Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 13:34
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 февраля 2008, 12:37

История и биография. Историчность - неисторичность русского сознания

КОНСТАНТИН СУТЯГИН: В проекте «Русские вопросы» мы продолжаем опрашивать умных людей на отвлеченные темы. Красота, тайна, большой и маленький человек, великая и невеликая литература - кто-то же должен отвлекаться от злободневного. Сегодня, когда одним из важнейших показателей стала скорость, хочется поспрашивать людей про время. Что это такое, зачем? Как его ухватить?
Например, биография, в которую сжимается человеческая жизнь.
Или история, куда укладывается жизнь народа. Чувствуем мы ее, или нет? Нужна она нам?
...

Константин Сутягин. Непомазанники Божии. Ленин. холст, масло
Константин Сутягин. Непомазанники Божии. Ленин. холст, масло

Есть такое мнение, что русские – просто еще очень молодой народ, призывающий старших-варягов, чтоб научили уму-разуму.
Примерно тысячу лет назад преп. митр. Илларион Киевский написал "Слово о Законе и Благодати", про которое современники восхищались: такая глубокая вещь, затронуты главные проблемы - и у такого молодого народа!
Затем Рублев – такой молодой взгляд на византизм.
Потом Иван Калита закладывает основы молодого Московского царства.
Мальчик Миша Романов.
Петр Первый, все дела.
Потом был Пушкин, про которого говорили, что это вот такая молодая русская литература, и сразу такая блестящая.
Потом наступил Серебряный век, от которого главное ощущение – такие молодые, и вот шагнули на европейский уровень.
А потом началась революция, после которой вот уж совершенно молодые художники и писатели начали дерзко писать и творить совершенно новое, без комплексов, как дети.
Или молодость хрущевской оттепели...
А потом перестройка – и снова такое ощущение, что жизнь в России только что началась, и все – наивные, как дети – покупаются на любую дешевку и не стесняются что-то открывать заново.
Россия все время воспринимается, как очень молодая страна, у которой еще все впереди, и почему-то совершенно забываются и "Троица" Рублева и… и… и…
Каждый раз все, как с чистого листа.
...
Похоже, что русский сам по себе очень неохотно, очень редко взрослеет. Более того, он изо всех сил сопротивляется этому. Уже вроде бы и детьми обзавелся, и на службу ходит – а все никак. Был маленький, маленький, «как ребенок» до сорока лет – а потом не повзрослел, а сразу состарился.
Нет системы, полки, чтобы положить и посмотреть на себя со стороны. Только глазами взрослых – или пишущих Историю иностранцев.
...
Впрочем, Европа сегодня тоже сильно помолодела, и тоже начинает все с чистого листа. В недавно вышедшей книжке написано про художника Хаима Сутина, что он «выходец из Литвы»... Даже вопроса не должно возникать: а была ли накануне 1-й Мировой войны Литва? Почему не написать, что он выходец из Белоруссии, к которой относилась Виленская губерния Российской Империи? 

Отвечают Сергей Сафонов, Геннадий Генераленко, Лев Пирогов, Николай Борисов, Екатерина Монастырская  

СЕРГЕЙ САФОНОВ, художник, арт-критик, галерист (Москва)

- Представляет ли какую-то ценность биография, например, биография художника? Что ты указываешь в своей и зачем? Что именно тебе интересно в чужих биографиях? Что раздражает? Нужно ли тебе знать, кто именно нарисовал ту или иную картинку, когда и почему? Может ли знание биографии изменить твое мнение о картине? Или же тебе достаточно самой работы?

По большей части, достаточно самой работы. Однако бывают произведения, появившиеся на свет в исключительных обстоятельствах, и тогда активируется принцип "лучше так, чем никак". Но чаще судить о той или иной работе стоит не по "критериям вообще", а с позиции понимания того, какую задачу ставил перед собой ее автор. И вот тогда возникает вопрос, насколько он с собственной задачей справился. Скажем, требовать от холстов советского художника Евсея Моисеенко колорита - бессмысленно; зато они - хорошая школа с точки зрения ритма и композиции, даже в таком стационарном жанре как натюрморт.

А в биографиях интересно, как они соотносятся с биографией страны и современников; в давних "искусствоведческих" публикациях раздражают устаревшие оценки. Если сообщаю о себе, важны даты учебы - вступления в Союз - начала участия в выставках. Которые, кстати, не так уж необходимы, если только это не способ заработать. С точки зрения Процесса происходит много лишних выставок. И рисуется тоже много необязательного - а это ведь своего рода спам. Потом какая-нибудь безутешная вдова за пять лет все это каталогизирует, помрет, а случайным людям расхлебывай нравственные задачи: выкидывать – не выкидывать.

- Существует мнение, что русскому человеку вообще не очень-то присуще чувство истории (как, например, немцу). Не руководимый чувством непрерывности, русский видит себя заблудившимся в мире и ему свойственна историческая беспечность. Оторванный даже родового наследия, он не принимает в расчет ничего, кроме мимолетного существования. Согласен ты с этим или нет?

