Русская красота лучше видится на расстояньи. Часть 6

К. Сутягин. «Изборск. Дорога, уходящая вдаль»
К. Сутягин. «Изборск. Дорога, уходящая вдаль», х., м., фрагмент

КОНСТАНТИН СУТЯГИН: «Последние вопросы» обычно задают в больших странах, когда можно уйти вдаль, не дослушав ответ - Россия. Сегодня мы продолжаем опрос про красоту, начатый в предыдущих номерах (см. Красота: топмодели, дворники и сундук золота, часть 1; Красота и национальный вопрос, часть 2; Красота: позиция художников привела к росту цен на продовольствие, часть 3; Мир спасет грех. Красота, часть 4; Пленники уродства и красоты, часть 5).

В маленьких странах, в Европе живут тесно, локоть к локтю – 100, 200, 1000 лет – и вынуждены от этого как-то друг к другу притираться, держать дистанцию, чтобы не убивать соседей каждый раз, если возникла неловкая пауза. Вырабатывать в себе сходные привычки, взгляды, манеры. Красота требует жертв, ограничений, формы, культуры и т.д., требует поддержания – в этом смысле может и спасти. Когда ей служишь,  а не просто любуешься-развлекаешься.

Закон Паскаля (приблизительно): "Давление, оказываемое на жидкость или газ распространяется равномерно по всему объему жидкости или газа".

Такой вот совершенно европейский закон, по которому живут люди на замкнутой территории – т.е., если на какого-то члена коллектива оказывается давление, то и все остальные это тоже чувствуют и уплотняются-перестраиваются.

А из физического закона Паскаля однозначно вытекает и необходимость Общественного Договора, так сказать, гаранта красоты и гармонии.

В Париже видел такую сцену: недалеко от Пляс де Вож, в узенькой улочке какой-то водитель оставил свою машину и пошел в магазин. Через минуту за ним остановилась одна машина, потом вторая, третья, пятая и так быстренько образовалась пробка. Узко, не объедешь! Стоят. Ждут. Испытывают давление.

Один застрявший водитель раздраженно посигналил – тут же откуда-то появился полицейский: в чем дело? Почему сигналим?

Дяденька за рулем сердито пожаловался, дескать, дорогу сволочи всякие загораживают.

Полицейский снял темные очки, и это произвело пугающее действие. Дяденька заткнулся, поднял свое боковое стекло, закупорился в машине и заорал беззвучно: мерде, мерде, и руками – на! Подонок! Уроды!

Подергался немного без звука на своей территории, в салоне своего авто, потом из магазина вышел виновник закупорки движения, сел и все опять поехали.

Культурно.

И вот Россия...

Закон Паскаля о равномерно распределяемом давлении не работает, если система огромна, а молекул в ней – раз-два и обчелся. Например, давят пальцем на огромный полуспущенный дирижабль, и все вокруг этой точки давления начинает нервничать, дергаться-колотиться-перераспределяться... – а до дальних-то, до краев по-ка-а-а-а еще дойдет-сравняется! Мешок-то огромный! (А там в какой-нибудь новой точке, глядишь, еще кто-то пнул ногой, новое давление оказал - и опять система не в равновесии.) А если еще в системе есть маленькая дырочка - ш-ш-ш-ш...

Россия вносит в идеальные европейские законы очень важные физические понятия: "погрешность", "сопротивление среды" и "трение".  Не идеальность.

Может быть, отсюда вырастает и русская эстетика? Нескладная, бесформенная, включающая в себя «погрешности» Россия легко и естественно переносит зону идеального с Земли на Небо, наделяя тем самым понятие Красоты совершенно неземным смыслом. Сиротская красота в быту (воплощенная), а настоящая – на небе.

Русская земная красота – это красота незавершенности. Это красота «когда-нибудь потом».

«Через 200-300 лет люди будут жить совсем по-другому...»

«Дети наши будут жить при коммунизме...»

Если же русский человек пытался сделать красоту «вот прямо сейчас!» - то обычно происходили всякие неприятности, и красоты в русской жизни становилось еще меньше.

