Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
11 декабря 2017, понедельник, 03:42
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

05 декабря 2007, 14:13

Красота: топмодели, дворники и сундук золота

Константин Сутягин: в рубрике «Русские вопросы» мы продолжаем опрашивать умных людей про фундамент. Ранее обсуждались понятия «Великая литература», «большой и маленький человек», «тайна»... Сегодня на очереди «красота». Что это такое, как? Зачем? Можно ли без нее? Что такое красивая вещь, красивый дом, красивый город, красивая профессия – где посмотреть?
...
Очень красива, например, работа дворника. Сгребать снег, прочищать дорожки. Человек и лопата, срослись и дополняют друг друга – вжик! вжик! Движения сильные, точные, красивые. Раннее утро, еще все спят, первым выйти на улицу. Фонари... Снежинки... Разгребать от дверей наметенные за ночь сугробы. И тут же видишь – пошли первые прохожие, спешат по расчищенным дорожкам на работу. Очень красиво.

И вот, например, работа в офисе... Даже и не знаешь, что здесь рисовать-то? Ну, сидит с озабоченным видом... Ну, по телефону поговорил...  понажимал на клавиши ... опять поговорил... Никакого прилива вдохновения не вызывает работа банковского служащего, какие бы финансовые потоки он не пропускал сквозь свою психику. С точки зрения художника его работа ну абсолютно некрасива!

(Даже кассиром работать красивее, деньги пересчитывать... «Скупой рыцарь»... Перебирать сокровища пальцами в кольцах... Ростовщики-процентщики... Сундук с золотыми дукатами гораздо красивее, чем пластиковая карточка, на которой лежит сто миллионов).

И сами офисные, безусловно тоже чувствуют, что их работа не очень привлекательна. Поэтому и придумывают себе производственные «украшения»: «золотые» и «платиновые» карточки, симпатичные ноутбуки, модные телефоны, дорогие костюмы, очки, часы... Представительские автомобили... Отдых... А все равно их никто не рисует, все равно ни одному нормальному художнику не придет в голову писать корпоративную вечеринку топ-менеджеров. Только за очень большие деньги.

А вот сельские гулянки, простоватые мужики в сапогах и бабы в нехитрых нарядах, как вдохновляли уже сколько лет, так и вдохновляют по-прежнему - в этом почему-то есть красота. Про крестьян, которые пашут землю и пасут коров, столько уже картин написали, причем совершенно бесплатно!

И фотомоделей тоже почему-то художники не рисуют - не вдохновляет. А какая-нибудь, может, и не самая красивая (в параметрах 90х60х90) мать с ребенком – вдохновляет. (См. всемирную историю искусств).

И политиков – только на заказ пишут. А мыслителей-писателей, начиная с Сократа -Вольтера, Пушкина, Достоевского, Толстого и т.д. – бесплатно. Рождение мысли красиво (см. Родена).

И герои вдохновляют. И еще рыбаки и охотники.

Люди со вкусом (художники и т.д.) для того и нужны, как специальные общественные приборы, чтобы улавливать: что именно в окружающей жизни красиво, а что нет (вкусно, или наоборот). Они живут, ходят-смотрят-нюхают, и в какой-то момент вдруг говорят: «Ах!» Какой-то случайный предмет-событие стреляет в них своим ароматом, они что-то такое вдыхают, и у художников возникает «вдохновение». «Посмотрите сюда! Это красиво! А, значит, правильно». И доказывают это, не словами, а поступками: картинами, рисунками и книгами, родившимися от «вдохновения».  «А вот это – просто ноль, совершенно ничем не пахнет: цветок пластмассовый».

Других-то приборов для определения «подлинности», «нужности» и «важности» имеющегося в мире у нас все равно нет. Все эти химические формулы-состав, удвоение ВВП, экономические показатели, нормы демократии и расчеты аналитиков – всего лишь умозрительные конструкции. А реально – вот: красиво получилось или нет. Вкусно или не вкусно. (Ну, конечно, если еще не пропал аппетит к жизни).

