Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
10 декабря 2018, понедельник, 19:27
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Новая безъязыкость

Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции нашего экспертного круга и сообщества. Специальный цикл заседаний семинара, реализуемый также совместно с Государственным университетом – Высшей школой экономики, оказался посвящен проблеме "Чему учат и чему должны учить школьные предметы". Речь идет об обсуждении содержания образовательных программ, той картины мира, которая просматривается за учебниками, учебными планами и учебной деятельностью на уроках. Одно из первых обсуждений в этом цикле было посвящено преподаванию русского языка, то есть той суммы знаний и навыков, которую включает в себя «владение русским языком». В центре обсуждения оказались сообщения сотрудников Кафедры словесности ГУ-ВШЭ: кандидата филологических наук, доцента Нины Роландовны Добрушиной и старшего преподавателя Анны Иосифовны Левинзон, а также преподавателя русского языка и литературы частной школы "Европейской гимназии" Марии Казбек-Казиевой.

Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Татьяна Малкина, Алексей Песков, Михаил Арсенин, Григорий Глазков, Константин Сутягин

Многочисленные наблюдатели отмечают падение уровня элементарной грамотности среди учеников средних школ (и как следствие — среди всего населения страны в целом). Наряду с этим, сохраняется давняя проблема советского школьника, который, в отличие от своего западного сверстника, может много знать, но при этом с большим трудом выражает свои мысли. Можно ли считать эти проблемы взаимосвязанными?

Цели и средства

Если спросить любого ребенка, зачем он изучает русский язык, то большинство скажет: «Чтобы не делать ошибок». Этот ответ говорит о том, на что направлен утвердившийся в нашей системе среднего образования курс русского языка (или, во всяком случае, значительная часть риторики по его поводу): самое главное — делать как можно меньше ошибок. Курс формируется на основании того, что ожидают от учителя разные проверяющие инстанции, и создается ощущение, что в практической идеологии образования (и заодно, на уровне расхожих истин) русский язык сводится к орфографии и пунктуации с небольшими элементами морфологии и синтаксиса, не всегда увязанными между собой.

Вплоть до 9-го класса учителя отчитываются нормативными диктантами. Это означает, что надо учить детей не делать ошибок в текстах, которые ученики не придумывают сами. Дети учатся не создавать свои высказывания, а грамотно передавать чужие. Нетрудно вспомнить, чему посвящены эти тексты. Редкий образец обходится без пейзажей (например: «Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года. На рассвете, когда над заречными Муромскими лесами играют солнечные лучи от всплесков светотени, древние стены словно колеблются, светлея час от часу»).

Ученик должен загромождать голову огромным количеством правил. Для того чтобы он эти правила понял, ему предлагается подступить к ним через развернутую грамматику русского языка. Это начинается с первого класса, хотя полезность наукообразной (ведь школьная грамматика никогда не бывает по-настоящему научной в силу своей нормативности) рефлексии над родным языком в столь раннем возрасте — вещь далеко не очевидная.

В 9-м классе школьники держат итоговый экзамен — изложение. В свое время оно сменило другую форму — сочинение, предполагавшую большую творческую активность учащихся. Сложно спорить с тем, что необходимо обучать детей ясно описывать ту или иную ситуацию, в том числе и заданную другим текстом. Однако рекомендованные для подготовки учеников сборники содержат в основном построения следующего образца: «Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков». Такой текст нельзя «изложить», его можно или выучить (что обычно и происходит), или описать, но этого от детей не требуется.

Экзамен содержит и вторую часть — небольшое сочинение на заданную тему по мотивам изложенного текста. Нередко вопрос звучит следующим образом: «Какие мысли и чувства вызывает у вас миф об Орфее и Эвридике?»; или: «Согласны ли вы, что сила любви Орфея и Эвридики не имела себе равных?» То есть не слишком осмысленны с точки зрения развития навыков мышления и изложения этих мыслей. Вместо этого от ребенка ожидают удачно скомбинированного набора штампов.

Без нормы и навыка

Все согласны, что школьников надо учить что-то писать, так как это необходимо для социальной успешности. Пример Никиты Сергеевича Хрущева, занимавшего высшие посты в государстве и не оставившего после себя практически никаких письменных текстов (им же и записанных), есть, по-школьному, исключение, доказывающее правило. Никто не требует от учащихся, чтобы они становились Гоголями или Тургеневыми. Однако есть набор функциональных жанров, которыми неплохо бы овладеть: письмо, характеристика, заявление, записка и т.д. Нельзя сказать, что существующий курс русского языка совершенно не покрывает эту область: необходимые разделы представлены в некоторых школьных учебниках, но пока с учителя будут требовать в первую очередь минимум ошибок в правописании, у него патологически будет не хватать времени на эти de facto второстепенные темы.

