Адрес: https://polit.ru/article/2007/09/20/kandart/


20 сентября 2007, 16:30

Кaндинский будет премией

Журнал "АртХроника", а точнее – созданный им по данному случаю фонд "АртХроника"  учредил "Премию Кандинского", которую и представил 20 сентября в РИА-Новостях. Логика действий, сообщенная главредом "АртХроники" Николаем Молоком, такова: имеется некоторый бум по поводу современного русского искусства. Создаются инфраструктуры, фонды, институты и т.п. "АртХроника" в этой связи решила учредить премию, причем – чтобы она соответствовала мировым стандартам. А именно – поощряются не арт-функционеры, а исключительно художники. Первая премия – 40 тысяч евро, всего 4 премии, в том числе для условно молодого художника, которого отправят во Флоренцию, на Вилла Романа.

Методика: на премию принято около 300 работ, жюри из этих работ (пока все рассматривалось в электронном виде) отберет лонг-лист, который и выставит для закрытого показа на "Винзаводе": уже в материальном виде. А жюри - в чем особенность мероприятия, которую изложил уже издатель "АртХроники" Шалва Бреус - будет принимать решение, в течение трех дней рассматривая уже конкретно картины. Так будут поступать и иностранные члены жюри, которые тем самым никак не смогут скинуть ответственность на "местных". Еще деталь: организаторы решили ограничиться художниками с российским гражданством. Потому что иначе трудно понять, как производить отсечение. Из СНГ? Но если из СНГ можно, тогда почему из Германии нельзя? Начнется путаница, между тем логика именно в том, чтобы создать механизм отбора внутри России. А в той же Германии своих структур и премий хватает. Так что – только с российским гражданством.

Откуда все время возникает Германия? Премию оформили "АртХроника" (в двух видах – как журнал и как фонд) и арт-подразделение "Дойче банка". Его глава, г-н ван Хейдербрек сообщил, что работает там уже 33 года, причем с конца 70-х налаживает художественные связи с Россией. Соответственно, данное мероприятие выглядит для него и его структур вполне органично.

Теперь почему Кандинский. Андрей Еврофев, директор сектора новейших течений и коллекцией современного искусства течений ГТГ, пояснил, что дело в том, что на свете есть две истории русского искусства. Та, которую писали в СССР (России) и - написанная на Западе. И они не очень хорошо сопрягаются. А вот Кандинский является решительно мировым художником, без всяких привязок к этнографическим особенностям какой-либо местности. Причем, своим его считают три страны: Россия. Германия и Франция. Ну а сейчас мировых российских художников нет. Потому что их не знают, не оценивают, вот и не вводят в пантеоны. Надо что-то делать: найти лидеров и вывести на мировой уровень.

Раздачей денежных призов дело не ограничится, все, что попадет в шорт-лист, будет оформлено как выставка, которую покажут в Москве. Петербурге и, видимо, в Европу тоже вывезут. Плюс, разумеется, двуязычный каталог.

Что касается вечных проблем с пристрастностью жюри и т.п., то организаторы надеются избежать упреков - оценивать авторов жюри будет по десятибальной системе , причем они даже итоговые суммы не сами подсчитают, а аудитора наймут. Хоть какая-то, да прозрачность. Что из всгео это получится - увидим. По краней мере, все, говорившие на пресс-конференции, произвели весьма вменяемое впечатление. 

Ну и для прозрачности, что ли. В попечительский совет премии входят:

1.Шалва Бреус, председатель попечительского совета «Премии Кандинского», издатель журнала «АртХроника», Россия

2.Тессен ван Хейдербрек, член попечительского совета «Deutsche Bank Foundation», Германия

3. Дмитрий Амунц, заместитель министра культуры РФ

4. Петр Авен, президент «Альфа-Банк», Россия

5. Константин Эрнст, президент «Первого канала», Россия

6. Виктор Пинчук, учредитель компании «Interpipe», Украина

7. Сэм Келлер, директор «Art Basel» и «Art Basel Miami Beach», Швейцария

8. Жанна Булок, президент RIGroup

9. Николас Ильин, Фонд Соломона Гуггенхайма, директор по корпоративному развитию.