Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 июня 2018, вторник, 15:51
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 июля 2008, 09:46

О транспортной культуре

В отечественную практику неологизм «транспортная культура» был введен Виктором Николаевичем Ивановым в начале 70-х годов прошлого века; в те времена он был профессором МАДИ и занимался проблемой «автомобилизация и общество», включая самые общие вопросы безопасности дорожного движения.

С тех пор прошло почти 40 лет, однако ни в научной сфере, ни в реальной практике российское общество в плане повышения транспортной культуры далеко не продвинулось. Это хорошо видно по ситуации с автомобильными дорогами, развитием авиации и морского флота, транспортными проблемами мегаполисов, наконец, удручающим уровнем транспортной аварийности.

И только железные дороги, в основном, заботами кн. Хилкова и тов. Кагановича, продолжают исправно перевозить важные народнохозяйственные грузы и граждан СНГ. Да еще сами, российские граждане, вкусив прелести либерализации внешней торговли автомобилями, коренным образом решили задачи транспортного самообеспечения домохозяйств и малого бизнеса.

Что такое транспортная культура

Энциклопедические и толковые словари определяют культуру как совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений или как уровень развития каждой из областей – интеллектуальной, общественной и производственной – жизни.

Отсюда следует, что транспортная культура – совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений, связанных с транспортом, то есть с процессами и системами перемещения людей и грузов.

Указанные достижения – это выработанные человечеством правила, практические действия, изобретения (практики), позволяющих экономить время, здоровье и жизнь людей, другие ресурсы при передвижениях, обеспечивать комфортные условия проживания при развитии и функционировании различных видов общественного массового транспорта, а также индивидуализированных транспортных средств. В числе этих достижений также правила и эталоны поведения граждан при перемещении; институты и институциональные рамки, обеспечивающие реализацию наиболее эффективных практик; нормы ответственности и механизмы выполнения обязательств за нарушения практик и их последствия; технологические и технические регламенты эксплуатации транспортных средств и видов транспорта и т.п.

В этой связи очень важно знать и оценивать, как и на сколько то или иное государство, тот или иной народ воспринимает и использует эту совокупность достижений человечества, другими словами: как у них обстоит дело с транспортной культурой.

Для этого необходимо, как говорят культурологи, выделить определенные пласты транспортной культуры, отражающие составные части транспорта и системы общественных отношений. В этих пластах проще подобрать некоторые числовые показатели, характеризующие уровень достижений человечества в транспортной сфере.

Некоторые азбучные истины

Истина первая. Людям вообще присуще свойство передвигаться. Передвигаться с различными целями: деловыми, торговыми, культурно-бытовыми, или даже просто так: людей посмотреть и себя показать. Не вчера и не нами сказано: «нет нужды жить, необходимо плавать!».

Чем лучше и свободней живут граждане, тем больше они передвигаются, и тем больше выполняется транспортной работы по их перемещению и перемещению сопутствующих грузов.

Истина вторая. Вся история человечества пронизана целенаправленной деятельностью по созданию и использованию транспортных средств, систем и путей сообщения (дорог).

Мотивы этой деятельности весьма различные:

·         государственные (военные) нужды,

·         повышение производительности, эффективности и комфортности транспортных систем;

·         обеспечение автономности процесса перевозки от других граждан, юридических лиц и государства,

·         наконец, безопасность перевозок и т.п.

В качестве обобщающих критерии выбора (формирования) транспортных систем и транспортного поведения выступают «вечные ценности» – цена человеческой жизни и времени.

По мере повышения действующих в обществе оценок цены жизни и времени, в большинстве случаев, предпочтение отдается индивидуализированным, скоростным и комфортабельным транспортным системам и средствам, требующим преимущественного развития улично-дорожных сетей и других элементов транспортной инфраструктуры.