Не слишком ли поздно спасать с трудом изъясняющихся школьников в вузах? На этот счет есть как оптимистические, так и пессимистические мнения. Например, в Высшей школе экономики все нежурналисты два месяца слушают курс под названием «Русский язык и культура речи». Подобный курс преподают и на нефилологических специальностях в РГГУ (у журналистов и филологов, естественно, языковая культура тоже развивается, но в рамках более масштабных курсов). Это часть федерального компонента, которую обязаны включать в свои программы все вузы. Но много ли можно выучить и освоить за два месяца? Ведь при овладении грамотным и четким письмом очень большую роль играет практика.

Другое мало разработанное сегодня направление в преподавании русского языка на всех уровнях — анализ содержания текста. Дети очень рано начинают искать в стихотворениях метафоры и эпитеты, но анализ смысла редко выходит за пределы основной и дополнительной мысли в абзаце.

За общее умение излагать свои мысли традиционно отвечало сочинение — последний очевидный знак того, что русский язык и литература когда-то были частями одного общего курса. Но сочинений по западным меркам у нас всегда писали мало, а сейчас пишут все меньше и меньше (хотя многие претензии к сочинению как к внеличностному инструменту оценки знаний и навыков вполне обоснованы). Отсюда постепенное разрушение письменной литературной нормы.

Классика и ее жертвы

Язык не существует в отдельном, внечеловеческом пространстве. Он реализуется в устных и письменных текстах. При нормативном преподавании языка некоторое количество произведений выбираются в качестве образцов. В нашем случае это Великая Русская Литературная Классика. Например, Гоголь. Вернемся на минуту к вопросу об изложении и представим себе, что необходимо изложить пространный пассаж из Гоголя. Ученик с большой вероятностью чувствует себя унизительно, поскольку не является по своим стилистическим способностям Гоголем, и — выучивает, как может.

Но это еще не все. Всем известен пример на несогласование — «проезжая мимо станции...». Раньше, как ностальгически вспоминают педагоги, услышав это, смеялись даже двоечники. Теперь дети так и пишут. Впрочем, всем, кто изучал английский и французский языки, известно, что там подобные обороты являются нормативными, а в русском языке это стало ошибкой только во времена Чехова.

Но оставим тонкости грамматики — о том, что такое «авторский знак», тоже слышали все. Эту запятую, тире, точку с запятой и т.д. — нельзя понять, и лучше не запоминать, чтобы потом не ошибиться. Между тем, сегодняшний «авторский знак» имеет очень простой генезис: произвольная и в первую очередь интонационная пунктуация эпохи Пушкина и Гоголя, на которую наложилась неполная нормализация, производившаяся текстологами, которые готовили современные издания классиков. Любого внимательного к правописанию школьника, когда ему в руки попадается издание XIX века, охватывает хладный ужас или яростный восторг — в зависимости от личных склонностей.

Таким образом, классические тексты для овладения навыками использования современного русского языка оказываются не вполне актуальны:

·         они не могут сами по себе, без произвольных нормализаций (нормализация текстов Гоголя, сделанная с его согласия гимназическим преподавателем Прокоповичем, традиционно удаляется как неавторская), служить образцами орфографических и пунктуационных норм;

·         они часто неинтересны школьникам, не слишком охотно их вообще читающим (это проблема преподавания литературы, но в данном ракурсе — простой факт);

·         они не актуальны с жанровой точки зрения.

Возможные решения

На начальном уровне необходимо большее внимание к творческой работе со словом, как это предлагалось еще в «Родном слове» (1864) К. Д. Ушинского — вместо накачивания учеников сложными правилами и концентрации всеобщего внимания на приставках и запятых. Невозможно отрицать социализирующий характер орфографии, но перекос в сторону заучивания правил не должен приводить к неумению выразить свои мысли.

Обучение русскому языку должно быть более логичным и функциональным. Литературная классика принадлежит к сфере культуры, которая, в числе прочего, объединяет нацию в единое целое, и потому неосмотрительно было бы от нее отказываться, но для изложений нужны тексты, которые можно излагать, то есть обладающие логической структурой и связностью. Таким образом, будут задействованы одновременно аналитические и синтетические речевые навыки учеников, а не умение запомнить на короткое время много трудных слов.

