Адрес: https://polit.ru/article/2008/05/04/boing/


04 мая 2008, 08:29

Вице-президент «Боинга» за фундамент и командную работу

7 апреля 2008 года состоялась встреча преподавателей и учащихся Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО), профессоров и студентов Независимого Московского университета с Ричардом Стивенсом (Richard Stephens), старшим вице-президентом по управлению персоналом корпорации «Боинг».

В ходе встречи представитель «Боинга» вручил руководству Центра документы на грант размером 25 тыс. долларов США. Сотрудничество между МЦНМО и ведущей авиакосмической корпорацией продолжается уже 4 года, общая сумма грантов «Боинга» Центру достигла 100 000 долларов США. (На фото: вручение документов на грант (слева - направо): С. Кравченко, И. Ященко, Р. Стивенс и А. Музыкантский).

Сергей Кравченко, вице-президент компании «Боинг» по международным связям, региональный президент «Боинга» по России/СНГ рассказал об опыте привлечения российских специалистов к передовым инженерным и научным разработкам, продемонстрировал конкретные достижения Конструкторского центра «Боинга» в России, примеры сотрудничества с ведущими институтами (от ЦАГИ до МИАН).

Евгений Бутко, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию, помимо прочего, курирующий вопросы формирования системы непрерывного образования в России, поблагодарил «Боинг» за поддержку элитного математического центра, отметив, что в нем созданы «фильтры и механизмы, которые позволяют не потеряться ни одной умной математической голове».

В церемонии также приняли участие советник мэра Москвы, профессор, заведующий кафедрой информационного обеспечения внешней политики России факультета мировой политики МГУ, Александр Музыкантский, а также доктор физ.-мат. наук, профессор, ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Семенов, много сделавшие и делающие для МЦНМО.   

А. Семенов, представлявший не только МИОО, но также и одного из учредителей Центра – Департамент образования г. Москвы, отметил, что математика важна не только для деятельности «Боинга», но и для российской науки. На его взгляд, МЦНМО –  «абсолютно уникален по своей эффективности для российского математического образования. Его воздействие несравнимо даже с большими университетами и многими школами России». Он считает, что влияние, оказываемое такими центрами как МЦНМО на школьное образование, является критическим, потому что существует провал между старшим поколением ученых и молодым поколением ученых, т.к. многие представители среднего поколения исследователей теперь работают за границей. Центры, подобные МЦМО, «работают на спасение российской науки и технологий, на их выживание в течение следующего десятилетия».

В качестве реплики на выступление А. Семенова, Сергей Кравченко подчеркнул, что грант МЦНМО делается компанией «Боинг» не для PR, а в рамках гражданской инициативы. В свою очередь, А. Семенов считает, что компания делает «очень правильную инвестицию –  инвестицию в будущее России». По его мнению, пример «Боинга» является очень важным в том смысле, что столь известная и крупная компания инвестируют в достойное и заслуживающее уважения дело.

Коллеги из «Боинга» попросили задавать вопросы. Александр Буфетов, выпускник Независимого Московского, а затем Принстонского университета, assistant professor (доцент) Университета Райс, рассказал, что, имея пятилетний опыт преподавания в США, он видит большую разницу в математическом образовании в России и США и, в особенности, в уровне строгости преподавания математики. В России начинают учить классической математике с 12-летнего возраста, а в США – только с 18-го. В Штатах А. Буфетов встречал блестящих студентов, которые увидели первое строгое математическое доказательство только в университете, а в школе строгой математики не изучали вовсе, что, естественно, значительно усложнило их математическую карьеру. Он поинтересовался, какова точка зрения «Боинга» на это и собирается ли «Боинг» что-то изменить в этом плане.

Ричард Стивенс ответил, что Александр поднял очень важный вопрос. Он рассказал, что сам начал заниматься математикой в 12 лет, и тогда в США давали качественную математическую подготовку. Сейчас же в образовании в США делается больший акцент на другие сферы знаний, не научные, и он думает, что настало время посмотреть, что нужно изменить в американской системе образования, не стоит ли усложнить образование по некоторым предметам и не начать ли преподавание по некоторым их них гораздо раньше. Он считает, что наука является важной составной частью образовательной системы, но все меньше и меньше американских родителей понимает и разделяет ценности преподавания фундаментальной науки. Он полагает, что наступит время, когда Америка окажется перед лицом вызовов от американской экономики, и поймет, что её образовательная система движется в неверном направлении. 

