Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 октября 2018, вторник, 08:19
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 сентября 2007, 09:40

Развитие без реформы

В отличие от большинства стран, имеющих развитую железнодорожную сеть, наши железные дороги несут на себе дополнительную нагрузку, которой нет у их иностранных коллег: производственную, военную и социальную.

Производственная нагрузка – это поддержание коммуникации между технологически связанными объектами, расстояние между которыми слишком большое, чтобы перевозка сырья, материалов и полуфабрикатов была эффективной. Тем не менее, убыточная перевозка этих грузов осуществляется, и убыток берет на себя железная дорога.

Военная нагрузка заключается в том, что пропускная способность железных дорог, расположение линий и их способность выдерживать эксплуатационные нагрузки определяются требованиями военных, а не гражданских перевозчиков. Поскольку требования военных более высокие, то инвестиционные расходы на строительство дорог гораздо выше, чем если бы они строились только под нужды гражданских грузоотправителей. Это еще одна статья расходов, которую вынуждена оплачивать железные дороги.

Социальная нагрузка вытекает из того географического факта, что Россия – очень большая страна, с очень большими расстояниями. Поэтому гражданам, если они хотят пообщаться, приходиться преодолевать многие сотни, если не тысячи километров, прежде чем они смогут увидеть друг друга. Естественно, расходы на преодоление таких расстояний немаленькие, и не под силу скудным семейным бюджетам большинства россиян. Граждане просто не в состоянии оплатить свой переезд по полной стоимости и поэтому, чтобы не лишать их удовольствия видеться друг с другом, железная дорога вынуждена брать на себя часть расходов, устанавливая пониженные тарифы на отдельные категории билетов.

Такой была ситуация в советские времена и потом еще лет десять после начала экономических реформ. Сейчас она изменилась к лучшему, но не намного. Возить грузы на сверхдальние расстояния уже не требуется, так как подобного рода технологические цепочки приказали долго жить. А если они еще сохранились (например, перевозка угля из Кузбасса в европейскую часть России на теплоэлектростанции), то тарифы субсидируются государством. Также субсидируются (теперь регулярно) расходы железных дорог по перевозке малоимущих пассажиров, благо государственный бюджет теперь профицитный. Правда, военная составляющая никуда не исчезла, и с этим ничего не сделаешь.

Но наряду с некоторым улучшением условий эксплуатации старой железнодорожной сети, рост внутреннего производства и внешней торговли стал предъявлять путейцам новые требования. Это, прежде всего, строительство параллельных линий на наиболее нагруженных направлениях; адаптация железнодорожной сети к международным потокам Европа-Азия; и, наконец, строительство отводных путей от основных магистралей к вновь осваиваемым месторождениям полезных ископаемых.

Вот эти новые требования вызвали к жизни следующие вопросы: откуда взять источники финансирования для нового строительства; будет ли достаточной производственная мощность отраслей–поставщиков (рельсовый прокат и вагонно-локомотивный парк) для удовлетворения этих требований; и кто, собственно, будет заниматься этим новым строительством, закупкой оборудования и эксплуатацией вновь построенных линий железных дорог?

Последний вопрос возник не случайно, так как у нас уже много лет идет, и все никак не закончится реформа железнодорожного транспорта. В ходе этой реформы предполагалось выделить из бывшего Министерства путей сообщения вагонный парк, путевое хозяйство, локомотивные депо, вокзалы и платформы, а также так называемые «непрофильные объекты» вроде больниц и поликлиник. После выделения этих объектов они должны были либо распродаваться частным экспедиторским компаниям, либо передаваться на баланс местным администрациям, либо на их базе могли создаваться акционерные общества, государственные пакеты акций которых в будущем предполагалось продать на фондовом рынке. В результате должно было появиться несколько частных железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой за грузы и пассажиров, а на долю государства осталось бы только нормативное регулирование их деятельности, ведение судебных споров и установление графика движения вместе с тарификацией по линиям, остающимся в государственной собственности.

Так предполагалось, но не так получилось. Вещи, которые все-таки удалось сделать – продать часть вагонного парка частным операторам и создать вместо МПС РАО «РЖД» – погоды не меняют, так как частные экспедиторы могли и раньше покупать вагоны, например, у заводов-изготовителей, или брать их в аренду у МПС. А создание вместо министерства акционерного общества оказалось только сменой вывески, так как «РЖД» – это такой же монополист, как и МПС.

В ситуации осуществления реформы, как ее задумывали, ответы на поставленные выше вопросы были бы очевидны. Если государство сохраняет за собой путевое хозяйство и берет тариф с экспедиторских компаний за перевозку, за счет этого тарифа оно и должно поддерживать в рабочем состоянии существующую сеть, а так же расширять ее по мере роста потребности в перевозках. И, соответственно, заказывать строительным компаниям прокладку новых и ремонт старых путей. Если подвижной состав и локомотивы переходят частным компаниям, то теперь они выдают заказы предприятиям-изготовителям, в соответствии с тем объемом грузов и пассажиров, которые они собираются перевезти. И, наконец, местные администрации строят (или закрывают) платформы и вокзалы в зависимости от изменения пассажиропотоков на их территории. Все эти вложения, повторяем, финансируются за счет тарифов или, если речь идет о долгосрочных проектах – за счет облигационных займов, купоны по которым выплачивается из части тарифа.

