Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 18:20
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

08 апреля 2008, 12:37

Натта Конышева: тридцать тысяч картин и одна книга

 - Зачем вы это берёте? Положи, зачем тебе, да за такие деньги!
 - Натта, как я откажу себе, пожалею что ли,  500 рублей? Это же, по существу, первый твой альбом!

Посетители презентации альбома известного живописца Натты Конышевой ("Натта Конышева. Живопись", М.:Арткодекс,2007) не скупились, набирая по три или пять экземпляров. Кто-то пошутил, что цена книги сравнима с ценой Наттиных картин, вернее, с той ценой, за которую она готова их продавать. Предыдущим-то был только черно-белый каталог (300 экз.) персональной выставки на Беговой в 1988 году. Да и этот, новый, представляет каплю в море картин созданных этой, наверное, самой известной (и самой плодовитой!) портретисткой Москвы. Но все-таки – альбом, событие.  

Мастерская Натты в Серебряническом переулке несколько дней спустя.  Натта на улице, у входа в дом. В неизменной бейсболке и тренировочных штанах, подбирает мусор – скоро приедут фотографы. А до этого пилила оргалит – не может видеть рамы пустыми, а ей подарили много рам.

- Никакого творчества, только пилю оргалит, а ещё грунтовать – никакого творчества…

- Скажи, Натта, как тебе альбом? Ведь ты сама по образованию – художник книги, полиграфический закончила.

- Мне не нравится, что они на обложке шрифт пустили прямо по моей картине, да уж хоть бы «Конышеву» убрали, одну «Натту» где-нибудь сбоку оставили б, чтоб живопись не загораживала (действительно, Натту Ивановну Конышеву все знают по имени «Натта». Только некоторые почему-то считают, что это сокращённое от «Наталии». Вот и грамота-диплом Московского союза художников за лучшие картины 2007 года выдана Наталии Конышевой. Она говорит: «Может, это не мне?» – Д.Ш.), потом, тут много фрагментов картин, а я не люблю фрагменты и названия некоторых картин не мои, сами придумали…

- А тебе заранее ни текстов, ни макета не показывали?

- Куда там, Трофименко сказал, раз он платит, значит, будет, как он хочет. Вот, жаль, я не сказала на открытии слова о его маме (памяти Инны Трофименко, коллекционера Натты, посвящена книга). Хорошая баба  была. В МГИМО преподавала, у неё муж дипломатом был, они всяких хемингуэев в Лондоне принимали... А здесь, когда путешествовали на машине, меня с собой брали. У неё много моих картин и портретов. И семью её брата я тоже писала. Он полковник. (Тут я вспоминаю картину в альбоме, где один из персонажей в полковничьей шинели).  Однажды я нарисовала по памяти полковника, а рядом его жену, голую, так Инна купила эту картину и потом прятала за шкафом, чтоб никто не видел...

Приехали фотографы. Съемка для книги о знаменитых художниках, но нужны не картины, а образ самого творца в своих интерьерах. Начали обходить комнаты мастерской.

- Да тут целый музей, гениальный музей!

Все комнаты завешаны, заставлены, завалены картинами, на холстах и оргалите. Кроме этого, в интерьере много разных вещей: гипсовые бюсты, антиквариат с помоек и блошиных рынков, игрушки, гобелены – одни на окнах, как гардины, другие – под ногами (свой большой гобелен подарила художница Люся Воронова).

- Натта, а почему Дед Мороз здесь стоит?

- Венеры у меня нет, вот, поставила Деда Мороза.

А ещё под ногами попадаются наброски на бумаге. Вдруг я вижу акварельный набросок. Что-то новое, помню серию литографий, ну, ещё, когда-то давно Натта работала в промышленной графике – изобретала этикетки и товарные знаки, но акварель...

- Натта, это ты рисовала? У тебя есть и акварельные краски?

-  Есть, только я этой техникой не владею. А это Мексика, вот тут мужик стоит, наклонился меж зубцов стены, вниз смотрит. Тут лестница и кусок улицы.

-  А это сидящий человек со спины?

- Да, это нога, а тут задница.

-    ?

- Ну, половина задницы, сейчас так ходят. Мода. И в Мексике такая мода.

- У тебя в Мексике холстов не было?

- Не было.

- Но ты обычно карандашом или фломастером рисуешь, а не акварелью.

