Адрес: https://polit.ru/article/2008/02/11/anons/


11 февраля 2008, 13:08

Инерция ошибок

Центральными российскими событиями новой недели в России опять обещают стать мероприятия с участием нынешнего и будущего президентов. В понедельника на торжественном вечере в связи с 15-летием «Газпрома» можно ожидать выступлений Дмитрия Медведева и группы Deep Purple, а также Владимира Путина и Тины Тернер.

В четверг состоится большая пресс-конференция Владимира Путина, от которой, как и от выступления на прошедшем заседании Госсовета, ждут знаковых высказываний, а в пятницу – субботу в Красноярске пройдет экономический форум, на котором выступит Дмитрий Медведев, обещавший поделиться на нем экономической частью своей программы.

Пока что возникает ощущение увеличения умеренности. Сам будущий президент умерил определенность либеральной позиции по сравнению со своим дебютом в прошлогоднем Давосе, усилив социальные ноты и отчасти демонстрируя жесткость управленца (например, в вопросе о сроках ввода в строй первой очереди ВСТО). С другой стороны, Владимир Путин на Госсовете и особенно Сергей Иванов в Мюнхене заметно снизили конфронтационность риторики.

Ситуация, когда вновь остается внимательно прислушиваться к оттенкам и акцентам в речах руководителей, чтобы уловить намек на то, как именно будет меняться курс в новой конфигурации, вряд ли может радовать. Но недостаточность общественного обсуждения – не в режиме прогноза, а в режиме рекомендации, своего рода социального заказа – претензия, которая может быть предъявлена не только и не столько к власти (потрудившейся, чтобы ничего не мешало выполнению намеченных планов, но, кажется, и не собиравшейся зачищать все под корень), а к политикам, общественникам и экспертам всех направлений, домахивающим кулаками после уже закончившейся драки и никак не могущим соотнестись с меняющейся ситуацией - с тем, чтобы повлиять на характер этих изменений.

Примером вполне проектного подхода к будущему может стать обсуждение оснований модернизационной стратегии России, которое состоится в четверг в рамках «Публичных лекций «Полит.ру»».

Все это не противоречит тому, что инерция уже запущенных внутренних конфронтационных процессов остается достаточно сильной. Вроде бы смягчилась скандальная ситуация с Василием Алексаняном, зато приостановились занятия в Европейском университете в Санкт-Петербурге. На неделе ситуация может определиться.

Вряд ли претензии пожарников являются причиной происходящего. В ЕУСПб может раздражать многое – и сильная интеграция с международным научно-образовательным сообществом и умение искать гранты под проекты, и обучение наблюдателей под прошедшие выборы, и недовстроенность в сообщество традиционных советских образовательных учреждений. Дальше вопрос в том, победит ли боязнь «чужого», не вполне подконтрольного или желание все-таки иметь в России качественные образование и науку. В гуманитарно-социальной сфере выбор часто будет именно таким.

Дипломатическая неделя началась у нас с воскресенья, с прибытия в Москву иорданского короля Абдаллы II. В понедельник ожидается его встреча с Владимиром Путиным. В прошлом году Владимир Путин посетил Иорданию, а сейчас мы имеет дело с ответным в дипломатическом смысле, но вполне содержательным визитом иорданского монарха.

Иордания – арабское государство, созданное на части территории подмандатной Палестины, - активно участвует в замирении с Израилем, содействует урегулированию в Ираке. Закупки ею вооружения в России не вызывают такой понятной настороженности, как аналогичные действия Сирии, активно поддерживающей палестинские и ливанские террористические группы, а сотрудничество с Россией в области ядерной энергетики не вызывает опасений, аналогичных тем, которые возникали в связи с Ираном. Несмотря на относительно радикальную арабскую улицу, власть, как кажется, относительно неплохо контролирует ситуацию.

Среди основных тем бесед - военно-техническое сотрудничество, ядерная энергетика, урегулирование на Ближнем Востоке (кажется, замаячили перспективы нормализации вокруг Сирии, а с прекращением ее деструктивного воздействия – еще и Ливана).

В понедельник же министр иностранных дел соседнего с Иорданией Ирака подпишет документ о списании долгов этой страны. В отличие от более сомнительных ситуаций, когда ВПК лоббирует одностороннее списание долгов в обмен на получение новых заказов, которые могут быть все так же никогда не оплачены, здесь мы имеем дело с коллективным списанием в рамках Парижского клуба, когда реальная возможность действовать иначе практически отсутствовала.

Надежды на то, что списание поможет российским нефтяникам вернуться в Ирак есть. Но как мы и писали вскоре после начала войны, уже тогда надо было участвовать в создании системы наследования экономических обязательств Ирака. Это обеспечило бы юридические основания для возвращения к некогда заключенным контрактам. В нынешней ситуации наши действия выглядят в основном точными – кроме бессмысленных требований назвать срок вывода иностранных войск из Ирака.

Интересный сюжет будет разворачиваться не неделе вокруг Украины. Во вторник в Москву на заседание двусторонней комиссии Путин-Ющенко должен прибыть украинский президент. А в 10:00 утра может состояться отключение подачи газа на Украину (Тимошенко успокаивает страну, ссылаясь на некое якобы данное обещание Сергея Иванова не отлючать газ, но она никогда не отличалось точностью цитирования). Конфликт представляет собой причудливое переплетение нескольких игр. В результате на одной стороне баррикад могут оказаться Виктор Ющенко и «Газпром». Первый заинтересован в том, чтобы не создавать дестабилизации на пустом месте и не добавлять популярности своему премьеру и будущему конкуренту. Второй – в том, чтобы отбить охоту пересматривать уже заключенные соглашения.

