Адрес: https://polit.ru/article/2007/10/19/it/


19 октября 2007, 17:30

Информационные итоги недели, 13 - 19 октября

**Чуть помедленнее, цены, чуть помедленнее!**

Примерно с таким немым причитанием проходили все министерские заседания уходящей недели. Переход цен на галоп госчиновники заметили почему-то только сейчас. И то лишь после того, как из несущейся во весь опор ценовой брички на пыльную дорогу вдруг начали вываливаться ослабевшие надежды на удержание инфляции в рамках 8%. Пришлось констатировать, что в первой половине октября инфляцию разогнали молоко, молочная продукция, растительное масло и яйца.
Правительство в лице вице-премьера А.Кудрина поспешило оправдать свой явный промах, отметив, что повышение цен на продовольствие в России - это всего лишь реакция "на сигналы, поступающие с европейских и мировых рынков".
Между тем, замминистра экономразвития А.Белоусов вполне отчетливо кивнул в сторону Кудрина, заявив, при планировании антиинфляционных мер правительство слишком "увлеклось ложными теориями инфляции". Так что ответственность за инфляцию формально лежит именно на Минфине.
Но не только на нем. Сейчас почему-то никто не вспоминает, что как раз июльские пессимистические высказывания министра сельского хозяйства А.Гордеева по поводу ожидаемого низкого урожая спровоцировали первый скачок цен. Урожай, вопреки всем унылым прогнозам, собрали рекордный, но на наметившийся тренд это уже повлиять никак не могло.
В борьбу с высокими ценами свой вклад решила внести Госдума. Народных избранников посетили члены правительства. Для чего? По словам первого зампреда Госдумы О.Морозова, это нужно, "чтобы люди почувствовали, что ситуация с ценами под контролем".
По большому счету, пресловутый контроль вылился лишь в жесткое давление руководства регионов на местных производителей и поставщиков. В условиях, когда отсутствуют реальные рыночные механизмы регулирования ценообразования, это, пожалуй, пока единственный выход.
Впрочем, в регионах к "разруливанию" ценовой ситуации отнеслись творчески. Например, в Воронежской области губернатор В.Кулаков лишь попросил руководителей крупнейших воронежских торговых компаний "обратить особое внимание на цену социально значимой группы продуктов". А вот в Краснодарском крае губернатор А.Ткачев жестко обязал кубанских коммерсантов не превышать торговые наценки более чем на 25%. За этим будет пристально следить краевая прокуратура.
Кое-где пошли еще дальше. Губернатор Курганской области О.Богомолов своим распоряжением обязал предпринимателей установить предельный размер торговых надбавок в размере не более 10%. А в Брянске два самых крупных перерабатывающих предприятия заявили о снижении цен на свою продукцию. Правда, только после того, как в администрации провели несколько совещаний по поводу скачка цен на молочные продукты. Экономическую безопасность региона признали недостаточной, спекулянтам пригрозили проверками. Антимонопольная служба вынесла предписание о снижении цен, милиция возбудила ряд уголовных дел в отношении фирм-перекупщиков.
То есть, в большинстве случаев цены удалось остановить только благодаря губернаторскому "рыку". Но и тут не все так просто. Уже выражаются сомнения в законности и действенности губернаторских распоряжений: сейчас региональные власти не обладают никакими законными полномочиями для регулирования цен, и бизнес может рассматривать заключенные соглашения лишь в качестве рекомендации. Наказать кого-то за неподчинение власти не могут, а предприниматели вряд ли добровольно согласятся снизить свою прибыль. Российский союз предприятий молочной отрасли уже обратился с открытым письмом к премьеру В.Зубкову. Молочники расценивают требования региональных властей и ФАСа как вмешательство государства в ценообразование и считают, что такие меры "приведут к снижению цен на сырое молоко", что ударит и по селу, и по переработчикам, которые потеряют прибыль. Впрочем, по мнению замглавы ФАС А.Цариковского, "угрозы, административные санкции и репрессии в отношении компаний, не желающих сдерживать рост цен, могут рассматриваться как нарушение законодательства. Однако если местные власти, используя свой авторитет, предлагают заморозить цены в добровольном порядке - это не повод для начала антимонопольного дела. Заодно можно будет проверить, насколько высок этот авторитет".
Интересно, что региональные власти повышение цен в результате ценового сговора, признаки которого ФАС обнаружил в большинстве регионов страны, заключением пресловутых соглашений фактически узаконили. Причем обязались "издержки" коммерсантов компенсировать за счет бюджета. Так, мэрия Ульяновска уже откликнулась на предложение губернатора о снижении арендной платы для предприятий торговли. Главой города принято решение, что этот вид платежей с 1 ноября снизится на 30%. Губернатор Самарской области В.Артяков объявил трехмесячный мораторий на повышение цен, пообещав производителям и продавцам компенсацию из областной казны. По сути, право на ценовые "шалости" предпринимателей даже не оспаривается, за них сегодня расплачивается бюджет, но никак не сами торговцы.
Принятые меры всего лишь приостановили ценовые скачки. Можно не сомневаться, что до декабрьских выборов ценники переписывать не будут. Однако к Новому году ситуация вновь может выйти из-под призрачного "контроля". Говорят, на очереди - цены на бензин.