Истина третья. Государство формирует и реализует правила и процедуры принятия решений по транспортным и сопряженным проблемам на различных уровнях государственной и муниципальной власти, бюджетные и экономические механизмы финансирования развития транспортных систем, в том числе, основанных на принципах «пользователь платит» и «интернализация экстерналий».

Истина четвертая. Параллельно с деятельностью по созданию транспортных комплексов человечество отрабатывает практики безопасного и бесконфликтного использования, сначала - естественных путей перемещения, а затем – создаваемых транспортных средств и систем.

Истина пятая. Транспортные системы (города, региона, страны) включают в себя множество элементов, отражающих видовую структуру транспорта и их специализацию.

Эти элементы взаимно дополняют друг друга и, одновременно, конкурируют за общий для всех (почти для всех), и притом крайне дефицитный, ресурс – территорию, а наземный транспорт – за пропускную способность дорожной сети.

Эти банальности позволяют достаточно просто выделить культурологические пласты транспорта и сформировать оценочные показатели.

Пласты транспортной культуры

Первый пласт - общетранспортный. Это про то, что и как перемещается по территории страны. Имеется обобщающий измеритель – уровень гуманитарности транспортной системы: соотношение пассажирской и грузовой транспортной работы. В развитых странах это соотношение 3:1, в СССР к концу 1980-ых – 1:3, в сегодняшней России, с учетом быстрого роста автомобилизации и сокращения экономически немотивированных грузовых перевозок примерно 1:2. Другими словами, наша транспортная система в шесть раз менее гуманитарна, чем в развитых странах.

Увеличение этого показателя невозможно без адекватного роста транспортной доступности, увеличения скоростей и качества перевозок, рационализации видовой структуры транспортных услуг; другими словами, без существенного увеличения транспортной культуры.

Следующая позиция – культура государственного управления развитием транспорта или, точнее сказать, компетентность лиц, принимающих решения. Для страны в целом принципиальное значение имеют решения по вопросам приоритетов и механизмов развития различных видов транспорта и транспортной инфраструктуры, укрепления института перевозок по публичному договору, противодействию деятельности «субстандартных» перевозчиков.

Для мегаполисов такие решения должны отражать необходимость нахождения компромиссов между целями развития населенных мест и развития транспортных систем, а также нахождения рационального баланса между развитием индивидуализированных и массовых общественных транспортных систем.

Транспортная культура здесь в способности представителей власти реализовывать указанную «совокупность достижений человечества» в следующих направлениях:

·         регламентов финансирования транспортных благ и услуг общего доступа (пользования), а также компенсации негативных экстерналий, порождаемых отдельными компонентами транспортной системы,

·         методологий и технологий транспортного планирования с элементами управления транспортным поведением,

·         планирование развития городов и населенных мест, строительство капитальных сооружений с позиций «неухудшения» транспортного обслуживания,

·         рационального использования наземного и подземного городского пространства для транспортных нужд,

·         организации и управления городским движением.

К сожалению, российская действительность дает массу примеров транспортного бескультурья градоначальников, принимающие неадекватные решения, а также законодателя, утверждающего неверно работающие градостроительные правила и нормы функционирования городского общественного транспорта. В результате при уровне автомобилизации в 300 автомобилей на 1000 жителей города практически «не едут», когда как в цивилизованных условиях автомобилизация в 900 автомобилей не является препятствием для высокого уровня транспортного обслуживания. Это соотношение (одна треть) может быть объективной оценкой этого культурного транспортного пласта в целом.

Теперь о конструировании и производстве транспортных средств и систем. Эта деятельность стала в последнее столетие элементом всеобщей культуры, а также обобщающим показателем экономического и производственного потенциала различных стран. Если абстрагироваться от качественных характеристик, то достигнутый уровень можно оценить соотношением производимых (без отверточных технологий) транспортных средств к вводимым в эксплуатацию. По нашим оценкам суммарное соотношение по воздушным, морским и речным судам, подвижному составу железнодорожного транспорта, автотранспортным средствам не превышает одну треть.