Так уж все устроено, что возникновение красоты немедленно приводит к росту хаоса, как только появляется роза, сразу 100 сорняков хотят ее съесть. Красота – это вызов, и поэтому самая красивая роза вырастает «в идеальных условиях», на Небе.

Здесь отвечают протоиерей Феликс Стацевич, Людмила Улицкая, Алексей Воронин, Инесса Рахманова

О красоте уже сказали:

Протоиерей ФЕЛИКС СТАЦЕВИЧ (Королев)

Не удалось прочесть то, что уже собрано в Вашей, Константин, коллекции, потому, должно быть, повторю многое из уже сказанного. Кто не вспомнит Заболоцкого «… а, если так, то что есть красота?» или псевдо-Дионисия «… во всём сущем различая причастность и причастие, мы называем прекрасным что-либо причастное красоте, а красотою – причастие созидающей Причине прекрасного…», а уж без монолога князя Мышкина ну никак не обойтись... 

Есть ли такие вещи, предметы, услуги, профессии, архитектура, изобразительное искусство, книги и т.д., признаваемые "временем", которые Вам, однако, не нравятся (причем, прежде всего, именно  внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного")? Например? Почему они Вам не нравятся - что-то "сбилось в настройке", устарели представления о красоте?

Является ли искусство тем самым "фильтром", который помогает нам принимать то, что прежде не нравилось? Меняются ли со временем представления о красоте?

Представления о прекрасном, да, меняются. А искусство скорее способно запутать. М.б., «во время оно» искусство и могло быть «фильтром», но тогда были каноны, и цехи следили, чтобы их члены занимались серьёзным делом, а не самовыражением. Тогда художник вынужден был концентрироваться на смыслах, а не выдумывать их от себя, под себя, в соответствии со своими обывательскими возможностями. Художник вынужден был тянуться «вперёд и вверх». Впрочем, это давно прошедшее время… А снявши голову… Так что, король голый, да здравствуют кураторы с продюсерами!

А «от ветра головы» рождаются хорошо если только безделушки, бывает – и чудовища…

И, давайте, разделим красоту и прекрасное (красивое).

Когда «время» признаёт или, напротив, не признаёт что-либо, оно может руководствоваться в своём выборе отнюдь не «прекрасным». У такого «времени» могут быть даже конкретные имена и фамилии, а у персоналий - и мотивы  принимать за «прекрасное» то или это. Вспоминается ироничный монолог Писателя из «Сталкера» про «какой-нибудь античный горшок, в своё время в него объедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичностью форм и неповторимостью рисунка, все ахают! А после выясняется, что никакой он не древний…, и - аханья стихают…». И почему мы так падки на «старину»? Потому, быть может, что, созерцая нечто, из привычного нам ряда выходящее, мы смотрим на себя со стороны?..  Или, м.б., оттого захватывает дух при созерцании развалин, что мы начинаем слышать «гул истории»? А м.б., не отдавая себе в том отчёта, мы ищем всё же не ценное, но вечное? Или даже - «откуда пошла есть..»? И эти «черепки от горшка» на несколько ступенек ближе к началу? Редкий человек, проходя по кладбищу, не всматривается в эти лица, не вчитывается в эти «от и до»… «Вы, жившие на свете до меня / моя броня и кровная родня / от Алигьери до Скиапарелли / Спасибо вам, вы хорошо горели…» (Арс.Тарковский). Но, поскольку до него, до начала далече, почти бесконечно далеко, даже эти несколько шагов назад столь значимы для нас.

