Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
28 июля 2016, четверг, 07:44
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

ТЕАТР

РЕГИОНЫ

03 октября 2007, 23:18

Введение в изучение буддийской философии

"Полит.ру" публикует методологическое предисловие из новой книги философа и писателя Александра Пятигорского "Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров)" (М.: Новое литературное обозрение, 2007). Книга представляет собой введение в изучение именно и только философии буддизма, оставляя по большей части в стороне буддизм как религию (и как случай общего человеческого мировоззрения, культуры, искусства). Она ни в коем случае не претендует на роль введения в историю буддийской философии. В ней философия, представленная каноническими и неканоническими текстами, дается в разрезах, каждый из которых являет синхронную картину состояния буддийского философского мышления, а все они, вместе взятые, составляют (опять же синхронную) картину общего состояния буддийской философии в целом — как она может представляться философскому мышлению сегодняшнего дня.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Заглавие этой книги следует понимать буквально. Во-первых, книга представляет собой введение в изучение именно и только философии буддизма, оставляя по большей части в стороне буддизм как религию (и как случай общего человеческого мировоззрения, культуры, искусства). И конечно, эта книга ни в коем случае не претендует на роль введения в историю буддийской философии. В ней философия, представленная каноническими и неканоническими текстами, дается в разрезах, каждый из которых являет синхронную картину состояния буддийского философского мышления, а все они, вместе взятые, составляют (опять же синхронную) картину общего состояния буддийской философии в целом -- как она может представляться философскому мышлению сегодняшнего дня.

Второе. Эта книга есть именно введение в изучение буддийской философии, а не систематическое изложение основных ее положений. Иначе говоря, перед читателем не очерк самой системы буддийской философии, а пособие по предуготовительному ознакомлению с этой философией, предназначенное тому, кто пожелает ею сколько-нибудь серьезно заняться. И конечно, эта книга не имеет никакого отношения к духовной практике буддизма.

Третье. Каждая глава этого предуготовительного ознакомления состоит из отрывка буддийского текста, примечаний (в основном терминологического, но иногда и содержательного характера) и собственно авторского рассуждения относительно философского содержания приведенного отрывка. Получается, что первая часть каждой главы представляет собой один из основных постулатов буддийской философии и выводы, сделанные тогда из этого постулата. Во второй части читатель найдет объяснение основных философских понятий и терминов, употребляемых в формулировании этих постулатов и выводов. Третья часть представляет собой наш нынешний опыт философского осмысления того, что представлено в первой и второй частях.

Еще одно замечание на этот раз историко-философского характера. Необычность для нас буддийской философии и несомненная новизна для современных ей индийских философов (V -- III вв. до н.э.) определяется следующим обстоятельством. С одной стороны, первые буддийские философы выдвинули несколько идей и концепций, которые сложно или невозможно представить в традиционной брахманистской философии. С другой стороны, первые буддийские философы проанализировали несколько традиционных брахманистских идей и концепций, исключив эти идеи и концепции из их привычных связей, контекстов. Я думаю, это обстоятельство послужило основной причиной того, что буддизм воспринимался тогда в Индии как нечто новое, даже принципиально чуждое и враждебно-странное.

Эта книга есть краткое изложение 19 семинаров по буддийской философии, проведенных мною в разное время в самых разных университетах мира. Более половины книги основано на материалах семинаров 1984--1994 годов в Школе Востоковедения и Африканистики (SOAS) Лондонского университета.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ: МАЛЕНЬКИЙ РАЗГОВОР О ЧУЖЕСТИ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Всякое мышление (включая мое собственное), о котором говорится, которое записано, говорено, услышано, уже является чужим в данный момент разговора о нем, да фактически и до этого момента, во всякий прошлый (да и будущий) момент разговора, письма, чтения, слушания, имеющих своим объектом это мышление. Но что же я называю словом «чужое»? Ведь это не просто «не мое», «твое» и т. д., что неизбежно возвратило бы нас к одному из самых вульгарных понятий так называемой «гуманистической» философии прошедшего двадцатого века, к понятию «другого». В последнем случае тривиальные оппозиции «Я-Ты», «Я-Другой» (или «Другое», мир, Бог, все, что угодно) полагались эпистемологическими константами человеческого существования. Феноменологически «другость» редуцируется (как гуманистическими философами, начиная с Бубера, так и экзистенциалистами, кончая Сартром) к чисто формальному приписыванию «моего» мышления другому субъекту; субъекту индивидуальному, то есть эмпирически выделенному члену класса или неиндивидуальному, то есть классу, выделенному в качестве условного субъекта не-моего, а в общем случае -- любого не-данного, мышления. Такой субъект может произвольно помещаться в нынешнем времени или в прошлом, в данном месте или в другом. Эпистемологически в «концепции другого», именно другой, а не производное от моего другое мышление является первичным и только через него, в противопоставлении ему, в паре с ним, я есть я сам, а мое мышление, уже будучи приписанным ему, возвращается ко мне как мое.

