Адрес: https://polit.ru/article/2008/01/28/anons/


28 января 2008, 12:28

Маневры перед выборами

Наступающая неделя продолжит знакомство граждан России и наблюдателей из-за рубежа с программными тезисами будущего президента. Высказаны они будут, как ожидается, 29 января на съезде Ассоциации юристов России. Предполагается, что мы услышим не только о необходимости верховенства права, борьбы с коррупцией и правовым нигилизмом, но и определенную расшифровку последнего понятия, уточнение роли общества и его структур в контроле за государством. Продолжение презентации предвыборной платформы ожидается также на возможном заседании Совета безопасности 30 января, которое, по предварительной информации, может быть посвящено проблема экологии.

Не вполне проясненным остается соотношение между презентуемой предвыборной программой и реальной программой действий. Первая вполне может охватить все значимые сферы, вторая неизбежно будет включать и определенные акценты на части этих сфер, ей придется выходить за рамки общих соображений в сферу осуществления реальных преобразований. Когда именно дело дойдет до обсуждения их существа, остается вопросом. Общественная дискуссия вокруг этого пока идет в крайне ослабленном режиме. И это вряд ли можно оправдать тем, что реальная дискуссия возможна в рамках программы одного кандидата – самый конец 1999 – 2000 гг. в этом смысле отличались не слишком существенно, что не помешало достаточно содержательному обсуждению.

Происходящее отчасти может быть объяснено через выжидание двух довольно массовых групп, уверенных, что все давно уже определено, а потому одной, холуйской, частью ожидающих руководящих указаний, а другой, априори конфронтационной, – объекта для разгромной критики. А также через попытки продвижения частью остальных своих идей преимущественно аппаратным путем, без публичного обсуждения, и через занятость заметной части фиксацией и конвертацией разных видов «прибыли» и подконтрольных ресурсов - на всякий случай.

Обозначение дискуссии через раскручивание лидеров двух парламентских партий и одного политтехнолога если и решит задачу придания процедуре легитимности в глазах международной и части нашей общественности, то содержательной дискуссии не заменит, а к уже решенной проблеме легитимности будущего президента в глазах большинства наших элит и граждан это будет иметь сугубо косвенно отношение – какие бы игры ни шли вокруг псевдовопросов (как будет соотноситься результат Дмитрия Медведева с результатами «Единой России» / Владимира Путина и какая вокруг этого идет борьба, пытается ли часть башен Кремля задвинуть КПРФ, кто именно принял решение о недопуске Касьянова и не восстановит ли его Верховный Суд и т.п.).

Заметная часть правительства продолжит заниматься на этой неделе проблемой инфляции – уточнением ее характера и причин, выработкой мер борьбы с ней, а также с ее воздействием. Сочетание предвыборного роста социальной щедрости государства и ситуации в мировой экономике уже могло создать большие проблемы. А тут еще стремление разнообразных фигур получить в непрозрачно контролируемое управление очередной кусочек экономики с гарантированными госинвестициями (это пока кусочки получаются крупными, а потом может дойти до «Росстройбудки» или «Росрозетки»), а также многолетние ограничения на импорт различных продуктов питания. Вот и придется встречаться с производителями продовольствия и представителями торговли уговаривать их продлить соглашение о замораживании цен, срок которого истекает в четверг.

На неделе нам предстоит услышать попытку оправдания режиму контртеррористической операции на части территории Ингушетии, введенному совсем не против террористов, а против жителей республики, в очередной раз собиравшихся протестовать против навязанного им и так и не ставшего ни популярным, ни эффективным президента Зязикова под лозунгами поддержки президента Путина. В субботу дело закончилось тем, что организаторы призвали акцию в Назрани отменить, группка не вполне идентифицируемых людей (скорее всего, провокаторов), начала громить госучреждения, правозащитники и журналисты оказались задержаны (часть выдворили за пределы республики, а часть еще не отпустили). Напомним, что местное руководство до самых последних событий все пыталось объяснить, что в Ингушетии все спокойно, только кто-то внешний что-то баламутит. Вряд ли можно ожидать немедленной смены руководства республики, но не вызывает сомнения, что пока федеральная власть не начнет аккуратно договариваться с представителями местных элит, ситуация будет только ухудшаться.

Скорее всего, к сожалению, мы услышим о кучке экстремистов и проходимцев, чья деятельность была проплачена из-за рубежа (лучший вариант, конечно, Великобритания, но под горячую руку сгодится и Саудовская Аравия), а также о журналистах, которые вместо того, чтобы ограничиться работой с пресс-службой местного президента или МВД, вели себя совершенно не по журналистски в месте массовых беспорядков.

Ингушская оппозиция и правда подставилась непонятной историей с розыгрышем призов для участников митинга, но денег, недовольных местным руководством, пытающимся представить своих оппонентов врагами федерального центра, должно было хватить и не для такой лотереи.

Интересно играть стало в последнее время окружение президента Украины, вероятно, сказываются ожидаемые в следующем году президентские выборы. Если премьер-министру Юлии Тимошенко был дан приказ «на Запад» (она в понедельник должна посетить Брюссель для встреч с чиновниками НАТО и Евросоюза), то «в другую сторону», в Москву, вместо мечтавшей об этой поездке Тимошенко отправляется секретарь Совета национальной безопасности и обороны, Раиса Богатырева – еще недавно ведущий парламентский спикер Партии регионов, остающаяся фигурой, близкой Ринату Ахметову.