Эта функциональность должна сохраняться и на вузовском уровне. Хорошим образцом здесь могут послужить существующие на западе курсы академического письма, где студентов обучают грамотно, связно и убедительно выстраивать свои тексты, работая в разных жанрах (спектр жанров зависит от специальности).

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:59 «Одноклассники» выбрали лучшие фильмы и шоу уходящего года
18:44 Собянин назвал главную цель платных парковок в Москве
18:25 Журнал Time назвал претендентов на звание «Человек года»
18:07 Авиакомпания согласилась вернуть домой застрявших в Китае россиян
17:50 Эпигенетические механизмы впервые обнаружены у архей
17:49 Приставы подтвердили выплату Улюкаевым многомиллионного штрафа
17:31 Путин одобрил перенос столицы Дальнего Востока
17:10 В Индии испытали новую ядерную ракету собственного производства
16:51 Илья Яшин сообщил Генпрокуратуре об участии Колокольцева в съезде ЕР
16:31 Порошенко подписал закон о разрыве Договора о дружбе с Россией
16:23 Украина обвинила Россию в блокировке 104 судов в Керченском проливе
16:02 Евросоюз ввел санкции против девяти представителей ДНР и ЛНР
15:41 Додона в пятый раз отстранили от обязанностей президента Молдавии
15:23 В России запретили продавать непищевой спирт дешевле алкоголя
14:58 В «панамском досье» нашли более 4 тысяч компаний россиян
14:39 Четверть опрошенных российских врачей признались в навязывании платных услуг
14:15 Песков объявил клеветой слухи о причастности России к протестам во Франции
13:49 Суд ЕС разрешил Британии в одностороннем порядке отменить Brexit
13:27 В Кремле допустили приезд Путина лично проститься с Алексеевой
13:16 Кабмин РФ решил запретить врачам и учителям принимать подарки
13:00 Новый вид хвостатых земноводных был открыт в США
12:40 Россия заняла 19-е место в рейтинге эффективности госрасходов
12:19 В Совфеде одобрили штрафы до 100 тысяч рублей за перекодировку мобильников
11:53 Два необычных древних погребения найдены в Англии
11:51 Игорь Костюков возглавил ГРУ
11:34 Прокуратура и ФАС проверят поставщика продуктов для Росгвардии
11:13 СМИ анонсировали оцифровку водительских прав в России
10:51 Кандидат от «Патриотов России» отказался баллотироваться в губернаторы Приморья
10:37 Спорт обошел выборы и пенсионную реформу в рейтинге запросов россиян
10:18 АСВ откроет в Москве офис продаж активов рухнувших банков
09:59 Думе предложили запретить иностранным сервисам переводить деньги россиян
09:35 «Ангарский маньяк» обжалует второй пожизненный срок
09:20 В Стокгольме вручили альтернативную Нобелевку по литературе
09:01 Сирийские СМИ опровергли собственные сообщения об ударе под Дамаском
08:48 Блок Пашиняна победил на парламентских выборах в Армении
08:31 ПФР назвал регионы России с самой высокой и самой низкой пенсией
08:13 Россия поднялась на второе место в мире по производству оружия
07:54 Франция начала расследование возможной причастности РФ к протестам
09.12 19:50 Устройство на участке не опознало экс-президента на выборах в Армении
09.12 19:03 Людмилу Алексееву похоронят на Троекуровском кладбище
09.12 18:25 Дисциплинарная комиссия РПЦ накажет священника за любовь к брендам
09.12 17:29 Главу МВД обвинили в нарушении закона из-за участия в съезде ЕР
09.12 15:38 Полторы тысячи российских туристов застряли в китайском Хайнане
09.12 11:52 Загитова стала второй в финале Гран-при по фигурному катанию
09.12 11:24 Британская полиция заподозрила Россию в отравлении свидетеля по делу Магнитского
09.12 10:52 МОК отказался включать киберспорт в состав Олимпийских игр
09.12 10:21 Экс-глава ФБР рассказал о расследовании против Хиллари Клинтон
09.12 10:00 Трамп отправил в отставку главу своей администрации
09.12 09:43 СБУ заподозрила Россию в организации протестов в Париже
09.12 09:30 В Москве экстренно госпитализировали Льва Лещенко
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саратовская область Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.