Применяемая мною в разговоре о буддийской философии «концепция чужести» сводится, в основных чертах, к следующему. Во-первых, чужое -- это объект моего мышления, а не субъект другого мышления, объект, в котором мое мышление открывает какое-то не-мое, то есть такое, на которое мое мышление не может перенести себя самое (не может им себя себе представить, так сказать). В этом, собственно, и состоит как бы «минимум» чужести и вместе с тем основной ее критерий. Во-вторых, переход от чужого, не-моего мышления к иному, чем Я, субъекту чужого мышления возможен (как вообще переход от мышления к мыслящему) только в порядке антропологической гипотезы. Чужесть субъекта все равно полагается вторичной, производной от чужести мышления. Тогда в принципе не существенно, будет ли мне чужим мышление Будды или моего соседа, нынешних русских или древних инков. Важным здесь может оказаться другое: возможность найти, «засечь» (по выражению Мераба Мамардашвили) различные чужие мышления в точках локализации их субъектов во времени и пространстве. В-третьих, как феномен моего мышления, чужесть может быть установлена только путем рефлексии моего мышления над самим собой. То есть когда мое мышление уже вынесло себя самое в качестве внешнего, не-своего объекта и тем самым объективно («объективно» здесь значит буквально «как объект») уже отличило себя как рефлексию от рефлексируемого им моего же мышления (как от не-рефлексии); иначе говоря, уже сделало себя чужим. Только при условии выполнения моим мышлением этого рефлексивного акта оно становится способным мыслить о любом не-моем мышлении как о чужом. Таким образом, то, что я называю «чужим», может возникнуть только в своего рода «эпистемологическом зазоре» между моим объектным мышлением о другом мышлении и моей рефлексией над моим собственным мышлением. Притом что второе является первичным в отношении первого. Иначе говоря, феномен чужести «другого» производен от чужести как бы «себя самого».

В своих попытках изложения буддийской философии и философствования о ней я специально подчеркиваю ее чужесть. Она ведь на самом деле чужая мне, вам, да кому угодно, если не валять дурака. Но прежде всего она была чужой и современникам Будды, древним индийцам, жившим в VI--IV веке до н.э. в долине Ганга. До того чужим оказался буддизм этим древним индийцам, что так никогда и не став господствующей религией в Северной Индии, уже с III века до н.э. начал перемещаться к югу, затем (если говорить о Малой Колеснице) -- на Цейлон, а спустя пару столетий началось его победное шествие в Китай, позднее (уже из Цейлона) -- в Индокитай, и еще позднее -- в Центральную Азию и на Дальний Восток. Притом что очаги буддийской учености еще долго оставались и в северо-западной Индии, и в Кашмире, и в Бенгалии.

Теперь совсем немного о конкретной методологии моего подхода к буддийской философии в этих семинарах. Здесь нам не избежать двоякости. Ведь, с одной стороны, чистота методологического подхода требует, чтобы, рассуждая о любой не-твоей философии (да что там философии, о любом, ставшем тебе известным не-твоем мышлении), следует прежде всего исходить из того, что говорит о себе сама эта философия в своих текстах, устных или письменных; исходить из того, как она сама себя формулирует. Но с другой стороны, полнота методологического подхода требует, чтобы в то же самое время ты и отрефлексировал свое собственное мышление, свою, так сказать, интеллектуальную апперцепцию текстов изучаемой философии. Начинать такое отрефлексирование приходится с тщательного учета и анализа твоего же понятийного языка, которому предстоит стать языком описания изучаемой тобой философии. Но этот язык описания не может, по определению быть только твоим -- это язык твоей культуры, твоего времени, да наконец, твой естественный язык (английский, русский, какой угодно), который даже в его обычных культурных употреблениях остается тобою не отрефлексированным как естественно данной.

Теперь, если говорить о языке описания именно буддийской философии европейскими исследователями XIX и ХХ веков, то здесь четко различаются две тенденции. Первой и по сю пору господствующей является тенденция описывать эту философию так, как ее могли бы выразить древние авторы, если бы они знали установившийся между XVII и ХХ веками язык новоевропейской философской традиции. Вторую и пока только начинающуюся тенденцию я бы связал с попыткой исследователя буддизма сначала отрефлексировать свою философскую позицию в терминах буддийской философии, а затем описать последнюю как частный случай некоторой общей вневременной и пространственно неопределенной философии (Эдвард Конзе называл ее philosophia perennis), в отношении которой «моя» философия будет являться другим частным случаем.