Пока премьер-министр будет представлять линию, в которой она, кажется, едина с президентом – интеграцию в европейские и евроатлантические структуры, секретарь СНБОУ подготовит встречу Владимира Путина с Виктором Ющенко и, вероятно, донесет гарантии того, что обещаемый Тимошенко пересмотр условий по газу к нынешнему году относиться не будет. Может быть обсужден также сюжет об украинских газовых долгах (параллельно это останется предметом переговоров «РосУкрЭнерго», «Нафтогаза Украины» и «УкрГазЭнерго»), ситуация с опережающим Россию вступлением Украины в ВТО, проблемы приватизации (президент притормозил планы премьера), реприватизации, отношениях с НАТО и многие другие вопросы.

Ну, а в самом Киеве «оранжевая» коалиция попытается возобновить работу Верховной Рады, заблокированную оппозицией в связи с письмом трех первых лиц страны руководству НАТО.

В другой братской столице – Тбилиси – Ладо Гургенидзе представит парламенту новый состав кабинета министров. На пост министра образования и науки назначен действительно крупный грузинский политический эксперт Гия Нодия. Уже понятно, что вряд ли хороший сигнал для граждан, общественных структур и оппозиции – сохранение на посту министра внутренних дел Вано Мерабишвили. Неочевидно и назначение мало проявившего себя в деле реинтеграции страны Давида Бакрадзе министром иностранных дел. Известный как очень эффективный менеджер Каха Бендукидзе перестал быть госминистром, зато возглавил госканцелярию. Не вполне понятно, будет ли новый пост Бендукидзе давать достаточные возможности влияния и насколько оптимален подбор остальных министров, предстоит оценить в работе. Можно ожидать, что большая часть кабинета будет утверждена пропрезидентским парламентским большинством без особых проблем

Куда большие проблемы ожидаются в Италии, где президент Джорджо Наполитано не склонен объявлять немедленные досрочные выборы до принятия обновленного избирательного законодательства, направленного на снижение роли карликовых партий, но может быть вынужден сделать это под давлением лидера оппозиции Сильвио Берлускони, желающего поскорее воспользоваться очередным развалом левоцентристской коалиции. Отчасти парадоксальная ситуация заключается в том, что в случае принятия нового законодательства победа Берлускони и его союзников на ближайших выборах может стать более уверенной.

Новой встряски правящей коалиции можно ожидать на этой неделе в Израиле, если в среду действительно будет опубликован окончательный отчет комиссии Элиягу Винограда об антитеррористической операции Израиля против «Хизбаллы», проведенной летом 2006 на территории Ливана, в районах, фактически не контролировавшихся официальными властями страны. Результаты кампании, подрывающие своей неоднозначностью победоносный образ израильской Армии обороны, спорное качество военного планирования и управления, неготовность госаппарата к решению проблемы беженцев с севера и другие малоприятные обстоятельства могут привести к выходу из коалиции левоцентристской «Аводы» - во всяком случае ее лидер, министр обороны Эхуд Барак декларировал намерение это сделать. Выборы могут привести к частичному возвращению более традиционной структуры политического поля страны с двумя главными партиями, поэтому, несмотря на неплохие перспективы «Ликуда», Барак мог бы пойти на выборы. С другой стороны, ссылка на необходимость продолжения интенсивного израильско-палестинского диалога может заставить «Аводу» повременить с радикальными шагами.

В воскресенье пройдет второй тур президентских выборов в Сербии. В прошлую пятницу в Москве побывал нынешний президент, либерал Борис Тадич и умеренный националист, премьер Воислав Коштуница. Визит был считан как экономическая уступка Тадича Коштунице в вопросе о нефтегазовом соглашении с Россией, в ответ на которую можно ожидать поддержки последнего в борьбе Тадича со своим конкурентом – ультранационалистом Томиславом Николичем. Последний в понедельник примет участие в расширенном заседании комитета Госдумы по международным делам.

Посильную помощь Тадичу может оказать Евросоюз, если в понедельник же подпишет с Сербией соглашение о начале процесса интеграции, но и не гарантирует Сербию от победы Николича. Если к власти в Сербии придет пусть и смягчивший риторику к выборам местный нацист, то винить в этом придется не только часть населения страны, не избавившуюся от комплекса центра империи, потерявшего окраины и потому обозленного за это на окружающий мир, но и Запад с его постимперским синдромом - уверенностью, что в любом конфликте экс-центра империи с окраиной, нужно не искать баланс интересов или точку компромисса, а сочувствовать этой окраине или даже более общо –«угнетенным народам». Элементы такого отношения мы видим в слепом сочувствии палестинскому «движению сопротивления», чеченскому сепаратизму (без разбора характера тех или иных его групп) и т.д.

Вмешательство в ситуацию было произведено под лозунгом предотвращения гуманитарной катастрофы. Этнические чистки практиковали обе стороны. Геноцид – преступление, в котором обвиняются и сербов, и албанцев. Но Косово как образование оказывается в позицию победителей, а Сербии пытаются навязать позицию проигравших, которые все никак не признаю свое поражения и пока не сделают этого, не получат европейский пряник. Было бы странно, если бы реакция на эту позицию оказалась иной, нежели рост уверенности в своей победе и отсутствии необходимости идти на компромиссы со стороны косоваров и рост популярности националистов среди сербов.