Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
23 мая 2018, среда, 00:36
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 ноября 2007, 18:46

Закон против автомобилиста

Законопроект «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» принят без лишних дискуссий обеими палатами Федерального Собрания. Если не случится ничего экстраординарного, то на днях он станет Федеральным законом.

Объективности ради надо отметить, что закон содержит ряд новых норм, весьма полезных для практики содержания и развития национальной дорожной сети.

В частности, закон содержит:

  • принцип нормативного финансирования содержания дорог;
  • понятие «дорожная деятельность» и классификацию ее элементов;
  • единую для внегородских дорожных сетей и городских улично-дорожных сетей классификацию автомобильных дорог;
  • понятия «полоса отвода» и «придорожная полоса», а также порядок установления их границ;
  • правила проведения строительных и ремонтных работ при пересечении автомобильных дорог с другими коммуникациями;
  • а также ряд других полезных новаций.

Впрочем, о достоинствах нового закона лучше расскажут инициаторы его принятия.

Мы же на правах давних и публичных оппонентов этого закона хотели бы еще раз обратить внимание коллег – автовладельцев и прочих заинтересованных лиц - на его очевидные недочеты и наиболее спорные позиции.

Базовые национальные законы об автомобильных дорогах принимались в разные времена и в разных странах в целях ускорения развития национальной дорожной сети. Обычно эта цель непосредственно увязывалась с обеспечением территориальной связности страны, с созданием каркаса регионального развития и, что самое главное, с формированием комфортной среды обитания автомобилизированного обывателя – избирателя.

Классическим примером является закон США о федеральной поддержке автомобильных дорог – «Federal-Aid Highway Act of 1956: Creating the interstate system. The highway trust fund». Когда он был принят, на 1000 жителей США приходилось примерно 350 автомобилей, то есть примерно столько же, сколько сегодня в Москве.

В этих условиях новый закон поставил цели:

– сформировать сеть межштатных скоростных автомобильных магистралей (из каждого штата во все соседние!);

– установить под эти цели источник финансирования в виде знаменитого федерального трастового дорожного фонда, ставшего образцом для подражания в десятках стран мира;

– обусловить использование платных дорог и, особенно, бюджетных средств на их создание, многочисленными жесткими ограничениями.

Новый российский закон столь амбициозных целей не ставит: в статье 2 мы не найдем ни ускоренного развитие национальной дорожной сети, ни регионального развития, ни, тем более, создания сети скоростных автомобильных магистралей между всеми субъектами РФ на радость автомобилизированных обывателей.

Да и какие уж тут амбициозные цели, когда все новации в части бюджетного финансирования дорог сведены к нормативам на содержание дорог, а также к сугубо локальным поправкам к Бюджетному кодексу. При этом не было попыток ни пересмотреть печально знаменитую статью 35 Бюджетного кодекса, по сути дела налагающую запрет на все налоги обратных связей, включая дорожные, ни вернутся к вопросу о воссоздании системы дорожных фондов.

Новый закон вряд ли изменит что-либо к лучшему и в ситуации с местной дорожной сетью: в бюджетах муниципальных образований недостает средств не то что на ремонт дорог, но даже на замену светофоров, которые во многих поселениях не обновлялись с 1960-ых годов.

Да и в целом позиция законодателя в части городских дорог и улиц является сугубо невнятной. Вводя общие для города и внегородских трасс понятия и нормы по поводу полос отвода и придорожных полос, он решительно не замечает того факта, что Градостроительный кодекс не относит улично-дорожные сети городов к землям транспорта. Практические последствия этого печального факта жители больших городов могут наблюдать ежедневно; для москвичей и питерцев самым наглядным примером являются ситуации на улицах и площадях у конечных станций метро.

Аккуратно обойдя проблемы бюджетного финансирования дорожной деятельности, российский законодатель сделал упор на платные автомобильные дороги.

Соответственно, большинство спорных новаций представлено в главе 7, где трактуются вопросы их использования.

Здесь уместно обратить внимание на семантическую, экономическую и техническую подоплеку понятий «платная» и «бесплатная» дорога. На самом деле все дороги в мире платные, различаются только формы платы за пользование ими.

