Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:13
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

ЕГЭ: индустрия и смысл

Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции нашего экспертного круга и сообщества. Семинар был посвящен продолжению обсуждения проблемы Единого госэкзамена. В центре обсуждения оказались сообщения Марии Самохваловой (преподавателя русского языка и литературы одной из московских школ) и Григория Канторовича (проректор ГУ-ВШЭ),. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Ольга Гурова, Алексей Песков, Михаил Арсенин, Татьяна Малкина, Григорий Глазков.

Современная система образования, в том числе, высшего – это гигантская индустрия. И методы работы в ней должны быть индустриальными, то есть формализуемыми. Вместе с тем, российская система образования довольно безуспешно пытается следовать образцам академической культуры XIX века, когда обучение было элитным и через вузы проходила лишь небольшая часть населения. При нынешнем массовом высшем образовании все должно быть, вероятно, иным. ЕГЭ – это машина, которая приспособлена к индустриальной системе.

Это не всем нравится. Многие подпишутся под тем, что человек – это не винтик общественного механизма. Однако такая индустриализация процессов обучения и проверки знаний неизбежна. И с этой точки зрения ЕГЭ – это едва ли не единственный возможный вариант. Но наряду с национальным тестом (ЕГЭ), общим для всех, скорее всего, сохранится группа элитных вузов, которые оставят у себя какие-то экзамены. По сути, такая ситуация уже сложилась в ряде стран, ранее России перешедших на систему общенационального тестирования на выходе из школы.

Отобранная мягкость

Одной из самых больших проблем ЕГЭ остается не поддающаяся автоматизации проверка так называемой части C, состоящей из заданий, требующих развернутого ответа. Всего в «части C» можно набрать максимум 20 баллов. Проверяющих часть C отбирают среди школьных учителей и сотрудников вузов. Как правило, сейчас каждый из них проверяет работы по ЕГЭ дважды в год (на «репетиционной» сдаче и на основной) и дважды проходит подготовку к проверке. Подготовка включает проверку пробных заданий и «калибровку» проверяющих, а также ознакомление их с принципами проверки, критериями выставления оценок.

Еще два года назад подготовка проверяющих была много серьезней. Тогда их собирали по многу раз, а в этом году все свелось к одноразовой акции, единственная задача которой состояла в том, чтобы убедить проверяющих оценивать помягче. Участникам раздавали комплекты с образцами текстов, которые они как эксперты должны были проверить, чтобы получить за нее оценку. Потенциальные проверяющие начинали проверять очень рьяно. Эту пылкость организаторы тренинга постарались снизить.

Критерии отбора преподавателей в комиссии по проверке не вполне ясны, и иногда бывало трудно понять, почему, например, из двух педагогов одной и той же школы одного взяли, другого – нет. Кажется, заметна тенденция оставлять в команде тех, кто оценивает мягче.

Технология проверки

Типовой регламент проверки наиболее проблемной «части C» (первые две проверяются более или менее автоматически) можно рассмотреть на примере ЕГЭ по русскому языку.

Каждая работа зашифрована, имя экзаменуемого неизвестно экзаменаторам. Каждая работа подписана проверяющим, то есть, преподаватель несет персональную ответственность за свою работу по проверке. Каждая работа ксерокопируется и проверяется тремя экспертами. В этом году каждая проверенная работа оценивалась в 70 рублей. В день преподаватель проверяет в среднем 30-40 работ. Длится это мероприятие 5-6 дней.

Преподавателей ориентируют на то, чтобы ставить оценки максимально мягко и даже добавлять баллы тем, у кого дела обстоят совсем плохо. Разумеется, можно ставить оценки даже максимально жестко, однако радикальная позиция одного проверяющего всегда смягчается другими.