По мнению Р. Стивенса, среди мер, направленных на улучшение ситуации в образовании должны быть такие. Во-первых, надо внести изменения в систему раннего образования детей от 0 до 5 лет, а не начинать их учить только в школе. Во-вторых, необходимо повышать профессионализм учителей. В третьих, надо повышать важность развития лидерских качеств у школьников, подумать, что надо включить в систему курсов и предметов, вложить в разработку новых курсов определенные инвестиции.

Затем Лариса Рослова, главный редактор учебно-методической газеты «Математика» для учителей математики, спросила: «У нас сейчас принято цитировать результаты международных исследований TIMSS, PISA о качестве математической подготовки, которые проводятся в разных странах мира, и в этих исследованиях Россия находится не в лидирующей группе. Как вы считаете, как к этому относиться? Как относятся к этому в США?» (Подробнее об сравнительных исследованиях TIMMS и PISA см. прим. 2 и 3).

Иван Ященко, исполнительный директор МЦНМО, уточнил её вопрос: «Результаты этих тестов говорят о том, что лучшие математические познания проявили школьники Финляндии, а Россия лишь в середине списка на 33-34 месте. Известные российские математики, такие как академик РАН Виктор Васильев и другие, считают, что многие задачи в этих тестах математически некорректны. Должны ли мы доверять этим исследованиям и менять свою систему образования или просто следовать нашей традиции?»

Стивенс ответил, что, по его мнению, эти тесты направлены на измерение среднего уровня образовательных достижений студентов той или иной страны, и, конечно, они полезны для сравнения эффективности образовательных систем мира. США также следит за результатами этих тестов, оценивая, как выглядит американская система образования в сравнении с той же Финляндией и др. Он полагает, что подобный сравнительный анализ должен делаться не только на глобальном, но и на локальном уровне: кто лучший в этой стране, какие практики лучших школ стоит применить в других школах: «Эти тесты дают интересную информацию и они, конечно, полезны, но, с моей точки зрения, они не являются ясным индикатором будущей эффективности студентов на рынке труда. И надо посмотреть на другие данные и другие сравнительные исследования. Мне кажется, что лучше всего посмотреть на студентов той и иной страны, определить лучшие образовательные учреждения, лучшие методики обучения и попытаться использовать их преимущества по всей стране. Этот принцип действенен как для США, так  и для России».  

Журналист Наталья Иванова-Гладильщикова поинтересовалась: «Российское естественно-научное образование, в частности математическое образование, славится  своей фундаментальностью и качеством. Сейчас Россия переходит на тестовую систему подготовки математики, систему ЕГЭ, и в связи этим многие считают, что это приведет к краху российского математического образования. Что думает Рик об опасности такого перехода?».

Р. Стивенс оценил затронутую проблему как очень важную, он даже написал ряд книг по этому поводу. Он считает, что есть большая разница между изучением быстро и легко переносимых знаний (knowledge transfer), усвоение которых эффективно измеряется тестами типа ЕГЭ, и изучением фундаментальных концепций (learning concepts), навыком их применения к решению новых задач.

Переводя этот фрагмент на русский язык, С. Кравченко заметил, что ЕГЭ годится для проверки knowledge transfer у большого числа школьников, но не может оценить, насколько они оснащены фундаментальными знаниями и инструментами для решения новых концептуальных задач.

Старший вице-президент «Боинга» рассказал, что его компания попыталась оценить, насколько эффективность  его сотрудников, получивших дипломы магистров и бакалавров в университетах, зависит от того образования и набора курсов, которые они получили: «Мы установили, что те студенты, которые изучали learning concepts и их применение к решению реальных проблем, работают гораздо лучше в промышленности, чем те, которые учились по тестовой системе». Эти слова Рика были встречены бурными аплодисментами и возгласами одобрения, т.к. МЦНМО является известным противником и конструктивным критиком введения системы ЕГЭ в России.

С. Кравченко также отметил, что если «вы набрали хорошие баллы по SAT (тест, который необходимо сдать для поступления в колледжи США – Н.Д.), то это хорошо, но явно недостаточно, чтобы стать хорошим инженером». Далее он попросил Рика рассказать о центре лидерства «Боинга», цель которого повысить эффективность и креативность менеджеров этой компании.

