Адрес: https://polit.ru/article/2007/11/02/contr/


02 ноября 2007, 17:44

Контрреволюция роз

Объединенная грузинская оппозиция собрала на митинг в Тбилиси на проспекте Руставели десятки тысяч человек. Всю ночь в Тбилиси прибывали автоколонны со сторонниками оппозиции из регионов, а телеканал «Имеди», который называют «рупором оппозиции», сообщал, что власти препятствуют движению этих колонн, блокируя дороги. По всей видимости, это затруднило движение колонн, но не остановило их. Машины добрались до столицы, и запланированный на пятницу митинг чуть было не начался поздно вечером в четверг: люди начали собираться перед парламентом, и организаторы призвали их временно разойтись. Колонны продолжали прибывать всю ночь.

Примечательно, что накануне митинга представители Запада на всякий случай выясняли политическую ориентацию людей, которые вдруг да придут на смену Михаилу Саакашвили. Лидеры оппозиции провели две встречи в отеле «Мариотт» – с генеральным секретарем ОБСЕ Марком Перреном де Бришамбо и с заместителем госсекретаря США Дэниелом Фридом. После встречи с Фридом один из лидеров оппозиции Георгий Хаиндрава рассказал журналистам, что американца интересовало, настроена ли оппозиция на интеграцию в евроструктуры и в НАТО. Хаиндрава сказал, что настроена.

Главным же событием в преддверии митинга стало исчезновение из страны экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, который до недавнего времени считался главным соперником президента Саакашвили. Генпрокуратура Грузии сообщила, что он уехал в Мюнхен «поправить здоровье», однако представители оппозиции и его адвокат уверены, что он выслан из страны, потому что власти боятся человека, обладающего большим количеством компромата.

Перед началом акции протестующие построили у здания парламента в Тбилиси импровизированную виселицу. Вместо веревки у нее был стебель розы, на который повесили фотографию Михаила Саакашвили. К началу санкционированного мэрией Тбилиси митинга, число собравшихся, по подсчетам оппозиции, превысило 50 тысяч, хотя объективно оценить численность собравшихся было невозможно. В руках люди держали плакаты с надписями «Не боюсь!» и «Грузия – без президента».

Также в столицу прибыл бизнесмен Бадри Патаркацишвили, который недавно заявил о намерении открыто финансировать оппозицию. На митинг, впрочем, он не пошел. В день перед митингом организаторы говорили, что выведут на проспект Руставели до 100 тысяч демонстрантов. Однако даже если оппозиционерам не удастся собрать столько людей, все равно эта акция стала самой многочисленной со времен «революции роз» четыре года назад. С началом митинга полиция выставила двойной кордон по всему периметру парламента Грузии. В нескольких сотнях метров от парламента, на площади Роз, появились три автобуса со спецназом.

Оппозиция, которая считает, что для Грузии больше подходит модель парламентской республики, требуют от президента страны Михаила Саакашвили четырех вещей. Первое и главное: назначить парламентские выборы на весну 2008 года. Ранее Саакашвили принял решение передвинуть сроки выборов на год, совместив их с президентскими. Его поддержало лояльное парламентское большинство, но оппозиция считает это решение незаконным.

Во-вторых, оппозиция требует изменить избирательный кодекс: выборы должна провести сформированная на паритетной политической основе избирательная администрация. В третьих, распределения мандатов в избирательных округах на основе голосования за каждого кандидата в отдельности. И, наконец, освободить политзаключенных.

При этом оппозиционеры подчеркивают, что не хотят никаких революций, а их акция носит исключительно мирный характер. Тем не менее они еще раз заявили, что продолжат акции протеста до тех пор, пока президент Саакашвили не выполнит все их требования. «До конца дня мы подождем реакции властей и не разойдемся до тех пор, пока власти не удовлетворят наши требования – не одного шага назад», – заявил представитель «Движения за единую Грузию» Гия Тортладзе.

Наиболее радикально выступил лидер партии «Консерваторов», депутат Звиад Дзидзигури: «После четырехлетней тяжелой болезни скончалось Единое национальное движение», – заявил Дзидзигури, «Приговор уже вынесен, эти власти должны уйти и мы должны отправить их на политическую свалку, как отправляли и раньше».

В свою очередь, власти стараются реагировать на происходящее как можно спокойнее. Их позиция заключается в том, что акции протеста являются обычной составной частью демократии, но они не должны выходить из конституционных рамок. «Митинг не является наилучшим местом для ведения диалога по конкретным вопросам, – сказала спикер парламента Нино Бурджанадзе. – Могут быть темы, по которым компромисс не может быть достигнут, но могут оказаться и такие темы, о которых мы и сейчас говорим, и говорили некоторое время назад, по которым определенные соображения могут совпасть друг с другом».

Выступления оппозиции в Грузии усилились после некрасивой истории с Ираклием Окруашвили. В конце сентября он выдвинул ряд обвинений против Саакашвили. В частности, он заявил, что президент предложил ему убрать Бадри Патаркацишвили, а также намекнул, что премьер Зураб Жвания не отравился угарным газом, а был убит. Эти заявления прозвучали в эфире телеканала «Имеди», принадлежащего Патаркацишвили, после того, как служба доходов Министерства финансов Грузии объявила о претензиях к бывшему министру. Окруашвили заподозрили в уклонении от налогов при покупке дома в центре Тбилиси, в котором разместился его партийный офис. В этом офисе он и был вскоре арестован по обвинениям в вымогательстве, отмывании денег, злоупотреблении служебными полномочиями и служебной халатности. Впрочем, вскоре Окруашвили был освобожден: после того как заплатил залог в 10 млн лари (около 6 млн долларов), сказал на камеру, что оклеветал Саакашвили, и признал себя полностью виновным в служебной халатности и частично – в вымогательстве. Это было показано в эфире контролируемого властями телеканала «Рустави-2». По некоторым данным, Окруашвили согласился сотрудничать со следствием, узнав, что ему назначили отбывать досудебное заключение в общей камере тюрьмы №6. Дело в том, что в 2004 году Окруашвили успел поработать в должности генпрокурора: на этом посту он выжал из арестованных чиновников и бизнесменов более $30 млн. Многие жертвы прокурорской активности Ираклия Окруашвили до сих пор отбывают сроки в тюрьме №6, и попадание туда не сулило ему ничего хорошего.

Арест Окруашвили спровоцировал массовые выступления грузинской оппозиции, которая объединилась в одно движение и начала кампанию «Грузия без президента». Именно тогда и была запланирована крупномасштабная акция в Тбилиси. Тем не менее наблюдатели сочли, что, разделавшись с оппозиционным экс-министром, президент Саакашвили одержал большую победу.