19 марта 2024, вторник, 10:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 февраля 2008, 09:30

Новое Положение против олимпиадного движения

В конце 2007 года Министерству образования и науки без широкого обсуждения с олимпиадным сообществом удалось построить еще одну вертикаль власти – власти над олимпиадами школьников. "Полит.ру" продолжает серию очерков об олимпиадном движении в России (см. первый репортаж: "Большой спорт для математиков").

Последние несколько месяцев 2007 года олимпиадное сообщество России с тревогой ожидало выхода нового «Положения о всероссийской олимпиаде школьников». В недавнем интервью журналу «Итоги» министр образования и науки Андрей Фурсенко выразил убеждение, что образовательная система под его руководством «перестала вариться в собственном соку, а стала открытой обществу», приведя примеры широкого общественного обсуждения различных образовательных новаций. На этом фоне, тот факт, что в разработке нового Положения об олимпиаде не смогли участвовать представители олимпиадного сообщества, заставляет сомневаться в истинности слов министра.

Оргкомитеты школьных олимпиад, методические центры в регионах, научное и учительское сообщество смогли увидеть текст положения только 20 ноября 2007 г., после его регистрации в Минюсте. По словам наших экспертов, те проекты, которые распространялись в Интернете, по сети олимпиадников, оказались сильно отличными от финальной версии. Промежуточные версии вызывали нешуточную тревогу представителей олимпиадного движения. Итоговый документ оказался более продуманным, выверенным, какие-то вещи в нем были прописаны более точно, убраны очевидные ошибки, но многие вопросы и недоумения по отдельным пунктам Положения остались.

Эксперты полагают, что новое Положение содержит множество недостатков, разрушая существующее сейчас «здание» Всероссийской олимпиады, и выражают лишь слабую надежду, что за год до введения нового Положения образовательное сообщество сможет добиться внесения необходимых изменений, позволяющих сохранить олимпиадные традиции России.

Хроника ноября 2007 – января 2008

13 ноября 2007 г. после Круглого стола, посвященного новым образовательным стандартам для школ и вузов, заместитель Министра образования и науки РФ Исаак Калина на вопрос «Полит.ру» о том, будет ли утверждено Положение в этом году, ответил, что «Положение министром утверждено, сейчас проходит регистрацию в Минюсте». О деталях нового документа (будут ли упразднены какие-то олимпиады, сохранится ли четвертый, окружной этап олимпиад) он рассказать не мог и посоветовал обратиться к Ирине Тарадановой, начальнику отдела развития нормативного урегулирования общего образования Минобрнауки. Сотрудник пресс-службы, сопровождавший И. Калину, сделал осторожный прогноз, что регистрация в Минюсте продлится еще несколько недель.

16 ноября 2007 г. оба документы прошли регистрацию в Минюсте, а 20 ноября состоялся семинар в Академии повышения квалификации работников образования (АПКРО), которая  является головной организацией Министерства по проведению школьных олимпиад. На нем тайное стало явным – текст нового положения был роздан представителям органов управления образования субъектов РФ, предметных оргкомитетов и учителям. Вместе с «Положением о всероссийской олимпиаде школьников» олимпиадному сообществу был представлен еще один новый документ – «Порядок проведения олимпиад школьников» разного уровня под эгидой Российского Союза Ректоров, который носит более технический характер, и при его разработке Минобрнауки постаралось учесть мнение оргкомитетов олимпиад (тексты документов см. на сайте МЦНМО) [1, 2].

По словам А. Фурсенко, долгое время порядок проведения олимпиад не был формализован, «проводили олимпиады кто как может и хочет. Теперь есть четко сформулированные правила, образован совет по проведению олимпиад». Он сообщил, что этот Совет олимпиад возглавили ректор МГУ Виктор Садовничий, а его замом стал Исаак Калина. «И они несут полную ответственность за всё, что будет происходить в этой сфере».

Стоит отметить, что семинар АПКРО, на котором состоялась презентация новой «Конституции» школьных олимпиад, проводится ежегодно. На нем обсуждаются итоги года и задачи олимпиадного движения на новый год. По традиции на семинар приглашаются руководители сборных, представители оргкомитетов олимпиад, учителя, подготовившие детей, достигших наибольших успехов, победители международных олимпиад, а также представители регионов, управлений образований, методических центров и пр. В 2006 году многим запомнился аналитический доклад о золотой дюжине российских регионов, которые вырастили наиболее талантливых школьников.

20 ноября 2007 г. на этот семинар пришли также представители Министерства, в т.ч. уже упомянутая выше Ирина Тараданова. По отзывам очевидцев, она говорила о расширении и развитии системы школьных олимпиад, о том, что Минобрнауки многое делает для подрастающего поколения россиян. Когда же участники семинара стали задавать ей конкретные вопросы, интересуясь, в частности, как забота Министерства согласуется с уменьшением числа этапов олимпиады, с упразднением олимпиад для невыпускных классов и т.п., чиновница Министерства отвечала в стиле «Вы просто ничего не понимаете, а мы болеем за дело».

Одно опасение олимпиадников было снято – на семинаре было устно обещано, что в этом учебном году (2007/2008) новые положения не вступят в силу, и школьные олимпиады можно пока проводить по старым правилам, однако для многих олимпиадников такая отсрочка сродни поговорке «перед смертью не надышишься».

6 декабря 2007 г. Минобрнауки разослал письмо, формально подтверждающее, что новое Положение вступает в силу с 1 сентября 2008 года. В письме также сообщается, что координацию проведения олимпиад будет теперь осуществлять не Центральный оргкомитет Всероссийской олимпиады школьников как раньше (см. его состав – приказ Минобрнауки от 10 февраля 2004 г.), а Российский совет олимпиад школьников (далее – Совет олимпиад). Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение деятельности Совета олимпиад будет осуществлять «Российский Союз ректоров».  

На сайте Союза ректоров уже появились зачатки будущего Портала Совета олимпиад. До 1 февраля 2008 г. он находился в стадии разработки и единственным документом на этом портале было письмо Президента Союза Ректоров В. Садовничего от 13 декабря 2007 года, в котором тот просит председателей советов ректоров вузов до 26 декабря 2007 года «представить результаты мониторинга олимпиад, конкурсов и других видов интеллектуальных соревнований учащейся молодежи по прилагаемой форме», а также довести до советов ректоров информацию о том, что «Совет олимпиад приступит к рассмотрению заявок на включение в ежегодный официальный перечень олимпиад с 1 июня 2008 года». С 1 февраля на портале опубликованы еще несколько нормативных  и справочных документов Союза Ректоров и Минобрнауки.

Еще одна новация школьных олимпиад: в их списке скоро, возможно, появится новый предмет. 28 января 2008 г. Андрей Фурсенко, выступая на Международных Рождественских чтениях, предложил  проводить школьные олимпиады по «Основам православной культуры» (ОПК). Он выразил уверенность, что совет по школьным олимпиадам во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим поддержит его идею. Министр сказал, что инициатива Русской православной церкви о введении в школах ОПК обсуждается в Министерстве и в Российской академии образования. Православные иерархи высказывали предложение ввести ОПК в школьную программу, начиная с 2002 г., но этого года оно вызывало лишь критику со стороны Минобрнауки как идея, идущая в разрез с принципами светского государства.

