29 марта 2024, пятница, 08:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 марта 2008, 11:50

Сколько стоит бесплатная кампания?

Проект Константина Преображенского и Стивена Маклая "Выборы для чайников" призван в простой и доступной форме рассказывать о политических процессах, партиях и политиках России.

Все  говорят и пишут – кампания Путина-2004 обошлась одним административным ресурсом, мэр такой-то победил, не вложив ни копейки, выборы Медведева не принесли политтехнологам ничего.

На бесплатную кампанию решаются либо кандидаты, которым ничего не светит («городские сумасшедшие», кандидаты-дублеры), либо обладающие всей мощью админресурса безальтернативные кандидаты. Но даже с административным ресурсом кандидат, у которого есть весомые (или воображаемые) конкуренты, да и просто недоброжелатели, обычно серьезно вкладывается в кампанию.

Риск ведения действительно бесплатной предвыборной кампании ощутим. Во-первых, работа без телеэфира, политтехнологов, одобрения лидеров общественного мнения (президента Путина, боксера Валуева, да хоть сатирика Петросяна)  делает шансы конкурентов из «призрачных» реальными даже при условии безальтернативности кандидата, а в контексте поствыборной ситуации – легитимность кандидата менее прочной в глазах элит. Если «Васильич» набрал 55 процентов против 70 в прошлый раз – значит он «спекся», и можно строить козни.

Если выражаться образнее – бесплатного сыра не бывает: время, трудозатраты, власть могут быть выражены в конкретных суммах. А представить себе избирательную кампанию, которая уложится в максимальные суммы, предусмотренные закном (на президентских выборах это 400 млн рублей), сложно, почти невозможно. Разве что на селе или в очень маленьком городе, при том, что жители в общем довольны, мэр безальтернативен, а местных СМИ, прямо от него не зависящих, нет и в помине. Остальные кампании, даже президентские кампании Владимира Путина что-то да стоят.

Некоторые злопыхатели обвиняли нынешнего президента, что для его первых выборов была инициирована вторая чеченская кампания. Они правы в одном – чеченская кампания и ее информационное сопровождение (защита Дагестана от бандитов, победы, умиротворение Чечни) стали значимым фактором победы Владимира Путина в 2000 году. Его рейтинг рос буквально на глазах, не в последнюю очередь благодаря успешной военной кампании. Т.е. «вторая чеченская» могла бы быть прописана самой большой расходной строкой в виртуальном бюджете «бесплатной кампании Владимира Путина 2000 года». Если бы \Ю конечно, не имела других оснований для своего проведения.

С этой же точки зрения можно рассмотреть и кампанию Дмитрия Медведева. Собственный его рейтинг еще осенью колебался в районе 17-20 процентов. После относительно спокойной осенне-зимней кампании за него проголосовал 51 млн избирателей - 70 процентов пришедших на выборы при 70-процентной явке (если судить по данным ЦИК). Т.е прирост составил порядка 40 млн голосов. Из расчета «голос-100 долларов» (бытовала некогда такая оценка у политтехнологов) получаем кампанию в $4 млрд, а с учетом инфляции и падения доллара - 4,5-5. В духе  альтернативной истории или в качестве игровой реконструкции попробуем посчитать, как могли бы распределяться эти средства по «бесплатной смете» кампании Дмитрия Медведева конца 2007- марта 2008 года (мы намеренно оставляем в стороне реально осуществлявшиеся расходы с избирательного счета).

Телеэфир - важнейшее из политтехнологических искусств. Некоторые чиновники, отвечаюющие за внутреннюю политику, всерьез полагают, что избиратели голосуют телевизором. С начала января по 24 февраля Дмитрий Медведев провел в телеэфире, по данным «Медиалогии», 40 часов 33 минуты (в отчетах, цитируемых "НГ", есть «лакуны» но на раскладку в общем это не влияет). Ближайший к нему по телеактивности Владимир Жириновский – 17 ч 15 мин. То есть «лишними» стали 1400 минут (информационная обоснованность присутствия в телеэфире первого вице-премьера не отменяет самого по себе факта этого присутствия).