Сказать, от кого конкретно исходило указание проверять мягче, трудно, но, скорее всего, от московского департамента образования. По крайней мере, потом именно там очень гордились, что Москва написала ЕГЭ по русскому языку гораздо лучше, чем другие регионы. Общий уровень, впрочем, был достаточно низкий. По свидетельству одного из проверяющих, он никому не поставил 19 или 20 баллов, причем было очень много работ, которые набрали меньше половины возможных баллов. И все это – при том, что эксперт признавался в своей излишней мягкости.

Система оценок

На предыдущем семинаре по ЕГЭ говорилось о двойственной позиции ЕГЭ в системе оценивания. ЕГЭ одновременно должен дать некий разброс оценок по пяти-, а, фактически, трехбалльной шкале, которые должны как-то соотноситься со «школьной» системой оценок, и дать интервальные оценки с большим числом баллов для поступления в вузы. Вместе с тем, эффективность образования упала настолько, что весьма значительное количество учеников, просто не сможет «выплыть» в трехбалльной системе (3-4-5), погрузившись существенно ниже «тройки».

Попытки перейти на другие, более детализированные системы оценивания, предпринимаемые отдельными школами и вузами, пока не имели серьезных последствий. В аттестат все равно идут оценки 3, 4 и 5. В этом отношении не видно большой разницы между ЕГЭ, с одной стороны, и сочинением, а также прочими традиционными формами экзаменов, с другой.

Но изменение формы экзамена, вероятно, должно сопровождаться серьезной реформой системы оценивания. В настоящее время ЕГЭ как внешняя инстанция, оценивающая эффективность школьного образования, остается слишком негибкой и малоэффективной, поскольку там не удалось уйти от одномерной трехбалльной системы. Пока такая система действует, учителя всегда будут стремиться к тому, чтобы остаться «мягкими» экспертами.

В странах, где практикуют национальные тесты, аналогичные ЕГЭ, но с более тонко градуированной шкалой, например, во Франции, результаты этого экзамена выглядят куда «жестче». С первого раза «не сдает» порядка 30%.

Разработаны приемы многомерного оценивания. Например, многомерная оценка речевой компетенции в программе так называемого международного бакалавариата включает в себя следующие виды работ. Во-первых, записывается неподготовленный пятнадцатиминутный ответ на пленку и отсылается проверяющему. Во-вторых, пишется сравнительный анализ двух текстов. В-третьих, экзаменуемому присылают два варианта текста, например, один стихотворный, другой прозаический, и задается два наводящих вопроса для написания эссе. Там есть 7 критериев для оценки разнообразных навыков, отрабатываемых с учеником в процессе прохождения курса. Это совершенно конкретные критерии, образующие матрицу оценивания.

Точка опоры

Заняв место национального теста по ряду предметов, ЕГЭ превратился в мощный инструмент влияния на содержательную сторону учебного процесса. Преподаватели всей страны дрогнули и обратили свои взоры к требованиям, заложенным в ЕГЭ. Основная масса преподавателей не имеет позиции «за ЕГЭ » или «против ЕГЭ». У всех в сентябре стоит только один вопрос: к чему надо готовить детей.

Это хорошо заметно на примере того же ЕГЭ по русскому языку. Несмотря на то, что формально обучение русскому языку заканчивается в девятом классе, в настоящее время начинает распространяться практика дополнительных «подгоночных» занятий, специально готовящих к ЕГЭ, на которых будущих выпускников подтягивают и «доучивают» в нужном направлении. Части «A» и «B» довольно консервативны. В них сосредоточено то, что в школе учили все и с довольно давних пор. С частью «С» все несколько сложнее, поскольку, если школьная программа по грамматике русского языка недалеко ушла за последние десятилетия, то требования к связным зачетным текстам меняются на глазах. До введения системы ЕГЭ выпускники писали сочинения. С введением ЕГЭ перешли на небольшие тексты в относительно свободной форме (условно назовем их «эссе») по текстам, выдаваемым с экзаменационным тестом. Учителя вынуждены чутко реагировать на изменения требований к части «C».