Это и сталкивает нас с методологической неизбежностью своей собственной философии -- в моем случае, моей при изучении любой другой. Лучше скажем так: изучение буддийской философии будет сколько-нибудь реальным, только если у того, кто ее изучает, есть его собственная философия. У кого своей философии, какой угодно, нет, тот пусть займется чем угодно другим. Так, самый, пожалуй, интересный исследователь буддийской философии в ХХ веке, Эдвард Конзе, всегда говорил о себе, что он -- гностик, а крупнейший знаток философии Большой Колесницы Этьен Ламот был одновременно католическим теологом. Тот, кто начинает познание буддийской философии со своего, так сказать, «философского нуля», обречен на поражение. В самом лучшем случае он останется в рядах «обращенных» энтузиастов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

27.07 21:10 Четырех российских тяжелоатлетов уличили в приеме допинга на Играх-2012
27.07 20:39 Пресненский суд разрешил Минюсту ликвидировать «Голос»
27.07 20:38 Трамп рассказал о неуважении Путина к Обаме
27.07 20:33 Полиция начала поиски владельца взорвавшегося в Цирндорфе чемодана
27.07 20:00 ФСБ провела новый обыск по делу о контрабанде алкоголя
27.07 19:50 Журналиста РБК Соколова оставили под арестом до 28 октября
27.07 19:33 Французские СМИ отказались превращаться в «альбом террористов»
27.07 19:08 Шойгу назвал создание новых дивизий ответом НАТО
27.07 19:03 Цена нефти Brent упала ниже 44 долларов впервые с 10 мая
27.07 18:55 Движение на «фиолетовой» ветке московского метро восстановлено после гибели мужчины
27.07 18:24 Картофель стал лидером по подорожанию с начала года
27.07 18:18 Трамп вновь отказался раскрыть свою налоговую отчетность
27.07 18:17 Предъявлено обвинение еще двум руководителям СК
27.07 18:01 Эксперт Георгий Чижов: Украина видит пять поводов не возвращать России кредит
27.07 17:53 В немецком Цирндорфе прогремел взрыв
27.07 17:48 Душевнобольной стрелок в Рейгана вышел на свободу
27.07 17:42 Патриарх благословил российскую олимпийскую сборную
27.07 17:21 Мэра Риги оштрафовали за общение на русском языке в соцсетях
27.07 17:13 Эксперт Георгий Чижов: Россия толкнула Украину к отказу возвращать кредит в $3 млрд
27.07 17:12 Читатели «Полит.ру» объяснили обыски у главы ФТС конфликтом силовиков
27.07 17:07 Замглавы Спецстроя обвинили в мошенничестве на 450 млн рублей
27.07 17:03 Трое человек пострадали при сходе с рельсов трамвая в Москве
27.07 16:52 Про покемонов из Pokemon Go сняли назидательный мультфильм
27.07 16:46 Большинство задержанных после попытки переворота в Турции составили военные
27.07 16:20 Экспертиза «Полит.ру»: Дело Бельянинова — эпизод почти остывшей войны силовиков
27.07 15:51 Почти 60% опрошенных высказали неодобрение деятельности Госдумы
27.07 15:40 Глава ОКР назвал самой проблемной сборную России по академической гребле
27.07 15:21 «Потомки» Долли доказали, что клонированные овцы живут не меньше остальных
27.07 15:18 Источник опроверг намерение Белых сыграть свадьбу в СИЗО
27.07 15:17 Парламент Абхазии проголосовал за отставку генпрокурора
27.07 15:11 Путин заявил о нарушении прав легкоатлетов из РФ
27.07 14:48 Кремль прекратит рассылать журналистам график Путина
27.07 14:39 Кремль подтвердил статус свидетеля главы ФТС
27.07 14:37 Мизулина предложила вывести из-под статьи побои родственников
27.07 14:25 Росавиация сохранит чартеры у «ВИМ-авиа»
27.07 13:51 Песков пригрозил Украине последствиями отказа от уплаты долга
27.07 13:50 Египет предоставит данные о расследовании крушения А321 России
27.07 13:43 Тюменский чиновник растопил баню открепительными удостоверениями
27.07 13:32 Делегация из РФ поедет в Турцию на обсуждение импорта сельхозтоваров
27.07 13:21 Кремль опроверг вмешательство в выборы в США
27.07 13:13 Бортников призвал дать ФСБ доступ к данным каждого пользователя Сети
27.07 13:10 Экспертиза «Полит.ру»: Налог на недвижимость зависит от несправедливой кадастровой оценки
27.07 13:07 СМИ сообщили о 4 млрд рублей МИД в банке «БФГ-Кредит»
27.07 12:45 Штрафы за ловлю покемонов за рулем введут после инцидента во Владивостоке
27.07 12:39 ФСБ выявила 220 потенциальных террористов-смертников
27.07 12:39 Экспертиза «Полит.ру»: Старт переговоров не означает интереса РФ к «Турецкому потоку»
27.07 12:38 IAAF отказала Мутко в допуске российских спортсменов на Олимпиаду
27.07 12:12 В ФТС заявили о невозможности отставки Бельянинова
27.07 11:55 Все российские гимнастки допущены к Олимпиаде
27.07 11:51 По итогам мятежа в Турции собрались арестовать еще 47 журналистов
Apple Boeing Facebook Google NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург естественные и точные науки ЖКХ журналисты закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Камчатка Канада Киев кино Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР легкая атлетика лесные пожары Ливия Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Нью-Йорк «Оборонсервис» образование ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан Палестинская автономия Париж пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко погранвойска пожар полиция Польша похищение правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие Совбез ООН Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина ФАС Федеральная миграционная служба физика Финляндия ФИФА фондовая биржа Фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефоны: +7 495 980 1893, +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.