Попробуем примерно прикинуть, сколько это могло бы стоить, если бы за это платились деньги. Если бы проплаченный сюжет на федеральных телеканалах во время федеральных или региональных выборов оплачивался по стандартным расценкам рекламного времени, получилось бы, что кампания Медведева стоила больше кампании Жириновского на 50-100 млн. Скажем, на 70. Обычный предвыборный коээфициент– 2 (все расценки в СМИ взлетают), стало быть 140-150 млн. Сумму можно удвоить (минимум 300 млн), засчитав активность в последнюю неделю кампании (с 25 февраля по 2 марта) и с 22 декабря (день выдвижения Меведева) до начала января 2008 года. 

Еще одна составляющая кампании - фактитческая безальтернативность. Отсюда можно условно говорить о премии за отсутствие в списках Сергея Иванова либо еще кого-нибудь из известных  политиков и чиновников «путинского пула». В опросах, дававших Меведеву 17-20 процентов, Иванов с ним в некоторой степени соперничал. Можно отнести это к «поддержке Путина» (см. ниже), можно не относить – мы предпочитаем второй вариант и оцениваем его в 1 млрд.

Контрпропаганда. Учитывая, что «черный пиар» в интересах кандидата идет с коэффициентом 3, можно оценить объем контрпропаганды, направленной против Геннадия Зюганова (Интернет и печатные СМИ, а также несколько телесюжетов). Оценка – 2-10 млн.

Технические мероприятия. Во время избирательной кампании Дмитрия Медведева состоялось несколько крупных ивентов (событий), формально – регулярных, фактически – заточенных специально под выборы. Съезд Союза машиностроителей, второй Гражданский форум (этот формат вообще реанимирован специально под кампанию, ибо предыдущий состоялся слишком давно), Съезд Ассоциации юристов России и т.п. Организация таких мероприятий стоит денег (билеты участников, обеспечение безопасности, аренда помещений, оргработа, оформление, платные и бесплатный материалы в СМИ – телевизор посчитан выше, здесь речь о печати).

Плюс к тому, поучаствовать в мероприятии с преемником собирается более представительная масса чиновников и бизнесменов. Если на прошлом экономическом форуме в Красноярске были в основном «вторые лица» компаний и ведомств, то в этот раз  собрались первые. Рабочий день топ-менеджеров становится полурабочим, а стоит он дорого. Вообще-то, подписать инвест-соглашения в рамках форума мог бы любой клерк с факсимиле топ-менеджера, ведь все согласуется заранее, но «послушать Медведева» поехали преимущественно топы. Потери и профиты для компаний оценить сложно, но по косвенным оценкам, весь «белый шум» мог бы стоить порядка 3-5 млн. Участие топов первого уровня и министров можно оценить по миллиону «за голову» - 20-30 млн за один «Красноярский форум, остальные мероприятия были менее представительны. В общей сложности получаем цифру в 100-200 млн.

Кандидат-дублер. Кандидату Богданову понадобился сбор подписей, небольшой избирательный фонд, деньги на ролики, небольшой штаб, некоторое количество оплаченных материалов, встреча с пользователями Интеренета в пивном ресторане. Общая оценочная сумма трат – до $10 млн.

Кандидаты противники. Возможность участия в кампании В.В. Жириновского и Г.А.Зюганова тоже может считаться оплаченной из того же виртуального фонда «бесплатной кампании". Оценить, в какой степени они привлекали собственные средства, в какой – им было позволено собрать средства с бизнеса – сложно. Они участвовали в легитимизации выборов, увеличили протестную явку (голосовать ходят семьями, но если муж жириновец, то жена вполне может проголосовать за обаятельного Дмитриева Медведева – и наборот), создали псведоинтригу (вспомним рассуждения о том, кто же займет второе место). Полагаем, что их кампании, можно оценить в 5-10 млн у каждого. А их вклад в копилку Медведева может быть и выше.