Это для меня очень сложно. К тому же, я предпочитаю употреблять слово "российский" - скажем, "художник". Избитый пример Левитана и т.п.

- Есть ли такое событие Истории, которое ты переживаешь как факт личной биографии, который сохраняет свою актуальность, "живет" по сию пору? Какой?

Так бывает, но обычно лишь на какое-то время. Потом событие или теряет актуальность, или случается разочарование и переоценка.

- Можно ли выстроить свою биографию совершенно автономно от Истории? Например?

Не уверен - главное, не могу убедительно смоделировать мотивацию.
Следовательно, и пример так просто не приведешь; а ведь наличие такого очевидного примера уже оказалось бы положительным ответом...

К.С.: А если вот так, конкретней: может ли художник сделать Биографию автономно от Истории искусства?

С.С.: В советском вузе я изучал пять модификаций марксизма, от Истории КПСС до Научного коммунизма и Методики коммунистического воспитания (госэкзамен). Там было такое понятие как ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ. Это к тому, что, разумеется, всякая новая арт-формация вроде бы отрицает предыдущую, но в итоге оказывается поглощена пресловутой историей искусства как "колесико и винтик". И вообще - если человека чересчур увлекает его место в истории мировой художественной культуры, обычно это очень отвлекает от работы, а в итоге - какое-нибудь ухо оказывается просто плохо нарисовано.

Пример недавних дней (я тут посмотрел в телевизор): по одному каналу Владимир Высоцкий рассказывает, как не любит, когда другие поют его песни - по всем остальным ровно это и происходит, в самом пошлом попсовом виде. Вот тебе и "автономно".

(Сейчас, кстати у Сергея Сафонова в галерее «Ковчег» идет замечательная выставка «Марш энтузиастов», изображения сотен людей, променявших – может, и не по своей воле - свои личные биографии на одну коллективную историю. В нарисованном виде это выглядит здорово. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=827202  – К.С.)

ГЕННАДИЙ ГЕНЕРАЛЕНКО, художник (Анапа)

Вот, Костя, наотвечал. Биография, жизнь - это странная штука. Как колесо повернется, так и случится. А уж причины и следствия выводить – философия -  занятие убыточное.

Думал вот, на что жизнь ушла…

- Представляет ли какую-то ценность биография, например, биография художника? Нужно ли тебе знать, кто именно нарисовал эту картинку, когда и почему? Что именно тебе интересно в чужих биографиях? Что раздражает? Может ли знание биографии изменить твое мнение о картине? Или же тебе достаточно самой работы?

Биографии художников нужны, хотя бы для того чтобы помнить, что не все жили на чердаках, не всех хоронили за казённый счёт, а что были среди деятелей изящных искусств состоятельные, трезвые, семейные, домовитые, востребованные обществом люди.
Мне помогает знание биографий – смотришь на акварель Фонвизина, про цирк и другую акварель тоже про цирк. А потом узнаёшь, про детство фонвизинское и его жилищные условия… Только акварелью на подоконнике и мазюкать. Эх, жизнь…

Хотя подробно изучая биографии предшественников, художник становится немножко генералом, который готовится к прошедшей войне, немного брюзгой и критиканом. Легко, мол, ему там было, в осьмнадцатом веке, когда в академии художеств училось всего 8 человек! А ныне в Москве плюнешь – в художника попадешь. Или легко было Ван Гогу без детей,  со сквозняком в голове и братцем-спонсором.

Что интересно в биографиях? Не знаю, физическое чувство времени. Читаешь, скажем, воспоминания о начале 20-го века, биографии одни, другие, третьи и вдруг понимаешь, что Шагал или там Коровин тебе ближе и роднее троюродных братьев и сестёр. И Воллар более реальный человек в моей жизни, чем та виртуальная тётка из московской полуподвальной галереи, что сказала по телефону: – И НЕ ПРИХОДИТЕ, МЫ САМИ ХУДОЖНИКОВ НАХОДИМ.    

Раздражает в биографиях – «Иван IV Грозный, стоял перед окном и думал о неудачной войне с Ливонией». Пёс смердящий, холоп еси, - ну откуда тебе знать, о чём думал государь! Может о пирожках с капустой!! Пиши прямо и без выдумок «в год такой-то Иван IV жил безвыездно в Коломенском, о чём своему императору докладывает посол…» или роман сочини.

Иногда живопись открывается по-другому, когда знаешь о художнике немного больше, чем написано на этикетке под картиной. Глубже, занозистей, нежнее.  Настраивать надобно чувствовалку, готовиться ко встрече со звездой. Почитать биографию это тоже не последнее дело.  

- Существует мнение, что русскому человеку вообще не очень-то присуще чувство истории (как, например, немцу). Не руководимый чувством непрерывности, русский видит себя заблудившимся в мире и ему свойственна историческая беспечность. Оторванный даже родового наследия, он не принимает в расчет ничего, кроме мимолетного существования. Согласен ты с этим или нет?

