Адрес: https://polit.ru/article/2008/02/01/it/


01 февраля 2008, 17:24

Информационные итоги недели, 26 января - 1 февраля

**Дебатировать не о чем. И не с кем**

На прошедшей неделе президентская кампания в России приобрела законченные формы. Они, эти формы, оказались довольно примитивными, но вполне логичными. Экс-премьеру, записному демократу и любимцу Запада Михаилу Касьянову, как и предполагали эксперты, в праве участвовать в выборах Центризбирком отказал: количество недействительных подписей в его подписных листах превысило предельно допустимую норму чуть не втрое.
Итак, за президентское кресло борьбу продолжат кандидат от Владимира Путина и "Единой России" Дмитрий Медведев, вечные претенденты-неудачники коммунист Геннадий Зюганов и либерал-демократ Владимир Жириновский и лидер виртуальной Демократической партии России Андрей Богданов. Все демократично: есть кандидат от право- (и одновременно лево-) центристов Медведев, левый Зюганов, правый Богданов, который к тому же публично признался в том, что он масон, и ультраправый (так считают на Западе) Жириновский - своего рода российский Ле Пен или Йорг Хайдер. По мнению многих аналитиков Касьянова сняли не потому, что он мог хоть в какой-то степени повлиять на результаты выборов (по всем социологическим опросам, в том числе совершенно независимым, за него вряд ли бы отдали голоса больше 1 процента избирателей). Просто он нарушал стройную картину - правый "западник", левый, правоцентрист-"государственник" и ультрапатриот. Касьянову просто не осталось места на предвыборной арене. Партийно-политическая жизнь в России управляется из одного центра, и нынешняя кампания это ярко демонстрирует. Ведь Зюганов - никакой не левый, а Жириновский - отнюдь не Ле Пен. А уж о Богданове и говорить нечего: нормальный политический фантом, созданный Кремлем для отвода глаз. Все понятные, управляемые и зависимые. А другим, не слушающимся указаний из единого политического центра, ход на выборы заказан. Хотя, если отвлечься от политтехнологий и обратиться к политической целесообразности, участие Касьянова в выборах Кремлю было бы очень выгодно. После получения им на совершенно свободных выборах одного процента голосов можно было спокойно указать Западу, радеющему о свободах и демократии в России: видите, ваш ставленник не пользуется в нашей стране ни малейшей популярностью. И антироссийская кампания в зарубежье наверняка сильно сбавила бы обороты. Поэтому-то сам Касьянов не сильно расстраивался по поводу снятия с дистанции: он вновь предстал перед иностранными симпатизантами в качестве "преследуемого борца за демократию", а не в виде обанкротившегося политика, не пользующегося ни малейшим влиянием в России, каковым он является на деле.
Но на самом верху решили предельно упростить выборный процесс. Тем более, что, по мнению некоторых специалистов, Запад готов простить Медведеву очень многое: стоит вспомнить, с каким облегчением за границей восприняли "назначение" преемником именно его, а не "ястреба" Сергея Иванова.
Неудивительно, что сразу после утверждения окончательного списка кандидатов Медведев отказался от предвыборных дебатов. Эксперты это решение сочли оправданным. "Медведев осознает, что он доминирует в избирательной кампании в политическом процессе, поэтому участие в дебатах для него означало бы однозначно поддержать других кандидатов", - сказал гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Тут, конечно, уместнее слово "признать", а не "поддержать". Обществу успешно навязывается мысль, что выбор-то без выбора, что кандидат, настоящий, а не липовый, - всего один. Прочие же - ничто, фантомы, голографические изображения, призванные утихомирить Запад. С такими дебатировать бессмысленно.