Данное Виктором Ющенко Юлии Тимошенко поручение к понедельнику решить проблему оказалось невыполненным, возможность разрешить ситуацию окажется у президента, что сможет, вероятно, обесценить намеченный вскоре визит в Россию самой Тимошенко, пытающейся перехватить контроль за двусторонними отношениями.

Параллельно развивается сюжет с недопуском премьера к контролю за госимуществом и обрубание ей перспектив масштабной приватизации, запланированной как источник социальных выплат, накачивающих ее рейтинг. Нынешнее противостояние служит хорошим основанием для сомнений в том, что президент страны так уж доволен своим решением распустить прошлый состав Верховной Рады.

Все это не отменяет интересной торговли которую развернет Ющенко в связи с опережающим Россию вступлением Украины в ВТО.

Во вторник же ожидаются новые победы Барака Обамы как минимум на части запланированных праймериз (в штатах Мэриленд и Виргиния и в округе Колумбия). Вероятность его выдвижения от Демпартии увеличивается, хотя на вполне оправданном отчаянии кое-что у него Клинтон еще сможет отыграть. Отсюда следует необходимость для России срочно налаживать контакты на разных уровнях в окружении Джона Маккейна. Наличие крайне радикальной риторики в начале правления президента Рейгана ничуть не помешало наладить отношения с США, не дожидаясь прихода в Белый дом новой команды (как призывали было сделать некоторые достаточно тонкие аналитики). Не стоит шарахаться от «антироссийских» заявлений Маккейна, делая однозначную ставку на имеющего очень неочевидные итоговые шансы Обаму и сегодня.

Через несколько дней после ожидаемых успехов Обамы, в пятницу, Джордж Буш отправится в Африку, где, впрочем, не заедет на одну из трех родин возможного кандидата в преемники. Это будет уже второе африканское турне нынешнего президента.

В тот же день могут возобновиться акции оппозиции в Грузии – ультиматум, который она выдвинула властям не выполнен, а предвыборную агитацию начинать уже самое время.

А в среду власти Австралии попросят прощения у аборигенов за насильственную цивилизацию путем отделение детей от родителей, чтобы воспитать их в государственных образовательных структурах. Так сформировались «украденные поколения», не вполне существующие в рамках традиционных структур, но не сумевшее вписаться и в современные. Попытки насильственно изолировать детей от культуры родителей не были уникальны (вспомним хотя бы российских кантонистов или отдававшуюся в интернаты часть детей «врагов народа»), но редко они касались такой большой части населения и мало где продолжались до 1970 года. Хотя проблема эта обсуждается давно, до сих пор никто не решился принести публичных извинений от имени государства.

В воскресенье могут состояться два события, связанные с проблемой реинтеграции стран. В греческой части Кипра пройдут выборы президента, а Косово может объявить о независимости (в качестве еще одной возможной даты называют следующий понедельник в связи с встречей глав МИД Европейского союза, где будет принято решение о направлении контингента в край).

Одним из самых неадекватных действий Евросоюза за последнее время стал прием туда греческой части острова – без турецкой. Согласие на объединение должно было стать условием вхождения. В результате руководство греческой общины не было достаточно митивировано принять достаточно взвешенный план объединения острова и, в отличие от турецкой общины, провалило его на референдуме. В результате наказаны за неготовность греков к компромиссу оказались турки. Они не вошли в Евросоюз, нормализация отношений с греческим Кипром выдвигается в качестве условия интеграции с ЕС для Турции. Стимулы же, с помощью которых можно было бы принудить к компромиссу греческую общину с принятием страны в ЕС практически исчезли. Нынешний президент выдвигается опять с позицией минимальных уступок туркам.

Схожей получилась и ситуация с властями Косово, никак не мотивированными на достижение компромисса с сербами. Наличие пусть даже конечной даты переговоров, в ситуации, когда в качестве «наказания» за неуступчивость маячила лишь реализация вполне устраивающего их плана Ахтисаари, никак не могло содействовать достижению компромисса. Результаты подобной политики мы наблюдаем в Сербии – как мы и писали, выборы президента (инаугурация его назначена на пятницу) отнюдь не стали разрешением ситуации. Правда, мы предполагали, что кризис в правящей коалиции наступит в связи с вопросом о реакции на признание европейскими странами самопровозглашенного образования, но все произошло еще раньше – умеренный националист Коштуница восстал даже против подписания документа о начале интеграции с ЕС, объявляя его документом о согласии с самостоятельностью края. Альтернатива была нами обозначена неделю назад: формирование коалиции из ультра-наци Николича, умеренных националистов Коштуницы и последышей Милошевича или новые выборы. Результат которых совершенно неочевиден – интеграции в Европу хотят многие жители страны, но отсутствие равноудаленности ЕС от двух сторон конфликта в Косово может привести к частичному воспроизведению нынешней конфигурации политических сил (с возможным частичным размыванием умеренных в пользу полюсов). Как и в случае с Кипром, Евросоюз загнал себя в ситуацию, когда исправить сделанное уже достаточно трудно. Более того, пока не ясно, насколько осознана проблемность возникшей ситуации. В связи с неподписанием меморандума 7 числа представители ЕС выразили сожаление и не более того.