Нет, «время» руководствуется в своём выборе отнюдь не КРАСОТОЙ. Прекрасное  же - относительно.  Форма не несёт красоты, но красота наполня́ет форму. И формы преходящи… Формулы красоты не существует. Арт-ист может уметь творить прекрасное, но вряд ли знает, как именно у него это получается. Он может знать, где и как ему встать, чтобы увидеть! Наставник может направить туда, где красота может найти нас, может указать – где она, но ответа на вопрос «что есть красота», рецепта её - нет ни у кого из смертных. Красота - всегда чудо. И дар. Порою кажется - вот, поймал её, но только на миг, - она ускользает… Прекрасное – только ощущение? Или реальность, «данная нам в ощущениях»? Красота объективна? Да. А прекрасное – Её образ, икона. Это - память о рае, лучи нездешнего мира в посюстороннем, «как бы сквозь тусклое стекло»... Явления прекрасного - вестники (Aggelo~) оттуда, из мира иного… Прекрасное есть нездешнее, выявленное «здесь», в категориях этого мира. И проч., и проч., и проч.…

Кроме выбора «временем» есть ещё и рецепция. «Время» может сглаживать линии. То, что кажется иной раз уродством, инородным телом, со временем может быть воспринято как норма. Есть, конечно, явления уродства, которым никакая рецепция не грозит.

Является ли, на Ваш взгляд, "красота" чем-то важным в сегодняшней жизни, как стимул, ориентир, как мерило?

Красота всегда е с т ь, и «в сегодняшней жизни» и во «вчерашней», и в «послезавтрашней»… Меру «важности» красоты определяет то (или тот), что/кто преходящ(е), то, что существует в царстве «смерти и времени, царящих на земле». Красота же «longa». Признав это, ставишь перед собою уже другие вопросы и задачи: как мне соответствовать «истине, добру и красоте»?

Всё это не кабинетные проблемы, тем более не салонные. Но религиозные.

Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны…

…а также «парикмахеры, повара и гетеры…».

При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты…

Нет таких специалистов. С занудством, достойным, должно быть, лучшего применения, ещё раз настаиваю на различении красоты и красоты. Красота – это задача для всех смертных. Специалисты могут заниматься только  «прекрасным», со-образно оно или без-образно в данном случае не важно. Хорошо бы «со-».  Но «артисты, которые больше чем артисты»  «от ветра (своей) головы» лепят всё по собственному образу и подобию… Вот и получается парикмахерская вместо храма.

...и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют дизайнеры, архитекторы, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д…

Добавим сюда всё тех же платоновских «цирюльников, поваров и гетер».

Согласны ли Вы с утверждением, что красота требует жертв, что уменьшение красоты в современном мире прямо пропорционально росту комфорта?

«Комфортом» мы за- или под-, как угодно, -меняем радость и полноту жизни. Не подменяем даже, а вытесняем. Всё это старо как мир. Ещё Эпикур иллюстрировал ячменной кашей свой тезис, что «высшее благо – удовольствие» (но удовольствие лишь естественное и необходимое). Не таков современный «эпикуреец»… Современных олухов морочат тем, что vita brevis, надо успеть побольше съесть… 

Красота и злодейство - совместны?

Красота – нет, сама постановка вопроса нелепа и даже, в определённом смысле, кощунственна. Красивое же, увы, да. Может быть, я небеспристрастен, но наше время - и тому много причин - кажется мне особенно богатым  подменами и имитациями. И, соответственно, имитаторами и извращенцами всех сортов. И в политике. А уж «мир искусства»…

Что "красивее", порядок или свобода? Сталинский СССР или демократическая РФ?

Сталинский СССР – по-вашему, получается порядок, а демократическая РФ – свобода? Это формы, они, как сказано выше, переменчивы. СССР – безобразна сама аббревиатура, какой-то пустотой (онтологической пустотой) от неё тянет… А при упоминании «демократической РФ» невольно возникает в памяти какой-нибудь всегда ухмыляющийся Борис Ефимович Немцов, запевающий «оле, оле, оле, оле» и ему подобные шуты гороховые…

Есть ли, по-вашему, у понятия "красота" какие-то национальные (религиозные) оттенки? "Русская красота" - чем-то отличается от прочих?

У прекрасного, да, национальные оттенки могут быть. Танеев отличим от Малера, а Дебюсси – от Брамса. Но такие различия могут быть и неочевидны.

"Советская красота" - была?

Всё Вы, Костя, со своим «советским»… Слово какое-то бескачественное… В советский период работали и творили выдающиеся художники, конструкторы, музыканты… Если они и создавали нечто прекрасное, то не то, чтобы вопреки «совку», но как-то помимо… «Вечности заложники были временем пленены (не «совком»)». Это, кстати, многих спасло и от «совка».   Как это объяснить? Национальное, религиозное так или иначе соотносимо  с бы́тием… «Сове́́тская власть» была, потому, что была вла́стью,  «советское» само по себе - это абстракция. Было и «советское искусство». Если искусство, то искусство. Если советское, то мыльный пузырь. Не буду доказывать, что Блок, Андрей Платонов, Николай Мясковский, Георгий Свиридов и мн. мн. прочие работали с реальностями, а не абстракциями…

P.S. Да, я грозился Достоевским, вот: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется…». Дальше все знают.

К.С.: Я, батюшка, богословских академий не кончал, и эти различия «красота» и «красивое» понимаю не очень четко. То есть, чувствуется, что Вы вкладываете в это значения «мнимая красота, внешняя» и «подлинная». Или же Вы имеете в виду «красоту», как идею, а «красивое» - как воплощение? В общем, все уходит в термины, которые каждое подразделение вынимает их из своих словарей. Я же художник, и поэтому если так жестко буду разделять «внешнее» и «внутреннее» - придется закрывать лавочку.

Вопрос такой: «красота» и «красивое» могут совпадать? Или это противоположные понятия? Или иногда они совпадают, а иногда нет? Не совсем понятно.

По мне, так оба этих понятия имеют одну природу, просто различаются, что ли, концентрацией. Когда процент этого самого загадочного вещества становится очень большим, то мы получаем Красоту, а когда поменьше – то просто красивую рубашку. Но в обоих случаях – природа одна, мне кажется. Т.е., иными словами, можно говорить, что одна вещь/явление красивее другого (т.е., там этого «вещества» содержится больше). Поэтому я и спрашиваю, не что такое красота, СССР или РФ, а «что красивее»?

Вот и «советская красота» - я тоже держу это понятие не в абсолютном смысле, а в воплощенном. В наличии «вещества», придающего этому явлению привлекательность (в большей или меньшей степени). И тут уж опять позволю себе поспорить: что-то такое было, была «советская красота». Были фильмы Режиссеров – и были сотни кинолент, посмотрев которые, мы можем сказать, что это «советское кино». Были Художники – и была «советская живопись», узнаваемая с одного взгляда, были Писатели и была «советская литература» (борьба хорошего с лучшим). Была и советская архитектура. Т.е. было «советское искусство», которое в той или иной концентрации содержало в себе загадочное вещество, которое имеет отношение к красоте. И ровно в той же мере мы можем говорить об РФ. Есть Композиторы, но есть и музыка РФ (включите радио), есть Режиссеры, но есть и РФ-кино, РФ-литература, РФ-живопись, РФ-архитектура, РФ-красота, которая содержит какие-то проценты загадочного вещества, делающего все эти продукты привлекательными для многих зрителей-слушателей – и вот их-то, мне кажется, вполне можно сравнить с «советской красотой».

Я бы даже, как художник, осмелился заявить, что голосование «единогласно» гораздо красивее (хотя бы внешне) более демократических процедур, хаотично поднятых рук-процентов «за-против-воздержался». Лес поднятых рук гораздо красивее – люблю Родченко. Парад физкультурников 1937-го года и бессмысленное шествие вразброд различных групп и лиц с самодельными лозунгами.

Я здесь не говорю об истине, о добре (не уверен, что их процентное содержание сильно выше в толпе современных демонстрантов), но вот процентного содержания красоты – заметно убавилось. Во всяком случае, что-то новый Родченко не появился, а уж сколько за последние 20 лет митинговали-демонстрировали.

Да и военные, мне грешнику, кажутся красивее штатских. А уж что там у них внутри, как там с «внутренней красотой» - другое дело. Не знаю.

В общем, так вот сбрасывать эту самую «красивость» со счетов – ради абсолютной «красоты» - рискованно.