**"Козацкий" проект**

Одной из тем, к которым обращались СМИ на прошедшей неделе, стало заявление главы Минрегиона Дмитрия Козака о том, что региональная политика России в скором времени будет полностью переформатирована. Отныне, сказал известный весьма креативным мышлением г-н Козак, начнется переход от централизации к политике предоставления регионам экономической самостоятельности. Он отметил, что управлять региональной экономикой и инвестициями из столицы не получается, поэтому необходимо "максимально делегировать социально-экономические функции". Самостоятельность регионов, подчеркнул Козак, будет обеспечиваться финансовой помощью федерального центра, и чем более самостоятельно будет развиваться тот или иной регион, тем больше помощи он получит.
Глава Минрегиона предложил сгруппировать субъекты федерации в десять макрорегионов в соответствии с экономическими и инвестиционными приоритетами - Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный, что в принципе соответствует экономическим районам советских времен. Так, Дальний Восток и Сибирь получат сырьевую направленность, Поволжье и Урал - промышленную, Южный и Центрально-Черноземный районы - аграрно-индустриальную и т.д. Хотя та или иная экономическая специализация наверняка не главное в этом проекте: в Сибири все равно будут делать комбайны, на Дальнем Востоке - строить суда, а на Урале - сеять овес. Соль проекта наверняка в чем-то другом.
Некоторые СМИ обратили внимание на то, что, по словам Козака, экономические макрорегионы не будут совпадать с федеральными округами. Что неудивительно: округа созданы по политическому принципу: до сих пор никто внятно не объяснил, с какой стати Пермский край оказался в Приволжье, если географически это Урал, а в состав Уральского округа включена явно сибирская Тюменская область.
Некоторое время назад появились слухи о том, что на самом верху в условиях строжайшей секретности готовится радикальное изменение административного деления России в виде укрупнения регионов и перехода от национально-территориального деления к административно-территориальному. Цель - упрощение управления страной и - самое главное - ликвидация автономий, которые чем дальше, тем больше превращаются в замкнутые анклавы с кланово-этническими режимами, перманентно тяготеющими к сепаратизму. В принципе создание федеральных округов и начало укрупнения регионов (Пермский, Красноярский, Забайкальский край, Иркутская область, Камчатка) преследовала в долгосрочной перспективе именно эту цель, но политические позиции элит в автономиях оказались слишком сильными, и идея увяла. Там, где местные кланы оказали объединительным инициативам активное противодействие (Республика Алтай, Ненецкий автономный округ), объединение не состоялось. Даже гораздо более скромная идея Козака - о введении федерального управления в автономиях, власти которых не в состоянии обеспечить экономический рост и социальную стабильность, встретила такое мощное сопротивление, что Москва отказалась от этой, в общем-то совершенно правильной идеи.
Похоже, что теперь начинает медленно разворачиваться новая попытка объединения регионов. Непонятно, правда, хватит ли у федерального центра политической воли довести его до конца - ведь не только на Северном Кавказе, но и в Татарстане, Башкирии и в Якутии правящие кланы настолько сильны, что могут спровоцировать мощные движения протеста вплоть до вооруженных восстаний. Если же будут созданы чисто экономические макрорегионы, то это станет очередной бессмысленной бюрократической надстройкой - такой же ненужной, как федеральные округа.

**Византийские аллюзии**

Несколько неожиданной темой, привлекшей на последней неделе внимание СМИ и смотрящей телевизор общественности, стал показанный вторым телеканалом документальный фильм "Гибель империи. Византийский урок". Казалось бы: что нам, россиянам XXI века, судьба империи, сгинувшей пятьсот с лишним лет назад? Да, из Византии на Русь пришло православие, и супругой первого русского царя и создателя Московского царства Ивана III была племянница последнего византийского Софья Палеолог.
Поскольку автор фильма архимандрит Тихон, по устойчивым слухам, весьма близкий к президенту Владимиру Путину человек и вроде бы даже его духовник, политический подтекст фильма очевиден. Тем более в преддверии президентских выборов. Фильм рассказывает о блеске и крахе Византийской империи, который, по мнению автора фильма, должен послужить уроком для России.
История великой державы, погибшей в XV веке, Тихон сравнивает с современной Россией. Запад, который автор упорно именует "варварами", лелеял мечту: уничтожить процветающую Византию и делал все для достижения своей цели. Он вовлек империю "в зарождающийся тогда прообраз всеевропейской торговой организации" (намек на нынешнюю ВТО) и споспешествовал созданию партии "западников", которая проповедовала, естественно, западные ценности, разрушительные для византийского общества. Среди таких ценностей Тихон почему-то назвал индивидуализм, противостоящий византийской идее служения, и поклонение западному искусству. "Западников", как выяснилось, поддерживали византийские "олигархи", которые частью бежали за рубеж и оттуда руководили антивизантийской деятельностью. А византийцы, растратив стабилизационный фонд, созданный Василием Великим, дошли до того, что отказались от призывной армии в пользу наемной, а наемники, напоминает Тихон, - воры и трусы. И самое главное - в Византии не смогли обеспечить преемственность власти и сохранить стабильность. В конце концов Запад уничтожил великую империю.
С точки зрения пиара фильм великолепен. Тут есть все: и вертикаль власти, и преемственность, и проклятый Запад, и козни олигархов, и неприятие профессиональной армии. Нет только одного: правды. Заключающееся в том, что Византия пала в результате планомерного, семивекового наступления ислама - сначала арабского, которое удалось отразить ценой утраты большей части территории, затем турецкого, которое закончилось падением Византии. Ну, есть в фильме и мелкие огрехи: например, ни в какую "торговую организацию" Византию никакой Запад не вовлекал (таковой не было и в помине), олигархов или кого-то мало-мальски на них похожего в Византии сроду не бывало. Как, впрочем, и западнической партии: с точки зрения византийцев западные европейцы были дикарями. И поклоняться индивидуализму Запад византийцев учить не мог в силу того, что это направление появилось гораздо позже описываемых Тихоном событий. Как и искусство Ренессанса, соблазнившее византийцев по версии Тихона...
А Запад... Да, грабил Константинополь, захватывал византийские земли, называл византийцев "еретиками, от которых самого Бога тошнит". Но перед этим силами крестоносцев отбивал мусульман от византийских пределов, продлив жизнь не слишком любимой ими империи на века. И когда турки шли в атаки на последние бастионы Константинополя, в Золотой Рог прорвались, пытаясь спасти если не Византию, то византийцев от турецких ножей как раз европейцы - итальянцы. И ведь спасли уцелевших, включая Софью Палеолог - первую русскую царицу.
Но ведь к предвыборному пиару все это не относится. А сказать правду, что византийскую цивилизацию сокрушили не "западники", а свирепые мусульмане, нельзя - Рамзан Кадыров будет недоволен...