Транспортная инфраструктура. Здесь достаточно рассмотреть ситуацию с автомобильными дорогами, хорошо описанную даже в сугубо официальных материалах. Уровень их соответствия нормативным требованиям по количественным и качественным показателям не превышает 40%. Эту оценку можно применить и для терминальных объектов всех видов транспорта.

И последнее, это вопросы безопасного и бесконфликтного использования транспортных средств и транспортной инфраструктуры.

Достигнутые в этой сфере результаты (и, прежде всего, стереотипы и эталоны транспортного поведения) – следствие многовекового самообучения участников движения и властей всех уровней.

Просвещенное человечество постепенно отказалось от практики предоставления права преимущественного прохода (проезда) по праву сильного, или же по сословным признакам. Вместо этого оно пришло к таким культурным стереотипам, как предоставление право преимущественного прохода (проезда) по ситуационному признаку (кто первый подъехал, у кого помеха справа или слева), или же на основе гуманитарных приоритетов, то есть пешеходам, транспортным средствам неотложной помощи и общего пользования.

По мере роста количества транспортных средств вырабатывались организационно-экономические, информационные и правовые механизмы и институты, обеспечивающие и стимулирующие выполнение этих эталонов и практик, в первую очередь механизмы ответственности, возмещения вреда, страхования и т.п.

Уровень и качество использования (применения) указанных практик определяет величину транспортных и социальных рисков. Имеется соответствующая зависимость - закон Смида, называемой также «кривой самообучения нации».

Сравнение траектории изменений транспортных рисков России с обобщенной «кривой национального самообучения» демонстрирует весьма тревожные результаты: уровень аварийности весьма велик, а самообучение страны сдерживается. Если говорить о культурологических оценках, то и в этой сфере результаты измеряются конкретными цифрами: соотношением транспортных рисков в России по сравнению с тем, что предсказывает «мировая линия Смида». Это соотношение 3:2.

Выводы

Общие выводы крайне неутешительны. Если оценивать ситуацию по среднему арифметическому частных критериев, то получится 40% от номинала. Если действовать строже, то есть использовать свертку названных частных критериальных оценок, то получится, что уровень транспортной культуры в России составляет всего 1 (один!) процент от номинала.

Посмотреть на эти выводы можно с двух сторон: с позиций тривиального пессимизма (мол, как скверно у нас по части транспортной культуры) или же в сугубо оптимистическом духе (какие же у нас с вами открываются перспективы роста)!

Перспективы этого роста и в самом деле захватывающие. Когда-нибудь мы наверняка перестанем ездить по загруженной городской магистрали со скоростью 150 км/ч под аккомпанемент цветомузыки, или же парковаться на тротуарах и автобусных остановках. Мы перестанем также принимать решения о строительстве гигантского торгово-развлекательного центра «поперек» дороги, или же на площади у крупного транспортного терминала.

Мы, наконец, перестанем считать, что транспортные системы развитого и демократического государства нужны, в основном, для освоения месторождений полезных ископаемых и обеспечения транзита грузов сопредельных государств, к примеру, из «варяг в греки», или же параллельно «шелковому пути»…

Может быть, мы даже откажемся от сооружения платных дорог под задачи территориального развития, многокилометровых бараков для размещения городских дорог и трамвайных путей, от возведения внеклассного моста на пустынный остров, или рытья туннелей под проливами северных морей...

И последнее. Может быть, мы в недалеком будущем расстанемся с иллюзией о том, что государство решит все наши транспортные проблемы: ведь у родины-матери своих денег нет, а чужие – все считанные и целевые.