Базовой в настоящее время является налоговая форма. В большинстве стран мира содержание и развитие дорожных сетей происходит за счет целевых дорожных налогов, заложенных в цену моторных топлив, а также начисляемых по факту владения (приобретения, распоряжения, …) автомобилем. Современные дорожные сети общего пользования, так сказать «сети эконом класса», обеспечивающие приемлемые условия движения в странах развитой автомобилизации, построены именно на эти деньги.

Все прочие, известные в мировой практике формы платы за пользования дорогами – не более чем тонкие регулирующие добавки к базовому и общепринятому налогово-бюджетному механизму.

Одной из таких тонких регулирующих добавок является так называемая «транспортная пошлина» («Transportation Toll»), взимаемая обычно у турникетов, установленных на съездах с участков дорожной сети, называемых “Toll Roads” или “Toll Facilities”. По-русски (может быть не очень удачно) такие участки называются платными дорогами.

Использование старинного механизма «транспортных пошлин» в добавление к стандартным дорожным налогам позволило сформировать в пределах сетей общего пользования сегмент «сетей бизнес класса» с особо комфортными условиями движения. Заодно удалось решить важную задачу организации дорожного движения – рациональное распараллеливание трафика по альтернативным маршрутам.

Платные дороги в Европе - это, как правило, лучшие фрагменты национальной дорожной сети, относимые к классу скоростных автомобильных магистралей и искусственных сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов) столь же высокого класса.

Платные дороги проходят по обособленным путевым конструкциям, с исключением пересечений в одном уровне, и не предназначены для местных сообщений. Они изолированы от местного трафика и пешеходов, обеспечивая тем самым условия для высокоскоростного безопасного движения.

Технология сбора платы за проезд, как правило, «турникетная»: на головном участке дороги предусмотрено многократное уширение проезжей части, с тем, чтобы прохождения автомобилей через входные шлюзы не приводило бы к значительным задержкам в движении. Количество промежуточных съездов и въездов, также оборудованных турникетами, минимально.

В странах с развитыми законодательными нормами защиты прав потребителей тариф за проезд 1 км составляет 6-8 евроцентов. Такую пошлину водители и защитники прав потребителей готовы считать не двойным налогообложением, но разумной добровольной доплатой за проход в зону «бизнес класса».

Новый российский закон все эти «тонкие детали» реальности игнорирует полностью.

В первую очередь это проявляется в ответе на вопрос о том, какие дороги могут эксплуатироваться на платной основе.

Ответ российского законодателя содержится в статье 36: если речь идет о внегородской сети, то платным может стать любой вновь сооруженный или реконструированный участок дороги; если о городе, то платной может стать любая новая улица. И ни одного слова по поводу категории дороги, которой предстоит стать платной.

Предлагаемая законом трактовка к тому же неработоспособна еще и в финансово-техническом плане: если платная дорога не изолирована от местной сети, на ней невозможно применение упомянутых «турникетных» технологий.

Взамен непременно появятся те или иные суррогатные, условно-расчетные схемы сборы платы. Не хотим гадать, но они наверняка будут выгодными для концессионеров, и вряд ли справедливыми для автовладельцев и налогоплательщиков.

Какая бесплатная альтернатива должна быть у платной дороги?

Для платных хайвэев Испании, Франции, Италии и т.п. этот вопрос совершенно неактуален. Все такие дороги включены в плотные, многосвязные дорожные сети – национальные, региональные, местные. Так что, во всех случаях «бесплатные» маршруты для транзитных поездок будут пусть менее комфортными и скоростными, но вряд ли заметно более длинными. Что же касается местных поездок, то «бесплатные» маршруты определенно короче: весьма немногие населенные пункты расположены вблизи въездов на платный хайвэй.

Иное дело – совокупность российских дорог, которую и сетью то назвать сложно. У нас ведь из точки «А» в точку «Б» дорога, как правило, одна-единственная, какая уж есть…

В этой связи вопрос о допустимом перепробеге по альтернативному бесплатному маршруту становится чрезвычайно важным. Законодатель ответил на него жестко: согласно статье 37 альтернативный маршрут может быть втрое длиннее платного.

