Адрес: https://polit.ru/article/2008/02/22/it/


22 февраля 2008, 18:28

Информационные итоги недели, 16 - 22 февраля

**Минералка без газа**

По большому счету, визит украинского премьера Юлии Тимошенко в Москву был с самого начала лишен какого-либо практического смысла. Анонсированные в Киеве "переговоры по газу", которые "оранжевая принцесса" намеревалась "начать с чистого листа", провалились, так и не успев начаться. В российской столице Тимошенко сразу дали понять, что не собираются пересматривать достигнутые накануне президентами Владимиром Путиным и Виктором Ющенко договоренности по погашению украинских долгов "Газпрому" и порядку дальнейших газовых поставок. В общем, Кремль решил настоять на незатейливом принципе "первое слово дороже второго", продемонстрировав, что с украинским президентом, несмотря на все его националистические выверты вроде признания Голодомора и реабилитации ветеранов СС, вполне можно договориться.
Шутники даже уверяют, будто бы на встречах как с президентом В.Путиным, так и с российским коллегой В.Зубковым перед украинским премьером стояли бутылки минеральной воды исключительно без газа. Мол, таким весьма наглядным образом принимающая сторона дополнительно подчеркнула свое нежелание обсуждать с Ю.Тимошенко какие-либо "газовые" вопросы.
Но отступать украинскому премьеру было уже некуда. Юлии Тимошенко пришлось сохранять "хорошую мину при плохой игре", чтобы хоть как-то оправдать свое появление в Москве. Демонстрируя активность радетеля национальных интересов, она все-таки добилась встречи с главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Как и следовало ожидать, пятичасовые переговоры были резюмированы ничего не значащей фразой: "Консультации будут продолжены". Другими словами, гора родила мышь. Тем не менее, вернувшись в Киев, Тимошенко с лицом человека, добившегося невозможного, сразу же в аэропорту стала кормить журналистов откровенной ложью, беззастенчиво приписывая себе результаты договоренностей президента Ющенко с В.Путиным. Это коснулось согласия "Газпрома" отказаться от услуг прежних посредников, а также оплаты поставленного в прошлом году газа по цене 130 долларов за кубометр. Единственное, чем ей по-настоящему удалось удивить представителей масс-медиа, так это заявлением о том, что Украина недополучила 4 млрд. кубометров среднеазиатского газа, хотя "Газпром" и требует за него деньги. Куда улетучились эти миллиарды, предстоит еще разобраться. Так что таким образом Тимошенко оставила себе пространство для реванша и последующего возвращения к теме газовых долгов и схем поставок, которую никому, даже президенту, она на откуп отдавать не собирается.
Следует признать, что свою роль в плохоньком спектакле под названием "Незваный гость" украинский премьер мужественно отыграла до конца. Даже провела абсолютно бессмысленные переговоры с новоиспеченным главой "Сбербанка" Германом Грефом. Предложив ему выплатить украинцам – бывшим вкладчикам советского Сбербанка компенсации за вклады, похороненные под обломками СССР. Тимошенко уже заранее знала ответ, озвученный накануне российским министром финансов Алексеем Кудриным: "никаких компенсаций".
Судя по всему, лавры "газового спасителя Отечества" президент Ющенко своему премьеру просто так отдавать не намерен. Он вновь прибыл в Москву для участия в саммите стран СНГ, где, как думается, все достигнутые им договоренности получат дополнительную степень прочности. Так что сейчас Тимошенко придется очень постараться, чтобы вновь вернуться на первый план политической сцены.

