Адрес: https://polit.ru/article/2007/10/11/fom41/


11 октября 2007, 22:42

О съезде "Единой России", "плане Путина" и росте цен на продукты питания

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
 

О съезде "Единой России"

Судя по данным опроса, проходивший на прошлой неделе съезд партии "Единая Россия" так или иначе попал в поле зрения каждого второго россиянина. Пятая часть респондентов (21%), по их словам, "знают", об этом событии, 29% - "что-то слышали" о нем. Почти половина опрошенных (47%) узнали о съезде от интервьюера.

Оценивая информационное сопровождение съезда, 22% респондентов отметили, что в прессе ему было уделено столько внимания, сколько следовало; 13% убеждены, что съезду было уделено слишком много внимания, 3% заявили, что он освещался недостаточно полно (10% затруднились ответить на вопрос).

Судя по ответам, которые респонденты дали на открытый вопрос "Что Вам запомнилось, привлекло Ваше внимание в репортажах о съезде «Единой России»?", их основные впечатления так или иначе связаны с именем В. Путина. Так, каждый десятый (10% по выборке) говорил о том, что президент возглавил избирательный список партии ("в свои ряды Путина привлекли"; "Путин - один кандидат"; "Путин будет помогать партии «Единая Россия»"), а каждый двадцатый (5%) упоминал о его выступлении на съезде ("понравилось выступление Путина"; "если бы Путина не было, то и смотреть нечего - все на нем остановилось"). Некоторых раздражил ажиотаж, который, по их мнению, сложился на съезде вокруг персоны президента: "вся «Единая Россия» низко заискивала перед Путиным"; "подхалимство"; "холуйство чиновников перед Путиным"; "аплодисменты, плавно переходящие в овации" (1%). Отдельные респонденты упомянули другие выступления на съезде ("Грызлов выступал"; "выступление ткачихи из Иваново") - 1%.

Некоторым запомнились "разговоры о планах", программе партии ("были определены четко планы и цели этой партии"; "их программа" - 1%); отмечались конкретные проблемы и направления, о которых шла речь на съезде ("высказывания о подъеме сельского хозяйства"; "будут учить бесплатно детей и, возможно, лечить будут людей бесплатно"; "улучшение жизни стариков" - 1%).

Некоторых респондентов программа "Единой России" разочаровала: "болтовня одна - а толку никакого"; "красивые слова - а дел никаких"; "одна брехология"; "пустота, общие фразы" (1%). Другим съезд "Единой России" напомнил "съезд КПСС": "сходство со съездами времен Леонида Ильича"; "брежневский вариант"; "все, как при КПСС" (1%).

Ирина Шмерлина

* * *

Если определенную осведомленность о съезде "Единой России" декларировали 50% респондентов, то о согласии В. Путина возглавить предвыборный список этой партии оказались информированы 61% опрошенных: 33% - "знают", 28% - "слышали" о данном факте. Иначе говоря, довольно многие россияне УЛОВИЛИ в информационном потоке сообщение о решении президента, не обратив при этом внимания на обстоятельства, в которых оно было оглашено.

Половина участников опроса (51%) положительно отнеслись к тому, что В. Путин стал во главе списка "единороссов", и лишь 8% - отрицательно; прочие восприняли это безразлично (31%) либо затруднились с оценкой (10%). Естественно, наиболее позитивную реакцию решение президента вызвало у электората "Единой России": 81% ее сторонников оценили его положительно, 15% - безразлично, 1% - отрицательно. Однако любопытно, что и многие приверженцы иных партий благосклонно отнеслись к политическому шагу главы государства, явно усиливающему позиции "единороссов". Так, о положительном отношении к нему заявили 31% сторонников КПРФ и 26% сторонников ЛДПР (об отрицательном - 25 и 29% соответственно). Но с точки зрения электоральных перспектив "единороссов" наибольший интерес представляет, очевидно, реакция респондентов, еще не определившихся в своих электоральных предпочтениях (таковых - 21%): в этой группе 35% заявили о положительном отношении к тому, что президент возглавил список "партии власти", 6% - об отрицательном, 37% восприняли это безразлично.