Наверно этот пассаж выдумал накануне империалистической войны Шпенглер. Типа, русский - это неказистое растение, лопух на задворках благоустроенного сада Европы. Откуда у лопуха историческая память? На кой… Немец. «Закат Европы». Освальд.
Отчего же не помним? Помним, прекрасно помним, и Боспорское царство,и Великую скифскую степь и Тьмутараканское княжество, и Москва - Третий Рим, а четвёртого небывати, и где границы отчизны проходили в 1914 году тоже помним. В России нет города без музея и художественной школы, нет села без памятника. Десятки тысяч коллекционеров, тысячи людей прошли суровую школу поисковых отрядов, в каждую археологическую экспедицию набирается десяток человек энтузиастов, работают за интерес, за харчи. На исторических факультетах сотни тысяч студентов. А клубы военно-исторической реконструкции, а тысячи сайтов посвященных истории России, а эта этнография новодельная – велесопоклонничество. Кто этим всем занимается? Наши люди: русские, удмурты, татары - россияне самые обыкновенные.

Я и сам написал на основе изображений на античных монетах небольшую книжицу про боспорского царя Сатира I, надеюсь к весне напечатают. Мне вдруг стало интересно, как историческая личность, превратилась в конце концов в народном сознании в козлоподобное существо. «Сатир I на монетах боспорского царства», думаю, человек двести полюбопытствует.

- Есть ли такое событие Истории, которое ты переживаешь как факт личной биографии, который сохраняет свою актуальность, "живет" по сию пору? Какой?

Да всё на свете волнует, одно мучение. День пятничный, накануне Пасхи переживаю, каждый год. Читаю о Колумбе – переживаю как за одноклассника, Вермеера с его одиннадцатью детьми – жалею словно родственника. То Батыю, за разорение страны в морду плюнуть хочется, то Меньшикова ещё раз об медный глобус башкой треснуть, а потом пожалеть его же в Берёзове. Увольнение художника Федотова из армии. Простуду брюлловскую на лесах Исаакия. Испанку 1920-х. Уничтожение европейских виноградников филлоксерой в 1910-х и наших 1986-1988 годах уже в ходе горбачевских закидонов.

- Согласен ли ты с утверждением, что когда заканчивается История, отпадает нужда в биографии? (Зато появляется спрос на биографии великих людей)?

Дешёвое политиканство требует себе костылей в виде биографий. А потом затыкают до тошноты – «Великий преобразователь Пётр Великий». Царь Пётр Романов номер один если б вдруг проснулся - всем бы преобразователям железной палкой по горбу настучал, самолично. Одна история заканчивается, начинается другая.

Геннадий Генераленко. Девушка и маяк
Геннадий Генераленко. Девушка и маяк

Пенроуз долго дружил с Пикассо, так что имел моральное право написать его биографию. А нам, Костя, придется писать автобиографию. Помнится один провинциальный колбасник, у которого я просил кабинетик под мастерскую в пустом трехэтажном офисном здании, сказал, мол, рисовал бы ты как Рафаэль, я бы тебя поддерживал. Положим я не Рафаэль, но и он же не Папа Римский!
Спрос на биографию? Кто его знает, обычное дело – «неизвестный художник XX века, портрет неизвестного».


- Можно ли выстроить свою биографию автономно от Истории? Например?

А то! Горенко-Ахматова А.А. положила жизнь на создание своего блистательного образа и образцовой биографии. Редкостная была женщина.

(Художник Гена Генераленко раньше работал и выставлялся в Москве, а потом взялся за ум и уехал с женой и детьми в Анапу, уток разводит, виноград, рисует картины и пишет книжки. Такая биография. Пользуясь служебным положением, показываю одну его картинку. Где еще увидите! – К.С.) 

ЛЕВ ПИРОГОВ, литературный критик (Москва)

Представляет ли какую-то ценность биография, например, биография художника/писателя? Нужно ли Вам знать, кто именно нарисовал эту картинку (написал рассказ), когда и почему? Что именно Вам интересно в чужих биографиях? Что раздражает? Может ли знание биографии изменить Ваше мнение о произведении? Или же Вам достаточно самой работы?

Бывает по-всякому. Бывает так, что любишь художника и доверяешь ему, понятия не имея о его биографии; для тебя его биография - это его картины. Бывает, наверное, и наоборот - картины нравятся, потому что художник "страдал" или, точь-в-точь как я, любил ржаные сухарики.
Бывает, наконец, что знание биографии позволяет расширить представление о том, что ты рассматриваешь, или вовсе переменить. А "интересно" и "раздражает" в чужих биографиях обычно то, к чему ты сейчас сам (часто бессознательно) стремишься или от чего хочешь избавиться.

- Существует мнение, что русскому человеку не очень-то присуще чувство истории (как, например, немцу). Не руководимый чувством непрерывности, русский видит себя заблудившимся в мире и ему свойственна историческая беспечность. Оторванный даже от родового наследия, он не принимает в расчет ничего, кроме мимолетного существования. Согласны Вы с этим утверждением или нет?