- Да, карандашом, но вот тут видишь – розовое…

Почти в каждой комнате фотографы находят поразительные интерьеры и хотят снимать Натту. Только беда в том, что в половине комнат можно передвигаться только по ходам – узким тропкам меж завалов картин. На этой тропинке только Натта и фотограф могут поместиться, а лампу освещения уже ставить негде. Эти «ходы» протоптаны многочисленными посетителями мастерской, а вот когда Натта выезжает  для «репортажей с элементами чудес» (так она характеризует своё творческое кредо), «ходы» ищет уже она.

Даже групповые портреты Натта пишет за один день. Приезжает к заказчику домой и требует показать «экзотику». Забраковывает одежду: «Не умеешь одеваться – раздевайся». Члены семьи (включая домашних животных), театрально разодетые, перемещаются по квартире. Натта ищет «ходы». «Ход» – символическое или случайное, или абсурдное, зачастую видимое только ею самой взаимодействие внутри картины. Так, висящий на стене колокольчик оказался в ухе отца семейства, вычурный подсвечник, стоящий на шкафу, превратился в рога на чьей-то голове. При этом ходы должны динамично участвовать в композиции – располагаться по какой-то линии, например – диагонали, кругу.

Классический «ходовой» пример – картина Натты, изображающая витрину антикварного магазина (с натуры). Конечно, несколько экспрессивно-незаконченно выписанные экзотические и старинные вещи. Но (!) каждая с деталью, которую «нормальный» художник отбросит, не придав значения или посчитав портящей. Это – квитанции, свёрнутые трубочкой и засунутые (сознательно-садистски?) девушкой-продавщицей в каждое изделие. Африканской маске – в глаз, кому-то в ноздрю, фарфоровой статуэтке – между ног. И так – у всех. Блестящие позолотой, покрытые благородной патиной, поблескивающие камнями вещи, сами по себе дорогие и важные, проткнуты, унижены маленькой бумажкой, свидетельствующей об их незавидной жизни: кто и когда их сюда сдал и во сколько оценил.

Вернёмся к портрету: когда позируешь, нужно держать ухо востро.  Натта может схватить, как фотокамерой, секундное выражение лица, не красящее хозяина, не упустит дефекты, которые тот пытается скрыть. Что-либо изменить на полотне она отказывается (не нравится – не бери). И, глядя на её портреты, многие теряют желание быть увековеченными.

Пока Натта работает, люди успевают устать от позирования, отдохнуть, куда-то съездить и вернуться, а Натта всё пишет, заканчивая уже при электрическом свете. Иной может оказаться в одном портрете изображённым дважды. Однажды я видел, как приехавший под вечер человек был с ходу дописан на передний план почти законченного портрета.

Но интересное продолжается и потом:

- Видел твой портрет, поздравляю, вылитый идиот!
- Как ты мог его видеть, если он у меня дома?
- Да нет, он в мастерской у Натты висит.

Действительно, придя к ней в мастерскую, можно увидеть второй, третий и последующие варианты недавнего портрета. Но они разительно отличаются от первого. Не стесненная натурой и присутствием заказчика, во власти своих «ходов», забыв о портретном сходстве, Натта пишет, и все становится гротескным и утрированным. Можно подумать, что это делал другой человек и намеренно, по-дилетантски изготовил пародию и карикатуру на портрет, в котором и без того достаточно карикатуры и пародии. И уже не важно, что могут появляться какие-то новые детали, а то и вовсе персонажи вчерашнего портрета влезают в

Наттины вечно начатые и незаконченные многофигурные полотна.

Эти полотна: пляжи с ковром переплетающихся человеческих тел, фестивальные парады с интернациональной круговертью, толкучки Арбата и Измайлова, птичий рынок, кишащий зооморфными продавцами и антропоморфным товаром... От желания ничего не забыть Натта захлёбывается, многие картины (или их части) так и остаются «условно графическими» (ещё один термин Натты). Но она всё равно не может остановиться. На выставках завешивает стены залов шпалерно-сплошным ковром из картин. Так и в мастерской – где я видел сплошь увешанные полотнами сначала две, потом четыре, потом шесть, потом тринадцать комнат (теперь уж пятнадцать). И при этом постоянные сетования: «Художника из меня не получилось… сейчас нет ни одной картинки на выставку… нет таланта… придумай мне что-нибудь…».