Как видим, в конце 2007 года Министерству образования и науки без широкого обсуждения с олимпиадным сообществом удалось построить еще одну вертикаль власти – власти над олимпиадами школьников. Как заявил в комментарии «Полит.ру» научный руководитель сборной команды РФ по физике, легендарный преподаватель Физтеха Станислав Козел «самое плохое в новом Положении – то, что оно фактически разрушает создававшееся огромным трудом в течение десятков лет «здание» олимпиады, а на его обломках создается некая гипотетическая конструкция. Может быть, практика покажет, что новое «здание» станет лучше прежнего, но пока оснований для этого не просматривается».

Почему представителям олимпиадного сообщества не нравится новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников? Каковы их аргументы? Что думают представители Министерства образования и науки по поводу звучащей критики со стороны олимпиадников? Ответы на это дают публикуемые ниже комментарии как той, так и другой стороны.

Комментарий Министерства образования и науки РФ

26 декабря 2007 г. «Полит.ру» удалось получить комментарий на готовящийся материал из уст заместителя Министра образования и науки Исаака Калины

Ведущие представители олимпиадного сообщества в области математики, физики и химии утверждают, что новое «Положение о всероссийской олимпиаде школьников» содержит ряд существенных недостатков. Готово ли Министерство вновь вернуться к обсуждению Положения и внести в него необходимые поправки?

Ни в коем случае, потому что если отдельный кто-то чем-то недоволен, то это его проблемы. Положение проходило большое обсуждение…

Там два Положения. Коллеги говорят, что одно из них не обсуждалось с олимпиадным сообществом.

Оба проходили обсуждение и согласованы с Союзом Ректоров России. Это, простите меня, самое авторитетное профессиональное сообщество, и если кому-то что-то не нравится, то это не значит, что Положение нужно менять.

Комментарии представителей олимпиадного сообщества в области химии, физики и математики

«Полит.ру» обратилось к ряду представителей олимпиадного движения с просьбой прокомментировать новые документы.

Комментарий Вадима Еремина:

Вадим Еремин – научный руководитель сборной команды России на международной олимпиаде по химии, профессор химического факультета МГУ, доктор физико-математических наук. В 2007 году на Международной олимпиаде по химии в Москве команда РФ получила четыре золотых медали из четырех возможных. В. Еремин возглавлял научный комитет этой олимпиады.

Самое главное, что изменилось в российской олимпиаде – это то, что убрали четвертый, окружной этап – тот, по которому отбирали на финальный этап. Это позволит Рособразованию сэкономить кое-какие деньги, но сильно затруднит отбор на финал. В результате многие талантливые дети останутся за бортом олимпиады. Это – не смертельно для системы олимпиад в целом, но отдельные толковые люди, безусловно, пострадают.

* * *

Комментарий Станислава Козела:

Станислав Миронович Козел – научный руководитель сборной команды России на международной олимпиаде по физике, доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики Московского физико-технического института. В 2007 году на Международной олимпиаде по физике в Иране команда РФ под его руководством завоевала три золотых и одну серебряную медали.

Как бы Вы прокомментировали новое «Положение о всероссийской олимпиаде школьников»?

Новое Положение содержит в себе кардинальный пересмотр структуры и порядка проведения предметных олимпиад школьников. Я и мои коллеги считаем, что введение нового Положения приведёт к разрушению существующего «здания» школьных олимпиад. Система проведения Всероссийских олимпиад много раз пересматривалась, и к настоящему времени создана  устойчивая и успешно работающая  конструкция, поддерживаемая педагогической общественностью в регионах.

Предметные Всероссийские олимпиады школьников вызывают значительный интерес у талантливых ребят и многим из них дали «путёвку в жизнь». На наш взгляд, не было никаких причин, которые требовали бы коренной ломки существующей организационной и методической системы проведения Всероссийских олимпиад.

Особенно негативно отразится переход на новое Положение на олимпиадах школьников по тем предметам, по которым сборные команды России участвуют в Международных олимпиадах (математика, физика, химия, биология,  информатика). Можно уверенно прогнозировать  значительные трудности, которые возникнут при отборе кандидатов и формировании сборных команд и, как следствие, снижение результатов выступления наших ребят на Международных олимпиадах.

В целом новое Положение производит впечатление не вполне продуманного документа, рождённого в кабинетах Министерства образования и науки в отрыве от многолетней практики проведения олимпиад.

Какие пункты нового Положения наиболее критичны, на Ваш взгляд?

В новом Положении имеется целый ряд пунктов, которые вызывают беспокойство и недоумение олимпиадного сообщества. По каким-то причинам упразднили четвёртый (окружной) этап предметных олимпиад, хотя он был крайне необходим, особенно для тех предметов, по которым проводятся Международные олимпиады.

Четвёртый этап проводился по федеральным округам и служил фильтром, позволяющим отбирать на пятый (федеральный) этап наиболее талантливых ребят. Это позволяло поддерживать высокий методический уровень заключительного этапа и в значительной степени облегчало подбор кандидатов для формирования сборных команд. Исключение четвёртого этапа не может быть объяснено никакими разумными соображениями, в том числе и соображениями финансового порядка.

Ещё одним пунктом нового Положения, который вызывает недоумение, является практически полная смена членов Центрального оргкомитета, в который в разное время входили работники Министерства, а затем Федерального агентства, представители научной и педагогической общественности, председатели предметных методический комиссий. Это был по-настоящему рабочий орган, состоящий из людей до тонкостей знакомых с особенностями олимпиадного движения, орган, который осуществлял методическое и организационное руководство предметными олимпиадами.

Согласно новому Положению Центральный оргкомитет теперь будет состоять из очень высоких начальников, и главную роль в нем будет играть Союз ректоров России. В новый состав Оргкомитета войдут несколько ректоров высших учебных заведений, ряд высокопоставленных чиновников, представителей администраций отдельных регионов. Эти люди, как правило, очень слабо представляют себе специфику олимпиадного движения.

Председателей методических комиссий олимпиад там не будет вовсе и это довольно странно, потому что именно эти комиссии поддерживали олимпиады школьников даже в те годы, когда Министерство образования не обращало на олимпиады никакого внимания, когда Министерству было не до этого. Теперь председатели методических комиссий практически отстранены от участия в обсуждении проблем олимпиадного движения и их роль сведена  к роли технических исполнителей.

Там есть еще ряд подобных несуразностей. Новое Положение принималось келейно, в тиши кабинетов, без всякого обсуждения с теми людьми, которые многие годы занимались олимпиадами и, конечно, могли бы дать разумный совет. Это сделано директивно, без экспертизы широкого круга специалистов.

Обращает свое внимание тот факт, что в Положении ничего не сказано о подготовке Международных команд. Во многих странах мира выступление на олимпиадах считается престижным делом. Большое внимание уделяется тому, чтобы национальная команда выступила хорошо. Приняты специальные государственные программы, направленные на успешную подготовку национальных команд.  Мне кажется, что талантливым ребятам из России, успешно выступающим на Олимпиадах, уделяется недостаточное внимание. Далеко не все понимают, какое международное признание может иметь успех команды школьников на Международной олимпиаде. Этот успех,  несомненно, является элементом престижа Российской школы образования.

В новом Положении есть еще много мелких, не вполне ясных моментов.  Не очень понятно, как будет проходить проверка олимпиадных работ, сколько школьников и педагогов будет приглашено на заключительный этап. По нашим подсчетам получается, что там будет 350 участников, а с ними – еще полторы сотни руководителей. Ни один город не захочет принять такое большое число людей, тем более в условиях 30%-ой предоплаты по действующему финансовому законодательству.

