16 декабря 2018, воскресенье, 11:54
Facebook Twitter VK.com Telegram

11 апреля 2008, 12:09

Ко дню космонавтики: стал ли космос ближе?

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65;
факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru

Ко дню космонавтики: стал ли космос ближе?

В свое время наша страна, опередив другие державы, открыла для человечества эру полетов в космос. Сегодня большинство опрошенных ФОМом россиян (56%) патриотично утверждают, что, по их мнению, Россия сохраняет лидирующее положение в космонавтике. Противоположной точки зрения придерживаются 26% респондентов, а 18% затруднились оценить сегодняшние позиции нашей страны в освоении внеземного пространства. Надо отметить, что в 2004 году лидерство в этой сфере за Россией признавали 52% респондентов, не признавали – 35%, а в 2002 году «перевес» – 50% против 36% – и вовсе был на стороне тех, кто считал, что лидерство утрачено. Таким образом, позитивная динамика налицо.

Отношение к практике освоения космоса у россиян скорее позитивное: 55% респондентов полагают, что космические исследования на сегодняшний день принесли людям больше положительных последствий, 20% – что отрицательных (25% затруднились с ответом на соответствующий вопрос).

Среди положительных последствий освоения космоса респонденты, отвечая на открытый вопрос, прежде всего называли разного рода научные открытия, говорили о познавательной ценности покорения внеземного пространства (23%): «благодаря космосу мы больше знаем о нашей планете и что с ней происходит»; «исследования и научные открытия, которые были бы невозможны на земле»; «биология и медицина получили развитие на основе опытов на орбите»; «отслеживают вспышки Солнца». Также часто (19%) участники опроса говорили о связанном с научными достижениями развитии техники: «Интернет, телекоммуникации, связь»; «введение “Глонас”»; «навигационная система GРS»; «спутники помогают видеть все на Земле»; «тарелка спутниковая, телефон»; «нанотехнологии».

Практическую пользу освоения космоса часть респондентов (7%) видят также в изучении климата, погоды, прогнозировании стихийных бедствий: «метеорология должна быть долгосрочной»; «информация о состоянии нашей земли: где пожары, землетрясения»; «предупредить катаклизмы, катастрофы»; «извержения вулканов»; «различные тайфуны, цунами».

Участники опроса также упоминали в данном контексте поиск ресурсов, полезных ископаемых как на Земле, так и в самом космосе, а также поиск пригодных для обитания человека планет (2%): «вдруг на земле нельзя будет жить? Часть людей переселят в космос»; «знать состав атмосферы, может, ресурсы на других планетах найдем»; «изучая космос, человечество откроет другие планеты и освоит полезные ископаемые на них»; «может, скоро будем жить на Марсе или еще где-нибудь, к этому все идет»; «изучение недр земли, новые исследования». Нечасто, но все-таки звучала надежда на встречу с внеземными цивилизациями: «ищем себе подобных»; «может, кто там живет, во вселенной»; «человечество узнает об иной жизни, мы не одни во вселенной» (1%).

Также респонденты отмечали, что освоение космоса важно для обороны, безопасности страны: «военная стратегия, оборона страны»; «контроль за другими странами»; «наблюдать за другими в вопросах вооружения, это безопасность наша»; «очень хорошо, что можно приглядывать из космоса за другими странами» (2%). Говорили также, что освоение космоса нужно для повышения международного авторитета страны: «в мировом сообществе мы не последние, а может, даже и превзошли другие государства в освоении космоса»; «надо изучать космос, что приведет к усилению России в международном сообществе» (1%).

Часть респондентов (4%) выражали положительное отношение к изучению космоса вообще и веру в значение таких исследований для прогресса человечества: «да все, что у нас сейчас есть, связано как-то с космосом»; «движемся вперед, развиваемся»; «возможности появятся новые»; «прогресс человечества».

Среди негативных последствий освоения космоса респонденты, отвечая на соответствующий открытый вопрос, чаще всего (33%) называли ухудшение экологической ситуации на Земле. Участники опроса говорили об ущербе для природы в целом («безграмотное вторжение в природу»; «разрушение атмосферной оболочки»; «экология трещит»), о разрушении озонового слоя («говорят, озоновая дыра где-то есть, это нехорошо»; «из-за запуска космических кораблей образуются озоновые дыры»), загрязнении околоземного пространства («в околоземном пространстве скопилось много мусора»; «загрязнение космоса отходами ракет»). Тревожит некоторых респондентов падение обломков и утилизация отходов и частей космических объектов на земле и в океане («все железки на землю падают, ступени отваливаются, падают»; «спутники падают в океан»; «утопление шаттлов в морях»; «утилизация отходов от гибели спутников»), беспокоит их и радиация («излучения»; «продукты распада, в том числе радиоактивных веществ»).