На настоящий момент для проверки части C по языку (написание текста относительно свободной формы) выделено 12 критериев. Следует признать, что многие из этих критериев в 2007 году были связаны с тем, к чему абитуриенты, сдающие ЕГЭ, были не вполне готовы, поскольку не изучали в классе ничего подобного. Однако, при всех этих содержательных проблемах, благодаря выделению четких критериев процесс проверки был хотя бы механически упрощен, хотя местами и дорогой ценой.

Сначала предполагалось, что это должно быть небольшое эссе, в котором нужно будет провести формальный анализ небольшого фрагмента литературного произведения. Незадолго до последних экзаменов, однако, выяснилось, что дети не должны больше затрагивать теорию литературы (например, анализировать стилевые приемы), они должны свободно высказать свои мысли по проблемам, содержащимся в текстах, предоставляемых для комментирования и выявлять авторскую позицию.

Например, выпускникам предлагался текст вроде: «Я был ребенком, жили бедно, мама пришла в школу, она была бедно одета, и я застеснялся и сказал, что это моя гувернантка». Вопрос ставится о том, какую проблему автор поднимает в тексте, выделить основные идеи текста. Проверяющий имеет на руках список «правильных» вариантов - основных идей, которые потенциально мог бы усмотреть школьник. Проверяющий сверял полученный текст со списком и, если в там присутствовала идея из списка, ставил искомые баллы. По счастью, проверяющих предупреждают, что если у выпускника есть свое видение проблемы и оно отображено в тексте, то ответ может быть засчитан даже при несовпадении со списком. Следующая задача – составить комментарий к тексту: прокомментировать авторскую позицию, написать, согласен с ней или нет и обосновать это.

Если в первый раз, когда произошло смещение акцента, учителя и выпускники оказались не готовы к такому повороту событий, то уже с этого года все начали осваивать выделение проблем, экстрагирование авторской позиции по обсуждаемым в тексте вопросам и т. п.

Учителя ропщут: детей заставляют сдавать то, чему их не учили в школе. Звучат голоса в поддержку идеи вводить в ЕГЭ только те новшества, которые знакомы проверяемому по всему циклу обучения: если не учились чему-то люди все годы обучения, то не надо этого пока выпускать на экзамен. Однако механизм гибкой «подстройки» школы по принципу обратной связи под меняющиеся требования ЕГЭ представляется более жизненным.

В ситуации, когда ЕГЭ становится точкой опоры для приложения усилия по изменению содержательных требований к школьной программе, на первое место выходит вопрос о том, кто готовит тесты. Кому доверен мощнейший рычаг косвенного давления на содержательные аспекты образовательных программ в средней школе? Широкие круги ученых и интеллектуалов пока не вовлечены в это важное дело. Совершенно не продуманы механизмы, которые позволили бы вовлечь их в разработку, критику и селекцию тестовых заданий для национального банка тестов. Здесь можно было бы воспользоваться наработками крупных предметных олимпиад, в которых коллегиальная подготовка вопросов для тестов давно поставлена на надежную организационную основу, однако пока в этом направлении не сделано никаких шагов.

Границы применимости

То, что ЕГЭ становится точкой приложения силы, приводит к предсказуемым побочным последствиям. Престиж школьного предмета, часы педагогической нагрузки и зарплаты преподавателей попадают от него в зависимость. В результате, в России сейчас разрабатывается ЕГЭ по 14-ти предметам. Вместе с тем, уже сейчас становится ясно, что принцип равномерного представительства предметов, возможно, не оптимален. Здесь снова имело бы смысл посмотреть на международный опыт. Где еще в мире есть столько предметных экзаменов? Национальные тесты большинства развитых стран гораздо менее специализированы. Предметных тестов довольно немного. Довольно хорошо разработана система тестирования языков (многие тесты аналогичны знаменитому TOEFL). За ними следует математика. Гуманитарные дисциплины – история и литература, могли бы ужиться в рамках одного теста на общую культурную компетенцию. Интегрированный тест по биологии, химии и физике мог бы оценить познания в естественных науках.

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.