О. Ф.: Причём здесь «семинарии-академии»? Нет, я имею в виду не «подлинное – мнимое», кто здесь возьмётся провести точную границу? Безобразное ещё можно как-то опознать, да и то… «Призрачно всё в этом мире бушующем»: волки рядятся в овечьи шкуры, «казаться» – в «быть»… «Внешнее сткляницы» прикрывает «хищение и неправду», «гробы повапленные, внешне красивые, внутри полны костей мертвых и всякия нечистоты» …

«Красота как идея, красивое как воплощение» ближе к тому, о чём я. Я  сознательно избегал «терминов», во избежание путаницы. Ведь слово «идея», кроме эйдетического, имеет ещё и множество иных значений. В словарях только в нижних позициях «эйдос» переводится в платоновском смысле, а выше – и «вид, внешность», и «красота» в смысле красивая наружность (!), и «форма», и всяко другое.  Да и Платон-то не оговорился, назвав именно так  не-видимые сущности, это мы в своём обиходе понимаем их почему-то как что-то абстрактное, отвлечённое, не-реальное…

Что же до «словарей», то они не чтобы запутывать, но, напротив, прояснять. Ну, не справочник же столяра-краснодеревщика или музыкальный словарь подразумевается в наших с Вами «терминах», а тот, что имеет отношение и к столяру, и к музыканту, да и художеству не чужд.

И «(жёсткое?) разделение внешнего и внутреннего» предложено вовсе не для того, чтобы «найти и обезвредить». Но - чтобы не упустить за внешним внутреннего, «за образом – первообраз», за видимым телесными очами то, что невидимо, но – ре-а-ль-но, действительно...

Я бы говорил о «красоте-красивое» скорее не в терминах «идея-воплощение», но – «субстанция-акциденция». «Субстанция имеет существование в себе самой, а не в другом, акциденция же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции» или, по другому переводу: «имеет своё бытие в другом» (позвольте без ссылок).

В качестве примера можно взять как раз препираемое «советское искусство». «Искусство» су́щественно, а «советское», «австралийское», «тмутараканское», «демократическо-либеральное» - привходяще. «Привходящий признак появляется и пропадает без уничтожения своего обладателя». Вот что я имею в виду. В тех вещах, где содержится нечто помимо только декораций, декорации можно поменять на равноценные без изменения сущности.

Всё это не оценка, но только попытка отыскания принципа.

Про «лес рук» и «самодельные плакаты»… «Кому нравится поп, кому – попадья, а кому – поповская дочка». Будем спорить о вкусах? Мне, по правде, не нравится ни то, ни другое.  «Едиными усты и единым сердцем» - да. И - это задача. Только устами (руками, ногами и пр.) без сердца? По мне – нет. А если «сердце» ещё и заменяется «тем или иным корпоративным, партийным, псевдо-гражданским долгом», а уста, руки и ноги при этом «всё себе в лес, всё по дрова», - мне не нравится ну никак. Или ещё всяко-разно - например, по половому признаку («баба, она сердцем чует»); или субъективному: «м н е  сердце подсказывает» (чаще всего полную и безответственную чушь) – по мне, нет.

ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ, писатель (Москва)

Пользуетесь ли Вы понятием "красота"? Есть ли, по-вашему, у понятия "красота" какие-то национальные (религиозные) оттенки? "Русская красота" - что такое?

Слова этого избегаю, насколько возможно. А понятие чрезвычайно значимое. Мой муж, художник Андрей Красулин, сыграл большую роль  в моем художественном образовании. Так вот он просто перекашивается от этого слова. Как правило, мы имеем дело с канонами, и красоту диктует определенный канон. Каноны меняются от времени, места, особенностей культуры. Мне кажется не вполне правильной постановка вопроса – есть ли национальные оттенки у «красоты». Но интуитивно всегда чувствуем: Андрей Рублев – очень русское, безусловно русское. Хотя отлично знаем, как много черпали в Византии. Андрей Платонов – очень русское явление, очень важное. Но как-то не хочется сопрягать их со словом «красота». Какие-то другие, более значительные и фундаментальные сущности.

АЛЕКСЕЙ ВОРОНИН, музыкант (Москва)

Не далее как пару дней назад поспорили - красота понятие объективное или субъективное?