Еще одно негативное следствие, также имеющее отношение к экологической ситуации, состоит, как полагают 9% участников опроса, в изменение климата («глобальное потепление, возможно, от этого»; «долетались – ухудшается климат»; «погода странная»).

Часть респондентов выражали недовольство по поводу больших финансовых вложений в освоение космоса («большие затраты, которые можно направить в другую сферу»; «дорогое удовольствие: миллиарды сжигают»; «огромные деньги тратят, для простого народа ничего нет» – 5%).

Некоторые к негативным последствиям освоения космоса относят ухудшение здоровья людей («где проходят испытания – у нас сказывается на здоровье»; «дети инвалидами рождаются»; «приводит к раковым заболеваниям населения» – 2%).

Кроме этого, участников опроса беспокоит использование космоса в военных целях (2%): «если будут военные базы в космосе, будут звездные войны; должен быть мир везде»; «меня беспокоят спутники-шпионы, космос больше развивается для военных действий»; «новая гонка вооружений». Остальные негативные последствия освоения космоса назывались реже.

Около трети опрошенных (31%) сказали, что внимательно и заинтересованно смотрят и слушают новости, связанные с освоением космоса. 64% респондентов относятся к таким новостям без особого внимания.

Большинство участников опроса (74%) считают профессию космонавта интересной и увлекательной. Противоположной точки зрения придерживаются 11% респондентов. 15% затруднились ответить на этот вопрос. Сами хотели стать космонавтами 18% опрошенных: 14% мечтали об этом в детстве, 2% – в более взрослом возрасте, а 2% – и в детстве, и потом.

Как известно, сейчас развивается «космический туризм», дающий возможность обычным людям, не космонавтам, побывать в космосе. Мы попросили респондентов представить, что им бесплатно предоставили такую возможность, и спросили, хотелось ли бы им полететь в космос в качестве туристов. 29% респондентов ответили утвердительно, а 62% – отрицательно (9% затруднились с ответом).

Те, кто хотел бы побывать в космосе, чаще всего мотивировали свое желание (им был задан соответствующий открытый вопрос) любопытством: «очень интересно посмотреть, что там, на небе»; «любопытство: что же там происходит, в космосе?» (15%). 7% опрошенных сказали, что им хотелось бы «посмотреть на Земной шарик со стороны». Некоторые желают расширить свой кругозор, узнать что-то новое («все новое – очень необычное, и хочется посмотреть, а вдруг встречу НЛО?»; «люблю все новое, неизведанное» – 3%), испытать острые ощущения («получить дозу адреналина» – 2%); а также «полетать в невесомости»; «…посмотреть на звезды вблизи»; «…узнать, как живут космонавты» (по 1%).

Те, кого возможность полета в космос не прельщает, мотивируя свою позицию, чаще всего говорили, что им это не интересно («а зачем мне это надо?»; «а что там забыл?»; «для меня там пустое пространство» – 16%).

Другие респонденты делились своими разнообразными страхами: «даже мысль об этом страшна»; «высоты – и то боюсь»; «страсть такая, я и на самолете боюсь летать»; «боюсь замкнутого пространства»; «боюсь задохнуться в безвоздушном пространстве»; «боюсь космического излучения»; «боюсь неизвестности»; «боюсь пустоты» (14%). Еще 5% считают, что полет в космос – слишком рискованное мероприятие: «а вдруг не получится вернуться?»; «а вдруг, как во всем, в ракете поломка?»; «зачем рисковать?».

Часть респондентов (9%) говорят, что лететь в космос им не позволяет здоровье: «еле по дому хожу, не до космоса»; «с давлением только мне и летать»; «сердце не выдержит». Еще 8% видят препятствие в своем возрасте: «какие туристы? Мы уже пожилые»; «лет уже много мне, что там делать бабке?»; «уже отлеталась».

Некоторые респонденты, видимо, не поняли, что речь идет о гипотетическом бесплатном полете, и мотивировали свой отказ огромной стоимостью «космических туров»: «хотела бы, если бы 9 рублей стоило»; «это стоит очень дорого, а с нашей зарплатой – думать нечего» (3%).