**Первым делом, первым делом – самолеты**

По официальной версии, визит президента В.Путина и первого вице-премьера Д.Медведева в подмосковный Жуковский был приурочен ко второй годовщине создания Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК). Кроме того, именно здесь В.Путин объявил о создании Национального центра авиастроения, где "разместятся институты и объединенный инженерный центр, развернутся подразделения основных фирм, работающих как в авиастроении, так и в смежных отраслях".
Тем не менее, некоторые наблюдатели склонны считать, что провозглашенный "крылатый мегапроект" явился лишь презентационным фоном для другой, более живописной, как говорят телевизионщики, "картинки".
В Летно-исследовательском институте имени Громова уходящий президент и уже готовый принять верховную власть в результате демократических выборов преемник осмотрели новинки отечественного авиастроения: учебно-боевой Як-130, истребитель МИГ-35 и пассажирский Ту-334. Здесь, в кабине пилотов "тушки" и произошло главное действо дня. Владимир Владимирович, как и положено по рангу, занял кресло первого пилота, а Дмитрий Анатольевич, разумеется, место второго. Кое-кому из свидетелей этого гипертрофированного символизма даже померещились приличествующая случаю отрывистая фраза "Второму пилоту – принять управление", и тут же эхом отозвалось: "Второй пилот управление принял". Надо отдать должное кремлевским пиарщикам – более доступного и наглядного посыла электорату и не придумаешь. Теперь на эту тему возможны вариации на любой вкус. Например, машинист и помощник машиниста в московском метро. Или молодой кузнец – молотобоец и его более опытный коллега, постукивающий по наковальне своим молоточком. В общем, поле для фантазии тут открывается огромное.
Между тем новость о создании Национального центра авиастроения только лишний раз напомнила о существовании весьма серьезных проблем в самой отрасли. Как это не прискорбно, но факт остается фактом: Россия один за другим теряет выгодные контракты на поставки военных самолетов в страны, являющиеся нашими традиционными покупателями. К примеру, в мае 2007 года Алжир пожаловались на неудовлетворительное качество первых поставленных им 15 МиГов и потребовал забрать их назад. Другие основные клиенты – Индия и Китай уже не раз выражали свое недовольство как качеством закупаемой продукции, так и постоянным затягиванием сроков выполнения контрактов. Совсем недавно был сорван контракт на поставку в Поднебесную 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 на общую сумму 1,5 млрд. долларов. Как выяснилось, для выполнения заказа нет ни производственных мощностей, ни достаточного количества специалистов. А в день официального визита российского премьера В.Зубкова в Дели индийцы провели первые демонстрационные полеты первого истребителя Tejas собственного производства, которым планируют в недалеком будущем заменить все купленные у нас МИГи.
Так что приведенный выше печальный опыт лишь одного военно-экспортного сегмента нашей авиастроительной отрасли приводит к совершенно банальному выводу: получить контракт и обеспечить его выполнение – как говорится, две большие разницы. И если пока еще только задуманный Национальный центр будет способен хотя бы отчасти решить существующие проблемы, будущее отечественного авиапрома представляется не таким уж беспросветным. Ну, а пока что необходимо вернуть расположение наших зарубежных заказчиков.

**На борьбу с Кудриным назначили… Кудрина**

Для обуздания галопирующей инфляции премьер Виктор Зубков создал специальную комиссию, во главе которой поставил министра финансов Алексея Кудрина. Главе Минфина, совсем недавно назвавшего Россию "островом экономической стабильности", поручено контролировать ситуацию с потребительскими ценами, которые, как ни удивительно, растут как грибы после дождя.
Самое интересное в этом назначении то, что не далее как пару месяцев назад Кудрин во всеуслышание заявлял, что цены в стране растут только потому, что сами россияне готовы платить больше. А с инфляцией вообще не стоит бороться, потому что это вполне нормальный процесс, сопутствующий расту экономики любой страны.
Как же теперь апологет монетаристской теории происхождения инфляционных процессов будет выполнять задание премьера? На самом деле, по свидетельствам наблюдателей, Кудрин полон оптимизма. По его мнению, ни повышение госрасходов на повышение зарплат и пенсий, ни колебания цен на нефть не способны существенно повлиять на российскую инфляцию, которую Минфин твердо обещает удержать в запланированных рамках. Потому что на покрытие возросших потребностей госбюджета будут тратиться не нефтедоллары, а дополнительные бюджетные доходы, на инфляции почти не отражающиеся.
Между тем ведомство Кудрина уже вполне открыто начинает сопротивляться выдвинутым президентом Владимиром Путиным предвыборным налоговым инициативам, поддержанным его официальным преемником Дмитрием Медведевым. Продекларированное снижение НДС до 10% заместитель Кудрина Сергей Шаталов уже назвал "невозможным". В Минфине подсчитали, что потери от уменьшения ставки НДС с нынешних 18 даже не до 10%, а до 12% могут достичь почти триллиона рублей (около десятой части доходов федеральной казны). Тем более, что трехлетний бюджет уже сверстан. Таким образом, красивая предвыборная инициатива пока так и остается висеть в воздухе. Вернется ли Дмитрий Медведев к ней после выборов, покажет время.
А пока экспертов занимает только один вопрос: какими же соображениями руководствовался Зубков, когда поручал Кудрину возглавить передний край борьбы с инфляцией? На решительное наступление генерал от финансов явно не настроен, а какими-либо серьезными силами для ведения изнуряющей позиционной войны, похоже, тоже не располагает. Исходя из озвученной самим Кудриным позиции, это все равно что назначить какого-нибудь пироманьяка на борьбу с пожарами – результат будет такой же.