Поэтому когда-нибудь мы совместно с представителями транспортного и транспортоемкого бизнеса должны сесть в рядок или кружок и определить, что же нам нужно на самом деле и сколько это будет стоить. А потом – раскошелиться, позвать хороших транспортников и подрядчиков и поручить им построить хорошие логистики, дороги, мосты, транспортные терминалы, чтобы нашим детям и внукам удобно было жить, да и с транспортной культурой было бы все в порядке.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

15:50 Песков дал понять тщетность «резонанса» вокруг Сенцова
15:29 К осени из троллейбусов и автобусов Москвы уберут турникеты
15:12 Россия улучшила позицию в рейтинге цифровой конкурентоспособности
14:54 В США предъявили обвинение за крупнейшую утечку в истории ЦРУ
14:44 HD-качество без задержек: трансляции ЧМ-2018 в интернете
14:36 СМИ рассказали о возвращении Обамы в большую политику
14:16 Кремль раскрыл содержание письма Ким Чен Ына Путину
14:01 Минтруд РФ пообещал дать работу всем «новым» пенсионерам
13:43 Российские режиссеры попросили Путина помиловать Олега Сенцова
13:40 Небольшие белковые молекулы превращают обычную пчелу в пчелу-убийцу
13:21 Японская принцесса приехала в РФ на матчи своей сборной
13:20 Дума в семь раз подняла цену голоса на президентских выборах
13:01 Песков опроверг встречу Путина с Трампом до саммита НАТО
12:55 Пермские роботы отправляются в США
12:46 Сенаторы отказались понизить себе зарплату до средней по РФ
12:44 Кандидат от КПРФ подал документы для участия в выборах главы Подмосковья
12:44 Резидент «Сколково» интеллектуально осветил Пермь
12:38 Ученые упростили разработку оптических наносистем
12:25 Опрошенные россияне назвали необходимый для жизни размер пенсий
12:00 Биометрический загранпаспорт подорожал до 5 тысяч рублей
11:55 Госдума приняла во втором чтении поправки в бюджет
11:32 Губернаторы и мэры обошли футболистов в публикациях о ЧМ-2018
11:25 СМИ узнали о задержании брата экс-главы Дагестана
11:13 Рособрнадзор забраковал российские детские сады
11:05 Росстат улучшил промышленные показатели России по «новым данным»
10:55 Опрошенные россияне начали экономить на повседневных расходах
10:39 США назвали условие выполнения договора о ликвидации ракет
10:37 Кабмин предложил изменить распределение топливных акцизов
10:29 Шелуху овса ученые превратят в бактериальную наноцеллюлозу
10:17 Митрохина задержали за пикет против повышения пенсионного возраста
10:03 Половина опрошенных россиян захотели продолжения президентства Путина
09:59 Аналитики назвали пороговую зарплату среднего класса в России
09:43 Трамп и Китай пригрозили друг другу новыми пошлинами
09:36 СМИ узнали о новой схеме повышения пошлин на зарубежные интернет-покупки
09:30 Росавиация объяснила пламя в двигателе самолета с саудовской сборной
09:09 Матч открытия ЧМ-2018 стал самым рейтинговым телесобытием года
08:53 Госдеп потребовал от России освободить политзаключенных
18.06 21:05 iPhone будет автоматически передавать координаты в службу спасения
18.06 20:47 Трамп поручил создать космические войска
18.06 20:40 Сборная Бельгии с большим отрывом победила Панаму в матче ЧМ-2018
18.06 20:34 На Украине вновь арестован отказавшийся возвращаться из Дебальцево россиянин
18.06 20:08 Стало известно имя третьего фигуранта «дала Бабченко»
18.06 19:59 В Киргизии задержан второй экс-премьер по делу о коррупции
18.06 19:53 Песков прокомментировал сбор подписей против повышения пенсионного возраста
18.06 19:42 Уволенного из Сбербанка аналитика назвали лучшим в России
18.06 19:30 Паром с 80 пассажирами затонул на озере в Индонезии
18.06 19:12 Саратовский автоугонщик откусил полицейскому часть уха
18.06 19:03 Трое мексиканцев и иранец оказались в СИЗО Москвы из-за краж
18.06 18:52 Германия отложила решение проблемы беженцев до саммита ЕС
18.06 18:25 Совет Федерации покинут 17 сенаторов
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014