Как-то мне это мнение непонятно, не близко. А оно разве существует вообще? Мне кажется, это какая-то спекуляция: кто-то фантазировал, фантазировал да и зарвался. Вот и про пренебрежение русских материальной культурой тоже... Умозрительная схема, совершенно умозрительная. Она из чьих-то рассуждений красиво следовала, у кого-то что-то красиво доказывала, но к жизни - совсем никакого отношения не имеет. Я бы сказал, "русские тоже люди". Экзистенциальное и бытийное мироощущения им присущи в той же мере и пропорции, что и любому другому народу приблизительно такого же исторического возраста. Может, у австралийских аборигенов иначе, не знаю, они, говорят, много дольше на свете прожили, а у русских и немцев всё одинаково.

- Есть ли такое событие Истории, которое Вы переживаете как факт личной биографии, который сохраняет свою актуальность, "живет" по сию пору? Какой? Был ли для Вас, например, чувствителен - в историческом, переломном смысле - процесс "перестройки", или все прошло "как-то так..."?

Хочется сказать, что есть, но, судя по тому, что ничего на ум не приходит, скорее нету. Перестройка... Тяжёлое время было. Вроде подростковой ломки: пока её испытываешь, вроде так и надо, потом вспоминаешь, взрослым уже, - тоже ничего особенного, детство как детство, а на самом деле тяжёлое... Мой дед, очень близкий мне человек, он меня воспитал и вырастил, умер 16 августа 1991 года. Поминки плавно перетекли в августовский путч. Помню, он прочитывал газету, а потом говорил бабушке: "Эх, матушка, пожить бы еще годик-другой!.. Охота взглянуть, чем закончится Перестройка". Через годик-другой люди стали говорить: "Боюсь, помру и не узнаю, чем закончилась "Санта-Барбара".

У меня, скорее, не события, а эпохи переживаются как нечто личное. Например, я очень любил шестидесятые годы, в которые толком-то и не жил, просто в детстве деревенском запоем читал подшивки старых журналов, и вся информация о "большом" (и, как водится, "зовущем", "манящем") мире была оттуда, из шестидесятых. Но ведь я же совершенно неправильно это время чувствую: книги, журналы, фильмы - это далеко не весь образ времени... И вот недавно занёс лукавый меня на выставку московского поставангарда 50-70-х годов в ГТГ. Ходил я там, пялился уныло на все эти "артефакты" и думал: какое убожество... Не дай Бог в то время жить, когда люди вдохновлялись и создавали себе "атмосферу свободы" вот этим! Проклятая участь - жалкая, тоскливая, затхлая... Но, с другой стороны, не только же они в это время жили. Было и другое искусство... В общем,  мне по этому вопросу понятно пока только то, что ничего не понятно.

- Является ли ценностью человеческая история? Если "да" - то что именно составляет ее важность? (Если можно, конечно, на этот пункт ответить кратко)

Ценностью является, да. Сугубо абстрактной и символической. А в феноменологическом смысле - вряд ли, потому что я как-то не вижу, чтобы люди "извлекали из истории уроки". То, что время от времени называется "уроками истории" (скажем, неповторение фашизма и коммунизма), это на самом деле всего лишь коньюнктура нынешних победителей, властей предержащих. Изменится она, и "уроки" благополучно забудутся. Так что важность истории в том, что она является строительным материалом для настояшего, но в ход идёт, понятно, далеко не всё.

- Согласны ли Вы с утверждением, что когда заканчивается История, отпадает нужда в биографии? (Зато появляется спрос на биографии великих людей)?

Это опять слишком умное утверждение для моей головы. Что значит "заканчивается история"?

Впрочем, я заметил, что с возрастом каждое новое прожитое десятилетие кажется всё меньше отличающимся от предыдущего. Наверное, с возрастом не только отдельного человека, но и целого народа, государства или "политического режима". Частности, составляющие видимые отличия, отходят на второй план, а сущности, на которые больше начинаешь обращать внимание, остаются почти незыблемыми. С этой точки зрения, может быть, действительно, биографии становятся не так важны, поскольку "все люди одинаковы". Но, кажется, Вы спрашивали о чём-то другом.

- Можно ли выстроить свою биографию автономно от Истории? Например?

Ну, например, если "толкиенутым" быть - у них своя история, по Толкиену. Или, например, если телевизора не смотреть. Недавно замечаю, все в интернете стали про Высоцкого писать-говорить. Что такое, думаю? Оказывается, юбилей у него, по телевизору куча передач, фильмов - вот люди и реагируют на телевизор. Не на Высоцкого, а на телевизор, заметьте.

Вообще, выстраивать биографию в соответствии с историей, по-моему, не легче, чем наоборот. Недавно попались на глаза слова какого-то типа, масона вроде: "Горжусь тем, что состою в организации, в которой состояли Суворов, Пушкин"... И я подумал: а ведь это так легко и понятно - гордится игрушечной причастностью к Пушкину. "Мы, масоны"... А вот гордиться тем, что ты, как и Пушкин, русский, это как-то сложнее. Как-то труднее помещается в голове, "конкретики не хватает". Наверное, это как раз история не вмещается в биографию.