А если у вас надежда, что в новом году можно будет исправить какие-то пункты в новом Положении?

Положение об олимпиадах подписано, министр его утвердил. Конечно, мы, руководители предметных комиссий, члены бывшего Центрального оргкомитета, что-то пытаемся предпринять на секции дисциплин, по которым проводятся Международные олимпиады школьников. Мы надеемся донести до Министра  образования и науки А.А. Фурсенко беспокоящие нас проблемы. Не знаю, будет ли это иметь какие-то последствия.

Приказ Министерства образования и науки о введении нового Положения немного запоздал и в этом учебном году действует старое Положение. В этом учебном году сохранен четвертый этап, и пока не известно, в каких городах это будет происходить. По некоторой информации, переговоры с некоторыми регионами ведутся, но к этим переговорам председатели методкомиссий не привлекаются.

Мы, преподаватели, тренеры, составители задач, в свою очередь, делаем свое дело, готовим задачи, методические материалы, проводим учебно-тренировочные сборы, в ходе которых осуществляется отбор в сборную на Международную олимпиаду школьников по физике, однако новое Положение создает неблагоприятный фон для этой работы. На мой взгляд, Министерство могло бы спокойно обсудить все накопившиеся вопросы с председателями методических комиссий, с теми, кто знает олимпиады «изнутри» и решить существующие проблемы без ненужной напряженности и «стояния на ушах» всего олимпиадного сообщества.

Повторюсь, что самое плохое в новом Положении – то, что оно фактически разрушает создававшееся огромным трудом в течение десятков лет «здание» олимпиады, а на его обломках создается некая гипотетическая конструкция. Может быть, практика покажет, что новое «здание» станет лучше прежнего, но пока оснований для этого не просматривается.

* * *

Интервью Назара Агаханова:

Назар Агаханов – научный руководитель сборной команды России по математике, доцент Московского физико-технического института, председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, член Консультативного Совета IMO – руководящего органа Международных математических олимпиад. В 2007 году на Международной математической олимпиаде во Вьетнаме команда РФ завоевала пять золотых и одну серебряную медали, заняв первое место в неофициальном первенстве (подробнее см. материал «Большой спорт математики»)

Чем, на Ваш взгляд, была вызвана необходимость принятия нового Положения? Чем Министерство не устраивало действующее Положение 2003 года?

Этот вопрос, конечно, следует адресовать Министерству. А по моим представлениям решение о принятии нового Положения было вызвано значительным расширением в последние годы числа предметных школьных олимпиад и связанной с этим попыткой создания единых (унифицированных) правил для их проведения, и, как следствие, изменением структуры некоторых (в основном «старых») олимпиад. Основные позиции, которые не устраивали Министерство в прежнем Положении, были связаны именно с традициями и схемой проведения «старых» олимпиад, с которых у нас в стране начиналось олимпиадное движение.

Разным стало понимание построения олимпиад. Специалисты-предметники (по математике – это профессиональное математическое олимпиадное сообщество), являющиеся «романтиками», по-прежнему рассматривают олимпиады в основном как движение по привлечению к математике способных школьников, раскрытию ребятам красоты математики. И им чужда жесткая регламентация олимпиад, неизбежно ведущая к потерям в работе по поиску талантливых школьников. Чиновники системы образования – «реалисты», решают, в силу профессиональных обязанностей, проблему жесткой структуризации олимпиадного движения. Сейчас у нас в стране маятник качнулся в другую сторону: период анархии девяностых годов сменился периодом контроля над каждым шагом исполнителей и подведения строгой законодательной базы под любое федеральное мероприятие. А олимпиады, особенно после введения ЕГЭ и осознания необходимости создания альтернативы этому экзамену, стали федеральным мероприятием после принятия законодательно закрепленных льгот по поступлению на бюджетные места в вузы для победителей олимпиад.

Какие же позиции не устраивали Министерство?

Во-первых, это проводимые вне регламента Всероссийских олимпиад городские олимпиады Санкт-Петербурга и Москвы, в первую очередь – математические. Это были первые предметные олимпиады школьников в нашей стране, зародившиеся в 30-х годах прошлого столетия, и они всегда проводились по самостоятельным комплектам заданий (можно сказать, что они составляли пласт нашей культуры или, скорее, субкультуры, если рассматривать их как звенья в системах образования и научного знания).

Вторая позиция, по которой расходятся мнения специалистов-предметников и Министерства – структура Всероссийской олимпиады. Концепция Министерства – унификация проведения олимпиад по всем предметам, в том числе и отмена IV (ранее – зонального, в последние годы – федерального окружного) этапа по ряду предметов естественно-математического цикла. Но олимпиады не могут быть полностью унифицированы! Например, стране, очевидно, не нужна подготовка ежегодно сотен специалистов по истории. В то же время современные наукоемкие технологии требуют поиска, отбора и подготовки тысяч специалистов в области математики, информатики, физики. Поэтому весьма странно, и, скорее, вредно требование проведения всех предметных олимпиад по единому регламенту. А желание приведения всех олимпиад «к единому знаменателю» естественно возникает тогда, когда они начинают рассматриваться как чисто спортивные соревнования старшеклассников. Но ведь это противоречит основным целям олимпиад: поиску и отбору одаренных и талантливых школьников!

По поводу главного изменения в структуре олимпиад. На мой взгляд, IV этап Всероссийской олимпиады, всегда проводившийся в современной России и доказавший свою важность в олимпиадах естественно-математического профиля (в том числе и в решении вопроса отбора наиболее талантливых ребят в национальные сборные команды России на Международные олимпиады) необходимо сохранить. Другое дело, что его сбалансированность была резко нарушена, когда прежним Министерством образования было принято популистское решение о замене зонального принципа деления регионов России на IV этапе на федеральный окружной. И теперь олимпиада носит характер почти Всероссийской, например, в Приволжском округе и очень куцей, скажем, в Дальневосточном округе. Идеальным решением этого вопроса был бы возврат к прежней схеме проведения IV этапа по зонам. Или, как сейчас предлагается, по 3–4 объединениям округов.

 Учитывает ли новое Положение рекомендации олимпиадников? Насколько широким было его обсуждение? Есть ли принципиальные расхождения в позиции Министерства и методических комиссий олимпиад?

Начальный вариант Положения Министерство поручило разрабатывать Федеральному Агентству по образованию. И к разработке этого варианта были привлечены специалисты, представлявшие предметные методические комиссии. Но Министерству представленный проект, в силу описанных выше причин, не понравился, и оно самостоятельно подготовило проект Положения. Учитывая, видимо, негативную оценку проекта со стороны ряда методических комиссий, регионов и вузов, для широкого обсуждения проект не публиковался.

По многим позициям недостатки начального проекта Положения в ходе работы над ним были устранены. Например, Министерством были исключены из проекта пункты, которые вели к резкому сокращению числа участников олимпиад, особенно на начальных этапах. Было удалено требование необходимости прохождения всех промежуточных этапов для прошлогодних победителей Всероссийской олимпиады, которое могло приводить к таким абсурдным ситуациям, как недопуск до участия в финале сильнейшего в стране школьника в силу пропуска им, например, по болезни, региональной олимпиады. Жаль, что норма включения в число участников олимпиады текущего года школьников, ставших победителями соответствующего этапа предыдущего года, не была распространена на региональные олимпиады. Надеюсь, что соответствующее исправление будет в будущем внесено в Положение: нужно стремиться  максимально приблизить олимпиады к творческому, а не к чисто спортивному соревнованию одаренных школьников.