Респондентов спросили также, почему, на их взгляд, В. Путин согласился встать во главе партийного списка "Единой России". Ответили на этот открытый вопрос почти половина опрошенных (48%), и большинство из них так или иначе говорили о близости данной партии к главе государства и о стремлении В. Путина, поддержав ее, добиться продолжения своего курса. Так, 10% респондентов подчеркивали, что "«Единая Россия» - партия президента" ("вся его команда в этой партии"; "доверяет партии этой"; "партия - это его детище"), 6% - что "он хочет, чтобы его программу продолжили по окончании его срока" ("чтоб партия продолжила политику, начатую Путиным"; "закончить начатое"), 4% - что В. Путин "старается для народа что-то сделать через партию «Единая Россия»" ("беспокоится за народ и за государство"; "хочет поднять уровень жизни"). Еще 7% говорили о стремлении президента помочь "единороссам" ("желает «Единой России» больше набрать голосов на выборах"; "чтоб партия безусловно победила на выборах"), имея в виду, очевидно, примерно тот же комплекс мотивов.

Приблизительно вдвое реже звучали высказывания, в которых согласие президента стать во главе партийного списка интерпретировалось как проявление его стремления "остаться у власти" ("не собирается уходить с политической арены"; "остаться в большой политике хочет" - 9%), "стать президентом на новый срок" - то ли сразу, то ли по прошествии четырех лет ("может, решил остаться на третий срок"; "чтоб через 4 года вновь стать президентом" - 3%) или просто заботы "о своей дальнейшей карьере" ("надо будет чем-то себя занять после отставки"; "где-то надо будет работать" - 4%).

Наконец, участников опроса спросили: "Теперь, после того как В. Путин возглавил предвыборный список партии «Единая Россия», Вы лично проголосуете или не проголосуете за эту партию?" Определенно положительный ответ на этот вопрос дали 45% респондентов ("совершенно точно проголосую" - 23%, "вероятнее всего проголосую" - 22%), определенно отрицательный - 23% ("совершенно точно не проголосую" - 17%, "вероятнее всего не проголосую" - 6%). Еще 9% склоняются к положительному ответу ("скорее проголосую, чем не проголосую") и 4% - к отрицательному ("скорее не проголосую, чем проголосую"), а 20% - затрудняются с ответом. Стоит отметить, что по 14% сторонников КПРФ и ЛДПР, а также 26% респондентов, еще не определившихся со своим выбором, "пообещали" при такой постановке вопроса "совершенно точно" или "вероятнее всего" проголосовать за "партию власти".

Что касается собственно электорального рейтинга "Единой России", то за неделю, на которую пришелся предвыборный съезд партии, он вырос на 4.п.п. - с 36 до 40%.

Григорий Кертман

Что такое "план Путина"?

На момент последнего опроса (6-7 октября с.г.) для 59% россиян словосочетание "план Путина" было новым, незнакомым - они впервые услышали его от интервьюера. По-видимому, к этой же категории следует отнести и тех, кто затруднился вспомнить, встречали ли они в последнее время подобное словосочетание (5%). Остальные (36%) утверждали, что слова "план Путина" знакомы им по телевизионным передачам (26%), уличным щитам и плакатам (8%), газетам и журналам (7%), радиопередачам (2%), они слышали его от друзей и знакомых (2%), встречали в Интернете (1%) (респондент мог назвать любое число источников информации, поэтому сумма ответов превышает долю ответивших).

Выражение "план Путина" вызывает у людей ассоциации с масштабной программой развития страны ("видимо, это дальнейшее развитие страны. Куда мы должны идти. Но точно не знаю"; "возродить Россию"; "для будущего в России все делать"; "может, дальнейший план развития страны" - 6%; вопрос задавался в открытой форме).

Некоторые респонденты, ответившие на тот же открытый вопрос, полагают, что в "плане Путина" сформулированы цели дальнейшей политической деятельности президента (6%). Некоторые думают, что этот план содержит программу улучшения жизни россиян ("о социальном улучшении жизни"; "помощь детям, пенсионерам, матерям-одиночкам"; "он хочет делать людям добро" - 5%). Высказывалось предположение, что "план Путина" включает выбор преемника и наказ ему ("найти преемника"; "Путин разработал план для следующего президента"; "у него все расписано наперед, даже если кто-то другой придет" - 3%).

