Адрес: https://polit.ru/article/2008/04/23/pseudo/


23 апреля 2008, 00:05

Кто придумал "псевдофанатов"?

Трудно сказать когда появились выражения «псевдофанатизм» и «псевдофанаты», или «лжефанатизм» и «лжефанаты», и кто их придумал, но особую популярность они стали набирать в 2006 году, а в 2007 прочно закрепились в употреблении.

Когда в нынешнем году это слово появилось во второй день первого тура Чемпионата России по футболу 2008 («Псевдофанаты «Спартака» устроили драку в поезде» - "Спорт-экспресс") , я предположил, что столкнуться с ним придется не раз и не два. И, к сожалению, оказался прав.

При оценке трагических событий, имевших место в Кабардино-Балкарии в ночь с 18 на 19 апреля 2008 года, один из журналистов, по совместительству пресс-аташе нальчикского футбольного клуба «Спартак», поделил фанатов на «настоящих» и «левых».(«На матче же все прошло благопристойно — болельщики обеих команд болели с полным накалом, но ни столкновений, ни оскорблений не было. На стадионе были настоящие болельщики. А «левые» в это время находились в КПЗ».)

Казалось бы, что «псевдофанаты» - это личности, которые по внешним признакам являются преданными болельщиками определенного спортивного клуба (звезды шоу-бизнеса), но на самом деле таковыми не являются. Кто же такой фанат? Применительно к футболу – это преданный своему клубу человек, готовый поддерживать его в любую, самую трудную, минуту, который никогда не отвернется от своего клуба и не променяет его на другой.

В связи с этим удивительно, когда официальные лица клубов, или органов правопорядка, или журналисты с удивительной лихостью оперируют этим словом – «псевдофанаты». Они видят всех насквозь и легко могут делить толпу на «настоящих» и «псевдофанатов»?

Рассмотрим пару примеров.

Вот, например, пресс-служба московского футбольного клуба «Спартак» опубликовала пресс-релиз касательно инцидента в Праге, когда местная полиция решила поиграть в войну на секторе, выделенном для болельщиков гостей. Цитируем: «В любом случае не в первый раз «Спартак» может понести суровое наказание, а вам придется  смотреть матч по телевидению при пустых трибунах из-за горстки лжефанатов». Речь идет о людях, которые вывесили на гостевом секторе баннеры расистского содержания и с изображением танка (напоминаю, это  - в Чехии).

А вот уже президент хоккейного клуба «Динамо» Михаил Головков в интервью бросается защищать тренера команды: «А людей, опустившихся до оскорбительных выкриков в адрес команды, я даже болельщиками не считаю. Это псевдофанаты, которые, вместо того чтоб поддержать «Динамо», начинают сразу глотки рвать».

Понятно, отчего в первом и втором случае руководители клуба недовольны поведением людей на трибунах. А поскольку утаить эти неприятные для клубов факты никак нельзя, а значит, надо давать комментарии, используют кем-то удачно изобретенный прием с «псевдофанатами». Это просто - сказать, что есть фанаты, которые поддерживают клуб, они не буйные и одобряют позицию руководства клуба и главного тренера. А есть «псевдофанаты», которые занимаются тем, что этот клуб позорят: пьют, дерутся, вывешивают расистские баннеры и кричат непристойности в адрес тренера, менеджеров и акционеров клуба.

Однако, когда на домашних и выездных мачтах команда в своем составе получает «12 игрока» в виде поддерживающих ее трибун, руководство клуба охотно благодарит фанатов за такую поддержку. Причем все официальные лица как-то сразу забывают о «псевдофанатах».

Гораздо сложнее признать, что настоящие фанаты имеют свою позицию по каждому вопросу, включая сегодняшний состав на игру, выбор капитана команды, селекционную политику менеджеров клуба, не говоря уже про цены на билеты и положение в турнирной таблице. Почему же как только с фанатами возникает какой-то конфликт или проблемная ситуация, сразу вылезает приставка «псевдо-»? Если признать, что в поезде дерутся твои болельщики, что порядок на трибуне нарушают твои болельщики, что позорные баннеры размещают твои болельщики, то придется не только штраф заплатить, а еще и публично признать наличие такой проблемы. Проблем, естественно, не хочет никто. Но не замечать их - губительно. А вот публичное признание и более тесная работа с болельщиками могли бы позволить менеджерам сэкономить не только деньги акционеров, но и собственные нервы.