Наконец, 2% участников опроса сказали, что им хорошо и на этой планете: «здесь лучше, надежнее, ближе к земле»; «земля больше мне нравится, люблю по земле ходить».

Елена Васильева

Судьба доллара и Россия

В последние годы уровень доверия наших сограждан к российскому рублю неизменно остается высоким: выбирая между рублем, долларом и евро, 61% опрошенных заявили, что наибольшее доверие у них вызывает именно российская валюта. Престиж доллара за последние 6 лет снизился очень сильно – в 2002 году его предпочитали 35%, сегодня – 3% (и это – самый низкий показатель за все годы измерений). А вот евро продолжает набирать «репутационный вес»: если шесть лет назад эта валюта вызывала доверие лишь у 11% опрошенных, то сегодня – уже у 27% (что ощутимо выше, чем даже год назад, и составляет максимум за время измерений). Отметим, что среди молодежи до 35 лет, высокообразованных граждан и пользователей Интернета зафиксированы наибольшие доли «поклонников» европейской валюты (39–43%) и наименьшие – российского рубля (47–49%).

Большинство россиян, имеющих сбережения, предпочитают хранить их в рублях (20% по выборке; всего же сбережения есть, по их собственным словам, у 25% россиян). Каждый седьмой из имеющих накопления (или 4% по выборке) держит их в евро (среди людей с высшим образованием – 9%, обеспеченных и живущих в столице и других мегаполисах – по 8%), и лишь 1% россиян – в долларах. Отметим, что два-четыре года назад ситуация была несколько иной: хотя и тогда большинство держали свои сбережения в рублях, доля тех, кто хранил их в долларах (3–5% по выборке) была больше, чем тех, кто держал их в евро (1% и менее).

Среди тех, у кого, по их словам, вообще нет накоплений, большинство (или 43% по выборке) также предпочли бы держать свои сбережения именно в рублях; за последние полтора года эта доля не изменилась. А вот соотношение между отдающими предпочтение доллару и евро по сравнению с апрелем 2006 года изменилось радикально: если тогда обе валюты как способ хранения гипотетических накоплений выбирали примерно равные доли опрошенных (12% и 11%), то сегодня число тех, кто предпочел бы доллар, сократилась в разы (до 2%), а число «голосующих» за евро заметно выросло (до 17%).

Сегодня 40% россиян говорят, что следят за курсом доллара (это на 8 п. п. больше, чем в декабре 2006 года, и примерно столько же, сколько показывали более ранние замеры); не интересуются этим сюжетом 58%. Тем не менее, о том, что доллар «падает», осведомлено подавляющее большинство респондентов: 65% «знают» об этом (причем доля «знающих» выросла за это время на 11 п. п.), еще 26% «что-то слышали» (снижение на 6 п. п.), и лишь для 6% это явилось новостью (в декабре 2006 года – для 9%).

ФОМ поинтересовался у россиян их мнением о причинах снижения курса доллара. Самая распространенная версия, звучавшая в ответах на соответствующий открытый вопрос, – ослабление американской валюты обусловлено экономическим кризисом и проблемами в экономике США. Об этом так или иначе говорят 20% опрошенных: кто-то (и таковых большинство) – в самых общих фразах («американская экономика в кризисе»; «наверное, экономика такая, все про американскую экономику говорят, как бы идет упадок»), кто-то (таких меньше) – более конкретно («затянувшийся ипотечный кризис в США»; «инфляция, говорят, в Америке»). 7% участников опроса связывают снижение стоимости доллара с ростом цены на нефть («бензин, нефть дорожает»; «влияет повышение цены на нефть»), 5% – с текущим состоянием мировой экономики («в мире высокая инфляция»; «кризис в мировой экономике»), 6% – с укреплением евро и европейской экономики («евро задавил доллар»; «экономика Европы развивается стабильнее, чем в США»), 4% – с укреплением российской экономики («в экономическом развитии Россия становится сильнее и стабильнее, чем США»). Часть опрошенных (в целом 7%) объясняют падение доллара политическими факторами: агрессивной, по их мнению, внешней политикой США («из-за нестабильности политической ситуации в США: много воюют и тратят много денег на войну»; «потому что Америка во многих странах воюет, тратит деньги, как захватническая страна»), снижением международного авторитета Соединенных Штатов («не доверяют Америке»; «падает престиж США в мире»), общей нестабильностью в мире («война в мире»; «нестабильная обстановка в мире»). 4% респондентов уверены, что снижение стоимости американской валюты – это результат чьего-то умысла («где-то наверху кому-то надо»; «или кто-то играет на курсе доллара»; «Америка играет на этом, ей выгодно»; «Америка сама крутит-мутит свой доллар, как хотят»). Половина россиян (50%) затруднились ответить на вопрос.