У одних респондентов выражение "план Путина" вызывает в целом "положительные эмоции" ("что-то умное и доброе хочет сделать к лучшему"; "значит, что-то интересное" - 4%), ассоциируется с надеждой, "верой в хорошее будущее" ("все будет хорошо"; "будем строить, будем жить"; "все наладится"; "ждем хорошей жизни, как при Брежневе" - 3%). Других эти слова, напротив, повергают в глубокий пессимизм ("нам будет еще хуже"; "ничего хорошего. Его законы не работают на людей"; "что-то новое, чтобы обмануть народ"; "голодное выживание в селе"; "еще больший разрыв между богатыми и бедными" - 4%).

Ряд респондентов воспринимают выражение "план Путина" сквозь призму своего общего положительного отношения к президенту ("доверие ему"; "как Путин сказал, так и будет"; "на Путина можно положиться" - 2%). У других оно ассоциируется с "Единой Россией" ("план Путина - это план партии «Единая Россия»" - 1%) и в целом с предвыборной агитацией ("предвыборный ход"; "реклама" - 1%).

У отдельных респондентов возникали ассоциации с советскими пятилетками, "лампочкой Ильича"; "планом ГОЭЛРО".

Некоторые связали выражение "план Путина" с теми или иными реформами и преобразованиями: в экономике, в области реализации национальных проектов, сфере правопорядка, международных связей России, в правительственном аппарате (по 1%).

По мнению еще 2% опрошенных, за этим выражением стоят пустые слова и обещания ("бестолковое все, пустота"; "да все это слова"; "показуха"). Как полагают 1% наших респондентов, "время покажет", будут ли эти слова и обещания "подкрепляться делами".

Ирина Шмерлина

Рост цен на продукты питания

Подавляющее большинство опрошенных (94%) отметили, что за последний месяц повысились цены на ежедневно потребляемые продукты питания: 85% считают, что цены выросли на большинство продуктов, и 9%, - что на некоторые.

Респондентам был задан в открытой форме вопрос о том, почему, по их мнению, дорожают продукты. Чаще всего причины подорожания усматриваются в с повышении зарплат и пенсий ("как повышают зарплату или пенсию, так и на продукты" - 13%) и в неправильной государственной политике (12%): "государство не контролирует цены", "политика государства такая ведется". Одни связывают рост цен на продукты питания с подорожанием горючего, газа, нефти и электроэнергии (10%), другие отмечают, что "на всё цены растут" (8%). Некоторые объясняют подорожание продуктов проблемами в сельском хозяйстве ("меньше стали производить продуктов"; "закупается где-то, своего производства мало") и неурожаем (по 4%). Часть респондентов склонны винить в происходящем торговцев, монопольное установление ими цен на продукты - "торговый сговор" (7%). Кто-то полагает, что во всем виновны коррупция и "воры в правительстве", другие говорят, что "кто-то на этом зарабатывает" (по 2%).

Три четверти опрошенных (78%) заявили, что рост цен на продукты питания сильно сказывается на материальном положении их семьи, еще 13% сочли это влияние незначительным. Последнюю позицию чаще занимают представители ресурсных групп: лица с относительно высоким уровнем доходов (24%), респонденты с высшим образованием (22%), люди в возрасте до 35 лет (22%), жители Москвы (20%).

Две трети респондентов (64%) говорят о том, что в целях экономии им приходится отказываться от покупки некоторых повседневных продуктов питания. Среди тех продуктов, от которых приходится отказываться из-за их высокой стоимости, чаще всего упоминаются мясо (40%) и мясные (36%), а также молочные продукты (37%). Несколько реже включаются в этот ряд свежие фрукты (27%), рыба (22%) и рыбная гастрономия (19%). На других продуктах экономят 15% респондентов и меньше.

В списке подорожавших продуктов на первое место опрошенные поставили молочные продукты (77%), на второе - хлеб и хлебобулочные изделия (67%), на третье - собственно молоко (62%), четвертое, пятое и шестое места в этом перечне занимают яйца (56%), мясо (50%) и мясные продукты (45%).

При этом 43% вошедших в выборку россиян отмечают, что там, где они живут, особенно заметно дорожают отечественные продукты, 40% полагают, что импортные и наши продукты дорожают одинаково, и только 1% - что сильнее дорожают продукты иностранного производства. О росте цен на продукты российских производителей чаще, чем в среднем, говорят жители больших городов (49% из них) и значительно реже - москвичи (31%). Отметим, что сегодня на подорожание отечественных продуктов указывают почти в два раза (на 18 п.п.) больше респондентов, чем весной 2007 года.