Организация поездок кандидата. Их было 20 - с начала кампании по 25 февраля. В них возили пул журналистов, команду Медведева, использовали государственный транспорт, расходы ложились на принимающую сторону и госбюджет. Учитывая общую протяженность (более 20 тысяч км) и сложность организации такого графика, можем предположить, что общая стоимость поездок составляет несколько (порядка 10-20) млн.

Вот список поездок Дмитрия Медведева. Январь. Калининград (10). Мурманск (11). Тюмень (16). Челябинск (17). Пенза (23). Воронеж (24). Санкт-Петербург (27). Ленинградская область (28). Краснодар (31). Февраль. Новочеркасск (1). Волгоград (2). Сочи (3). Екатеринбург (5).
Якутск (6). Хабаровск (7). Барнаул (13). Новосибирск (14), Красноярск (15),
Ижевск (19), Казань (21), Белград (25), Будапешт (25).

Борьба за повышение явки – сфера действий избиркомов. Но в контексте нынешних президентских выборов она работает преимущественно на одного из кандидатов. Недаром в сети появились изображения, дублирующие циковскую агитацию «приходи на выборы» с надписью «2 марта выборы президента Дмитрия Медведева». На каждом столбе имелись плакаты о выборах, по телевизору круглосуточно гоняли ролики. Их, надо сказать, больше, чем агитации за конкректных кандидатов. Если активность ЦИК оценивать в голосах – она составит, по всей видимости, явку плюс 10 процентов по сравнению с думскими выборами. Активность ЦИК можно оценить в порядка 150 млн (по 1,5-2 млн на регион).

Поддержка Владимира Путина. Как ни странно, ее тоже можно попробовать косвенно оценить. По стоимости и принципиальности вопроса выборы президента вполне можно сравнить с «делом ЮКОСа». Имеется соображение, что Юганскнефтегаз в 2003 году стоил порядка 18 млрд, а через год, весь в долгах, был продан за 9. Предполагаемый дисконт – порядка 5 млрд. Половину этой суммы можно отписать на позицию Владимира Путина и его заявления. Их было несколько. Про «пыль», про «прекратить истерики» т.д. – в общей сложности с десяток. Учитывая возможный личный конфликт, скинем половину. Получается, что одно заявление Владимира Путина можно оценить в порядка 125 млн долларов (ср. заявления по фонду ЖКХ, родовых сертификатах или по повышению пенсий приводят к выделению не менее 500 млн, зачастую речь идет о миллиардах).

В поддержку Медведева Путин выступал трижды, плюс позволил использовать свой образ в агитации (до этого момента такой же чести удостаивалась «Единая Россия» и «Справедливая Россия» на выборах в Липецке). Итого – с учетом роста стоимости заявлений президента, полагаем, что Владимир Путин внес в избирательную кампанию Дмитрия Медведева порядка 750 млн плюс премия за использование бренда и образа «самого популярного политика» - 500 млн. Месседж – «Путин – это Медведев», таким образом, внес в копилку кампании порядка 1 млрд 250 млн.

Итог: в общей сложности мы выходим на сумму порядка 3 с небольшим млрд. Еще 1-1,5 миллиарда это:

  • подсчеты в нацавтономиях (дадут кандидату до 6 млн голосов дополнительно, 600 млн),
  • «вбросы» и прочие организационные технологии,
  • административный ресурс в ненацавтономиях (агитация губернаторов, местного чиновничества, директоров предприятий) зависит от региона, в целом даст еще миллиона 1-2 млн голосов
  • действительно бесплатные публикации, акции в поддержку, поклонники Медведева лично и члены их семей – т.е. благоприобретенные за последние месяцы искренние сторонники и почитатели талантов Дмитрия Анатольевича. Оценивать в деньгах или количественно искреннюю любовь – кощунственно. Так что не будем.

Англичане говорят «пенни сэкономленный – пенни заработанный». Дмитрий Медведев и его команда в этом смысле могут считаться крайне эффективными менеджерами, заработавшими менее, чем за полгода, $4 млрд. Сомнений в их управленческой эффективности в этом контексте не возникает.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.