По мнению 70% респондентов, снижение курса американской валюты никак не сказывается на их материальном положении. Отмечают такое влияние лишь 17% россиян, из них большинство (14%) уверены, что это идет им во вред, и всего 3% усматривают пользу (еще 13% затруднились с ответом). Отметим, что, отвечая на похожий вопрос, заданный в несколько иной формулировке в декабре 2006 года, о негативном влиянии ослабления доллара на их материальное положение сказали лишь 8% опрошенных, однако большинство (77%), как и сегодня, говорили об отсутствии какого-либо влияния.

Считающие, что снижение курса доллара сказывается на их кошельках негативно, ссылаются на рост цен, инфляцию («инфляция идет» – об этом говорят примерно половина ответивших на соответствующий открытый вопрос, или 6% по выборке в целом), обесценивание сбережений и зарплаты в долларах («в долларах вклады обесцениваются»; «зарплата устанавливается обычно по отношению к доллару, доллар падает – и зарплата тоже» – 2%), ухудшение состояния российской экономики и, как ни странно, «обесценивание» рубля («наша экономика подсажена на доллар, испытывает негативное влияние»; «российская экономика зависит от курса доллара напрямую»; «со снижением курса доллара рубль тоже обесценивается» – 2%). Респонденты, видящие в падении американской валюты выгоду для себя, говорят об удешевлении зарубежных товаров, цена которых декларируется в долларах («вся стоимость товаров идет в у. е., у. е. падает – цена товара снижается»; «если доллар дешевеет, то стоимость машины в рублях становится дешевле, а я меняю машину каждые три года» – 1%), удешевлении долларовых кредитов («кредит мы брали в долларах, и теперь платим меньше» – 1%), укреплении рубля (1%).

Во мнениях респондентов относительно того, как снижение курса доллара сказывается на российской экономике, произошли за последнее время ощутимые подвижки. В ходе опроса населения полуторагодичной давности примерно равные доли опрошенных говорили как об отсутствии влияния (17%), так и о негативном (18%) и позитивном (14%) воздействии на нашу экономику снижения курса американской валюты (еще 51% россиян тогда затруднялись с ответом). А сегодня доля тех, кто видит неблагоприятные последствия падения доллара, выросла вдвое (35%), а доли тех, кто считает эти последствия позитивными (14%) или вообще не наблюдает таковых (15%), почти не изменились (доля затрудняющихся с оценкой сократилась на 15 п. п.).

Среди прогнозов относительно будущей судьбы доллара в России преобладают неблагоприятные для американской валюты: 37% убеждены, что в течение ближайшего года ее курс понизится (отметим, что в конце 2006 года, отвечая на вопрос в схожей формулировке, такой прогноз давали 21% опрошенных). 19% россиян полагают, что отношение доллара к рублю особенно не изменится (полтора года назад так считали 23%), и только 10% пророчат доллару рост (полтора года назад – 4%). Каждый третий опрошенный (35%) затруднился дать прогноз (полтора года назад – 50%).

Людмила Преснякова

Мой загородный дом – моя крепость?

Радости и проблемы дачной жизни знакомы многим нашим согражданам – у 22% участников опроса, проведенного ФОМом, есть дача или загородный дом (вопросы на эту тему задавались только горожанам; среди них доля дачевладельцев – около 30%). У половины дачников (11% по выборке в целом) загородное жилье расположено в садовом товариществе, 7% имеют дом в деревне, и 3% – в дачном поселке.

Большинство дачников (15% по выборке) бывают на даче только в теплое время года, 7% – и зимой, и летом. В этом году свое загородное жилье посещали уже больше половины имеющих дачи (12%). И многие из их числа обнаружили – как обнаружат и многие из тех, кто до дач еще не добрался, – что там уже побывали до них...

Почти половина владельцев загородного жилья (9% опрошенных) заявляют, что это в жилье в последние год-два забирались грабители или хулиганы, чуть больше тех, на чьи дачи не покушались (12%). О том, что грабители посещали дома их дачных соседей, сказали 14% дачников, и только 4% говорят, что к их соседям воры не пробирались. При этом треть дачников (7%) полагают, что в последние годы число краж в загородных домах в их поселке или деревне не изменилось, чуть реже (6%) владельцы дач говорят об увеличении числа краж, а 4% констатируют снижение масштаба дачных разбоев.