Одна из возможностей возместить постоянный рост цен на продукты питания - покупка их впрок. К такой практике прибегают четверть (25%) опрошенных. Чаще всего это жители сел (31%), реже всего - столичные жители (14%). Наиболее активно, судя по ответам на открытый вопрос, люди запасаются сахаром (15%), мукой (10%) и крупой (7%). Другие продукты питания называли в ответ на заданный вопрос 5% респондентов и менее.

Марина Иванова

Услуги стоматолога - платные и бесплатные

К стоматологам - реже или чаще - обращаются практически все взрослые у нас стране. Как выяснилось, никогда не ходили к зубному только 5% участников опроса. Больше половины опрошенных (57%) были у зубного врача не более двух лет назад: пятая часть (21%) - в течение последнего полугода, шестая часть (15%) - на протяжении последнего года, и еще пятая часть (21%) - год-два назад. Посещали стоматолога три года назад и раньше 35% респондентов.

Судя по полученным данным, чаще всего люди обращаются к стоматологу, чтобы вылечить кариес или поставить пломбу, - именно этими услугами пользовались 50% респондентов при последнем посещении зубоврачебного кабинета. Еще половина респондентов удаляли или протезировали зубы (30% и 19% соответственно), восьмая часть (12%) - проходили профилактический осмотр. Такие виды стоматологических услуг, как отбеливание, лечение пародонтоза и исправление прикуса называли не более чем 1–2% респондентов.

При этом более двух третей обращавшихся к стоматологам (69%) были довольны оказанными им услугами, недовольство выразили пятая часть опрошенных (19%). Чаще прочих о своей удовлетворенности качеством предоставленных дантистами услуг говорили жители мегаполисов и больших городов (75 и 77% среди них соответственно), респонденты с относительно высокими доходами (75%) и люди с высшим образованием (75%).

Более чем половине респондентов, посещающих стоматологов, приходилось оплачивать их услуги, причем четверть (23%) лечатся только платно, а пятая часть (19%) - чаще за деньги, чем бесплатно. В то же время 20% никогда не оплачивают лечение зубов, а 16% чаще лечатся бесплатно, чем платно. Только платно лечат зубы чаще остальных респонденты в возрасте до 35 лет (29% из них), люди с высшим образованием и относительно высокими доходами (по 34%), а также жители Москвы (28%) и мегаполисов (35%). Чаще остальных утверждают, что никогда не платят за лечение, жители больших городов (25%), люди старшего возраста (29%) и с образованием ниже среднего (35%).

При этом никогда не платят за те стоматологические услуги, которые в принципе можно получить и бесплатно, 35% респондентов, и примерно такая же доля опрошенных (39%), желая сэкономить время или получить более качественную помощь, готовы платить за такие услуги (21% поступают подобным образом часто, 18% - редко).

Респондентов спросили также, приходилось ли им в последний год платить за услуги зубных врачей. Ответили на этот вопрос утвердительно немногим более трети опрошенных (39%), отрицательно - примерно такая же доля (38%). Более половины лечившихся за деньги (21% по выборке) платили за предоставленные услуги в государственных медучреждениях, прочие - в негосударственных (17%) или ведомственных (1%). Потратили на это за последний год до тысячи рублей 13% респондентов, от тысячи до восьми тысяч рублей - 17%, более восьми тысяч - 5%. Чаще всего (23% от всех опрошенных) респонденты платили за лечение зубов официально, через кассу, а почти вдвое реже (13% по выборке) делали это неофициально.

Как показали ответы на открытый вопрос о том, за что именно респондентам приходилось платить официально и неофициально, перечень услуг в том и другом смысле примерно совпадает: на первом месте - лечение зубов (11% из тех, кто платил официально, и 5% плативших неофициально), затем - пломбирование (7 и 4% соответственно), протезирование (6 и 2%) и удаление (5 и 2%). Кроме того, официально пациенты платили за анестезию, осмотр и консультацию (по 2%), а также рентген (1%) и неофициально - "за работу" (1%).

Марина Иванова