Вот и будем спрашивать: что для кого – красота?

Отвечают Александр Флоренский, Ольга Суркова, Виталий Найшуль, Андрей Горохов, Валентин Курбатов, Сергей Прокофьев

АЛЕКСАНДР ФЛОРЕНСКИЙ, художник (Санкт-Петербург)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Все время пользуюсь именно этим определением. Так и говорю - красивая девушка, красивая картина, красивый город.
И кстати, порой руководствуюсь при определении красоты именно что какими-либо произведениями искусства: типа "красивый вид, прямо как на картине Коро", "красивая банка, прямо как из натюрморта Моранди", "красивая сцена, прямо как в фильме Бертолуччи" и т.д. Подозреваю, впрочем, что иногда мысленно слегка ставлю слово "красота" в кавычки.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?>

Трудно мне сравнивать красоту с комфортом, свободой, корректностью или, не дай Бог, с экономической выгодой. Больно уж разные случаи бывают. Красивый вид из окна квартиры важней комфорта на кухне, а корректность в поведении важнее красоты прически или одежды. А с экономической выгодой уж и не знаю, что сравнить - больно уж люблю экономическую выгоду. Но, конечно, если выбор будет: рисовать некрасивую картину с экономической выгодой или красивую без экономической выгоды, выберу все же красоту, хотя и буду потом жалеть.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Меняются, уж конечно. Вот девушки - раньше всем нравились девушки вроде Любови Орловой или Марикки Рекк, а теперь нравятся совсем другие, на них не особо похожие. Еще банальный пример - картины импрессионистов и прочих модернистов: их за красивые в свое время держал лишь какой-нибудь чудак. А там попривыкли, и теперь многим нравится. То есть современное искусство влияет на этот процесс, понятное дело. После войны только безумец мог считать бойсовские произведения красивыми, а теперь ничего, никто не возражает.

Вот насчет ответственности не знаю, что это еще за «преступления против образа»? Тем не менее, художник может делать что хочет, а зритель может на это не смотреть, если ему не нравится (то есть тоже может делать то, что хочет).

Различаются ли, на Ваш взгляд, представления о "прекрасном" в Москве и в Питере?

Ну, при некотором сходстве разница все-таки есть. Например, прекрасным районом для жилья в Москве порой вынуждены считать тот, который в Петербурге все единогласно сочли бы чудовищным. И наоборот, очень большой пласт петербургского искусства, например, многими почитаемого за прекрасное на родине, в глазах москвичей не представляет никакой ценности.

(Выделить красным цветом свои ответы – это авторское. Художник Саша Флоренский первым из всех опрошенных придумал такое. «Я же колорист», - скромно оправдался он. И то. Еще какой. Поэтому мы решили оставить все так, как у него было.- К.С.)

ОЛЬГА СУРКОВА, кинокритик (Амстердам)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Да, я часто пользуюсь этим определением - "красивая женщина", "красивый мужик, город, улица..." То есть в обычном приложении к существительному. Но я также могу определять этим словом живописное полотно. Не всякое, а именно "красивое". "Красивая работа" - далеко не всякая. И не всякая "красивая" работа непременно очень хорошая. Может быть, она и не очень хороша, но сделана именно "красиво". "Красивой" может быть и глубокая работа. Но далеко не всякому самому замечательному полотну соответствует это определение. Я даже думаю, что чаще всего это слово сопутствует у меня скорее салонной работе.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Думаю, я никогда не понимала выражения, что "красота спасёт мир". Может быть, Ф.М. имел в виду духовную красоту? Думаю, особенно большое значение в современном, т. н. "цивилизованном" мире понятие «красота» имеет слишком большое значение, подразумевая чаще всего самое вульгарное, сытое его наполнение. То, что коротко называется отвратительным для меня словом ГЛАМУР.