К.С.: Мнение об отсутствии у русских чувства истории - схема умозрительная, согласен. Но, ведь, и само понятие Истории - достаточно умозрительная штука. Просто какие-то философы (немцы) из нее отлили божественные рельсы, чтобы народ мог ехать по ним, оглядываясь назад, понимая, если не "куда", то хотя бы, "откуда".

Вот, такие очевидные рельсы - история изобразительного искусства. Если она написана, то сразу очень просто сказать: это искусство (остро, актуально, на последних страницах), а это - уже проехали. А это вообще, где-то сбоку, отстой.
Вы очень кстати упомянули про выставку в так называемой "Третьяковке". Вот где люди очень точно понимают, чувствуют, что такое История, как она делается. Что за чем идет, и чем заканчивается - и добросовестно строят (фото, документы, критический аппарат и т.д.), налаживают рельсы, по которым из "Троицы" Андрея Рублева однозначно вытекает стоящий на карачках О. Кулик. Я не шучу. Вы, наверное, в курсе, что несколько лет назад вышла трехтомная история русского изобразительного искусства. "Древнерусское", "до 20 в." и главный (ради которого все затевалось) третий том, "Русское искусство 20-го века", написанный Е. Деготь. В этом томе ни разу не упоминаются, например такие художники: А. Софронова, Р. Семашкевич, Н. Ромадин, С. Герасимов, А. Пластов, И. Голицын, Н. Андронов, П. Никонов, А. Васнецов, Е. Григорьева - которые, на мой взгляд, главные в 20-м веке. Нет так же многих поменьше. Из последних - отсутствует И. Затуловская, нет "Митьков", которые уж точно заметнее каких-нибудь "Коллективных действий". Отсутствуют даже Анатолий Зверев и Владимир Яковлев. Кто присутствует - Вы видели на выставке.

В будущее возьмут не всех - просто потому что нам эта немецкая наука не очень-то и нужна.  Потому, что история кажется нам не важнее, чем "труд", или "рисование". Сдал и забыл. Не переживается лично.

Вот, собственно, и сама ГТГ. Интересно, видит ли кто-то за ее названием реального П.М. Третьякова, который собрал на свои деньги коллекцию современной ему русской живописи, выстроил для нее здание и подарил городу? Ведь получается, что г-н Ерофеев продолжает его дело - душеприказчик нашелся! - покупая за государственные деньги фотки гавкающего г-на Кулика, или наряженного девушкой, напомаженного г-на Мамышева, а так же старые одеяла и картонные коробочки и пр. вещицы, при виде которых Павел Михайлович позвал бы за городовым.  Это же не Микки Маус, а реальный человек, чье имя используют так, как будто "ему уже все равно". Никого не волнует. Чувства живой Истории нет.  

Л.П.: Мысль Ваша понятна. Но русский народ с его историческим чувством (каким бы оно ни было) тут совершенно не при чём. Разве Екатерина Дёготь представительствует от имени русского народа? Кажется, она и не претендует на это. Я не знаю, каковы самоназвание и самоидентификация тех, чьи интересы она и ей подобные представляют ("тусовка", "прогрессивное человечество", "люди доброй воли", как-то ещё), но то, что не "русский народ", это очевидно. "Русский народ" для них скорее объект раздражающий - то, к чему прилагаются разрушительные усилия, когда организуются выставки, типа пресловутой "Осторожно, религия". И та самая "логика" - дескать, была "Троица", а стал Кулик  - тоже паразитирует на мифе о русском историческом беспамятстве. Мол, быдлу всё равно, а потому мы, просвещённое человечество, хозяйничать будем сами. Поддерживать этот миф  - значит лить воду на мельницу г-жи Дёготь.

Народ консервативен (поскольку консервативна сама жизнь), и в той же ГТК на Крымском Валу откровенно предпочитает Филонову и Малевичу - Герасимова, Грабаря и Пластова, а так называемому  "контемпорари арту" он предпочитает Шилова и какого-нибудь "Никаса Сафронова". На выставки контепорари арта он если и ходит, то так, "подивиться".