Закон всемирного тяготения - для всех одинаков и безусловно объективен, а красота - понятие абсолютно субъективное, поскольку у каждого народа и даже человека представления о красоте существенно различаются.

Или же при всех различиях в толковании красоты, "красота" как таковая вполне объективна?

Например, для племени брадобреев голый подбородок является прекрасным и мужественным, а борода - безобразной и неэстетичной, а для племени бородатых, разумеется, наоборот. Так вот, получается, что и борода и голый подбородок, как это ни парадоксально, эстетически равноправны и являются одинаково прекрасными.

Правда, такое толкование красоты приводит фактически к невозможности дать ее однозначное формальное определение исходя из внешних признаков. А вот  красота как некое яркое эстетическое переживание - вполне объективно. Еще можно привлечь понятие божественности к определению красоты, но атеисты начнут возмущаться, что это запрещенный прием.

Мой подход к красоте основывается на точке зрения Человека  (возможно, достоин упрека в антропоцентризме). Если представить себе пустыню космоса, в котором не нашлось места человеку, тогда против закона о Всемирном тяготении и его суперобъективности не поспоришь.

Есть ли в лишенной человека пустыне место красоте и безобразному? Не знаю.

Будет ли в этой пустыне действовать закон о Всемирном тяготении? Думаю, да.

А теперь коротко попробую ответить на твои вопросы.

Есть ли такие вещи, предметы, услуги, профессии, архитектура, изобразительное искусство, книги и т.д., признанные "временем", которые Вам, однако, не нравятся (причем, прежде всего именно  внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного")? Например? Почему они Вам не нравятся - что-то "сбилось в настройке", устарели представления о красоте?

Мне не нравится Сальвадор Дали, мне кажется, что он рисует изнанку шкуры тигра. Т.е. как если бы вместо тигра - живого прекрасного сильного животного взять и нарисовать содранную с него шкуру, вывернутую наизнанку. Страшновато, неприятно и непонятно зачем.

Разумеется, картинам Сальвадора Дали от моей точки зрения ни тепло, ни холодно, они как находили своих поклонников, ценителей своеобразной эстетики Дали, так и будут находить.

Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны. При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты, и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют архитекторы, дизайнеры, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д.? Согласны Вы с этим мнением или нет? Почему? Вам лично нужны художники (современные, живые) или нет? Зачем?

Мне кажется, здесь основной вопрос - последний точнее - два последних. В повседневной жизни современные художники мне, конечно, не нужны (так же как в суете повседневности не нужны чьи-то стихи, чьи-то песни).

Зато я помню, по крайней мере, один момент в моей жизни, когда мне было плохо и я случайно зашел в художественный салон, где приобрел (за достаточно большие деньги, кстати) картину неизвестного мне современного художника, которая доставила мне радость.

Я допускаю, что в тот критический для меня жизненный момент никакое другое средство  (как-то - алкоголь, женщина и др.) вряд ли могло доставить мне такую радость, привнести в душу такое спокойствие и даже уверенность.

Согласны ли Вы с утверждением, что красота требует жертв, что уменьшение красоты в современном мире прямо пропорционально росту комфорта?

Трудно сказать, но скорее не согласен.

Подозреваю, что по-настоящему красивого (прекрасного) в мире всегда было немного, а комфортного всегда было намно-о-о-го больше.

Меняются ли со временем представления о красоте? Имеет ли она какие-то "национальные (религиозные) особенности? Например? "Русская красота" чем то отличается от прочих?

Конечно, меняются. Самую заметную эволюцию претерпело понимание красивой женщины (от пышек к худеньким) 

Русская красота имеет некоторые общеизвестные приметы.

ИНЕССА РАХМАНОВА, специалист по борьбе с наркотиками (Королев)

Есть ли такие вещи, предметы, услуги, профессии, архитектура, изобразительное искусство, книги и т.д., признанные "временем", которые Вам, однако, не нравятся (причем, прежде всего именно  внешне не нравятся, с точки зрения "прекрасного")? Например? Почему они Вам не нравятся - что-то "сбилось в настройке", устарели представления о красоте?

