы остались открытыми.

Пока приходится предполагать, что основной и направляющей силой железнодорожного развития станет государственная монополия РАО «РЖД», а частные операторы будут работать только как подразделения крупных корпораций, чьи грузы они и перевозят (как это устроено, например, у нефтяных компаний). Она же станет и основным заказчиком оборудования и материалов для железных дорог, благо проблем с финансированием у такой крупной компании быть не должно. Правда, у нее наверняка будут проблемы с эффективностью, но кто, в самом деле, обращает внимание на такие пустяки, когда речь идет о государственной корпорации?

Обсудить статью

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10.12 20:50 Сборная РФ по прыжкам на лыжах с трамплина поедет на ОИ-2018
10.12 20:24 Лариса Гузеева попала в базу данных «Миротворца»
10.12 20:03 Нетаньяху попросил Эрдогана не читать лекции о морали
10.12 19:45 США пообещали «взяться» за Северную Корею
10.12 19:27 Исполком IBU ограничил в правах Союз биатлонистов России
10.12 19:04 «Спартак» разгромил ЦСКА в 20-м туре чемпионата России
10.12 18:47 Участники марша в Киеве выдвинули требования к Раде
10.12 18:31 В Осло вручили Нобелевскую премию мира
10.12 18:07 Саакашвили подал в суд на генпрокурора Украины
10.12 17:49 Россия упустила бронзу в женской эстафете на этапе КМ по биатлону
10.12 17:32 Кандидаты в сборную РФ по тяжелой атлетике сдадут экзамен о допинге
10.12 17:05 Эрдоган назвал Израиль террористическим государством
10.12 16:40 СМИ анонсировали новую проверку российских футболистов на допинг
10.12 16:09 Марш за импичмент Порошенко собрал 2,5 тысячи человек
10.12 15:42 Биткоиновые миллиардеры анонсировали 20-кратный рост курса криптовалюты
10.12 15:09 Россия не попала в призеры мужской эстафеты на этапе КМ по биатлону
10.12 14:58 Минобороны ответило на обвинения Франции в присвоении победы над ИГ
10.12 14:35 Сторонники Саакашвили вышли в Киеве на марш против Порошенко
10.12 14:16 ЛАГ не согласовала санкции против США из-за Иерусалима
10.12 13:50 На «Артдокфесте» сорвали показ фильма о Донбассе
10.12 13:33 Украинский замминистра назвал целью Киева «раздробить Россию»
10.12 13:10 Российский конькобежец установил мировой рекорд
10.12 12:50 Треть опрошенных россиян никогда не читали Конституцию
10.12 12:27 Ежегодный объем взяток в мире оценили в триллион долларов
10.12 12:02 В МОК предложили проводить Олимпиады без флагов
10.12 11:46 Биткоин просел ниже 14 тысяч долларов
10.12 11:33 Премьер Израиля обвинил Европу в лицемерии
10.12 11:11 Росприроднадзор объяснил неприятный запах в Москве
10.12 10:50 Европарламент отметил «милитаризацию» Крыма и Калининграда
10.12 10:33 ФАС отказалась проверять жалобы на предновогоднее подорожание продуктов
10.12 10:15 Украину признали самой бедной страной Европы
10.12 09:58 В Якутии объявлен траур по девяти жертвам ДТП
10.12 09:29 Труппа балета «Нуреев» потребовала освободить Серебренникова
10.12 09:01 ЛАГ призвала мир признать границы Палестины
09.12 21:08 Тысячи посылок застряли на границе из-за эксперимента таможни
09.12 20:36 В Петербурге арестован планировавший теракт таджик
09.12 20:17 Министр обороны Великобритании заявил о «прохладной войне» с Россией
09.12 19:58 Минобороны обвинило ВВС США в создании помех уничтожению ИГ
09.12 19:30 Мужская сборная России по керлингу не квалифицировалась на Игры-2018
09.12 19:03 В МИДе ответили на угрозу санкций из-за РСМД
09.12 18:42 В Париже простились с Джонни Холлидеем
09.12 18:22 Зюганов прокомментировал слова Трампа о коммунизме на коленях
09.12 16:42 Российские саночники и керлингисты решили ехать в Пхенчхан
09.12 16:22 Российские фигуристки взяли золото и серебро в финале Гран-при
09.12 16:12 Ходорковский заявил о поддержке Навального и Собчак
09.12 15:50 Источники рассказали о предложении Москвы заключить с США пакт о невмешательстве
09.12 15:33 Власти Ирака объявили о победе над ИГ
09.12 15:15 В Сан-Франциско перевернулся автобус с почти 30 пассажирами
09.12 14:43 Стали известны имена убитых в Ставрополе боевиков
09.12 14:28 Москва увековечит память Броневого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.