Что это означает по географии?

Допустим, что «первую бетонку» реконструируют и превратят в платную дорогу – ЦКАД. Тогда бесплатной альтернативой для платного проезда из Троицка в Апрелевку станет объездной маршрут по Калужскому шоссе, далее по МКАДу и по Киевскому шоссе в обратном направлении.

Если же сделать платной дорогу Москва-Воронеж, то бесплатной альтернативой прямого пути до Воронежа можно будет объявить маршрут через Саратов и Пензу.

Впрочем, даже тройной перепробег показался законодателю чрезмерным ограничением для будущих концессионеров. В случае если платная дорога эксплуатируется на Крайнем Севере и приравненных местностях, бесплатной альтернативой законодатель готов считать маршрут любой протяженности, хоть через Северный полюс.

Что означает троекратный перепробег с точки зрения тарифов?

Смысл бесплатного альтернативного маршрута по идее состоит в том, что проезд по нему обойдется водителю дешевле, чем по платному.

Примем теперь во внимание, что протяженность бесплатного маршрута в три раза больше платного, и проведем несложный расчет.

Легко видеть, что тариф за 1 км проезда по платной дороге должен быть никак не меньше, чем суммарные издержки автомобилиста на 2 км проезда по бесплатному альтернативному маршруту. В эту сумму входят затраты на бензин, прочие эксплутационные расходы, плюс – цена дополнительно потраченного времени.

Выходит, что в современных ценах на бензин, километровый тариф на платной дороге не может быть меньше 4,5-5 рублей, или же 12 – 14 евроцентов.

Заметим, что это примерно в 1,5-2 раза больше, чем тарифы, действующие на превосходных платных хайвэях Франции и Италии. И еще заметим, что если сделать тариф более щадящим, то по бесплатной «утроенной» альтернативе никто ездить не станет.

Вывод здесь очевиден: российский законодатель сделал понятие «бесплатного альтернативного проезда» сугубо номинальным.

За что отвечает концессионер?

Вот ответ, содержащийся в методическом документе Всемирного банка «Платные дороги. Современные тенденции участия частного сектора»:

«частная компания должна брать на себя операционные риски в течение периода эксплуатации, либо сумму строительных и операционных рисков в течение контрактного периода».

А вот ответ, содержащийся в статье 38 нового закона:

«предусматриваются обязательства концедента по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения в процессе использования установленных концессионным соглашением показателей интенсивности движения и состава транспортных средств».

Как говорится, почувствуйте разницу! Российский концессионер не отвечает даже за собственные ошибки, допущенные на стадии проектирования, строительства и эксплуатации дороги: все операционные риски щедрый российский законодатель (в отличие от прижимистых банкиров из Всемирного банка!) возложил не на частную компанию, а на государство.

Какую выгоду получает концессионер?

Зарубежная частная компания – эксплуатант платной дороги, живет к вящей пользе автомобилистов и собственных акционеров за счет кассовой выручки, собираемой на шлюзах и турникетах.

Российский концессионер получит этот источник доходов везде, где сумеет поставить те же шлюзы и турникеты. А где не сумеет, там заручится финансовой поддержкой концедента.

Но, судя по всему, все это не станет главным доходным источником для российского концессионера.

Главный его бонус – земля. В новом законе вопросы предоставления концессионеру в аренду земельных участков трактуются опять-таки в противоречии с мировым опытом. В статье 39 нет стандартного ограничения, согласно которому эти земельные участки должны располагаться в пределах полосы отвода автомобильной дороги либо придорожной полосы.

Фактически это означает переход от дорожной концессии к передаче в концессию земельных участков как таковых. То есть под предлогом реализации дорожных проектов можно будет не без успеха заняться переделом земельной собственности в окрестностях крупнейших городов страны.

Подведем итоги.

В своей «общей части» новый закон по сути дела не предлагает действенных мер к решению назревших задач развития национальной дорожной сети, особенно на местном уровне.

В свой «особенной части», посвященной платным дорогам, закон полностью игнорирует весь накопленный в этом направлении зарубежный опыт и, тем более, интересы обывателя – автомобилиста. Одновременно закон впрямую неприкрытым образом лоббирует интересы концессионеров, которые займутся эксплуатацией платных дорог в России.