**Фраза Президента**

На состоявшейся в четверг, 18 октября прямой линии с Президентом России В.Путиным было зафиксировано более двух с половиной миллионов поступивших вопросов. Из них президент за более чем три часа успел ответить на 69. В ходе прямой линии В.Путин рассказал россиянам о социально-экономическом развитии страны, ответил на вопросы о предстоящем саммите АТЭС, который пройдет в 2012 году на острове Русский, политическом будущем страны с дееспособным парламентом и многом, многом другом.
Эксперты уже отметили, что за все время общения со страной В.Путину не было задано ни одного вопроса о его постпрезидентском будущем. Причины здесь могут быть разными. То ли россияне смирились с мыслью, что никакого "третьего срока", как и обещал президент, не будет, то ли, наоборот, уверены, что никуда Владимир Владимирович не уйдет и продолжит, как и прежде, руководить страной.
Между тем, именно постпрезидентское будущее больше всего сейчас занимает умы всевозможных политологов и наблюдателей. Сценарии передачи верховной власти выдвигались и продолжают выдвигаться самые разные, порой один фантастичнее другого. Составляются списки предполагаемых "преемников", которые постоянно тасуются в зависимости от конъюнктуры "текущего момента".
Впрочем, тем, кого еще заботит тема "третьего срока", неожиданно получили ответ на все свои сомнения. Отвечая на вопрос о причинах своего решения возглавить избирательный список "Единой России", В.Путин вдруг произнес практически сакраментальную фразу: "...здесь, в Кремле, будет другой человек". То есть, президент вполне четко заявил, что уходит. Правда, только с президентского поста. В том, В.Путин будет по-прежнему управлять страной, можно не сомневаться хотя бы потому, что на многие звучавшие в вопросах прямой линии просьбы президент давал твердые обещания. И ни разу не возникло сомнения в том, что эти обещания не будут выполнены в ближайшем будущем. Человек, навсегда расстающийся с властью, вел бы себя наверняка иначе. А значит, Путин никуда не уходит. Теперь осталось только угадать, кто тот самый "другой человек", который придет в Кремль?

**СМИ указали на дверь**

С 18 октября на заседания правительства перестали пускать журналистов. Объяснение этому неожиданному шагу нашли простое: "мешают работать в деловом режиме". Разумеется, авторы инициативы отметили, что подобная мера готовилась давно, просто премьер Фрадков все как-то не решался ее применить.
На самом же деле, как поговаривают, на решение выставить журналистов за дверь повлияли жалобы министров на публичные выволочки, устраиваемые нерадивым подчиненным новым премьером В.Зубковым. Как посчитали члены правительства, такая публичность только подрывает их авторитет в регионах.
И действительно, заседания кабмина порой напоминали урок в школе, где строгий учитель, грозно хмуря брови, вызывает к доске очередного министра-двоечника, предмет знающего слабо, а потому чувствующего себя крайне неуверенно. Благодаря именно этим телевизионным репортажам рейтинг ранее абсолютно неизвестного россиянам В.Зубкова стремительно рванул вверх буквально за считанные дни.
Журналистское сообщество продолжает выдвигать версии по поводу истинных причин "отлучения" от правительства. Некоторые предполагают, что в экономике страны назревает ужасающий кризис, который хотят скрыть от общественности накануне думских выборов. Зачем избирателя-то заводить? Именно сейчас, как никогда, нужна стабильность. Пусть даже и призрачная.
И все же решение отстранить журналистов от освещения заседаний правительства представляется не совсем обдуманным. Посудите сами - ну кто из наших телезрителей еще совсем недавно подозревал о существовании чиновника А.Дроздова? Теперь же, после того, как новый премьер прилюдно обвинил его в некомпетентности и отправил на Сахалин дожидаться бюджетных денег, "ссыльного" Дроздова знают в лицо даже деревенские бабушки. Чем не начало политической карьеры?
Похоже, сами министры пока не понимают, какого пиаровского, да еще практически бесплатного ресурса они себя лишили. Да и рейтинг премьера теперь под угрозой - ведь так могут и подзабыть. Что будет совсем уж непростительной ошибкой. Ведь экспертное сообщество давно уже записало В.Зубкова в когорту возможных "преемников" президента. Так что здесь с рейтингом и узнаваемостью премьера баловать уж никак нельзя. Поэтому возвращение СМИ на заседания кабмина прежде всего в интересах самих министров во главе с В.Зубковым. И медлить с отменой решения тут явно не стоит.