Насчёт "это актуально, а то проехали". Парадокс в том, что "актуальное искусство" - это сегодня как раз то, что "проехали". То есть типичнейшее старпёрство. Я буквально сегодня, гуляя по Москве, проходил мимо театра "Практика" в Трёхпрудном переулке, ну и подивился на афиши, внешнее оформление, на "атмосфэру". И почувствовал, как же много изменилось всего за десять лет... Дремучими девяностыми от этой "практики" дохнуло. И манерное "текст такого" в афишах (вместо "по пьесе такого-то" - ну как же, "постмодернизм"), и все эти дизайнерские ужимки, и репертуар (про геев, памяти Ильи Кормильцева) - это такой исторический провинциализм, такие задворки!.. Знаете, я думаю, эти ребята просто будут теперь "хранить верность принципам", превратятся во что-то типа "шестидесятников" с их "старик, ты гений", которые были когда-то молодыми, и "спирт, бессоница и дым - всё идеи навевало", да так и воцарились в культуре на полвека, старея, ветшая и маразмея, но - "старик, ты гений" по-прежнему. Они законсервировались в прошлом, эти ребята-контемпорариартисты. Вышли из подполья советских чердаков и помоек, прибрали к рукам всё, вплоть до Третьяковской галереи, да так с этим всем в руках обратно в подполье и ушли, в историческое. Будут там теперь сидеть до девяноста лет и бухтеть про "текст", всё больше и больше превращаясь в посмешища. Это было неизбежно - не только потому, что "всё течёт" но ещё и потому, что они весьма неосмотрительно пытались "отменить искусство". Они-то от самой этой отмены получали творческое удовлетворение, но вот пришло следующее поколение, голодное, и ему подавай искусство обратно. Причём, не выкопанное из могилы, подгнившее и усохшее, а целое, полнокровное искусство, в том виде, в каком оно до "отмены" было. Самые умные из "контемпорариартистов" (если такие вообще есть) должны принять это как факт и жить с этим дальше, понимая, что все их усилия прошли бесследно, весь их пожар молодости был да сплыл, прочие же будут пытаться хватать молодых за ноги из могилы и поощрять тех, для кого искусство мертво, всяких дубоссарских, сколько там букв "с", я не знаю.

А народ, если ему окончательно запретят Пластова, будет предпочитать Кулику Шилова и Сафронова. Точно так же, как он предпочитает В.Г. Сорокину Акунина и Дарью Донцову. Сейчас, правда, некоторые московские юноши, любящие Кулика и Сорокина, повадились утверждать (в отличие от Кати Дёготь, нордического партийца старой закалки), что "это я и есть, русский народ", но это у них преходящее, возрастное. Встанут на ноги, и не одно, так другое отвалится. Либо дёготь отвалится, либо перестанут считать себя русским народом.

Вот, пожалуй, как-то так будет развиваться "история".

К.С.: Кстати, а неплохо бы начать компанию за отмену у выставочного зала на Крымской имени Третьякова - и пусть там делают, что хотят. Или хотя бы перестать его так именовать в собственных высказываниях - чисто из уважения к памяти Павла и Сергея Третьяковых. История заканчивается, если мы в ней ничем не участвуем. Во всяком случае, для нас заканчивается

Л.П.: Я бы обязательно принял в такой кампании посильное участие.

НИКОЛАЙ БОРИСОВ, писатель, историк, доктор наук (Москва)

Представляет ли сегодня какую-то ценность биография? Какие пункты Вы отмечаете в первую очередь в чужих биографиях? Что раздражает?

Понятие "биография" многозначно. Далее я говорю о биографии как описании жизни выдающегося человека, изложенном в виде текста. Иначе мы уйдем в дебри уклончивых понятий.
Сегодня, как и вчера и позавчера, биография выдающегося человека представляет интерес для всякого, в  ком есть хоть капля честолюбия.
В чужих биографиях (то есть текстах, автором которых я не являюсь) я отмечаю в первую очередь отсутствие или присутствие времени - этого воздуха истории.
Раздражают две вещи: самоуверенность историка и неизбежность кончины главного героя в конце книги.

Есть ли такое событие Истории, которое Вы переживаете как факт личной биографии, который сохраняет свою актуальность, "живет" по сию пору? Какой? Был ли для Вас, например, чувствителен - в историческом смысле - процесс "перестройки"?

В каждом из нас, как известно, есть личное и родовое. Уходя в область родового, я переживаю как факт родовой биографии и Петра Первого и Дмитрия Донского. Дальше я не ходил, честно скажу. Но если есть желание, то можно пойти и дальше, на костылях историографии. Из личной биографии помню разные моменты глазами "простого человека".
Процесс "перестройки" - это такой исторический ухаб, на котором тряхнуло всю страну. Распад СССР -  сильнейший шок, который испытали даже самые простые люди.

Последствия этого шока не явные, но очень серьезные. Это нечто вроде потрясений в детстве, которые сказываются всю жизнь. Мы все стали немного заиками.

Существует мнение, что русскому человеку не очень-то присуще чувство истории (как, например, немцу). Не руководимый чувством непрерывности, русский видит себя заблудившимся в мире и ему свойственна историческая беспечность. Оторванный даже родового наследия, он не принимает в расчет ничего, кроме мимолетного существования. Согласны Вы с этим утверждением или нет?

Русскому человеку вообще свойственна беспечность, а также, как заметил еще Пушкин, лень и недостаток любознательности. А еще ему свойственно чувство исторического одиночества, чувство своей никчемности, потерянности в этом давно и разумно устроенном другими народами мире. Это его беспокоит и заставляет инстинктивно тянуться к истории, как больная кошка тянется к целебной травке. Русскому человеку нужна история. Великая, героическая, безусловная. История - наша анестезия, наше снотворное и может быть, - наше всё.

Согласны ли Вы с утверждением, что когда заканчивается История, отпадает нужда в биографии? (Зато появляется спрос на биографии великих людей)?