Единственным реальным результатом принятия этого закона станет появление нескольких дорожных концессионеров, которые не сильно улучшат дорожную сеть, но непременно войдут в число крупнейших землевладельцев России.

Обсудить статью

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:03 «Юрий Долгорукий» провел залповый пуск ракет «Булава»
20:46 Кудрин рассказал об участии в разработке новейшего оружия
20:21 Глава Facebook отчитался Европарламенту о безопасности пользователей
20:04 Трамп подтвердил готовность отказаться от встречи с Ким Чен Ыном
19:51 Госдума одобрила повышение стоимости голоса избирателя на выборах президента
19:27 В Росстате зафиксировали сокращение численности населения России
19:21 Крымский мост прошел чин освящения
19:04 Эрмитаж подал иск к Пирумову на 856 млн рублей
18:57 ФИФА закрыла все дела о применении допинга российскими футболистами
18:41 Дума отклонила законопроект о выдаче водительских прав с 16 лет
18:24 Нью-йоркскую фондовую биржу впервые за 200 лет возглавит женщина
18:17 Астероид-нарушитель оказался выходцем из другой планетной системы
17:48 Бинбанк и «Открытие» сообщили о сделках с признаками вывода активов
17:24 В Дебальцево подорвали рейсовый автобус
17:23 Путин подписал указ о создании НКО «Россия — страна возможностей»
17:04 Мариничев предложил Генпрокуратуре проверить действия Роскомнадзора
16:57 Прокуратура заняла первое место в рейтинге доверия опрошенных россиян
16:34 Израиль впервые использовал истребитель F-35 в бою
16:24 Ритейлеры допустили рост цен из-за закона о контрсанкциях
16:06 Audi отзовет более 11 тысяч машин для обновления ПО
15:53 Госдума рассмотрит возможность присвоения законам имен их авторов
15:47 63% опрошенных россиян не одобрили проведение ЕГЭ
15:20 Ройзман отказался баллотироваться в мэры Москвы
15:11 В Сочи отключили телевидение и радио из-за ЧМ-2018
14:52 Великобритания опровергла отказ принимать российские дипломы
14:32 Россия оценила ответ на введение пошлин США в полмилиарда долларов
14:30 Картина Клода Моне из серии «Вокзал Сен-Лазар» будет продана на аукционе
14:16 СМИ рассказали о согласии Шувалова возглавить Внешэкономбанк
13:57 Дума утвердила Кудрина главой Счетной палаты
13:55 Глава СКР Александр Бастрыкин за год вдвое увеличил свой доход
13:30 Песков призвал не верить слухам о неудачных тестах российских ракет
13:12 Первое заседание нового кабмина прошло без пяти министров
13:04 Предок всех плацентарных млекопитающих питался насекомыми
12:56 Министерство просвещения ответило на жалобу издателей учебников Путину
12:26 Полиция задержала пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш
12:06 РФС создаст футбольную сборную из игроков до 20 лет
12:04 Кенсингтонский дворец опубликовал официальные свадебные фото принца Гарри
11:49 Банк России показал памятную банкноту к ЧМ-2018
11:44 СМИ обнаружили намеренные ошибки в твитах Трампа
11:26 МЧС сообщило о ликвидации пожара на полигоне в Удмуртии
11:16 Дума приняла закон о контрсанкциях
11:14 В Госсовете Крыма отреагировали на предложение уничтожить Крымский мост
11:04 Более ста тысяч лет назад кашалоты пролезли сквозь бутылочное горлышко
10:57 В РЖД предложили вносить дебоширов в «черный список»
10:41 Ройзман заявил о продолжении политической карьеры после отставки
10:35 Около российской базы в Хмеймиме сбит беспилотник
10:26 Путин и Золотов рассказали о событиях августа 1991 года
10:09 «АвтоВАЗ» отказался от Lada Priora и Granta
09:54 Киев признал возможным обмен главы РИА Новости Украина на Сенцова
09:38 Борис Джонсон посулил ужесточение антироссийских санкций после Brexit
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.