Р. Стивенс рассказал, что ежегодно 6-7 тыс. менеджеров компании проходят обучение в «Boing Leadership center» в Сент-Луисе, часть времени они слушают лекции, а другую – помогают друг другу повысить свои менеджерские качества, учатся добиваться и поощрять своих подчиненных на достижение лучших результатов. Стивенс и Кравченко, дополняя друг друга, назвали два важных элемента, лежащих в основе преподавания в центре. Во-первых, «Боинг» отказался от услуг приглашенных профессоров, все преподаватели центра являются менеджерами, людьми из реального бизнеса, понимающими его язык и культуру. Компания просит своих лучших менеджеров находить время и приезжать, преподавать в центре. Во-вторых, студентам на занятиях даются конкретные реальные примеры из жизни.

«Мы даем нашим студентам совершенно реальные проблемы для решения. Мы просим студентов работать не индивидуально, а в команде, чтобы потом выйти с готовым решением.  И те решения, которые студенты – менеджеры самых различных подразделений компании находят, порой оказываются столь блестящими, что «Боинг» может их применить в своем бизнесе»,  –  подчеркнул Р. Стивенс. С. Кравченко, в свою очередь, заметил, что этим центром «Боинг» «убивает сразу двух зайцев» – преподаватели и ученики обогащают бизнес-навыки и профессионализм друга друга, делясь опытом, полученным во время работы в различных сферах бизнеса.

Церемония завершилась вручением ученикам и преподавателям Центра огромного торта, на котором была изображен интеграл Бернулли (уравнение Бернулли), используемый в различных аэрогидродинамических измерениях. Как отметил один из сотрудников «Боинга», вручавший торт, «это – интеграл, не дающий самолету падать». По его словам, юные математики Центра проверили уравнение на торте и сказали, что в формуле из крема нет ни одной ошибки.


Полезные ссылки и примечания:

1. Пресс-релиз 7 апреля 2008 года  состоялась встреча с руководством компании «Боинг» // МЦНМО, 7 апреля 2008 г.

2. Напомним, что PISA – это международное сравнительное исследование образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), которое проводится раз в три года и оценивает знания и навыки учащихся 15-летнего возраста (начало – в 2000 г., далее в 2003, 2006 гг.). Согласно результатам последнего исследования 2006 г., в котором участвовали 400 тыс. ребят из 57 стран, наилучшие знания в математике продемонстрировали школьники Тайваня, Финляндии, Кореи и Гонконга. Знания выше среднего показали подростки из Голландии, Швейцарии, Макао, Лихтенштейна, Японии, Канады, Новой Зеландии, Бельгии, Австралии, Эстонии, Дании, Чехии, Исландии, Австрии и Словении. Россия поделила 33-34 место с Азербайджаном, попав в ту часть стран, где знание математики существенно ниже, чем в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития, проводящей это исследование.

PISA 2006 г. для России (на сайте Центра оценки качества образования)

3. TIMSS – международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study), которое проводится раз в 4 года (начало – в 1995 г., затем в 1999, 2003, 2007 гг.). В апреле 2008 года в рамках TIMSS будет проводиться международное тестирование выпускников российских образовательных учреждений, изучавших углубленно курсы математики и физики. По данным Московского центра качества образования, «в этом исследовании примут участие около 6000 учащихся из 292 образовательных учреждений 43 регионов Российской Федерации. В том числе одиннадцатиклассники из 12 образовательных учреждений города Москвы». Согласно выводам последнего тестирования 2003 г. российские школьники 4-х классов (выпускники начальной школы) оказались на высоком девятом месте, после ребят из Сингапура, Гонконга, Японии, Тайваня, Бельгии, Голландии, Латвии и Литвы. Школьники 8-х классов показали чуть более худшие результаты – их результаты поставили Россию на 12 место. В числе первых, опять же Сингапур, Корея, Гонконг, Тайвань, Япония, Бельгия, Голландия, Эстония, Венгрия, Малайзия и Латвия.

О результатах исследования TIMMS 1999 г. для России

О результатах исследования TIMMS 2003 г. для России (на сайте Центра оценки качества образования)

4. Еще одно международное сравнительное исследование учащихся – это PIRLS (The Progress in International Reading Literacy Study) – «Исследование качества чтения и понимания текста».