Таким образом, вопросы, связанные с тем, кто будет основным фигурантом железнодорожного процесса, и как будут финансироваться инвестиции, мог бы считаться решенным, если бы не торможение реформы. Но реформа затормозилась, и эти вопросы остались открытыми.

Пока приходится предполагать, что основной и направляющей силой железнодорожного развития станет государственная монополия РАО «РЖД», а частные операторы будут работать только как подразделения крупных корпораций, чьи грузы они и перевозят (как это устроено, например, у нефтяных компаний). Она же станет и основным заказчиком оборудования и материалов для железных дорог, благо проблем с финансированием у такой крупной компании быть не должно. Правда, у нее наверняка будут проблемы с эффективностью, но кто, в самом деле, обращает внимание на такие пустяки, когда речь идет о государственной корпорации?

Обсудить статью

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

22.10 20:42 Песков анонсировал встречу Путина с советником президента США по нацбезопасности
22.10 20:37 СМИ сообщили об обстреле в воздухе летевшего в Хабаровск пассажирского самолета
22.10 20:17 Написавший письмо Трампу депутат получит должность арестованного зама Аксенова
22.10 19:46 Законопроект об ограничении иностранного владения новостными агрегаторами не затронет Google
22.10 19:17 Россия отправит в Центральную Африку военных инструкторов и оружие
22.10 19:02 Инициатива Госдумы обрушила акции «Яндекса»
22.10 18:43 Неизвестное ранее генетическое заболевание нарушает работу иммунной системы
22.10 18:42 Мэрия Москвы разрешила провести акцию «Возвращение имен» у Соловецкого камня
22.10 18:13 Путин заявил о принадлежности Севастополя России до крымского референдума
22.10 18:11 В «Сколково» начала работу Pharma’s cool 2018
22.10 18:02 Необычную голотурию сняли на видео австралийские исследователи
22.10 17:47 Глава Центробанка высоко оценила разработки резидентов «Сколково» в области финтеха
22.10 17:40 МЧС до конца года закроет свои региональные центры
22.10 17:09 Долю иностранных акционеров в новостных агрегаторах предложили ограничить
22.10 16:43 В ГД предложили отбирать доход у незарегистрированных самозанятых
22.10 16:11 Источник сообщил о «психических отклонениях» у керченского стрелка
22.10 15:53 Проректора Бауманки заподозрили в хищении полумиллиарда рублей
22.10 15:45 Путин подписал указ об антиукраинских санкциях
22.10 15:23 Осужденная за репост назвала песню Oxxxymiron причиной трагедии в Керчи
22.10 15:00 Курс евро упал ниже 75 рублей впервые за последние полтора месяца
22.10 14:34 РПЦ потребовала от Константинополя извиниться за действия с УПЦ
22.10 14:03 Волож прокомментировал продажу «Яндекса»
22.10 13:40 В Кремле посетовали на неверную оценку слов Путина о ядерном ударе
22.10 13:04 Сбербанк поднял ставки по ипотечным кредитам
22.10 13:03 Начальник цеха получил два года колонии по делу об аварии корабля «Прогресс»
22.10 12:52 Глава Забайкальского края не вышла на работу после отпуска
22.10 12:39 Черчесов может стать тренером «Спартака»
22.10 12:06 Россияне назвали наиболее авторитетных журналистов
22.10 11:38 Минобороны рассекретило суммы премий за бомбардировку Берлина во время войны
22.10 11:13 Самые древние кости человека в Америке удалось отыскать среди руин бразильского музея
22.10 11:02 Карреру уволили с поста тренера «Спартака»
22.10 10:53 Большинство опрошенных ВЦИОМ россиян поддержали конкурс «Лидеры России»
22.10 10:50 Илон Маск назвал дату запуска Hyperloop
22.10 10:22 Причиной аварии «Союза» назвали случайное повреждение ракеты
22.10 10:11 Холдинг Усманова отказался от единоличного управления Mail.Ru Group
22.10 09:55 В Швейцарии археологи нашли остатки кельтского поселения
22.10 09:55 Трамп и Эрдоган обсудили убийство Хашогги
22.10 09:38 Посол РФ заявил о реакции России на возможное нападение на Белоруссию
22.10 09:29 Стрелок из Керчи сжег личные вещи перед атакой на колледж
22.10 09:10 Минтранс предупредили о возможной остановке работы авиакомпаний в РФ
21.10 20:51 Стала известна причина ДТП в Подмосковье
21.10 20:13 Эр-Рияд не знает о местонахождении тела журналиста Хашогги
21.10 19:38 Поклонская объяснила секретность своей свадьбы
21.10 19:06 «Спартак» уступил «Арсеналу» в матче премьер-лиги
21.10 18:35 В Подмосковье при столкновении автобуса и маршрутки погибли четверо
21.10 18:24 Горбачев отреагировал на решение США выйти из договора о РСМД
21.10 17:23 Анита Цой экстренно госпитализирована
21.10 17:00 В Кремле рассказали об ожиданиях от встречи Путина с Болтоном
21.10 16:20 В железнодорожной аварии на Тайване пострадало свыше сотни человек
21.10 16:05 Пожар во Владикавказе потушен
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.