Принципиальным осталось расхождение в оценке необходимости сохранения прежнего IV этапа, на котором настаивают методические комиссии «старых» олимпиад.

И еще. В новом Положении принципиально изменена структура Центрального оргкомитета. Раньше он формировался из представителей методических комиссий – профессионалов олимпиадного движения. Теперь – из представителей некоторых регионов, структур управления образованием и руководителей совета ректоров вузов. На мой взгляд, будет серьезной ошибкой подчинить олимпиады вузам и заменить федеральную, общенациональную направленность Всероссийской олимпиады школьников – целям, задачам и интересам конкретных представителей высшей школы. Т.к., во-первых, при фиксированном объеме финансирования мероприятий у вузов не будет заинтересованности проводить олимпиады для учащихся не выпускных классов и из «чужих» регионов, потому что для них олимпиады, прежде всего, являются средством решения проблемы набора студентов.

Во-вторых, резко изменится стиль олимпиад, от которых будет требоваться не поиск самых талантливых школьников страны, а отбор способных усвоить программу ребят, выражающих желание учиться в этих вузах. По математике, например, требующие нестандартного мышления задачи по комбинаторике будут незамедлительно заменены технически трудными, но безыдейными задачами с параметрами (что происходило неоднократно в регионах, где местное жюри проводило олимпиады не по федеральному комплекту заданий).

Отмечу, что в Китае, занимающем лидирующие позиции в международном олимпиадном движении, понимают опасность подчинения олимпиад интересам вузов. Поэтому представители ведущих национальных университетов после проведения второго тура Китайской математической олимпиады встречаются с её участниками и агитируют за поступление в свои вузы. Но они никоим образом не вмешиваются ни в работу жюри, ни в работу оргкомитета олимпиады.

Представители Министерства образования и науки утверждают, что оба положения об олимпиадах прошли широкое предварительное обсуждение, что они прислушивались к голосу олимпиадного сообщества…

По крайней мере, с несколькими регионами, занимающими ведущие позиции в олимпиадном движении, такого обсуждения не велось. К тому же, после поступления замечаний по проекту из регионов и от представителей олимпиадного сообщества, Министерство, в первую очередь, начинало выяснять каналы «утечки информации».

Есть и у нового Положения положительные черты?

Достоинством нового Положения является, в первую очередь, его краткость и ясность. Оно представляет «скелет» Всероссийской олимпиады школьников. Если Федеральное Агентство своими инструктивными письмами и дополнениями, касающимися конкретных предметов, этапов, «нарастит на скелет мышцы» правильным образом, можно будет работать по такому Положению. Здесь хочется выразить огромную благодарность специалисту Министерства Т.В. Бешененко, которая учла при подготовке нового Положения многие поступившие замечания по его проекту.

Каковы минусы нового Положения?

Как я сказал выше, это исключение федерального окружного этапа по предметам, по которым проводятся Международные олимпиады, и, отсутствие пункта о включении победителей регионального этапа предыдущего года в число участников регионального этапа текущего года.

Кроме того, исключение пункта о том, что участниками третьего этапа являются не только учащиеся 9-11 классов, но и других классов, освоившие соответствующую программу. Дело в том, что наиболее талантливые ребята проявляют свои способности уже в среднем звене школы и становятся победителями Всероссийских олимпиад, выступая за старшие классы. Надеюсь, что в письмах в регионы Федерального Агентства будет включено разъяснение этого пункта, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ участвовать в олимпиаде и учащимся 8 и 7 классов.

Наконец, изменение принципов отбора участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Отмена прежнего IV этапа по предметам, задания которых являются не тестовыми, т.е. однозначно трактуемыми, а творческими (к ним в первую очередь относится и математика) в условиях отбора участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады по общероссийскому рейтингу, может привести к подтасовке результатов областных олимпиад. Это и понятно:

1. Кому же захочется демонстрировать стране невысокий уровень результатов своих школьников, если их можно подправить «мягкой» проверкой работ? А то, что потом ребята провалятся на финале можно объяснить болезнью школьников, «неправильными, не по программе» заданиями и т.п.

2. Если в олимпиаде участвует способный ребенок, и, при этом, у местного оргкомитета не будет уверенности, что он проходит на финал по рейтингу, его «подстрахуют» завышенными баллами.

3. В ответ и другие регионы начнут «поднимать» своих ребят и т.д.

Еще один недостаток нового документа – исключение из Положения пункта, регламентировавшего статус городских олимпиад Москвы и Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге уже давно, а в Москве – в последнее время ведется мощная работа по олимпиадной подготовке школьников. При том, что в этих городах сконцентрированы почти все лучшие кадры по олимпиадной математике России. Поэтому если варианты регионального этапа будут подходящими по трудности для большинства регионов страны (каковыми они и должны быть!), то по общероссийскому рейтингу на заключительном этапе Всероссийской олимпиады места способных, но не столь подготовленных ребят из глубинки достанутся «третьим номерам» из столиц. Повышение же уровня сложности заданий III этапа отобьет интерес к олимпиадам у многих участников из других регионов. Наконец, признанный во всем мире авторитет российской олимпиадной школы поддерживается высоким уровнем заданий не только Всероссийской, но и Московской и Санкт-Петербургской городских математических олимпиад. Поэтому необходимо сохранить самобытность и самостоятельность этих олимпиад.

Другой существенный минус заключается в том, что из нового Положения исчезли пункты о формировании состава сборных команд России на Международные олимпиады из числа победителей предметных Всероссийских олимпиад школьников. Зато в принятом параллельно Положении о российских школьных олимпиадах, т.е. о вузовских олимпиадах,  записана норма, допускающая включение победителей этих олимпиад в сборные команды России. Там, к сожалению, не пояснено, что эта норма распространяется только на предметы, не входящие в базисный учебный план. По предыдущему Положению за формирование сборных команд страны отвечали методические комиссии по предметам, далекие в силу своей независимости, от предвзятости. У вузов естественно приоритетным является свой интерес. Например, в советские времена представители одного из вузов связывали включение школьника в состав сборной СССР на Международную олимпиаду с его переходом в подшефное вузу учебное заведение. Важно, чтобы срочно было разработано и принято планируемое положение о международных олимпиадах, которое перекроет возможности для подобного «формирования» сборных команд страны.

Учитывало ли Министерство тот факт, что олимпиады по разным дисциплинам имеют свои уникальные свойства, подчас не сводимые под общие требования? 

Нет. Хотя, учитывая огромную разницу между, например, олимпиадами по биологии, где есть кабинетный тур, информатике, со своей очевидной спецификой, или русскому языку, а также наличие или отсутствие Международных олимпиад по предмету, стоило бы предусмотреть в Положении возможность учета специфики дисциплин.

Верна ли информация, что согласно новому Положению упраздняются пять Всероссийских олимпиад, в том числе астрономическая и экологическая. Как Министерство объясняет необходимость такого шага?

Астрономия и экология, по которым проводятся Международные олимпиады, не могут быть включены, по новому Положению, в структуру Всероссийских олимпиад, так как их нет в перечне базисного учебного плана. Жесткая структуризация, заложенная в новое Положение, приводит, к сожалению, и к таким ситуациям.