Тем не менее, никто не отменял всякую естественную красоту мира, природы, которая может быть и в полном согласии со свободой, свободным волеизъявлением, например, в наслаждении красотой совершенных форм, как природных, так и созданных человеком.

Если вернуться к тому же гламуру, глянцевым журналам, т.е. агрессивному навязыванию тиражированных форм принятых образцов красоты, то они, конечно, находятся в полном противоречии со свободой, манипулируя человеческими предпочтениями.

Духовная свобода в предпочтении нравственного или Божественного (для верующих) естественно включает в себя КРАСОТУ, которая, конечно, противостоит внешней, любующейся собой красоте, которая является следствием экономической выгоды и этой выгоде сопутствует. Этой красоте стоило бы порой устыдиться.

А корректности красота противостоять не может, так как в корректности красота человеческой деликатности.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Ну, конечно, представления о красоте менялись. Не только той, что создаётся человеком, но даже той, в которой человек существует. Если человек в поте лица своего пашет землю, то, наверное, не всегда воспринимает красоту полей, восходов и закатов, как горожанин, например... Мы знаем, как менялись типы женской и мужской красоты...
Те же перемены сопровождали всё развитие искусства. Конечно, менялся весь образный язык. Можно говорить, как разрушался целостный образ в искусстве. Но я не думаю, что художник несёт за это специальную ответственность.

Или несёт ровно такую же, как все мы за каждый свой поступок перед Богом, если он в него верит. Всякое светское искусство в той или иной мере порочно, как порочен, в конце концов, всякий человек. (Бог пришёл спасать грешников).

Другое дело, что я, как зритель, выбираю для себя в художественном мире нечто, соответствующее моему пониманию реальности, его расширяющее (или вовсе для себя неожиданное и на иной глубине постигнутое другим). Так что в искусстве, должна признаться, меня захватывает, прежде всего, само качество художественного образа, зачаровывает - вопреки всяким иным вполне умозрительным рассуждениям о "нравственном" или "безнравственном". Эти границы подвижны, и каждому "овощу свой фрукт", как сказано в каком-то анекдоте. А вполне серьёзно тот же Достоевский точно говорил, что Дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей... Художники тоже люди, и всякий ищет своего собеседника.

А про всякие "бренды" и "тренды" я ничего не понимаю. Но думаю, что, так называемая, "массовая культура" губительна для людей, выстригает мозги. Но за это ответственны не те, кто эти "бренды, тренды" создают, а те, кто призвали к их созданию, то есть идеологи общества, извините, "массового потребления".
Всё это к подлинной красоте не имеет никакого отношения.

Так что все изменения, так называемого "массового сознания" запрограммированы внешними и вполне заинтересованными силами.

Различаются ли, на Ваш взгляд, представления о "прекрасном" в России и в Голландии?

Голландцы пользуются словом красота сплошь и рядом, больше, чем русские.
У них даже погода "красивая". Но в бытовом смысле, в оценке одежды, костюма, косметики, причёски и просто чисто внешних природных данных человека они очень отличаются от русских. На наших "красавиц" поглядывают с внутренней насмешкой. У них и в их обществе вообще не котируется подчёркнутая демонстрация себя. Может быть, только у молодёжи - в противостоянии всё тому же обывательскому гламуру.

ВИТАЛИЙ НАЙШУЛЬ, директор Института национальной модели экономики (Москва)

Что важнее для Вас: красота или польза? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность? Красота - или стабильность? Красота или престиж (т.е., то, что нравится Вашим друзьям)?

Красота важнее. Будет красота – будет и польза, и комфорт, и выгода, и корректность, и стабильность, и престиж.

АНДРЕЙ ГОРОХОВ, художник (Кельн)

Красота это слово из детства, говорить о ней не очень удобно. Взрослый человек, как мне всю жизнь казалось, должен не понимать, что такое «красота», ну, если не считать заворотов вроде «красивое это то, что хочется назвать красивым».

Конечно, положение отчасти спасают догадки, что переживание красоты связано с восторгом, вызываемым совершенством форм - причём в ситуации, когда никакие особенные «формы» не воспринимаются.

Главное слово тут – конструкция, потому что красота связана с каким-то окончательным «эх!» конструкции, с тем, как части интенсивно, плотно, динамично, контрастно (и одновременно – просто и неперегруженно) сочетаются в «единое целое». Но конструкций-то много разных, к их «гармонизации» и установлению «пластической связности и выразительности» может быть много разных подходов. Кроме того, разные люди по разному восприимчивы к разным визуальным решениям - оттого существует огромное количество конкурирующих красот, полукрасот, недокрасот, спекуляций на красоте и китча. Много рецептов и законов, и ещё больше фобий и идиосинкразий. Порядка во всём этом нет, и насильно устанавливать порядок не хочется.

И не хочется пользоваться словом «красота», слишком много банального и скудоумного на него наверчено.

Но говорение в якобы более грамотных терминах «пластической связности и выразительности» облегчения не приносит. Кое-кто остро чувствует «пластические связи», но в целом современное общество визуально слепо. Нет, конечно - производится масса всякой визуалки, но не заметно, что существует что-то (скажем, критерии красоты или законы восприятия), что могло бы сдерживать напор произвола. Собственно, и особенного произвола-то нет, а есть, скорее, преобладание стереотипных ходов и приёмов, стереотипных конструктивных элементов. Красивое и некрасивое оказываются результатом применения принципов дизайна.

Я думаю, что народонаселению по большому счёту наплевать на это положение дел – то есть на исчезновение чувствительности к некоторым редким особенностям целостностей, возникающим в визуальном поле. Переживают художники старой закалки. Я тоже переживаю, но сказать, зачем нужна «пластическая связность и выразительность» - не могу. Мне тоже, на самом деле, ни для чего не нужна. Пафос по поводу «целого», «совершенного» и «завершённого» меня уже давно не охватывает, меня, скорее всего, заклинило.

К своему ужасу я начинаю догадываться, что сногсшибательное воздействие на меня некоторых (крайне редких) картин, пейзажей, пространств вообще не связано с оппозицией целостное/частное. Дело, скорее всего, там совсем в другом, разговоры о целостном – это алиби, заметание следа.

К.С.: Жалко, что ты не поддался на мои провокации, и ответил серьезно и искренне. (Шучу, так и надо было). Просто надо мной еще висит некоторая проблема, что называется, «медийности».  От этого в вопросах есть некоторая "бойкость".
Например: "а все-таки интересно, как там у немцев с этим делом, с красотой?"

А.Г.: Ну, это мне понятно.
Понятно и то, что "обычному человеку" может быть вообще неочевидна связь "прекрасного" и "целого".
С другой стороны, я позволил себе почувствовать себя кем-то вроде эксперта.
Кроме того, я считаю, что надо стараться докручивать гайку. Прежде всего, чтобы самому стала яснее собственная позиция.

А у немцев всё как у людей, в простых разговорах слово "шён" употребляют свободно. Смысл оно имеет "красиво", "мне нравится", "хорошо". Художники, как я припоминаю, этого слова не очень употребляют.
В общем, ничего особенного.
Критерии качества - и позиции художника, и исполнения картины - конечно, есть, но я бы не взялся за их анализ и классификацию. Ну, это примерно как в панк-роке или рэпе, есть "отстой", есть "cool", есть "хорошо сделано". Но это всё очень неформально.
Тема-то крайне аморфная и грандиозная.

К.С.: Тема - и правда, слишком грандиозная и аморфная. Как всегда. Надо бы сужать, да не знаю как. Хочется, чтоб было хорошо, вернее, "прекрасно", а сам говоришь - прекрасное=целое, т.е., всё сразу. Слишком много хочется спросить.

А.Г.: Я продолжаю на эти темы думать, точнее, в башке сами собой крутятся фразы и мысли.
Есть много интересных заходов, скажем, красив ли Рембрандт или Микеланджело? Или Эль Греко? Или Репин? Должно ли их любить? Если кто-то не восхищается Рембрандтом, не чувствует его красоту и совершенство, то что это значит - что он визуально бесчувственен? некультурен? неграмотен?
А если я сам, весь сам из себя визуально грамотный, не в восторге от Рембрандта, а в восторге от африканских самодельных киноплакатов, тогда что? А если при этом мне очень нравятся некоторые вещи Кранаха, то это сойдёт за алиби?
В общем, на эти темы надо писать статью или книгу, или лучше бросить.

К.С.: Ты все время говоришь, как зритель. Т.е., с той стороны холста. А мне интересно бы тебя услышать, как "делателя". От чего вдруг кусок холста приобретает новое качество - красоту? Т.е., от чего вдруг это "Ах!"? От того, что "похоже"? Пропорции соблюдены? "Золотое сечение"? Классика-античность? Или мысль? Или чувство "благородное" бьется? Так ведь, бывает, что от Рембрандта "ах", а рядом - и от африканского киноплаката слезы наворачиваются (Я еще видел в Венеции роскошную выставку африканских плакатов из парикмахерских, с модными прическами - как они себе представляют европейские модельные стрижки, приспосабливают к своим шевелюрам, от руки нарисованные - восторг!) А почему восторг? Ничего не понятно... Энергия?
Что такое энергия, Е=мс2/2...
Сила? F=ma... Чушь собачья.

Я вот сейчас стал думать, что красота - может, это уверенность, несомненность, заключенная в картине? Что вот «так все и есть, как у меня нарисовано». А по другому и быть не может! И эта уверенность убеждает и зрителя. Когда приходит на вернисаж уверенный человек, хорошо одетый, то все ему начинают почему-то поддакивать, замечал? Чужая уверенность гипнотизирует.
Или когда в музее картина  в золотой раме висит - тоже сразу убедительно смотрится, тоже думаешь: вроде, красиво.

Какое-нибудь ассирийское искусство – что это? Уверенность, и обаяние силы, язычество, "башку проломлю, цок!".

Или христианское средневековье - это несомненность и обаяние слабости - дескать, вот так, и не иначе, "блаженны плачущие", а не хихикающие.

Черный квадрат - обаяние наглости.
Уверенность ума...

Или, наоборот, Наив - обаяние, уверенность дурака (ребенка). Ручные киноплакаты африканцев, или их же вывески в парикмахерских, а как иначе-то? "Всё так и есть у этих белых обезьян! У меня даже лучше получилось!"

Вот и вырисовываются разные типы "прекрасного" - а всё хорошо, все захватывает дух, «Ах!». Обаяние чужой воли, если она достаточно сильная. Чужой самоуверенности, уверенности в своей правоте, в своем праве сделать именно так. И сфальшивить трудновато - попробуй "сымитируй"! Самоуверенность может быть только органчная=гармоничная, вот тебе и "золотое сечение".

Если тебя не распирает от того, что "блаженны плачущие...", то хрен ты сделаешь витраж в Сен-Шапель. Если для тебя мир лишен смысла, цельности – то как ты добьешься цельности в картине, какой из тебя Кранах!

А вот неуверенность, сомнения, раздумья, озабоченность, "интеллигентность" - интересно, могут тоже рождать красоту?
Можешь что-нибудь вспомнить по-настоящему красивое в этом смысле?

А.Г.: Африканские парикмахерские плакаты я, конечно, знаю. Чуть было не купил один оргалит на нервной почве, но он был не особенно шикарный. Хотя и эфиопский. А вот киноплакаты, о которых я говорил:
http://zavorot.com/item/552
Для меня это одно из самых загадочных переживаний последних лет - почему наив, примитив, искусство аутсайдеров, сумасшедших, криворукие комиксы и т.п. нравятся мне куда больше, чем "шедевры мировой живописи"?