Только о внешнем без внутреннего говорить трудно. Поэтому я буду рассматривать и то и другое. Вот, к примеру, мною не любимый Тургенев. Внешнее: пейзажи, ночные красоты, кудри на ветру;  внутри: голый инфантилизм. Я бы могла сравнить его творчество с детским рисунком. Единственное произведение "выпадающее" из его "прекрасного" творчества  - это "Муму". Можно ли назвать его "прекрасным"? Вряд ли, если только прекрасной иллюстрацией к теме "зависимость".

Или вот недавно,  была на конкурсе парикмахерского искусства, там прически красивые делали, люди лучше всего по долгу профессии понимающие в красоте. Я бы их иначе как "жуть на голове" и не назвала, а комиссия ходила, придирчиво оценивала, искала лучшие - красивейшие образцы. Комична вся ситуация целиком, красоты не видела.

С "настроек сбилось" таки очень сильно ("...как же дьявол ненавидит красоту" Отец Рафаил), но еще жутчее представить себе, как те, что их сбивали, начнут опять настраивать.
Тут я думаю, что не явление красоты определяет, а путь к красоте каждого ее свидетеля. И каждый находится в какой-то своей точке этого пути, видит свою красоту. Если сверять компас со стрелками соседей, то из леса будет не выйти. А если с тем, что тебя вместе с соседями спасает, и оберегает, то шанс есть.

Существует мнение, что в здоровом обществе поэты/художники не нужны. При разумно организованном разделении труда, красотой должны заниматься специалисты, и потребности современного человека в "прекрасном" вполне удовлетворяют архитекторы, дизайнеры, модельеры, визажисты, редакторы иллюстрированных журналов, торговцы антиквариатом и т.д.? Согласны Вы с этим мнением или нет? Почему? Вам лично нужны художники (современные, живые) или нет? Зачем?

Ну пусть будут визажисты, пусть себе корпят, как бы замазать прыщик у какого-нибудь "звезды", может кого и счастливее сделают. А уж архитекторы и дизайнеры, так они же братья - те же художники...
Мне, художники, поэты, музыканты  нужны, потому что грустно без них, без чудаков. Только у них, да у детей, такие счастливые лица среди массы угрюмой сосредоточенности. С ними радостно. Они говорят по-другому. Они даже молчат по-другому. Они делают привычное - странным, и в мир, где так все уже хорошо устроено, всегда приволокут кучу вопросов, например, как эти.

Согласны ли Вы с утверждением, что красота требует жертв, что уменьшение красоты в современном мире прямо пропорционально росту комфорта?

Комфорт без красоты для меня не ощутим. Для меня красота, и есть, настоящий комфорт. Свалилось такое счастье на мою голову побывать в горах, почти внезапно. Ноги замерзли, руки замерзли, спина и все остальное тоже замерзло, какой уж тут комфорт, а уходить не хотелось. Теперь вот болею, можно сказать, маленькая жертва красоте, хотя не будь я дурочка, оделась бы потеплее, и не надо было бы жертву приносить, но кто же знал, что будет так красиво, при таком ужасном холоде? Т.е. получается, что в комфорте должна пребывать душа, остальное так, как придется. Будет тепло и сухо - спасибо! А нет, так и ладно.

Меняются ли со временем представления о красоте? Имеет ли она какие-то "национальные (религиозные) особенности? Например? "Русская красота" чем то отличается от прочих?

Да, думаю, что изменения возможны. Возможны и временные отклонения, но внутри, что ты не делай, все та же мелодия красоты, думаю, это что-то сродни колыбельной. Вот слушает младенец в колыбельке "хит-парад", будет потом на него всю жизнь ориентироваться. Но я так думаю, что мало таких матерей, все-таки мурлыкают они не "мурку". В материнской колыбельной всегда есть любовь, красота, чудо. Проект "Колыбельные мира", как раз про это. В связи с этим, "плыла утушка рякою, плыла се...ееее-ераа я же да ряко-о-о-оою..." - это, и есть, моя "русская" красота. И для меня она была, есть и будет.