Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 мая 2018, четверг, 19:11
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

11 января 2008, 09:27

Российский железнодорожный тупик

Экономический рост в России не мог пройти мимо «Российских железных дорог», так как именно они являются основным перевозчиком грузов и пассажиров на наших необъятных просторах. Без роста работы основного перевозчика невозможно увеличение продукции, да и сам перевозчик, в тоже время, является одним из источников роста продукции, так как он является одним из крупнейших заказчиков у предприятий машиностроения и металлообработки, а расходы служащих железных дорог составляют существенную долю в совокупном потребительском спросе. Кроме того, объем работы, проделанной железными дорогами, является хорошим индикатором общего состояния экономики – чем больше грузов и пассажиров перевозиться, тем выше общий экономический рост. Однако изменения в структуре производства, в показателях экспорта или импорта продукции, а так же тарифная политика могут серьезно отразиться на объеме работы, которые выполняют железные дороги, и объеме доходов, которые они получают.

В прошедшем 2007 году железные дороги росли на уровне всей экономики – объем грузоперевозок увеличилась более, чем на 7%, что и было с гордостью зафиксировано на предновогодней пресс-конференции президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Рост перевозок был достигнут за счет «массовых грузов»: угля, нефти и нефтепродуктов, зерна, цемента, руды, черных металлов и металлолома, химикатов (минеральные удобрения). Однако среди этих массовых грузов затесался один вид, который дал снижение – это древесина. Несмотря на то, что плановое задание по погрузке и отправке древесины перевыполнено на 3%, отправка грузов на экспорт снизилась на 0,3%. Почему произошла подобная «заминка», более или мене понятно: сначала в Финляндии была забастовка на целлюлозно-бумажных комбинатах, а потом российским правительством была введена экспортная пошлина на древесину, и возить ее за границу стало не очень выгодно.

Но падение объемов услуг по перевозке леса – это еще не самое страшное, так как в структуре внешнеторговых перевозок он занимает только 8%. Серьезные трудности могут начаться тогда, когда нефтяные компании прекратят наращивать железнодорожные перевозки нефтепродуктов и нефти в экспортном направлении. А подобная перспектива не за горами, так как добыча нефти у нас практически не растет, переработка – тоже, а у некоторых нефтяных компаний даже наметился спад в добыче. Как отразиться стагнация в нефтедобыче и нефтепереработке на доходах железнодорожников, предсказать легко, так как эта товарная группа составляет 23% внешнеторговых грузов.

Кроме ухудшения дел в самой нефтяной отрасли доходы РЖД могут уменьшиться из-за перехода транспортировки нефти на более выгодные виды транспорта. Сейчас, например, нефть в Китай экспортируется по железной дороге, и компания вкладывает большие средства в расширение провозных способностей китайского направления. Пока эти затраты оправданы, потому что строительство ВСТО постоянно притормаживается, но рано или поздно этот нефтепровод будет построен, и что тогда будут возить в Китай наши железнодорожники, не совсем понятно.

Аналогичная ситуация может сложиться с перевозкой химикатов. Дело в том, что перевозка многих химических грузов для их производителей является в некотором смысле вынужденной. В советские времена ряд отраслей, в том числе и химическая, размещали свои предприятия, включенные в одну технологическую цепочку, в разных концах страны или даже за границей, в Восточной Европе. Сырье добывалось в одном месте, проходило первичную переработку в другом, потом его везли в третье место для получения полупродукта, дальше полупродукт доставлялся на четвертую площадку, и наконец почти готовая продукция (вроде пластмасс и синтетических нитей) отправлялась непосредственным потребителям, а их были сотни. Все эти передвижения осуществляли железные дороги, и стоила транспортировка немалых денег.

Сейчас эти бессмысленные переезды продолжаются, но только потому, что у химических предприятий пока нет возможности объединить всю производственную цепочку на одной производственной площадке – это дорогое удовольствие. Но как только такая возможность появится, химики обязательно ею воспользуются, а железная дорога потеряет миллионы тонн грузов и связанные с ними доходы.

Таким образом, перспективы роста грузооборота российских железных дорог не самые благоприятные. Да и сейчас, собственно, картина не слишком благостная. Хотя грузооборот возрос на 7%, но вот отправление грузов выросло только на 2,4%, а в 2006 году – на 3%. То есть грузооборот нарастает только вследствие удлинения маршрутов (что вызвано, скорее всего, ограничениями пропускной способности основных магистралей), а не увеличения количества перевозимых грузов.

Поэтому, по идее, железнодорожное руководство должно обратить свое внимание на другое направление своей деятельности – перевозку пассажиров. Этот класс потребителей уж точно никуда от РЖД не уйдет, потому что другие виды транспорта для него или недоступны (из-за дороговизны), или неудобны (из-за коротких плечей пробега). Но развитие в этом направлении сдерживает то обстоятельство, что даже услуги железнодорожного транспорта, казалось бы, самые дешевые, по-прежнему недоступны большому количеству потенциальных потребителей. Билеты дороги, а РЖД ежегодно повышает их стоимость, то ли делая вид, что компенсирует рост своих затрат от инфляции, то ли пытаясь уловить инфляционную сверхприбыль, то ли сами разогревая инфляционный процесс.