Научные руководители сборных России по химии и физики, как и руководители других команд, не раз отмечали, что успешному выступлению наших сборных мешает плохое техническое оснащение физических, химических лабораторий в школах, нехватка денег на реактивы. И простая покупка техники дело не решит, в школах должны быть квалифицированные учителя, умеющие работать на современном оборудовании (если оно появится). Поможет ли новое Положение как-то разрешить эту проблему?

Проблема кадров в школе является очень острой. Даже в центральных педагогических вузах приходится закрывать некоторые специальности (среди них, к сожалению, нередко фигурирует физика) в силу отсутствия конкурса на эти специальности. Понятно, что способные, например,  в физике молодые люди могут с успехом поступить в другие вузы. После их окончания они смогут найти, возможно, чуть менее интересную, но значительно лучше, чем у школьного учителя, оплачиваемую работу. Думаю, что в новом Положении стоило предусмотреть какие-то формальные схемы поддержки талантливых учителей, успешно работающих с одаренными школьниками. А также оснащение лучших школ оборудованием. Правда в стране ведется поддержка школ в рамках национального проекта «Образование». Но отчетность по получаемым школами грантам очень громоздка, что препятствует нормальной реализации этого проекта. 

И еще. Многолетний опыт показывает, что на спорт в нашей стране (и так было еще со времен существования Советского Союза) выделяется значительно больше средств, чем на олимпиадное движение. Хотя ситуация в современном мире, мире высоких технологий, кардинально изменилась: грамотная политика по отбору и поддержке будущих научных кадров при минимальных финансовых затратах в настоящем может принести очевидную значительную выгоду в недалеком будущем.

Какова коррупциогенность нового Положения, на Ваш взгляд? Будет ли оно бороться со случаями коррупции во время проведения олимпиад или же напротив будет ей способствовать?

Стоит скорее говорить о коррупциогенности действовавших в последние годы схем зачисления в вузы. Если раньше вузы были заинтересованы в отборе лучших из числа приходящих к ним абитуриентов (конечно, я не идеализирую ситуацию, и раньше достаточной большой процент абитуриентов поступал в вузы на коррупционной основе), то сейчас стало значительно проще «организовывать поступление» через ЕГЭ, контролировать проведение которого в нашей огромной стране практически невозможно. Возможно, эта проблема будет снята принятием параллельного (о российских школьных олимпиадах) Положения, позволяющего вузам проводить досрочные вступительные экзамены.

А на высокую объективность системы Всероссийских олимпиад, несмотря на «возросший интерес» к ним особенно по престижным среди абитуриентов специальностям, вряд ли повлияет принятие нового Положения. Если, конечно, олимпиады будут и дальше проводиться силами энтузиастов, уваленных работой с одаренными школьниками.

* * *

Интервью Виталия Арнольда:

Виталий Арнольд, заместитель директора Московского Центра Непрерывного Математического Образования (МЦНМО), организатор Московских олимпиад школьников по математике и информатике:

Как бы Вы прокомментировали новые документы о школьных олимпиадах, только что утвержденных Министерством образования и науки?

«Положение о порядке проведения олимпиад школьников» было разработано российским Союзом ректоров. На мой взгляд, его смысл состоит в том, чтобы легализовать разнообразные олимпиады, проводимые вузами. Его главная идея – создать сравнительно демократичную систему проведения олимпиад различного уровня, напрямую не подотчетную Министерству образования. Это достаточно новая ситуация на государственном уровне и комментировать её сейчас трудно.

Второй документ – это новое «Положение о всероссийской олимпиаде школьников», которое готовится уже не первый (на моей памяти) раз, причем готовится совершенно одинаково. В недрах некоторых чиновных кабинетов принимаются какие-то понятные или непонятные, объясняемые или необъяснимые решения. Насколько я знаю, это положение готовилось около года. Кто его готовил и как его готовил, кто официально несет ответственность за его разработку – неизвестно. Насколько я знаю, на этот вопрос чиновники Министерства, представлявшие это положение на семинаре 20 ноября, не стали отвечать.

В то же время многие пункты этого документа носят достаточно революционный характер. В том смысле, что оно начисто игнорирует сложившуюся традицию проведения Всероссийской олимпиады школьников и её этапов. Этой традиции 35 лет, соответственно нужно ли её ломать или начать в один день игнорировать — это хорошая тема для размышления.

Неизвестно, обсуждался ли текст этого Положения с кем-либо из олимпиадного сообщества до его принятия. Стоит отметить, что ежегодно в Москве принимают участие в олимпиадах несколько десятков тысяч школьников. У каждого из них есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Значит, в этой системе только в Москве ежегодно участвуют несколько сот тысяч человек. Но Москва – это не вся Россия. Российской статистики я не знаю, но подозреваю, что по всей России «олимпиадников» не меньше, чем по Москве. Значит, речь идет о документе, который так или иначе влияет на ситуацию, в которой участвуют миллионы людей. Почему его принимают и обсуждают так — это еще один хороший вопрос. Слава богу, что 20 ноября было объявлено, что с этого года документ не вводится, но с будущего года нам это вполне грозит.

Каковы наиболее спорные, на ваш взгляд, идеи нового Положения?

Там есть совершенно удивительные вещи. Например, то, что дипломы всех этапов утверждаются Министерством образования. Нельзя понять, почему пятиклассник, выигравший школьную олимпиаду в деревне Марьино Кировского района Усть-Илимской области должен получать свой диплом из Москвы. Нельзя понять, в  чьей голове возникла такая идея. Как эти дипломы будут доставляться, как они будут печататься, зачем нужна эта бюрократическая чехарда — абсолютно непонятно.

С другой стороны, там четко прописаны этапы, для каких классов они проводятся, что определяется список предметов и его можно менять на том или ином уровне. Хотя опять же непонятно, почему олимпиада может НЕ проводиться на районном или городском уровнях, но не может не проводиться на всероссийском. Не ясно, зачем нужно все предметы, по которым проводятся олимпиады, утверждать сверху. По-моему, это ложно понятое понимание вертикали власти, но может быть господам из федеральной власти виднее.

Ключевая идея этого Положения состоит в том, что все этапы по всем предметам для всех классов проходят по единым правилам. Эта идея мне кажется глубоко спорной. Потому что в действительности олимпиады для 5 и 11 классов ничего общего друг с другом не имеют в силу психофизики ребенка. Это просто разные жанры. Вплоть до того, что одиннадцатикласснику можно сидеть за партой 5 часов подряд, решать задачи и пр., но необходимость заставить сделать то же самое пятиклассника у любого специалиста вызовет справедливые возражения. В Положении много подобных вещей, не учитывающих разницу младших и старших школьников.

Еще один пример —  авторы Положения твердо уверены в том, что все задания олимпиады оцениваются в баллах. Видимо, это слепок с ЕГЭ или каких-то новомодных тестов, которые во всем мире отмирают, а у нас их уже несколько лет пытаются сделать обязательными. Надеюсь, этот пункт будет изменен через какое-то время, но пока написано, что победителем олимпиады является тот, кто набрал наибольшее число баллов. Это, например, означает, что победителем будет, в среднем, один человек. Почему на олимпиаде, где принимает участие несколько тысяч человек, должен быть только один победитель, этого я не очень понимаю. На Всероссийском уровне это еще хоть как-то понятно, а на первых этапах олимпиады — непонятно совсем, неясно также зачем так делать, например, на Математическом празднике (городской московской олимпиаде для 6-7 классов), где каждый год до 2000 участников.