Фотографы просят удлинители для софитов. Натта, которая уж собиралась ставить варить им картошку, роется в поисках удлинителей:

- Может они плохие, могли крысы перегрызть…

- Да, тяжела слава…

- Мне не по плечу…

Натту часто можно увидеть на светских мероприятиях, вот и на презентации альбома одна дама вручила Натте бэджик – VIP-пропуск на показ мод. Натте же интересны не только сами выходы на подиум, а даже больше – закулисье, где суматоха, где готовятся, переодеваются, где эмоции, где все без масок, увлечены, естественны, а сколько «ходов» можно там увидеть! Но, фейс- и дресс-контроль секьюрити Натте трудно проходить…  Вот и галерейщиков отсутствие респектабельности у Натты раздражает (зато привлекает наличие символических цен). Когда-то в Вашингтоне устроители выставки привезли её на вернисаж с большим опозданием, а кончилось дело тем, что её стали запирать в квартире, чтоб не сбежала к конкурентам. На выставке в ЦДХ Натту прогнали из зала, когда она взялась… дописывать портрет прямо в экспозиции: «Иди, иди, покупатели могут подумать, что все твои картины не закончены».

Фотографы вызывают Натту на лестничную площадку, чтобы снять на фоне двери в мастерскую. Ей это не нравится, она хочет, чтобы на фото были картины,  а они всё мучают её:

- Ну, хорошо, молодец! Не улыбайся, всё серьёзно, понимаешь, это не просто фотография, это драматургия! Вы можете пройти в эту комнату?

- Ой, ну и режиссёры,  почему же одни дураки ко мне приходят? Когда же умные начнут приходить! – сетует Натта.

-  Натта, а сколько лет ты  пишешь и работаешь?

-  Мне семьдесят два года, и я никаких дат, кроме 1861 года, не помню…

- А сколько картин, хотя бы примерно, ты написала? – не унимаются фотографы.

- Да откуда я знаю, пусть другие считают, да количеством только бабы берут.

- Ну, не скажите…

- Натт,  - встреваю я – в книге Мейланд написал, что ты сказала: «…тысяч тридцать будет…».

- Где?

- Вот, в предисловии написано.

- Никогда об этом не говорили. Мейланд, когда пришёл, сказал, что он не Мейланд, а ЗМЕЙланд. Ну, я его с тремя головами и написала. На открытии он сказал, что, мол, свой портрет не показывает, потому как там я его изобразила «слишком буржуазным». А мне потом сказал, что он «исправил» мою картину! Представляешь, ИСПРАВИЛ!!! Две головы, что ли, замазал?

- Натта, расскажи, как состоялся выход твоей книги?

-  Лет шесть назад Филипповский пообещал выпустить каталог, если я за это дам картины, увез на машине девяносто девять картин. Показывал, для примера, мне огромный толстый том другого художника. Если б выпустили такой, то уж не меньше двух тысяч стоил бы, вообще никто б не купил! Потом у Филипповского ничего не получилось, вот он и передал всё Трофименко.

- В прошлом году альбом вышел. Дали мне десять экземпляров, ну и раздарила я их уже…

Фотографы зазывают Натту на улицу – хотят снимать на фоне мастерской. Из соседних дверей выходят любопытные соседи-художники.  

Пробираемся к выходу, лавируя между чистыми холстами, оргалитами и начатыми картинами, стопами стоящими в прихожей-коридоре.

- Главное, подписать на обороте, чтоб потом вспомнить можно было, что начала изображать. Этому меня ещё Фаворский в институте научил.

А вот свой альбом, когда подходишь к ней за автографом, Натте проще подписать… твоим  портретом.  Ручка или фломастер и минутное позирование.

Так что, наверное, скоро число её рисунков вырастет ещё на тысячу – таков тираж книги «Натта Конышева. Живопись».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
13:20 Путин связал допинговый скандал с грядущими выборами в РФ
13:15 Прокуратура проверит cведения о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13:11 В ЦИК назвали самовыдвижение знаком доверия к избирателям
13:05 Путин отказался признавать военные расходы страны избыточными
13:04 Путин предложил расширить налоговые льготы собственникам имущества
12:58 Президент РФ рассказал о выполнении майских указов
12:58 Американские СМИ обвинили Россию в подготовке к ядерной войне
12:54 Путин рассказал о развитии Арктики
12:48 ЕР пообещала поддержку самовыдвиженцу Путину
12:46 Путин предложил сфере контроля за бизнесом ротацию кадров по типу военной системы
12:45 Путин рассказал о росте экономики без приписок
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.