"Премия Кандинского" вступила в заключительную фазу. То есть, на "Винзаводе" открыта выставка работ, среди авторов которых жюри и будет определять ее, премии, лауреатов.
Премия, как известно, учреждена Культурным фондом "АртХроника". В этом году проект осуществляется в сотрудничестве с Deutsche Bank, Германия. Шорт-лист был уже опубликован, а выставка заняла сразу оба зала того строения "Винзавода", что слева от входа (если еще немного пройти вперед). В "Зале красного вина", внизу – инсталляции, видео-арт, в "Белом вине", наверху, видеоарт и объекты тоже есть, но там в основном живопись.
Тут начинаются уже некоторые проблемы с описанием: как все это трактовать? С одной стороны, это все-таки не целевая, сформированная кураторами под определенный формат выставка. Это конкурсные работы, а их в гармонию не сведешь. С другой стороны, среди авторов большое количество людей, постоянно появляющихся на всех выставках, то есть определенные контексты они с собой привнесли.
Так что выставка уже потому любопытна, что нетипична. Во-первых, само сочетание достаточно различных манер и т.п. Ни на какой выставке они образоваться в принципе не могут. Уже и познавательно, а с другой стороны любопытно, как, скажем, актуальные тренды себя чувствуют в не совсем уж специальной среде. Результат нормальный: они себя нормально чувствуют и, значит, действительно адекватны. Лучшая линейка тут - гутовский забор, автора данной заметки он сопровождает чуть ли не весь год, в том числе и на Документе. То же относится и к Осмоловскому, только Гутов все же реализует свое качество оформителя 2007-го года как-то определенней (о, никаких политических аллюзий).
Тут, заодно, вопрос. Организаторам премии удалось, в сущности, неслыханное дело: уже к выставке кандидатов в лауреаты был выпущен каталог, который никакой даже не каталог, а альбом. Хорошая полиграфия, обложка, все дела. Небольшая проблема вот в чем: авторы представлены, но не всегда теми работами, которые теперь на "Винзаводе". Упомянутые Гутов и Осмоловский проиллюстрированы кассельскими фотографиями. С другой-то стороны – а как еще успеть? Но вот Альберт, например, представлен совершенно другой историей, не той что в "Красном зале". То есть, некоторое расхождение: так в каталоге отражены авторы или выставка? В целом все бы ничего, но вот с Куликом все-таки некоторый пербор: он представлен работами с выставки в ЦДХ.
Так или иначе все хорошо, и много чего не слишком известного. В том числе работы людей, не вошедших пока в стандартные наборы современных арт-артистов. Видеоинсталляция Владимира Логутова из Самары, нижегородская Промвыза (указание на территориальную принадлежность не отмечает провинциальное происхождение артефактов, - на то, что работы этих авторов не примелькались на московских выставках). В данном же, не совсем типичном контексте крайне любопытно выглядит отсек с работами О&А Флоренских: просто какая-то территория интеллектуальной стабильности и чистого креатива. Причем, со временем их работы уже совершенно перестали восприниматься с оттенком локальности (ну там Митьки, всякое такое), а стали актуалкой как таковой. Напротив, AES+F произвели уже нечто промышленное и брендовое: теперь их линейка, включавшая в себя ранее видеоряд с мальчиками-девочками, медленно как бы хотящими расчленить друг друга, и статичную визуалку того же ряда, дополнилась еще и сантехнического вида статуями с видами тех же жеманно-воинственных созданий. А вот Аристарх Чернышев совершенно замечательный, Шабельников со своим Учетверенным Энди и картинами - тоже.
Итог: все это можно и следует рассматривать и просто как выставку. А раз уж соревновательный аспект отошел в сторону то, наверное, и с соревнованием все будет нормально. И, вообще, это уже частное дело художников и жюри. Выставка по 27 ноября, тогда они с лауреатами и определятся.
Обсудить статью
См. также:
- Полит.ру Шорт-лист от "Кандинского"
- Полит.ру "Кандинский" продолжается
- Полит.ру Кaндинский будет премией