Дачников, отметивших какие-либо перемены в масштабах дачных краж, попросили в открытой форме пояснить, с чем они связывают изменения – позитивные либо негативные. Увеличение числа краж видится следствием бедности и безработицы (2%), которые толкают на кражи, а также нежелания людей зарабатывать себе на жизнь (1%). Кроме того, воровство объясняется «беспределом в приеме вторсырья», металлолома, большим числом бомжей, плохой работой милиции («тащат все, что попадет, потому что все сходит с рук этим ворюгам») или дачных сторожей и охраны (по 1%).

Те же, кто отмечает уменьшение числа краж, чаще всего говорят об эффективной работе правоохранительных органов, наказывающих воровство, о хорошей работе дачной охраны, а также об улучшении уровня жизни населения и снижении безработицы (по 1%). Однако некоторые уверены, что на дачах уже просто «все уже украли, что можно» и теперь «брать больше нечего».

Марина Иванова

Перепись населения

Последняя всероссийская перепись населения проводилась в 2002 году. Но сейчас – несмотря на ее статус всеобщей – только 70% россиян, опрошенных ФОМом, заявили, что принимали участие в этой переписи, а 19% – определенно сказали, что не принимали. Прочие признаются, что уже не помнят, участвовали ли они в переписи, либо уходят от ответа.

Конечно, за эти годы достигли совершеннолетия несколько миллионов россиян, которые участвовать в переписи 2002 года не могли по возрасту. Но и среди старшего поколения (от 55 лет) об участии в ней заявляют лишь 79%, а о неучастии – 12% (среди людей среднего возраста, от 36 до 54 лет, – 77% и 14% соответственно).

Было бы, впрочем, неверно толковать эти данные как достоверное свидетельство масштабных огрехов, допущенных при проведении переписи, – хотя их публикация, вполне возможно, породит подобные интерпретации. Представляется, что дело тут скорее в забывчивости многих россиян, которая, отметим, во многом связана как со сравнительно скромным освещением итогов переписи в СМИ, так и с тем, что интерес к такой информации испытывают далеко не все.

Каждый десятый участник опроса (10%) заявил, что его не заинтересовала бы никакая информация о населении России, собранная в ходе переписи (причем этот показатель слабо варьируется в зависимости от возраста опрошенных), и еще 9% затруднились определить интересующие их темы (респондентам был предложен перечень информационных сюжетов, из которого они могли выбрать не более трех позиций). Чаще всего опрошенные говорили, что им хотелось бы узнать общую численность населения страны (49%). Второе место по частоте упоминаний занял квартирный вопрос: 29% опрошенных интересуют жилищные условия россиян. Многие любопытствуют также относительно национального состава населения (24%) и источников средств к существованию (23%). Несколько реже обнаруживается интерес к уровню образования, сферам занятости (по 18%), а также к миграции населения и его половозрастному составу (по 15%).

Но готовы ли респонденты полагаться на результаты переписи, с доверием относиться к ответам сограждан на вопросы статистиков? Участников опроса спросили, на какие из ряда вопросов, задававшихся в ходе переписи 2002 года, граждане, по их мнению, отвечали нечестно или отвечать отказывались (была предложена карточка с рядом позиций, выбрать можно было любое число ответов). Веру в то, что россияне на все вопросы отвечали честно, выразили 22% опрошенных (среди молодежи – только 17%, среди представителей старшего поколения – 28%). Еще 19% ответить затруднились, а 1% – сказали, что люди в ходе переписи отвечали нечестно на все вопросы. Что касается прочих респондентов, то чаще всего они склонны ожидать недостоверных ответов на вопрос об источнике средств к существованию (49%), и вдвое реже – на близкий к нему по существу вопрос о сфере занятости. Не доверять ответам на вопрос о национальности склонны 12% опрошенных, о жилищных условиях – 10%. Лукавства в сведениях об уровне образования, семейном положении, возрасте ожидают реже (7%, 6%, 4% соответственно).

Вероятно, определенный скептицизм относительно достоверности результатов переписи, равно как и ограниченность интереса к этим результатам, порождают сомнения в целесообразности всего этого трудоемкого и дорогостоящего мероприятия: 16% участников опроса считают проведение всеобщей переписи ненужным. Еще 14% – затрудняются с ответом на соответствующий вопрос. Но подавляющее большинство россиян – 70% – в принципе соглашаются с тем, что всеобщую перепись проводить следует.

Григорий Кертман