История никогда не заканчивается, а только дробится и расслаивается в результате невероятного ускорения темпа жизни. Это может создать иллюзию ее исчезновения.
Нужда в биографии как возможности для читателя немного поучаствовать в жизни великого человека никогда не отпадет. Впрочем, понятие "великий человек" сегодня стремительно девальвируется в понятие "успешный человек".

Является ли ценностью человеческая история? Если "да" - то что именно составляет ее важность? (Если можно, конечно, на этот пункт ответить кратко).

История есть память народа. Без памяти человек - животное, а народ - стадо. История может быть выборочной, субъективной, дырявой. Но она должна быть, должна играть свою необходимую роль как система координат в океане времени.

Можно ли выстроить свою биографию совершенно автономно от Истории? Например?

История есть равнодействующая биографий всех живущих. Человек будет участвовать в истории, даже забравшись в башню из слоновой кости. Самим фактом своего бездействия он освободит место для какого-то другого действия.
Всё и все в мире связаны по закону "бабочки Брэдбери".

ЕКАТЕРИНА МОНАСТЫРСКАЯ, художник (Милан)

Мир по уши завален биографиями - начиная от серьезного ЖЗЛа и его аналогов и кончая опусами типа "как я разбогател" в мягких ярких обложках.
Ищу персонаж! "И я, я тоже!" - "Нет, ты нет!"- буквальная цитата комической и до озноба провидческой песенки Энцо Янначи, замечательного итальянского артиста кабаре, актера, певца, написанной еще в 1968 году, слышится отовсюду.
Выходит куча фильмов и сериалов про великих ученых, поэтов и художников, иногда с "трактовочками" и домыслами, от которых холодеет у зрителя кровь - "так вот как оно было на самом-то деле!"  ЖЗЛ в жанре "ДОМа 2"
Этот жанр был, есть и будет популярным. Читала где-то, что в Китае биографии раскупаются со скоростью света. Книги о Путине и Билле Гейтсе побили все рекорды. Людям действительно интересно, а как человек добился? Как он стал? Где секрет успеха?
Сама, грешным делом потребляю на досуге эту продукцию, но фильм про Вирджинию Вульф смотреть не пошла из принципа, хоть и обожаю Николь Кидман. Раздражают фальшивки, где творца - поэта, художника, писателя, ученого представляют эдаким, в лучшем случае, неадекватным чудаком-недотепой с отклонениями и вредными привычками, а в худшем - невинной жертвой грязного заговора.
Посмотрев сериальчик о Есенине, обыватель вздыхает: "Ээх, жалко парня! Такой красивый! Какие сволочи... Убили Сережу.."
Или расхожее. Ван Гог -" безумный художник, не продавший ни одной картины, ОТРЕЗАЛ СЕБЕ УХО и застрелился, а теперь его мазня стоит миллионы".
Или ужасный фильм о Верлене и Рембо... "Адские поэты" или что-то типа этого, из которого делаются выводы, сами знаете, какие, перефразируя Шнура: выводы, выводы - все поэты - гении!
Или: "Пушкин был в жизни плохим человеком,  развратником."
Так Есенин, Пушкин, Вирджиния Вульф и Ван Гог становятся банальными героями бульварной драмы, конспирологического детектива или криминальной хроники. Из них делают персонажей.
Самое интересное, что можно прочесть о великих - это автобиографии. "Записные книжки" Блока, Письма Ван Гога, "Воспоминания моей жизни" Де Кирико чего стоят!   Лучше понимаешь их творчество, их проблемы, их эпоху, чем жили, чем дышали. Понимаешь трагедию - без дешевых сенсаций и ходульных трюков балаганного фарса.
В некоторых своих (часто в соавторстве с женой Изабеллой Фар) статьях, де Кирико подробно описывает появление на свет своих картин. Когда картину эту видишь в музее, понимаешь - вот она! Тут он так подмешал холодное, тут он эдак лессирнул! Бриллиант, а не книга!
Хороши  книги добросовестных авторов, берущих любое событие из жизни великого "в резиновых перчатках и пинцетом", препарирующих его с точностью опытного лаборанта-исследователя.  
Хороши  романизированные биографии: "Жажда жизни" Ирвина Стоуна о Ван Гоге - талантливая и добросовестная книга.
Пару лет назад прочла книгу о Саврасове (его выставка как раз проходила в Третьяковке) - и это было невероятно! Ходила на выставку много раз, уже зная, "что, где, когда"!
У русских художников и писателей особенное, ни с чем не сравнимое личностное чувство истории, в отличие от Европы, где оно скорее принадлежит городу, кварталу гильдии,  аристократическому клану, семье, но не личности. В Европе история - штука корпоративная. Поэт или художник - обязательно бунтарь, он хочет историю - себе, а она уже запатентована, скреплена печатями и лежит в специальном шкафу в городской ратуше. У русского, "оторванного даже от родового наследия", даже от "корней" чувство истории обостренно-личное, где-то на грани будущности, еще не свершившегося. Гоголь и Толстой, Андрей Белый и Маяковский, Хлебников и Блок, Малевич и Шагал, Леонид Андреев и Веничка Ерофеев, Пелевин,  Сорокин (ох уж, они, эти модные, никуда от них не деться) и Алексей Иванов - живое тому свидетельство.
Странно сейчас говорить об этом, но году в 81, когда я была подростком, я почувствовала, как что-то качнулось, что-то дрогнуло, треснуло и начало оползать. Я поняла, что в данный момент СССР кончился. Не знаю, каким образом, но история дала себя почувствовать... Потом пошли сплошные трауры,  наслаждение классической музыкой по телевизору и отмены занятий в школе. Дальнейший сценарий все знают - антиалкогольные меры, Чернобыль, "Дети Арбата", потом "Архипелаг Гулаг", съезд народных депутатов, межрегиональная группа, эйфория, большие надежды, Сахаров, Собчак, окончательное исчезновение еды, курева и стирального порошка, "кровавое воскресенье" в Вильнюсе, митинги, шествия, Ельцин, путч, Белый Дом. У Белого Дома мы были...  Нельзя было манкировать свиданием с историей. Дальше - гуманитарная помощь, мелкие разочарования и крупные бандиты....
Это было в 1991, когда, кажется, Историю-то и отменили.
Стена-то упала и Истории больше нет.
Даже трагедия 11 сентября не оказала влияния на директиву об отмене Истории. Трагедия превратилась в спектакль, в шоу.....
Да, кстати, как  она, история, у нас теперь называется? Последние Новости CNN? Изнасиловал и убил топором свою сестру-инвалида? Подписано соглашение между двумя крупнейшими индустриальными группами? Фондовый рынок обрушился? Милан (Зенит, Реал Мадрид) победил со счетом 0 -1?  У нашей Ксюши (Мануэлы, Бритни) появился новый жених?
Нет больше биографий. Есть персонажи. Как в commedia dell'arte - Арлекин, Коломбина, Панталоне.... Какая биография у Арлекина?  Ну, парень такой в лоскутном трико, черной маске и белой треуголке, который шутит злые шутки. Персонаж, словом. Типаж. Тип. Актер играет, импровизирует на тему Арлекина в зависимости от ситуации, которая складывается на сцене балаганчика. А публика жаждет "клюквенного сока".
 Вспомним Энди Уорхола. Недаром его считают самым великим художником современности. Он действительно сделал себя персонажем и подал всем пример. Эксцентрики и оригиналы были и до него, но на этой стезе он - пионер.
С отменой Истории происходит отмена историй - биографий. Зачем они? Был такой Ван Гог - персонаж, ухо себе отрезал. Был такой-то, а такой-то - есть. Стать персонажем хоть на секунду, выскочить на сцену из серой массы: вот он я!  Вспоминается чудак, который играл ногами на пианино и покончил с собой. Чем он хуже Ван Гога?  Кровь... или все-таки "клюквенный сок" (помните Блока?). Вот сейчас представление окончится, актер встанет, снимет  с себя рубаху с пятнами и наденет чистую... и пойдет кланяться почтеннейшей публике.
 Между несчастным и великим нет разницы, как нет истории, только география осталась, да и ту скоро отменят. Раз история кончилась, биографий, стало быть, тоже нет. Есть резюме. Но это отдельная тема.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