Давайте представим, как это будет происходить на практике. Например, на олимпиаде по информатике  задания традиционно оцениваются в баллах. Допустим, один из участников набрал 500 баллов из 700, а следующий набрал 495. Как планируют уважаемые чиновники из министерства объяснить, что 500 баллов – это первое место, 495 – это уже второе, а 493 – это третье. И почему этот вопрос решается так формально?  Традиционно такие вещи решает жюри, которое знает задачи, знает, что означают эти баллы, что за ними реально стоит.

На мой взгляд, только члены жюри могут сказать, насколько велика разница между 495 и 500 баллами, различимы ли эти результаты. Прописать это формально в виде одного из пунктов Положений вряд ли удастся, потому что если у вас всего 12 баллов, то 7 и 5 — это существенно разные результаты, а если у вас 700 баллов, то переход к исчислению относительных погрешностей и процентов вряд ли поможет формализовать процесс.

А что делать с ситуацией, когда олимпиадные задания не оцениваются в баллах, они действительно творческие, и нет ни идеи, ни традиции, оценивать ответы в числовой форме. В баллах хорошо оценивать тестовые задания вида: «Уж не в вольтах ли оценивается напряжение?» Если таких вопросов 70, и школьник даст, допустим, 50 правильных ответов, то результат в баллах определяется легко. Но подобные задачи не имеют отношения к олимпиадам.

Насколько критичны описываемые Вами замечания для олимпиадного движения?

Подобные аргументы можно привести против многих пунктов Положения, но, к счастью, сейчас ситуация не так критична. Скоро должно выйти распоряжение, что Положение будет действовать лишь со следующего учебного года. Мы надеемся, что пройдет важный год (и дело скорее не в политике, а в том, что есть еще время для улучшения принятого Положения), документ отлежится, и возможно, что на федеральном уровне найдутся здравые силы, которые поймут, что есть какие-то вещи, в которых они существенно переборщили.

С одной стороны, идея как-то регламентировать олимпиадное движение – понятна и естественна, тем более с учетом заботы об одаренной молодежи. Победители и призеры олимпиад высших уровней сейчас получают гранты Президента, что очень хорошо.  Но, с другой стороны, нельзя быть святее папы Римского. Я понимаю, почему чиновники и эксперты Министерства опасались открытого обсуждения текста Положения. В его ходе порой можно «замылить» любую здравую идеи. Но, с другой стороны, если бы профессиональное обсуждение этого документа, хотя бы в сравнительно узком кругу, прошло бы до его утверждения, то можно было бы изменить к лучшему многие пункты документа, даже не имеющие принципиального смысла, а чисто деловой, бытовой смысл. Но этого, к сожалению, не было сделано. Дай Бог, чтобы все шероховатости документа были убраны за тот год, который есть до введения этого Положения в силу.

Оправдались ли опасения олимпиадников, что будет ликвидирован окружной этап Всероссийских олимпиад?

Для ответа на этот вопрос я должен дать краткий экскурс о том, что такое окружной этап. Последние несколько лет, (в новой России, после распада Советского Союза…) сложилась система, в которой олимпиады по ведущим предметам (по математике, физике, химии и по некоторым другим) проходили в пять этапов.

Первый этап – школьный. Второй этап – муниципальный или районный (для сельской местности, где районы довольно велики). Третий этап – областной (или соответственно — на уровне субъекта Федерации). Четвертый этап – это так называемый окружной этап на уровне федеральных округов, (который в свое время был зональным, соответственно и деление было не совсем таким, как на округа). В одно и то же время в стране проходило 7–10 окружных (зональных) олимпиад.  И, наконец, пятый заключительный этап – Всероссийская олимпиада.

По мнению организаторов и по сложившейся традиции, зональный этап был нужен для того, чтобы провести ряд олимпиад, более-менее близких к Всероссийской по правилам игры, по способам проверки. Например, в математике члены методкомиссии и члены жюри Всероссийской олимпиады каждый год неформально делили между собой зональные (окружные) олимпиады и отправлялись в командировки. 1–3 наблюдателя ехали в регион, где на месте вместе с учителями, методическим активом, организовывали эту олимпиаду.

На мой взгляд, четвертый этап имел еще такую неформальную функцию некоторых «курсов повышения квалификации», когда описанный выше «десант» центральной предметной комиссии «учил собой» тех, кто проводил IV этап.

В нынешнем положении окружной уровень олимпиад напрочь ликвидирован. Аргумент авторов документа, по-видимому, таков: это дорогое удовольствие, к тому же регионы должны иметь равные права и равные условия, а кроме математики, физики и еще 2-3 предметов, остальные 20 предметов такие окружные олимпиады не проводят. В принципе, против этого аргумента в такой его постановке сказать ничего нельзя. Формально всё правильно – все должны жить по единым правилам.

На самом ли деле нужен окружной этап?

Я специально не хотел об этом говорить, по следующей причине: представители оргкомитетов московских олимпиад не могут отнестись к этому вопросу совсем беспристрастно. Это трудный для меня вопрос. Я не умею однозначно на него отвечать. Я могу сказать только одно, что в рамках математики, отчасти физики, информатики – это потребует колоссальной перестройки всей системы олимпиад. Для Москвы и Питера эти преобразования, возможно, окажутся не очень существенными, а для других регионов это потребует слома многих традиций и кардинальных преобразований.

У нас около 70 субъектов Федерации. Согласно новому Положению на финал Всероссийской олимпиады по математике приедет 1–2 человека от каждого субъекта РФ. Совершенно естественно, что не бывает того, чтобы во всех регионах была ровная ситуация. Может так случиться, что в одном из субъектов РФ не будет в этот год сильных математиков. Так бывает. Что тогда делать? Посылать все равно кого-то надо. Куратор олимпиад в области вряд ли отважится не послать на Всероссийскую олимпиаду представителей от своего региона, и ему это надо делать по всем предметам. Одно дело отказаться от участия на уровне округа и другое дело – на уровне Министерства. Это означает, что если в этом году есть два сильных девятиклассника из Калужской области (условно), то один их них приехать не сможет, зато приедет слабый из другого региона и ничего с этим сделать нельзя. Для десятиклассников заложена система персональных приглашений, от субъекта РФ в виде исключения смогут приехать 2 школьника, некоторые сложности тоже остаются, но это уже лучше, чем для девятиклассников.

Новое Положение может привести к колоссальному увеличению разрыва в уровне школьников на Всероссийской олимпиаде, особенно для одиннадцатиклассников. На «Всероссийке» будут участвовать ребята, которые принимают участие во всех олимпиадах и постоянно решают олимпиадные задачи высшего уровня. Они попадут в первую, вторую, третью десятку лучших по стране, как повезет. Кроме них приедут победители других областных олимпиад, заведомо более слабые. Что с этим делать? Нынешнее Положение никак не решает этот вопрос.

Можно ли его решить как-то по-другому без проведения окружного этапа? Безусловно, можно. Я могу пофантазировать, придумать разные варианты. Я допускаю, что руководители сборных России по любому предмету, лучше меня знают, как решить эту проблему и могли бы предложить свой вариант. Но сегодня картина такая: старая ситуация сломана, а новой пока не предложено. Как будет решаться проблема отбора – этого пока никто не знает. Что на эту тему думают, как будут «выворачиваться» разные предметные комитеты, я не знаю.

