Адрес: https://polit.ru/article/2008/05/12/between/


12 мая 2008, 11:14

Сербия балансирует между Европой и Россией

В Сербии прошли досрочные парламентские выборы. Президент Сербии Борис Тадич уже заявил о победе возглавляемой им демократической партии. Однако, возможно, именно умеренные националисты смогут сформировать коалиционное большинство.

По предварительным данным, блок коалиция "За европейскую Сербию - Борис Тадич" может получить 37% голосов, обеспечив себе тем самым более 100 мандатов в Народной скупщине (всего - 250 мест).

«Националистическая Радикальная партия» Томислава Николича набирает около 30% голосов, «Демократическая партия Сербии» под руководством экс-премьера Воислава Коштуницы -13%, Социалистическая партия Сербии - 9%, Либерально-демократическую партия во главе с Чедомиром Йовановичем - 5%

За новый кабинет министров должны проголосовать 126 депутатов, таким образом, демократическая партия пока не обладает абсолютным большинством для формирования кабмина. К партии Николича, скорее всего, присоединится «ДПС» - Коштуница уже заявил, что не пойдет на формирование нового кабинета в коалиции с демократами Тадича, поскольку такой союз уже показал, что не оправдывает себя. А судьбу сербских выборов могут решить небольшие политические силы, а именно Либерально-демократическая партия и Социалистическая партия.

Томислав Николич уже объявил о намерении провести переговоры с лидерами социалистической партии. Начать диалог с потенциальными сторонниками Николич намерен 12 мая. «Весьма вероятно образование коалиции, в которой не будет демократов. Я хочу сказать тем, кто сегодня празднует победу: да, Тадич получил наибольшее число голосов, но этого не достаточно, чтобы сформировать правительство. Праздник может оказаться преждевременным», – приводит слова Николича AFP.

Всего в голосовании, по данным неправительственных организаций, приняло около 60% из семи миллионов жителей Сербии, обладающих правом голоса. Косовские сербы также смогли сделать свой выбор, несмотря на недовольство этим фактом правительства края.

За несколько дней до выборов наблюдатели склонялись к мнению, что Радикальная партия Томислава Николича и Демократическая партия Тадича наберут одинаковое количество голосов.

Напомним, что прошлый состав скупщины просуществовал чуть больше года и был распущен 13 марта в результате политического кризиса, причиной которого послужили разногласия в кабинете министров по вопросу независимости Косово. На прошлых выборах радикалы опередили на выборах всех своих соперников, однако коалицию сформировать не смогли, в результате чего большинство в парламенте перешло к демократам под руководством премьера Воислава Коштуницы.

На нынешние сербские выборы многие смотрят как на референдум, который должен ответить на вопрос, выберет Белград Евросоюз или Россию. Однако несмотря на роль внешнеполитического фактора в нынешней кампании, Сербия выбирает все же не внешнеполитический курс, а свое будущее. В силу своего географического и политического положения она должна будет сотрудничать и с Россией, и с Европой, так что и демократы, и радикалы с одинаковым усердием разыгрывали и «европейскую», и «российскую» карты перед выборами.

Три четверти сербов поддерживают вступление страны в ЕС, поэтому главные соперники не могли не учитывать этот факт. 29 апреля Борис Тадич присутствовал в Люксембурге на подписании соглашения между ЕС и Сербией о начале ее интеграции в ряды Евросоюза. Томислав Николич неоднократно заявлял, что его партия «не против заключения соглашения с Евросоюзом», однако их возмущает, что в подписанном окументе отсутствует упоминание о суверенитете Сербии над Косово. Кроме того, соглашение вступит в силу только тогда, когда в Брюсселе убедятся в полноценном сотрудничестве Белграда с Гаагским трибуналом. На практике это означает выдачу как минимум бывшего главковерха армии боснийских сербов Ратко Младича, а как максимум -- его политического соратника Радована Караджича. Против этого также выступает радикальная партия: «После 11 мая в Сербии никто не будет считаться обвиняемым Гаагским трибуналом. И ни один серб не будет выдан в Гаагу», - заявил Николич в интервью «Времени новостей».

Сторонники президента Бориса Тадича построили свою кампанию под лозунгом скорейшего вступления Сербии в Евросоюз. Глава государства объявил выборы «референдумом, на котором граждане должны решить – станет или нет Сербия членом ЕС».

После подписания соглашения с ЕС, резко ужесточились нападки на Бориса Тадича. Руководство сербских радикалов пригорзило, что президенту Тадичу «придется ответить за измену». А буквально на следующий день весь Белград был залеплен плакатами с фото Бориса Тадича вместе с вице-премьером Божидаром Джеличем, подписавшим соглашение с ЕС, перечеркнутым надписью «Изменники». А затем Тадичу поступило письмо с угрозой убийства за «предательство интересов страны».

Кстати, письмо как козырь в предвыборной кампании уже использовал Воислав Коштуница. Недавно его администрация сообщила о полученном премьером «личном послании» от Владимира Путина. В нем президент РФ заверил сербского премьера в твердой поддержке со стороны России по Косово, поблагодарил за поздравления по случаю избрания председателем партии «Единая Россия» и высказался за углубление ее сотрудничества с Демпартией Сербии, которую возглавляет Коштуница. Правда, на следующий день после получения Коштуницей послания президента России посол РФ в Сербии сообщил президенту Тадичу на встрече, что это послание означает принципиальную поддержку Сербии в ее мирной и последовательной борьбе за сохранение территориальной целостности и защиту от нарушения принципов международного права. Тадич не преминул истолковать эту встречу как поддержку Россией именно его позиции. Более того, его партия на правах рекламы опубликовала в газетах высказывание министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова после подписания в присутствии адича вице-премьером Джеличем соглашения с ЕС, которое вызывает критику как Коштуницы, так и радикалов: «Соглашение между Сербией и Евросоюзом надо было подписать раньше… Но лучше поздно, чем никогда».

Не могли обойти стороной соперники и «русский вопрос». Томислав Николич, неоднократно заявлявший о курсе на сближение с Россией, правда, в этот раз в Москву не поехал. Но предлагал разместить в Сербии российскую военную базу.

А за два дня до выборов, когда предвыборная агитация была уже завершена, члены кабинета министров единогласно проголосовали за заключение нефтегазового соглашения с Россией, предусматривающего приобретение «Газпромом» сербской NIS. «Мы не хотели, чтобы какая-либо партия использовала заключение этого соглашения для предвыборной агитации,— объяснил бывший спикер сербского парламента Драголюб Мичунович, член Демократической партии президента Бориса Тадича.— Сейчас сразу несколько сербских партий пытаются устроить соревнование, кто из них больше любит Россию. Мы друзья России не меньше, чем партия премьера Воислава Коштуницы, поэтому мы не хотели давать ему возможность приписывать себе заслугу заключения соглашения с "Газпромом". Ведь это соглашение подписывал президент Тадич».

См. также: