Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 21:55
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 января 2008, 09:27

Российский железнодорожный тупик

Экономический рост в России не мог пройти мимо «Российских железных дорог», так как именно они являются основным перевозчиком грузов и пассажиров на наших необъятных просторах. Без роста работы основного перевозчика невозможно увеличение продукции, да и сам перевозчик, в тоже время, является одним из источников роста продукции, так как он является одним из крупнейших заказчиков у предприятий машиностроения и металлообработки, а расходы служащих железных дорог составляют существенную долю в совокупном потребительском спросе. Кроме того, объем работы, проделанной железными дорогами, является хорошим индикатором общего состояния экономики – чем больше грузов и пассажиров перевозиться, тем выше общий экономический рост. Однако изменения в структуре производства, в показателях экспорта или импорта продукции, а так же тарифная политика могут серьезно отразиться на объеме работы, которые выполняют железные дороги, и объеме доходов, которые они получают.

В прошедшем 2007 году железные дороги росли на уровне всей экономики – объем грузоперевозок увеличилась более, чем на 7%, что и было с гордостью зафиксировано на предновогодней пресс-конференции президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Рост перевозок был достигнут за счет «массовых грузов»: угля, нефти и нефтепродуктов, зерна, цемента, руды, черных металлов и металлолома, химикатов (минеральные удобрения). Однако среди этих массовых грузов затесался один вид, который дал снижение – это древесина. Несмотря на то, что плановое задание по погрузке и отправке древесины перевыполнено на 3%, отправка грузов на экспорт снизилась на 0,3%. Почему произошла подобная «заминка», более или мене понятно: сначала в Финляндии была забастовка на целлюлозно-бумажных комбинатах, а потом российским правительством была введена экспортная пошлина на древесину, и возить ее за границу стало не очень выгодно.

Но падение объемов услуг по перевозке леса – это еще не самое страшное, так как в структуре внешнеторговых перевозок он занимает только 8%. Серьезные трудности могут начаться тогда, когда нефтяные компании прекратят наращивать железнодорожные перевозки нефтепродуктов и нефти в экспортном направлении. А подобная перспектива не за горами, так как добыча нефти у нас практически не растет, переработка – тоже, а у некоторых нефтяных компаний даже наметился спад в добыче. Как отразиться стагнация в нефтедобыче и нефтепереработке на доходах железнодорожников, предсказать легко, так как эта товарная группа составляет 23% внешнеторговых грузов.

Кроме ухудшения дел в самой нефтяной отрасли доходы РЖД могут уменьшиться из-за перехода транспортировки нефти на более выгодные виды транспорта. Сейчас, например, нефть в Китай экспортируется по железной дороге, и компания вкладывает большие средства в расширение провозных способностей китайского направления. Пока эти затраты оправданы, потому что строительство ВСТО постоянно притормаживается, но рано или поздно этот нефтепровод будет построен, и что тогда будут возить в Китай наши железнодорожники, не совсем понятно.

Аналогичная ситуация может сложиться с перевозкой химикатов. Дело в том, что перевозка многих химических грузов для их производителей является в некотором смысле вынужденной. В советские времена ряд отраслей, в том числе и химическая, размещали свои предприятия, включенные в одну технологическую цепочку, в разных концах страны или даже за границей, в Восточной Европе. Сырье добывалось в одном месте, проходило первичную переработку в другом, потом его везли в третье место для получения полупродукта, дальше полупродукт доставлялся на четвертую площадку, и наконец почти готовая продукция (вроде пластмасс и синтетических нитей) отправлялась непосредственным потребителям, а их были сотни. Все эти передвижения осуществляли железные дороги, и стоила транспортировка немалых денег.

Сейчас эти бессмысленные переезды продолжаются, но только потому, что у химических предприятий пока нет возможности объединить всю производственную цепочку на одной производственной площадке – это дорогое удовольствие. Но как только такая возможность появится, химики обязательно ею воспользуются, а железная дорога потеряет миллионы тонн грузов и связанные с ними доходы.

Таким образом, перспективы роста грузооборота российских железных дорог не самые благоприятные. Да и сейчас, собственно, картина не слишком благостная. Хотя грузооборот возрос на 7%, но вот отправление грузов выросло только на 2,4%, а в 2006 году – на 3%. То есть грузооборот нарастает только вследствие удлинения маршрутов (что вызвано, скорее всего, ограничениями пропускной способности основных магистралей), а не увеличения количества перевозимых грузов.

Поэтому, по идее, железнодорожное руководство должно обратить свое внимание на другое направление своей деятельности – перевозку пассажиров. Этот класс потребителей уж точно никуда от РЖД не уйдет, потому что другие виды транспорта для него или недоступны (из-за дороговизны), или неудобны (из-за коротких плечей пробега). Но развитие в этом направлении сдерживает то обстоятельство, что даже услуги железнодорожного транспорта, казалось бы, самые дешевые, по-прежнему недоступны большому количеству потенциальных потребителей. Билеты дороги, а РЖД ежегодно повышает их стоимость, то ли делая вид, что компенсирует рост своих затрат от инфляции, то ли пытаясь уловить инфляционную сверхприбыль, то ли сами разогревая инфляционный процесс.

Железные дороги делают вид, что проводят собственную реформу, и выбивают себе под это право на дополнительное повышение стоимости проезда, мотивируя повышение необходимостью отмены перекрестного финансирования. То есть, борьбой с практикой финансирования относительно низкие тарифов по перевозке пассажиров относительно высокими тарифами по перевозке грузов. Считается, что снижение (или хотя бы неповышение) грузовых тарифов приведет к росту спроса на услуги грузовых перевозок, а это, в свою очередь, повлечет повышение загрузки железных дорог и рост их доходности. Но, как нам представляется, в связи с уже упомянутой предстоящей стагнацией грузоперевозок рассчитывать на увеличение грузопотоков после снижения тарифов все равно не придется. А вот потерять пассажиров из-за постоянного повышения стоимости проезда железные дороги могут очень легко.

Таким образом, несмотря на внешне хорошие показатели деятельности, «Российские железные дороги» в скором времени могут оказаться в тупике – доходы от грузоперевозок не будут расти, потому что объемы производства основных грузов не будут увеличиваться, или будут использоваться конкурирующие виды транспорта. А доходы от пассажироперевозок не будут расти из-за стагнирующего количества пассажиров, которых отпугивают постоянно растущие тарифы. К сожалению, из предновогоднего доклада Президента РЖД совсем не понятно, осознает ли Правление одной из крупнейших в мире железных дорог стоящие перед ними трудности, не говоря уже о понимании, как оно с этими трудностями собирается бороться.

Обсудить статью

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:48 В упавшем с моста поезде в США погибли как минимум шесть человек
21:29 Путин допустил возможность обдумать большую амнистию к выборам
21:12 Появились данные о жертвах при крушении поезда в США
21:04 США заблокировали в СБ ООН резолюцию Египта по Иерусалиму
20:31 В США пассажирский поезд рухнул с моста
19:55 Арбитраж Москвы отклонил иск «Югры» к ЦБ РФ
19:32 Билетный сервис сообщил о дефиците плацкарта на Новый год
19:25 ПФР не нашел пенсионеров за чертой бедности
18:53 У «Тинькофф банка» возникли проблемы с зачислением денег на карты
18:25 Чиновники нашли недорогой способ убрать герб РФ с олимпийской формы
18:11 Дед Мороз приедет в Чечню в канун Нового года
17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.