13:24 Ученые заглянули в глаз трилобита
13:23 Власти Москвы отказали Илье Яшину в проведении акции 24 декабря
13:19 Индекс потребительских настроений по всей России вышел в «зеленую зону»
13:08 Прокуратура назвала самое коррумпированное подразделение силовиков
13:00 Лавров заявил о вмешательстве США в выборы в России
12:47 Совет Федерации подключился к поиску источника вони в Москве
12:40 Минтранс анонсировал возобновление рейсов в Каир в феврале
12:25 Дед Мороз заявил об отказе от пенсии
12:20 Дума приняла закон об индексации пенсий в 2018 году
12:07 Антитела к вирусу лихорадки Эбола вырабатываются через сорок лет после болезни
12:01 ЦИК снова пересчитал желающих баллотироваться в президенты
11:41 Улюкаев признан виновным в получении взятки
11:40 Совладельцы Промсвязьбанка списали проблемы на конкурентов и информатаки
11:24 Дума подняла МРОТ до прожиточного минимума
11:14 В Совфеде предложили заменить флаг России на ОИ-2018 флагами регионов
11:07 Министерство образования отказалось вводить 12-й класс в школах
10:54 Власти предложили схему отказа от долевого строительства
10:54 Управление «клеточной смертью» поможет победить опасное заболевание
10:46 Гендиректором «Яндекса» назначена Елена Бунина‍
10:33 Трамп предлагал продать изъятую у России дипсобственность
10:17 Совет Федерации дал официальный старт президентской кампании
10:06 В США отменили введенный при Обаме сетевой нейтралитет
10:05 Правительство отказалось запретить курение у подъездов‍
09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
14.12 20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
14.12 19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
14.12 19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
14.12 19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
14.12 19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
14.12 18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
14.12 18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
14.12 18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
14.12 18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
14.12 18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.