Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 09:47
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

17 июля 2008, 09:44

Кому нужна противоракетная оборона

В настоящее время многие страны являются обладателями ракетного оружия, ведут разработки и создание новых систем ракетного оружия, в том числе оснащенных оружием массового поражения. В большинстве своем это оружие включает в себя ракетные комплексы малой и средней дальности, с радиусом действия не более 600-900 км. Комплексы с дальностью стрельбы до 1500-2500 км имеют на вооружении только ограниченное число стран. Появление ракетного оружия средней дальности среди новых его обладателей в ближайшие 5-10 лет обычно оценивают как достаточно проблематичное.

Распространение ракетного оружия приводит к значительной дестабилизации геополитической обстановки, поскольку его применение (особенно в случае оснащения средствами ОМУ) ведет к возрастанию уровня угроз и возможной эскалации региональных конфликтов. Как следствие, угроза применения такого оружия в регионах может ослабить решимость мирового сообщества по проведению миротворческих операций.

Таким образом, в настоящее время имеющееся на вооружении третьих стран ОМУ и ракетные средства его доставки представляют угрозу для региональной стабильности в районах, входящих в сферу геополитических интересов России и стран Европы, а в дальнейшем при создании ракет средней дальности может представлять угрозу для объектов на территории России и Европы.

Более вероятными и опасными для США, России, стран Европы становятся одиночные или групповые ракетные удары со стороны третьих стран, так называемых "государств-изгоев", государств с неустойчивыми - "недемократическими" режимами, или террористическими организациями, получившими доступ к ракетному вооружению. Такие удары могут наноситься, прежде всего, с провокационными и террористическими целями, возможны также случайные пуски. Несмотря на то, что в течение всего периода после появления ракетно-ядерного  оружия случайных пусков ракет с ядерным зарядом не было, это не означает, что их никогда не будет, особенно в условиях  все большего распространения, "расползания" ракетно-ядерного оружия.

Принципиально БР тактического и оперативно-тактического назначения с обычными зарядами фугасного или кассетного осколочно-фугасного типов применяются для нанесения ударов по военным объектам. А также, по опыту военных действий в Югославии и Ираке, с целью разрушения инфраструктуры и объектов экономики, подвергаются ударам и объекты энергоснабжения, базовые предприятия оборонных отраслей промышленности, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, порты, хранилища и другие объекты.

В ряде случаев нестратегические БР могут применяться для психологического воздействия. Так, БР Ирака в войне в зоне Персидского залива использовались не для поражения военных объектов, а для ударов по городам Израиля и изнурения населения городов Саудовской Аравии частыми ночными ракетными атаками. Развертывание позиционного района национальной ПРО США, с возможностью многоэшелонного перехвата баллистических ракет неадекватно существующим и возможным угрозам. Последствия развертывания позиционного района ПРО США в регионе может привести к существенному снижению уровня стабильности в мире, в том числе и уровня национальной безопасности самих США.

Однако, если между крупнейшими ядерными государствами - США и РФ - на данный момент действует система сдерживания, основанная на неотвратимости мощного ответного удара, то относительно террористически настроенных государств или группировок сдерживающий фактор не действует, цель террористов привлечь к своей акции как можно больше внимания. Осуществление же ответных действий в случаях одиночных ударов затрудняется гуманными соображениями, связанными с большим ущербом для невинных людей страны, с территории которой запущена данная ракета или группа ракет. Примером может служить Ливан.

Принятое решение о создании и развертывании позиционного района национальной ПРО США в Европе и планируемое использование противоракет с большой дальностью перехвата может придать этой системе большой противокосмический потенциал, способный противодействовать разведывательным системам и средствам в ближнем космосе. Иначе говоря, создание такой системы открывает гонку вооружений в космическом пространстве. Это тем более опасно, что США препятствуют идее запрета создания и развертывания противокосмических систем; создание сверхдержавой своих средств борьбы со стратегическими ракетами и размещение их в Европе может затормозить процесс дальнейших ограничений и сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ) и подключение к нему других стран.

По Договору об ограничении ПРО 1972 года запрещалось создавать такие системы в других районах страны, а также разрабатывать элементы для территориальных систем ПРО. После выхода США в 2001 году из Договора по ПРО и официального объявления о создании национальной системы ПРО для борьбы с БР "государств-изгоев" стало очевидным, что в этой связи недействующими стали и положения о разграничении систем стратегической и нестратегической ПРО.

Единственным ограничением в развитии ПРО пока еще является действующий Договор 1967 года «О принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Согласно этому договору запрещается создание в космическом пространстве "военных баз, сооружений и укреплений, испытание любого типа оружия", запрещается также вывод на орбиту вокруг Земли объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. Этот договор существенно ограничивает США в создании космических боевых элементов ПРО, без которых об эффективной территориальной системе ПРО говорить бессмысленно.

Во-первых, угрозу безопасности стран Европы создают как стратегические, так и нестратегические ракеты "третьих стран" и государств с неустойчивым режимом. Нестратегические ракеты могут быть применены в значительном количестве - до нескольких сотен в виде групповых ударов с различными военными целями, а стратегические ракеты - вероятнее всего в виде точечных ударов с террористическими или провокационными целями. Нельзя исключать и случайных пусков БР, вероятность которых пропорциональна степени распространения ракетно-ядерного оружия по планете.

Во-вторых, система ПРО Европейского континента может рассматриваться как система борьбы с нестратегическими и одиночными стратегическими ракетами. В условиях прекращения действия Договора по ПРО 1972 года, а также соглашений о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО, логично вести речь о системе обороны от всех классов баллистических ракет. Россия, в силу своих военно-географических условий, особенностей расположения части информационных средств дальнего действия, достижений в области систем и средств борьбы с нестратегическими и стратегическими ракетами, может быть в создании такой ПРО очень полезна мировому сообществу.

Кроме того, система ПРО Европейского континента может состоять из совокупности локальных группировок ПРО-ПВО, созданных на базе ЗРК ЗРС, способных вести борьбу с НБР, а также группировок стратегической ПРО типа, ПРО Москвы. Могут быть и комплексные группировки ПРО для борьбы с любыми типами БР, состоящих из стратегической системы ПРО и элементов нестратегической ПРО соответствующего района.

В современных условиях более реально говорить о противоракетной обороне как об обороне от ракет любых типов, а не только от стратегических ракет. К тому же, и разделение ракет на стратегические и нестратегические может быть осуществлено не только по критерию дальности и скорости стрельбы, но еще и с учетом их оснащения и предназначения и такие предложения уже имеются.

Достоинства предложений Российской стороны именно в том, что участие в европейской системе ПРО не ущемляет национальных интересов входящих в нее стран и позволяет национальным системам ПВО-НПРО решать свои локальные задачи в рамках единой системы ЕвроПРО. При таком подходе не встает вопрос о жесткой унификации инфраструктуры, всех технических (обеспечивающих) и огневых средств, а также технологий управления и программного обеспечения систем управления, используемых национальными командованиями. Это делает систему открытой для расширения состава ее участников без больших затрат на модернизацию национальных систем новых членов и обеспечивает возможность подключения к ней в будущем других европейских стран. Действительно, под прикрытием такой ЕвроПРО можно более настойчиво и уверенно проводить и мероприятия по нераспространению ракетно-ядерного оружия, по осуществлению антитеррористических операций и других задач.

Очевидно, что создание и боевое применение такой системы совместно с другими мерами по укреплению стратегической стабильности должно согласовываться на международном уровне. Реализация данного принципа предполагает создание системы ЕвроПРО с централизованным информационным обеспечением и децентрализованным управлением средствами огневого поражения. При этом предусматривается сохранение национальной подчиненности огневых средств и соответствующей инфраструктуры странам-участницам. Системообразующим элементом ЕвроПРО должен выступать единый информационно-координационный центр, обеспечивающий своевременную и надежную обработку и передачу информации о ракетном нападении в национальные центры управления ПРО, анализ в реальном масштабе времени складывающейся оперативной обстановки, контроль применения огневых средств национальными командованиями. Однако этот процесс осложнился после принятия администрацией США решения о создании и развертывании позиционных районов национальной ПРО США в Европе.

Учитывая общую заинтересованность стран Европы и России в обеспечении общей и региональной стабильности, а также угрозу, которую представляет собой процесс распространения ОМУ и ракетных средств их доставки, создание ЕвроПРО предлагается рассматривать как комплекс политико-дипломатических, военных и военно-технических мер. В складывающейся обстановке одной из мер парирования ракетной опасности для Европейского сообщества может рассматриваться совместная система обороны от ударов нестратегических баллистических ракет (БР)-ЕвроПРО, а не национальная ПРО США.

Создание ЕвроПРО предусматривает три основных направления работ: создание системы контроля за распространением ОМУ и РО, за их испытаниями и боевым применением; решение задач обороны международных миротворческих сил в зоне конфликта; решение задач обороны объектов на территории европейских стран от ударов БР с ракетоопасных направлений.

Эти задачи взаимосвязаны, однако каждая из них имеет самостоятельное значение, и сотрудничество государств в создании ЕвроПРО по каждому из направлений может производиться по отдельному плану. Государства-участники должны определиться по принципам организации работ по общему управлению системой и каждому из направлений.

Основным принципом сотрудничества стран Европы, США и России в области ПРО должно стать равноправное участие, в том числе и нашей страны на всех этапах создания и использования ЕвроПРО. При этом предлагается считать систему ЕвроПРО открытой к созданию и совместному использованию которой могут быть допущены любые страны, разделяющие задачи и принципы создания системы. Заинтересованность европейских стран в создании ЕвроПРО и в сотрудничестве с Россией по этому вопросу может быть связана со следующими аспектами: желанием обезопасить свои воинские формирования при проведении миротворческих операций; повышением эффективности контроля за распространением технологического производства ОМУ и ракетных средств их доставки; повышением безопасности своих территорий от ударов нестратегических баллистических ракет; желанием сократить затраты на создание системы за счет использования российских технологий.[1]

Не исключено, что некоторые страны, например, Франция и Германия, могут поддержать идею ЕвроПРО с участием России для обеспечения более независимой от США военной политики. Создание совместной ЕвроПРО должно быть одинаково выгодно как Европейским странам (странам участникам), так и России.

Интересы России в создании ЕвроПРО определяются: замедлением процесса распространения ОМУ и РО за счет контроля их распространения и реализациии на основе этих данных мер, ограничивающих их распространение; снижения вероятности применения ОМУ и РО в региональных конфликтах, в том числе непосредственно затрагивающих Россию. А также более быстрой политической и военной интеграцией России в мировое сообщество за счет реализации масштабного проекта ЕвроПРО совместно с развитыми странами Запада; возможностью поддержки и совершенствования технологий ВПК России за счет его участия в работах по разработке и созданию ЕвроПРО; усилением политического влияния России на международной арене, как одного из основных разработчиков ЕвроПРО; возрастанием удельного веса России на мировом рынке оружия и технологий в части систем и средств, обладающих потенциалом борьбы с нестратегическими БР.

Военно-техническими предпосылками создания ЕвроПРО являются :высокий научно-технический потенциал стран участниц ЕвроПРО; наличие у ряда стран (и в первую очередь у России) информационных, управляющих и огневых средств с потенциалом НПРО и научно-технического задела в части создания таких средств; опыт создания и эксплуатации в России систем и средств ракетно- космической обороны; опыт проведения Россией и США совместных командно-штабных учений по нестратегической ПРО.

Анализ проводимых работ по ПРО показывает, что в разработках США интересы Европы представлены лишь работами по ПРО на ТВД. Комплексная противоракетная оборона стран Европы, в том числе и союзников по НАТО от ракетно-ядерных угроз, в отличие от угроз территорий США, не рассматривается ни в концептуальном, ни в технологическом аспектах. Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы все больше доказывают свою самостоятельность. К тому же, в Западной Европе весьма положительно было встречено предложение президента России в 2000 году о создании тактической ПРО Европейского континента.

Что касается России, то ей выгодно участвовать в коллективных мероприятиях по обеспечению безопасности Европейского континента, в том числе и в плане защиты от БР. Это объясняется, прежде всего, военно-географическим положением России - необходимостью защиты своей Европейской части территории, возможностью использовать отдельные национальные средства борьбы с БР в интересах соседних стран Европы, относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории стран Европы, а также возможностью продажи им современных средств ПВО-ПРО. Необходимо при этом отметить, что зоны ответственности наших РЛС ПРН, в отличие от американских, перекрывают ракетоопасные направления для большинства стран Европы со стороны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, где больше всего находится "третьих стран" со своими ракетными потенциалами.


[1] Профессор Батырь Г.С., профессор Литвинов В.В., профессор Меньшиков А.В., профессор Суханов С.А. Проблемы ЕвроПРО. www.vimpel.ru/evropro.htm

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:45 «Нелюбовь» Звягинцева вошла в короткий список претендентов на «Оскар»‍
09:42 ЦБ ввел в Бинбанк и Промсвязьбанк временную администрацию‍
09:32 Задержан отец подозреваемых в организации теракта в Петербурге
09:25 Вонь в Москве дошла до Собянина
09:13 ЦБ отозвал лицензию у банка «Солидарность» из второй сотни
09:10 WADA ответило на обвинения Путина в запугивании
08:52 Суд арестовал замглавы Росимущества по подозрению в хищении‍
08:36 Путин обсудил с Трампом Северную Корею
08:19 Лидеры ЕС договорились продлить антироссийские санкции
08:00 СМИ рассказали об отказе Медведева уволить главу Росавиации
14.12 23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
14.12 22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
14.12 22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
14.12 21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
14.12 21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
14.12 21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
14.12 21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
14.12 20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
14.12 19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
14.12 19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
14.12 19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
14.12 19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
14.12 18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
14.12 18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
14.12 18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
14.12 18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
14.12 18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
14.12 17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
14.12 17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
14.12 17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
14.12 17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
14.12 17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
14.12 16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
14.12 16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
14.12 16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
14.12 15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
14.12 15:58 Греф признал наличие двух преемников
14.12 15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
14.12 15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
14.12 15:37 Путин высказался о проблеме абортов
14.12 15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
14.12 15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
14.12 15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
14.12 15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
14.12 15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
14.12 15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14.12 14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14.12 14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14.12 14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14.12 14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.