Что касается всего остального... я два года назад попытался начать писать книгу типа "Записки художника" или "Мой путь в искусстве", чтобы как-то проговорить, что я вижу и как рисую. Может быть, даже учебник по рисованию. Книга "о самом главном". Но не потянул и бросил.
Поэтому я сейчас и не хочу поддаваться на длинные разговоры.

ВАЛЕНТИН КУРБАТОВ, писатель, литературный критик (Псков)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина /книга/ музыка/ кино"?  Руководствуетесь ли Вы при определении красоты этих вещей какими-либо произведениями искусства?

Разве что в оперетточном контексте-дискурсе-симулякре: "шик-блеск -красота!" Загляните в ближайший супермаркет: шик-блеск-красота!  Выйдите на улицу (лучше на центральную и все равно в каком городе, потому что они теперь все теперь близнецы по рекламной одежде - не заметите никакого переезда):  шик-блеск, красота! Так что откуда взяться "красивому городу", "красивому человеку", "красивой работе"? Для красоты надобна система координат и такая ускользающая составляющая как душа, которая одна как порождает, так и воспринимает красоту. А в супермаркете-то от моря до моря  - какая душа?

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило? Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность? 

В кавычках-то конечно, является важным,  иначе как впаришь товар и получишь экономическую выгоду? А  без кавычек зачем она - от нее ведь только боль и тревога. А при комфорте и свободе какая боль? Зачем?

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)? Влияет ли на это современное искусство? Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)? Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Меняются - как не меняться. Грекам довольно было совершенного тела, а уж Эрнсту Неизвестному или Михаилу Шемякину их и не показывай - засмеют. Но греки от этого никуда не деваются. А про Неизвестного и Шемякина пока не скажу - будут ли они так потребны человеческой душе через столетие или останутся пищей искусствоведения и  добычей истории искусств. Писать (ваять - извините!) поругание красоты можно и должно, только если еще помнишь, ЧТО поругано. А когда красота на глазах загоняется в угол, то можно выставлять сортиры - тут от тебя потребны иные центры восприятия.

Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то национальные (религиозные) особенности  "прекрасного"? Существует ли русская специфика "красоты"?

Есть, есть русская красота.  Даже и слово для неё в нашем церковном словаре есть - "добрОта" (именно так по ударению), сопрягающее красоту и добротУ. И она не в одной иконе и молитве, а во всяком человеческом деле, исполненном света и любви. Только мы тесним ее в церковную ограду и только там еще и можем встретить.

Употреблялось ли слово "красота" в СССР, и если "да", то в каком контексте, применительно к чему? Была ли она важным соображением, или второ- третьестепенным? Отличалась ли чем-то "советская красота" от того, что вкладывается в то слово в нынешней России? (К сожалению, большинство опрашиваемых нами людей застали это время по касательной, на излете, и поэтому достоверные свидетельства очевидца дорогого стоят). 

Была и "советская" красота в той мере, в какой советский человек понимал идеологию как религию в незыблемо светлом смысле (были такие "дураки"). Да и не "понимал" (кто же религию "понимает"?),  а жил в этом идеологически религиозном смысле. Помните Когановское-то стихотворение, про то, что "мальчики иных веков, наверно, будут плакать ночью о времени большевиков"? Или уже сто раз осмеянных окуджавовских "комиссаров в пыльных шлемах"? Кто бы о нынешнем времени и нынешнем человеке написал такое, не покраснев?

(На последней ярмарке Non-Fiction состоялась презентация новой книги В. Я. Курбатова «Наше небесное Отечество», то, что он написал в своих поездках по землям бывшей Византии. Я купил. – К.С.)