Железные дороги делают вид, что проводят собственную реформу, и выбивают себе под это право на дополнительное повышение стоимости проезда, мотивируя повышение необходимостью отмены перекрестного финансирования. То есть, борьбой с практикой финансирования относительно низкие тарифов по перевозке пассажиров относительно высокими тарифами по перевозке грузов. Считается, что снижение (или хотя бы неповышение) грузовых тарифов приведет к росту спроса на услуги грузовых перевозок, а это, в свою очередь, повлечет повышение загрузки железных дорог и рост их доходности. Но, как нам представляется, в связи с уже упомянутой предстоящей стагнацией грузоперевозок рассчитывать на увеличение грузопотоков после снижения тарифов все равно не придется. А вот потерять пассажиров из-за постоянного повышения стоимости проезда железные дороги могут очень легко.

Таким образом, несмотря на внешне хорошие показатели деятельности, «Российские железные дороги» в скором времени могут оказаться в тупике – доходы от грузоперевозок не будут расти, потому что объемы производства основных грузов не будут увеличиваться, или будут использоваться конкурирующие виды транспорта. А доходы от пассажироперевозок не будут расти из-за стагнирующего количества пассажиров, которых отпугивают постоянно растущие тарифы. К сожалению, из предновогоднего доклада Президента РЖД совсем не понятно, осознает ли Правление одной из крупнейших в мире железных дорог стоящие перед ними трудности, не говоря уже о понимании, как оно с этими трудностями собирается бороться.

Обсудить статью

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19:01 Трамп назвал вынужденной мерой отмену встречи с Ким Чен Ыном
18:42 В РАН пожаловались на дублирование полномочий с Миннауки
18:20 Средняя цена бензина в России превысила 42 рубля
18:04 Посол Израиля объявил о готовности страны принять Абрамовича
17:43 Путин встретился с главой МВФ Кристин Лагард
17:32 Украина ввела санкции против Московской биржи
17:02 В ГИБДД решили обсудить ужесточение экзамена на права
16:57 Минобороны РФ не согласилось с выводами международных следователей по MH17
16:54 Трамп отменил встречу с Ким Чен Ыном
16:49 Lexus отозвал в России 3,3 тысячи автомобилей
16:28 Google приостановил выдачу IP-адресов мессенджеру Telegram
16:28 Ученые построили самый маленький домик
16:26 В Скотланд-Ярде сообщили о нежелании Юлии Скрипаль давать новые интервью
16:07 Ограничения на американские товары вступят в силу в ближайшие месяцы
16:05 ФИФА объявила девизы 32 сборных — участниц ЧМ-2018
15:43 Подозреваемый в убийстве Дениса Вороненкова объявлен в международный розыск
15:34 В России появится служба финансового уполномоченного
15:27 Путин предложил Дмитрию Рогозину возглавить «Роскосмос»
15:06 Министр финансов РФ заявил о создании нового инвестиционного фонда
15:06 Обнаружена авторская партитура раннего произведения Дебюсси
15:04 Путин предложил Шувалову возглавить ВЭБ
14:42 Еврокомиссия закрыла антимонопольное дело «Газпрома»
14:16 В Москве задержали юриста ФБК Ивана Жданова
14:13 КНДР закончила демонтаж ядерного полигона
13:57 Лидеру «Шалтая-Болтая» отказали в досрочном освобождении
13:56 Глава Роскомнадзора заявил о деградации Telegram
13:34 Оздоровление Промсвязьбанка завершено
13:22 Следователи из Нидерландов «нашли» место принадлежности сбившего MH17 «Бука»
13:12 Греф предсказал уход иностранных инвесторов из-за наказания за соблюдение санкций
13:08 Киев заблокирует сайты МИА «Россия сегодня» и РИА Новости Украина
12:49 Любимыми занятиями опрошенных россиян остались телевизор и деньги
12:44 Глава Минздрава анонсировала отмену разделения медицины на государственную и частную
12:29 Два десятилетия во Франции гигантские плоские черви избегали внимания ученых
12:15 Поисковики Mail.ru и «Спутник» исключили Telegram из выдачи
12:14 Для российских школ разработали курс о семейном укладе
11:49 СМИ сообщили о переезде Романа Абрамовича в Израиль
11:41 Минобороны РФ запретило проносить гаджеты на режимные объекты
11:38 Александр Овечкин впервые попал в финал Кубка Стэнли
11:19 В Кремле прокомментировали возможную отмену саммита США и КНДР
11:10 ВТБ продал почти половину своих акций «Магнита»
10:53 ПФР сообщил о пяти работающих 100-летних пенсионерах
10:37 Илон Маск решил бороться с фейками с помощью Pravda‍
10:35 В России представили единую национальную систему маркировки товаров
10:25 Силуанов пообещал не повышать налоги в ближайшие шесть лет
10:18 В Кремле потребовали проверить видеообращение Юлии Скрипаль
10:10 Forbes составил рейтинг наследников российских миллиардеров
10:05 СМИ анонсировали указ о назначении Рогозина главой «Роскосмоса»
09:42 Дипломаты РФ обвинили США в навязывании «неконкурентоспособного» газа Европе
09:34 Песков пообещал «прямую линию» с Путиным до ЧМ-2018
09:14 СМИ узнали о новом ударе коалиции США по позициям армии Асада
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.