Кроме того, если каждый регион должен будет послать на олимпиаду по 1–2 представителю от каждого класса (70 человек плюс «персональщики» – это уже 110 чел.), то получится, что заключительный этап олимпиады вырос в 1,5 раза. По своему опыту, как специалист, уверенно скажу, что провести олимпиаду, выездное мероприятие, на 200 и на 400 человек – это две большие разницы, качественно разные вещи. Начиная от простого: колона в 5 автобусов и в 10 – это две разные колоны. Всероссийская олимпиада школьников в последнее время вмещается в большой актовый зал. Приезжает 5 автобусов с детьми, зал уже полон, а теперь детей будет в 1,5 раза больше. Не во всяком городе найдется вдвое больший зал. Казалось бы, это простая техническая вещь, но её тоже надо решать.

Дальше еще одна техническая вещь – ситуация с информатикой. Оргкомитету потребуется в 1,5 раза больше компьютеров и др. периферии. В Положение можно было бы заложить проведение какого-то заочного этапа, такой опыт у информатиков есть. Но вышедший из недр Министерства документ не оставляет такой возможности, т.к. главный его девиз – «все должны жить по единым правилам». Что будут делать методсоветы и оргкомитеты по информатике не ясно, об этом можно у них спросить. Я думаю, что пока они об этом не думают, потому что впереди есть еще год.

Будет ли лучше, если сейчас вернуть четвертый окружной этап  и сделать его единым для всех? Ответ: Нет, не будет. По одной простой причине. Есть оргкомитеты, готовые его проводить, и проводящие. Есть оргкомитеты, которые чураются его как огня. Сегодня, судя по тексту, в выигрышном положении оказались последние. Как они выкручиваются в этом месте, что там происходит, не знаю, надо смотреть. Как они выходит из положения отбора лучших школьников по регионам без проведения окружных олимпиад – не знаю, но для самых сильных олимпиад такая проблема, безусловно, есть. Мне кажется, что оргкомитеты таких олимпиад теперь считают, что рухнула вся система отбора лучших школьников, и их можно понять. Однако если бы я сейчас пришел в Министерство к людям, которые действительно принимают решение, сел бы с ними за стол, провел бы с ними несколько часов, то я не вижу возможностей для того, чтобы аккуратно вернуть 4-й этап в действующее Положение. Для этого придется кардинально изменять весь документ. Так что новое «Положение об олимпиадах» содержит одну очень существенную проблему, но как её решать, пока непонятно.

Вы говорили, что не все творческие задания можно оценить в баллах. Как же они оцениваются?

«Я вам не скажу за всю Одессу…», но могу пояснить это на примере двух олимпиад: по математике и информатике, которые знаю лучше всего.

Олимпиадные задачи по информатике оцениваются так. Решение задач проверяет компьютер. Он подвергает решение школьников нескольким разным тестам, и за каждый пройденный тест школьник получает баллы, а за непройденный тест – не получает. Поэтому суммарный итог выступления школьника – это несколько сотен баллов. За 7 задач у него может быть 300–500 баллов. После чего жюри начинает проверку спорных ситуаций, это приводит к тому, что нужно перепроверять все решения той или иной задачи. Слава Богу, что бывают школьники, которые умнее преподавателей и составителей задач, и они предлагают совершенно нетривиальное решение или находят какую-то ошибку. Организаторы олимпиад этому очень этому рады – это гарантия некоторого развития. Иногда это приводит к необходимости разработки новых тестирующих программ, для того, чтобы заново оценить решения всех остальных школьников. Казалось бы, процесс автоматически алгоритмизуемый, но…

Потом жюри олимпиады по информатике анализирует итоговую таблицу результатов. Есть отранжированный список школьников, зачастую даже анонимный, из которого известно, что участник № 785 набрал 300 баллов, №694 – набрал 290 баллов и т.д. по списку с несколькими сотнями участников. Жюри принимает решение, где в порядке установленных квот или общего представления об уровне задач, в этом году провести границу награждения вообще и границу 1, 2, 3 мест. Как жюри принимает это решение — это дело исключительно в его компетенции, и формализовать на всех олимпиадах уровень отсечения победителей от непобедителей, диапазоны призовых мест, невозможно. Границы дипломов приходится двигать, потому что на каждой олимпиаде бывают особые случаи. Иногда жюри принимает решение наградить того или иного школьника специальной премией – это отдельная вещь, она ничем не регламентируется. И как я уже говорил выше, объявить на олимпиаде в 70 человек, что первое место получил лишь один школьник, если разрыв в баллах не значителен, это наивная вещь, непонятная для любого интеллектуального соревнования. На спортивном турнире это может быть воспринято нормально, там один сантиметр, сотая доля секунды порой имеет значение, но это абсолютно не соответствует традициям олимпиад школьников по научным дисциплинам.

У олимпиад по математике есть две традиции проверки. Одна – то, что все задачи «стоят» какое-то количество баллов и все оценки выставляются в баллах, баллы суммируются. После этого люди получают итоговую оценку. В математике общее количество баллов обычно не выше 60. На Всероссийской олимпиаде школьник может получить максимум 56 баллов за решение всех 8 задач по 7 баллов каждая. В этой системе оценки есть свои плюсы и минусы. Потому что если человек в 4 задачах написал какие-то соображения на тему о… и получил 2, 2, 2, 2 за каждую задачу, не решив, на самом деле, ни одной, то в итоге он получит 8 баллов и он окажется в турнирной таблице выше того, кто решил только 1 задачу, но полностью, и набрал 7 баллов. Хорошо это или плохо – вопрос очень спорный.

Вторая традиция – сейчас более распространенная – решение задач оценивается в терминах плюсов и минусов. Математики всегда могут договориться, является ли написанный текст формально верным или неверным. Два математика всегда могут договориться об этом. Им несколько труднее договориться о том, является ли решение полным или неполным. После этого решение оцениваются по уже сложившейся шкале оценок, она описана во многих разных книгах, в т.ч. в сборниках окружных московских олимпиад. «+» ставится за полное решение, «+.» (плюс с точкой) ставится за мелкие недочеты, не повлиявшие на общий результат, «+/-» (плюс-минус), «+/2», «-/+», «-.», «-», «0» ставятся за… и далее по тексту. После чего и в том и другом случае, и в случае плюсов и минусов и в случае баллов, жюри получает отранжированный список, опять же зачастую анонимный. На олимпиадах высокого уровня — жюри обычно работает с анонимным списком и принимает решение о том, что в данном случае является соизмеримым успехом. Каждый год задачи бывают разного уровня. Редко бывает вариант из задач одного и того же уровня. Кроме того, бывают ситуации, что какая-то задача бывает очень сложной, ее решают 3 человека из 100. В этом случае, традиционной подход к ситуации невозможен и оргкомитет олимпиады принимает решение, что делать. Как видим, для того, чтобы олимпиада сохраняла свой интеллектуальный уровень и значение для школьников, жюри не может быть техническим, оно должно не только проверять решения задач, но и принимать решения на всех последующих стадиях. Можно ли формализовать всю эту работу, перевести её на язык баллов?

Как оцениваются олимпиады по литературе или изобразительному искусству – я не могу судить компетентно. Мне непонятно, как в баллах можно оценить творческие задания, особенно устные. Возможно, там как в фигурном катании есть традиция оценок экспертов и его усреднения, но предположить, что все они делают это, было бы странно. Думаю, что вряд ли. Главное чтобы люди, которые понимают в сути дела, имели возможность принимать существенные содержательные решения по оценке предложенных задач и заданий, иначе сама идея олимпиады выхолащивается. 

Согласно утвержденному Положению, жюри превращается в технический орган. Если эти пункты не изменить, то через пять лет произойдет очень простая вещь. Содержательные люди перестанут принимать в участие в подготовке и проведении олимпиад, потому что ясно, что если позвать человека высокого уровня, допустим, одного из лучших математиков России, только ради того, чтобы он проверил решение задач, то он не будет тратить на это свое время. Постепенно олимпиады выродятся, а точнее имеют хорошие шансы выродиться в некий набор тестов, которые проверяют неясно чего.

У меня есть довольно смелая догадка, что новое Положение есть некая попытка лоббирования ЕГЭ-подобных технологий. Я не могу говорить об этом с полной уверенностью, но, похоже, что люди, писавшие нормативные документы по ЕГЭ, приложили свою руку и к разработке Положения об олимпиадах, оставив в нем свой след. И этот дух ЕГЭ превышает в данном Положении олимпиадные традиции Кубертэновского толка. Мало что остается от того вольного сообщества, которое действительно работает с одаренными школьниками и делает это очень успешно. Все олимпиады, которые сейчас проходят, не предназначены для того, чтобы сказать, что эти дети умные, а эти глупые. Важен сам дух творчества, решения нестандартных задач. Новое Положение эту идею научных олимпиад, к сожалению, начисто дезавуирует. Даст бог чиновники Министерства одумаются, есть еще время все это поменять.

Поясните, пожалуйста, еще раз разницу между «техническим жюри» и «содержательным жюри». В любом случае решения задач проверяют профессионалы. Говоря о том, что жюри окончательно становится техническим, вы имеете ввиду, что они теперь потеряют возможность распределять места? Что-то еще уходит из компетенции жюри?

Главное не в том, что они принимают участие в распределении мест, а в том, что они имеют возможность высказать свое мнение по распределению мест, по заданию границ: кто в этом году получит 1-е место, кто 2-е и т.д. В результате получится, что оргкомитету придется подгонять принятую систему оценки под предлагаемый Министерством ответ, что странно. Широко распространенную систему оценки +/- нужно будет как-то перевести в язык баллов.  Но главная беда не в этом. Теперь жюри, проверив работы, начисто отстраняется от итоговой работы. Дальше всё происходит без них по формальному механизму. Получается такой «конвейер» выставления баллов.

Кто-то скажет, что это не так плохо, это, мол, изолирует от злоупотреблений в выдаче призов и т.п. Я думаю, что будут люди, которые скажут, что это борьба с коррупцией и еще чем-то. На мой взгляд, разговоры о коррупции на олимпиадах высокого уровня –  это сказки.

Сказки?

Смотря какая коррупция. Есть ли коррупция в подготовке к олимпиадам? – наверное, есть. Я надеюсь, что в Москве пока нет платной подготовки к олимпиадам. Хочется в это верить. Я не могу сказать, что знаю, что где-то она есть. Но разговоры о том, что в России можно коррупционным образом узнать варианты олимпиадных задач до её проведению?.. – я об этом ни разу не слышал. Сказать, что за деньги можно купить себе диплом олимпиады? – школьной олимпиады может и можно. (Не ясно, правда, кому это нужно, но школ много, и, наверное, какие-то вещи и есть). На уровне России или на уровне существующих Московских, питерских, зональных, окружных олимпиад, я об этом ни разу не слышал. Возможно, бывали какие-то единичные случаи, но этого точно нет как сложившейся системы коррупции, как массового явления.

И последний вопрос по поводу Московских олимпиад. Скажите, окружные олимпиады в Москве тоже не будут проводиться? Как в Москве будет определяться победитель олимпиады, выходящий на Всесоюзный уровень?

Я бы не хотел сегодня говорить ответственных слов по этому поводу. Решение на эту тему не принималось, вопрос этот пока не обсуждался. Я могу высказать лишь неофициальное, мое личное, человеческое мнение, исходящее от знакомств с руководителями органов образования разного уровня в Москве и представителей оргкомитетов различных олимпиад. Я надеюсь, что в Москве система олимпиад сохранится в таком виде, в каком она есть. Как она будет соотноситься с Всероссийской олимпиадой школьников – это отдельный вопрос.

В случае если, паче чаяния, новое Положение будет внедрено без всяких изменений, то, скорее всего, возможен такой путь: московские олимпиады, имеющие гораздо большие традиции, чем Министерство образования и науки со всеми этими постановлениями, будут проходить в каких-то других организационных рамках, вне Всероссийской олимпиады школьников. Это, конечно, не лучший вариант, но возможный. Безусловно, я почти уверен, что Московская математическая, физическая олимпиады, олимпиада по лингвистике и математике, школьная биологическая олимпиада МГУ, еще ряд олимпиад, которые имеют многолетние традиции (каждая из них имеет, по крайней мере, 40-летнюю историю, а московская математическая – 70-летнюю традицию), будут проводиться точно так же, как и раньше.

Я думаю, что в Москве найдутся здравые силы среди образовательного сообщества, и все будет проходить нормально, по крайней мере, настолько нормально, чтобы дети, родители и учителя не почувствовали на себе каких-то сиюминутных веяний. Но я, все-таки, тешу себя надеждой, что здравый смысл возобладает.

В этом же учебном году всё просто. В этом момент я могу уже говорить как официальное лицо, и пока мы с вами разговаривали, я разослал письмо про окружную олимпиаду этого года. Подготовка к ней активно велась, но мы получили возможность действовать, только после объявления со стороны Минобрнауки, что в этом году порядок проведения олимпиад не меняется.

Мы действуем по Положению о Московской региональной олимпиаде школьников, которое было разработано несколько лет назад. Его, наверное, стоит доработать и переработать, но в целом, оно определяет порядок, в том виде, в котором он проходит долгие годы и, соответственно, это достаточно хороший документ. Но что будет в новых исторических условиях пока неизвестно.

Кем было принято Положение о Московской олимпиаде?

«Положение о Московской региональной олимпиаде школьников» (текст лежит в открытом доступе) было разработано в 2003 г. Департаментом образования Москвы совместно с Советом ректоров вузов Москвы, и, соответственно, подписано Л.П. Кезиной и И.Б. Федоровым. Документ стал результатом ряда разных согласований. После чего оно прошло одобрение выше: Положение было согласовано с Правительством Москвы, а с другой стороны, с В.М. Филипповым, который в то время был министром образования РФ.

Примечания и полезные ссылки:

В иллюстрации к материалу частично использована обложка книги "Международные математические олимпиады" (Сост. А. А. Фомин, Г. М. Кузнецова. М.: Дрофа, 2001).

1. Приказ Минобрнауки РФ №286 от 22 октября 2007 года «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 2007 года, регистрационный № 10497);

2. Приказ Минобрнауки РФ №285 от 22 октября 2007 года «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» (зарегистрирован в в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 2007 года, регистрационный № 10496).

3. Письмо Минобрнауки РФ №03-2421 от 6 декабря 2007 года о том, что новое Положение «вступает в действие с 1 сентября 2008 года».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.