Психологическая драма, успешно притворяющаяся детективом. "В долине Эла" ("In the Valley of Elah")

С 3-го июля в широком отечественном прокате можно наблюдать фильм "В долине Эла" ("In the Valley of Elah"). В Штатах он вышёл ещё в 2007-м, был вполне заслуженно номинирован на "Оскар" за лучшую главную мужскую роль (Томми Ли Джонс) – и, разумеется, проиграл. А я свой вердикт вынесу сразу: фильм хороший.

Сюжет, на первый взгляд, детективный – имеется труп, проводится расследование, находится виновный. Но с тем же успехом можно назвать детективом, например, шекспировского "Гамлета".

Итак: бывшему следователю военной полиции, ныне ведущему спокойную семейную пенсионерскую жизнь в маленьком тихом штатском городишке, сообщают по телефону – мол, ваш сын (профессиональный зольдат), отслуживший в Ираке (а до того ещё и помиротворствовав в Боснии), вернулся на родину и пропал бесследно. Начальство подозревает самоволку. Однако папа (собственно Т.Л.Джонс) при моральной поддержке мамы (Сьюзан Сарандон, на всякий случай) решает разобраться в этом деле самостоятельно. Оседлав верный грузовичок, он отправляется на военную базу, где его сына видели в последний раз.

В поисках какой-никакой помощи бывший офицер Дирфилд натыкается на детектившу местной гражданской (это важно) полиции – тут и появляется очередная "Оскар"-оносица Шарлиз Терон. Обнаружив фрагменты обгоревшего человеческого тела, гражданская и военная полиции, разумеется, начинают отфутболивать очевидный "висяк" друг другу: гражданским лень с этим возиться, а военные не хотят выносить сор из избы. В результате за расследование берутся двое, которым не всё равно – отец трупа и детектив женского пола с обострённым чувством справедливости.

Далее – традиционно – во избежание спойлеров, сюжет пересказывать не буду. Ограничимся фактами и впечатлениями.

Утверждается, что фильм снят по реальным событиям 2004-го года – и оригинальная история была изложена в журнале "Playboy" (забавно наблюдать, как отрада одинокого онаниста всё больше превращается в западный аналог толстого советского литературного журнала конца восьмидесятых – так, глядишь, и "Чевенгур" платоновский напечатают). Настоящую жертву звали Ричард Дэвис. И откровенно непонятно, почему так мало номинаций на "Оскар" – хотя, видимо, фигурантов это мало волнует. Символов общественного признания у них и так хватает.

Насчёт Т.Л.Джонса, С.Сарандон и Шарлиз Терон, надеюсь, никого просвещать не надо. Поговорим о тех, что остались за кадром:

Пол Хаггис – сценарист и режиссёр. До этого отхватил "Оскаров" за "Столкновение" (2004 – лучший фильм и сценарий), а также заработал репутацию авторитетного сценариста. Например, с ним очень любит сотрудничать сам Клинт Иствуд – на счету Хаггиса сценарии "Малышка на миллион долларов" и "Флаги наших отцов" + "Письма с Иво Дзима". Кстати, Иствуд употребил всё своё влияние, чтобы "В долине Эла" – фильм довольно неоднозначный, прямо скажем – вышел в прокат (хотя и через Warner Independent).

Роджер Дикинс, оператор. Тоже номинациями на "Оскар" не обделён. Заправский оператор братьев Коэнов (на его совести такие шедевры, как "Бартон Финк", "Фарго", "Большой Лебовски", "О, брат, где же ты?" – далее по списку, вплоть до оскаровского фаворита образца 2007 "No Country for Old Men"), посотрудничавший также с Алексом Коксом ("Сид и Нэнси"), М.Найтом Шьямаланом и Агнешкой Холланд.

И главное его операторское достижение (а также центральных актёров) – ни он, ни основная тройка (Джонс-Терон-Сарандон) ни капли не стараются выглядеть лучше и красивее, чем они есть по жизни. Шарлиз без всяких комплексов (хотя куда уж после "Монстра"?) щеголяет с фингалами под обоими глазами и пластырем на переносице. А Томми Ли и Сьюзан отнюдь не скрывают тот факт, что они люди далеко не первой молодости, и откровенно играют людей своего возраста. Если бы давали "Оскар" за лучший парный проход – думаю, они бы вполне его заслужили. За короткую, но мощную сцену, когда мать – посмотрев через стекло на обгорелые фрагменты тела сына и свернув около огнетушителя в белый, холодный и какой-то безысходно узкий коридор – идёт, трогательно прихрамывая и опираясь на плечо так же прихрамывающего мужа.

Ну и в завершение – немного истории. Резонный вопрос – что же это за Эл такой? Если углубляться – это верховное божество древних хананеев, премудрый судия и создатель человеков "и всех вещей". В данном же случае, однако, эла (как утверждают) – название одного из видов дуба на иврите. И, согласно фильму и Ветхому Завету (Книга Царств 1, 17-я глава), именно в этой дубовой долине пастушок Давид расшиб камнем из пращи голову великану Голиафу:

"49     

И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.

50       

Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.

51       

Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали".

Суть, однако, остаётся неизменной. Война – это мерзость. Убивать – нехорошо. Снимайте лучше хорошее кино.

Претензия же только одна – традиционная. Хотелось бы всё-таки услышать родной звук. Уж очень интересно, как звучит  в оригинале фраза "пока мой сын защищал ваши задницы в какой-то Говносрандии"…