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ, завсегдатай ресторана «Alkazar» (Париж) 

Константин! Яблоки собрал, одно надкусил, сидя перед холстом, и выдал этакое! Красота! А ты задумывался над тем, сколько народу ты лишаешь сна?

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Например, "красивая работа", "красивый город", "красивый человек", "красивая жизнь /картина/книга/музыка/кино"?

Что я могу на это сказать? Бывает. Но как часто приходится сначала думать об уродстве...

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в современной жизни, как стимул, ориентир, как мерило?

Это нечто дополнительное, хорошо когда есть, но ничего страшного, если нет. Ягодка на торте. Боюсь, что если всё вокруг станет красиво – это будет скучно. Всё такое красивое... замечательное... блестит... улыбается... гармоничное такое... С ума сойти можно! Да и  разной красота-то бывает: один войдёт в дымный кабак с грохочущим музоном, грохнет литр водки, обкурится и скажет, падая вниз: "Красссотааа...!". А другой тихим утром ранним на берег речки в дымке рассвета попадёт, присядет на бережок, вдохнёт свежий воздух и подумает: "Красота!". Что тут ориентир? А что стимул? Мерило чего?

Что важнее: красота или свобода? Красота или комфорт? Красота или экономическая выгода? Красота или корректность?

Все приведённые пары – случайны и не имеют общего применения. Но я могу предположить, что подобный выбор иногда кому-то приходится делать. Не думаю, что это нормальные ситуации.

Красота субъективна.

Красота обманчива и ложна.

Красота искусственна.

Красота не может быть идеальной.

Красота всегда имеет дефект (или изюминку).

Отношения красоты и времени весьма своеобразны.

Меняются ли со временем представления человечества о красоте (о прекрасном)?

Безусловно.

Влияет ли на это искусство?

Мне кажется наоборот. Каноны красоты каждого отрезка времени в значительной степени влияют на искусство. Искусство может быть насильно привлечено для навязывания определённых представлений о красоте (не будем развивать, всё понятно, всем известно, из тьмы веков тянется). Но иногда это происходит случайно.

Должен ли художник нести ответственность за свои высказывания (в частности, за преступления против языка и против образа)?

Он должен отвечать за себя, конечно. В преступлении против языка и образа проявляется уродство, уродство может быть расценено как категория красоты. Поэтому кому-то может и понравиться, да так оно и бывает.

Или же красота является неизменной величиной, и художник может нарушать всевозможные табу, создавать любые бренды и тренды - все равно это не вызовет в реальной жизни никаких неприятных изменений?

Она – красота – не может быть неизменной. И меняется она именно благодаря нарушениям художниками всяческих табу и стандартов, благодаря их творчеству.

("...бренды и тренды ..." – это преступление против языка, Константин!)

Пользуются ли этим словом французы?

Ну пользуются.

Что такое "красота" во французском смысле?

Константин, а как звучит русский язык? Надо-ж об этом француза спросить!

Есть ли какие-то отличия от "русской красоты", русского представления о прекрасном?

На резвом коне мы бодро въезжаем во тьму вопросов о разности культур, и что такое культура вообще, и где в ней место красоте, и.... 

(Не успел я восхититься изобретательности Флоренского, как вот и Сергей Прокофьев  тоже выделил для красоты вопросы – правда, зеленым. Это последний человек, кого мы даем в цвете. Больше такого не будет. Кстати, если кто обратил внимание, вместо закрытого недавно ресторана «Pearl», Сергей Прокофьев теперь посещает ««Alkazar», заведение модное, стильное, но довольно свирепое на мой робкий взгляд. К вопросу об особенностях восприятия прекрасного.  - К.С.)

Картина Константина Сутягина "Зима", холст, масло

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10.12 20:50 Сборная РФ по прыжкам на лыжах с трамплина поедет на ОИ-2018
10.12 20:24 Лариса Гузеева попала в базу данных «Миротворца»
10.12 20:03 Нетаньяху попросил Эрдогана не читать лекции о морали
10.12 19:45 США пообещали «взяться» за Северную Корею
10.12 19:27 Исполком IBU ограничил в правах Союз биатлонистов России
10.12 19:04 «Спартак» разгромил ЦСКА в 20-м туре чемпионата России
10.12 18:47 Участники марша в Киеве выдвинули требования к Раде
10.12 18:31 В Осло вручили Нобелевскую премию мира
10.12 18:07 Саакашвили подал в суд на генпрокурора Украины
10.12 17:49 Россия упустила бронзу в женской эстафете на этапе КМ по биатлону
10.12 17:32 Кандидаты в сборную РФ по тяжелой атлетике сдадут экзамен о допинге
10.12 17:05 Эрдоган назвал Израиль террористическим государством
10.12 16:40 СМИ анонсировали новую проверку российских футболистов на допинг
10.12 16:09 Марш за импичмент Порошенко собрал 2,5 тысячи человек
10.12 15:42 Биткоиновые миллиардеры анонсировали 20-кратный рост курса криптовалюты
10.12 15:09 Россия не попала в призеры мужской эстафеты на этапе КМ по биатлону
10.12 14:58 Минобороны ответило на обвинения Франции в присвоении победы над ИГ
10.12 14:35 Сторонники Саакашвили вышли в Киеве на марш против Порошенко
10.12 14:16 ЛАГ не согласовала санкции против США из-за Иерусалима
10.12 13:50 На «Артдокфесте» сорвали показ фильма о Донбассе
10.12 13:33 Украинский замминистра назвал целью Киева «раздробить Россию»
10.12 13:10 Российский конькобежец установил мировой рекорд
10.12 12:50 Треть опрошенных россиян никогда не читали Конституцию
10.12 12:27 Ежегодный объем взяток в мире оценили в триллион долларов
10.12 12:02 В МОК предложили проводить Олимпиады без флагов
10.12 11:46 Биткоин просел ниже 14 тысяч долларов
10.12 11:33 Премьер Израиля обвинил Европу в лицемерии
10.12 11:11 Росприроднадзор объяснил неприятный запах в Москве
10.12 10:50 Европарламент отметил «милитаризацию» Крыма и Калининграда
10.12 10:33 ФАС отказалась проверять жалобы на предновогоднее подорожание продуктов
10.12 10:15 Украину признали самой бедной страной Европы
10.12 09:58 В Якутии объявлен траур по девяти жертвам ДТП
10.12 09:29 Труппа балета «Нуреев» потребовала освободить Серебренникова
10.12 09:01 ЛАГ призвала мир признать границы Палестины
09.12 21:08 Тысячи посылок застряли на границе из-за эксперимента таможни
09.12 20:36 В Петербурге арестован планировавший теракт таджик
09.12 20:17 Министр обороны Великобритании заявил о «прохладной войне» с Россией
09.12 19:58 Минобороны обвинило ВВС США в создании помех уничтожению ИГ
09.12 19:30 Мужская сборная России по керлингу не квалифицировалась на Игры-2018
09.12 19:03 В МИДе ответили на угрозу санкций из-за РСМД
09.12 18:42 В Париже простились с Джонни Холлидеем
09.12 18:22 Зюганов прокомментировал слова Трампа о коммунизме на коленях
09.12 16:42 Российские саночники и керлингисты решили ехать в Пхенчхан
09.12 16:22 Российские фигуристки взяли золото и серебро в финале Гран-при
09.12 16:12 Ходорковский заявил о поддержке Навального и Собчак
09.12 15:50 Источники рассказали о предложении Москвы заключить с США пакт о невмешательстве
09.12 15:33 Власти Ирака объявили о победе над ИГ
09.12 15:15 В Сан-Франциско перевернулся автобус с почти 30 пассажирами
09.12 14:43 Стали известны имена убитых в Ставрополе боевиков
09.12 14:28 Москва увековечит память Броневого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.