**Шемякин суд**

В советские времена боялись, что в магазинах кончится колбаса, в 90-е - бандитов, в начале этого столетия стали больше всего бояться милицию. Но, похоже, что настают новые времена: все больший страх и ужас начинают вызывать суды.
История с сидящим в "Матросской тишине" вице-президентом ЮКОСа Алексаняном потрясла воображение даже привыкших ко многому и изрядно очерствевших душами россиян. Человек - может, и виноватый в преступлениях, в которых он обвиняется, хотя почему-то верится с трудом - умирает в тюрьме, без надлежащей полмощи. И совершенно безразлично, кто там за него хлопотал, пытаясь дать умереть в человеческих условиях - то ли начальник тюрьмы, то ли Следственный комитет, кто мешал - прокуратура или кто еще. Факт таков: Алексанян умирает, и его не хотят класть в больницу. На глазах всего мира. Под крик даже нашей, равнодушной и довольно пугливой общественности. А суду на это наплевать...
Было в старой России такое выражение, теперь почти забытое: "Шемякин суд". Это в "честь" узурпатора XV века Дмитрия Шемяки, захватившего московский трон: он прославился всякими безобразиями, в частности, судебным произволом. Ох, живы в нашей стране его духовные наследники!
А в это время в Санкт-Петербурге собираются судить и сажать парня, забившего насмерть урода, надругавшегося над его пасынком. И последователи Шемяки ханжески вещают: он же убийца, а преступление не может быть без наказания! Правда, тут есть надежда, что возмущение общественности окажется так велико, что просто побоятся посадить человека, избавившего город на Неве от монстра, который права на жизнь не иметь не может. А в Карачаево-Черкесии тем временем Верховный суд республики признал местного жителя виновным в серии (!) изнасилований и убийств, однако преступник был освобожден прямо в зале суда за истечением срока давности. Маньяка, массового убийцу отпустили потому, что он свою "серию" совершил в начале 90-х. Верховный суд (так и хочется взять слово "суд" в кавычки) признал чудовище виновным в совершении преступлений и назначил ему наказание в виде 12 лет лишения свободы... и отпустил. В полном соответствии с законом. Хорош закон, по которому серийный убийца получает 12 лет, в то время как менеджеры ЮКОСа получили по 9 лет и им еще "светит" по 20-25! Наверное, сам Шемяка в гробу переворачивается от такого "правосудия". Так и хочется сказать: господа-товарищи депутаты, чем принимать всякую чушь о судебных приставах, имеющих теперь право должников за границу не пускать, посмотрите, какой кошмар у нас называется уголовным кодексом, поглядите, какие дикие решения принимают наши судьи и прокуроры - и ничего им за это не бывает!
Один из героев "Грозы" Островского рассказывал наивной слушательнице: "И не могут они, милая девушка, ни одного дела рассудить правильно, такой уж им предел положен... И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: "Суди меня, судья неправедный!" Нет, не про зарубежных судей писал драматург...