Адрес: https://polit.ru/article/2007/10/09/bunt/


09 октября 2007, 10:55

Бунт подавлен

Экс-министр обороны Грузии, лидер оппозиционной партии «Движение за единую Грузию» Ираклий Окруашвили под утро 9 октября вышел на свободу. Он был доставлен домой около четырех часов утра. Отвечать на вопросы журналистов он отказался.

Представители «Движения за единую Грузию» не смогли связаться со своим лидером после его освобождения. «Те контактные номера, по которым мы связывались до ареста, отключены. Мы, конечно же, планируем встречу и ждем, когда Окруашвили выйдет на контакт», - передает Грузия-Online слова одного из лидеров движения Коки Гунцадзе. По его словам, никто не может связаться с Окруашвили. Ничего не знала о местонахождении освобожденного и его адвокат Эка Беселия.

Позднее телекомания «Имеди» распостранила информацию, что Ираклий Окруашвили в 6 часов утра покинул Грузию вместе со своей семьей. Генпрокуратура Грузии не подтвердила и не опровергла эту информацию. Там заявили, что Окруашвили может покинуть Грузию только с согласия следственных органов и только в определенных случаях. В противном случае процессуальное соглашение будет аннулировано. Однако по стране экс-министр может передвигаться беспрепятственно, так как в этом плане законодательство его не ограничивает.

Решение об освобождении Окруашвили под залог в размере 10 млн лари (около 6 млн долларов) после того, как тот заявил, что оклеветал президента Михаила Саакашвили и признал себя полностью виновным в служебной халатности и частично – в вымогательстве. Это было показано в эфире контролируемого властями телеканала «Рустави-2».

«Эти заявления был сделаны мной для получения политических дивидендов...Эти заявления служили дискредитации президента Саакашвили», – говорил Окруашвили о своих обвинениях в адрес президента.

«Я частично признаю вину в служебной халатности, так как не контролировал ситуацию в министерстве обороны в полной мере... Я участвовал... в вымогательстве акций компании Geocell», – сказал экс-министр. Вид у него был подавленный.

По данным «Рустави-2», Окруашвили частично выплатил залог деньгами, оставшаяся часть представлена в виде закладных на недвижимое и движимое имущество и ценные бумаги. «Размер залога является беспрецедентным за всю историю Грузии и равняется 10 млн лари. Следствие по его делу продолжается, и освобождение под залог не означает, что он освобождается от ответственности», – сказал заместитель генпрокурора Ника Гварамия.

Адвокат Окруашвили Эка Беселия и его сторонники убеждены, что Окруашвили делал свои признания под давлением. Беселия сказала, что не получила разрешения на встречу с подзащитным, на допросе которого присутствовал назначенный государством адвокат. «Я буду работать до тех пор, пока он (Окруашвили) сам в моем присутствии не сделает признания», – сказала она.

После обнародования признаний Окруашвили Грузию покинул бизнесмен Бадри Патаркацишвили, который сотрудничал с экс-министром. В понедельник вечером он прилетел в Лондон на собственном самолете. Бизнесмен вполне мог стать следующей мишенью властей. В понедельник генеральный секретарь правящей партии «Национальное движение» Давид Киркитадзе заявил, что в Грузии раскрыт «хорошо организованный заговор» под руководством Патаркацишвили. «У нас есть доказательства такого обвинения, в том числе и показания Ираклия Окруашвили», – сказал генсек.

Тем не менее Патаркацишвили заявил, что не собирается становиться беглецом. Он сказал в эфире «Эха Москвы», что никуда не убегал и ни от кого не скрывается, а в Лондоне он просто встречался со своими американскими партнерами. «Я намерен возвратиться в Грузию и продолжить свои дела», – сказал Патаркацишвили. Патаркацишвили заявил, что не боится возвращаться в Грузию. «Опасаться – не моя профессия. Я вместе с грузинами намерен построить серьезное, процветающее, объединенное грузинское государство, а страх – это плохой советчик», – добавил он. Об освобождении Окруашвили бизнесмен сказал, что сейчас у экс-министра «будет больше возможностей, чем в тюрьме, рассказать все, что он знает и хочет сказать», и «он это сделает».

Патаркацишвили действительно во вторник вернулся в Грузию. К этому времени уже появилась новость о том, что его лишили полномочий главы Национального олимпийского комитета Грузии. Как заявил журналистам министр культуры и спорта Грузии Георгий Габашвили, «во главе НОК не должен стоять человек, который пытается дискредитировать Грузию и ее руководство».

Напомним, в конце сентября Ираклий Окруашвили выдвинул ряд обвинений против Саакашвили. В частности, он заявил, что президент предложил ему убрать Бадри Патаркацишвили, а также намекнул, что премьер Зураб Жвания не отравился угарным газом, а был убит. Эти заявления прозвучали в эфире оппозиционного телеканала «Имеди», принадлежащего Патаркацишвили, после того, как служба доходов Министерства финансов Грузии объявила о претензиях к бывшему министру. Окруашвили заподозрили в уклонении от налогов при покупке дома в центре Тбилиси, в котором разместился его партийный офис. В этом офисе он и был вскоре арестован по обвинениям в вымогательстве, отмывании денег, злоупотреблении служебными полномочиями и служебной халатности. Арест Окруашвили спровоцировал массовые выступления грузинской оппозиции, которая на прошлой неделе объединилась в одно движение и начала кампанию «Грузия без президента». Оппозиция обещает продолжить выступления по всей стране, очередная акция в Тбилиси запланирована на 2 ноября. «Мы намерены мирно проводить эту власть. Старт этого процесса будет дан на митинге в Тбилиси 2 ноября», – пообещал однопартиец Окруашвили Гия Тортладзе.

Однако эсперты оценивают шансы оппозиции невысоко. Михаилу Саакашвили удалось если не стабилизировать, то по крайней мере нормализовать обстановку, сказала в интервью «Полит.ру» политолог Алла Язькова из Института экономико-политических исследований РАН. По ее мнению, Окруашвили своими признаниями практически обезоружил многих своих сторонников, которые уже выступили в качестве объединенной оппозиции президенту.

«Объединенной оппозиции (кроме новых правых, которые заявили о своем протесте в ходе митингов 28 сентября и в опубликованных ими заявлениях), отступать по всем фронту сейчас будет невозможно. Таких противников, которые могли бы, например, организовать импичмент, у Саакашвили нет», – сказала Язькова. 

Также эксперт не видит и того, кто из мог бы составить конкуренцию Саакашвили на президентских выборах в следующем году. В Грузии есть поговорка «Там, где двое грузин, там три президента». Лидеров может быть очень много, но насколько они будут популярными – непонятно, – сказала Язькова. – Лично мне наиболее грамотным политиком представляется Нино Бурджанадзе, которая училась в Москве по специальности «Международное право». У нее есть более-менее прочная основа, но вряд ли она может стать лидером, и она, кажется, к этому пока и не стремится».