Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
13 декабря 2017, среда, 23:56
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 июля 2008, 09:46

О транспортной культуре

В отечественную практику неологизм «транспортная культура» был введен Виктором Николаевичем Ивановым в начале 70-х годов прошлого века; в те времена он был профессором МАДИ и занимался проблемой «автомобилизация и общество», включая самые общие вопросы безопасности дорожного движения.

С тех пор прошло почти 40 лет, однако ни в научной сфере, ни в реальной практике российское общество в плане повышения транспортной культуры далеко не продвинулось. Это хорошо видно по ситуации с автомобильными дорогами, развитием авиации и морского флота, транспортными проблемами мегаполисов, наконец, удручающим уровнем транспортной аварийности.

И только железные дороги, в основном, заботами кн. Хилкова и тов. Кагановича, продолжают исправно перевозить важные народнохозяйственные грузы и граждан СНГ. Да еще сами, российские граждане, вкусив прелести либерализации внешней торговли автомобилями, коренным образом решили задачи транспортного самообеспечения домохозяйств и малого бизнеса.

Что такое транспортная культура

Энциклопедические и толковые словари определяют культуру как совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений или как уровень развития каждой из областей – интеллектуальной, общественной и производственной – жизни.

Отсюда следует, что транспортная культура – совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений, связанных с транспортом, то есть с процессами и системами перемещения людей и грузов.

Указанные достижения – это выработанные человечеством правила, практические действия, изобретения (практики), позволяющих экономить время, здоровье и жизнь людей, другие ресурсы при передвижениях, обеспечивать комфортные условия проживания при развитии и функционировании различных видов общественного массового транспорта, а также индивидуализированных транспортных средств. В числе этих достижений также правила и эталоны поведения граждан при перемещении; институты и институциональные рамки, обеспечивающие реализацию наиболее эффективных практик; нормы ответственности и механизмы выполнения обязательств за нарушения практик и их последствия; технологические и технические регламенты эксплуатации транспортных средств и видов транспорта и т.п.

В этой связи очень важно знать и оценивать, как и на сколько то или иное государство, тот или иной народ воспринимает и использует эту совокупность достижений человечества, другими словами: как у них обстоит дело с транспортной культурой.

Для этого необходимо, как говорят культурологи, выделить определенные пласты транспортной культуры, отражающие составные части транспорта и системы общественных отношений. В этих пластах проще подобрать некоторые числовые показатели, характеризующие уровень достижений человечества в транспортной сфере.

Некоторые азбучные истины

Истина первая. Людям вообще присуще свойство передвигаться. Передвигаться с различными целями: деловыми, торговыми, культурно-бытовыми, или даже просто так: людей посмотреть и себя показать. Не вчера и не нами сказано: «нет нужды жить, необходимо плавать!».

Чем лучше и свободней живут граждане, тем больше они передвигаются, и тем больше выполняется транспортной работы по их перемещению и перемещению сопутствующих грузов.

Истина вторая. Вся история человечества пронизана целенаправленной деятельностью по созданию и использованию транспортных средств, систем и путей сообщения (дорог).

Мотивы этой деятельности весьма различные:

·         государственные (военные) нужды,

·         повышение производительности, эффективности и комфортности транспортных систем;

·         обеспечение автономности процесса перевозки от других граждан, юридических лиц и государства,

·         наконец, безопасность перевозок и т.п.

В качестве обобщающих критерии выбора (формирования) транспортных систем и транспортного поведения выступают «вечные ценности» – цена человеческой жизни и времени.

По мере повышения действующих в обществе оценок цены жизни и времени, в большинстве случаев, предпочтение отдается индивидуализированным, скоростным и комфортабельным транспортным системам и средствам, требующим преимущественного развития улично-дорожных сетей и других элементов транспортной инфраструктуры.

Истина третья. Государство формирует и реализует правила и процедуры принятия решений по транспортным и сопряженным проблемам на различных уровнях государственной и муниципальной власти, бюджетные и экономические механизмы финансирования развития транспортных систем, в том числе, основанных на принципах «пользователь платит» и «интернализация экстерналий».

Истина четвертая. Параллельно с деятельностью по созданию транспортных комплексов человечество отрабатывает практики безопасного и бесконфликтного использования, сначала - естественных путей перемещения, а затем – создаваемых транспортных средств и систем.

Истина пятая. Транспортные системы (города, региона, страны) включают в себя множество элементов, отражающих видовую структуру транспорта и их специализацию.

Эти элементы взаимно дополняют друг друга и, одновременно, конкурируют за общий для всех (почти для всех), и притом крайне дефицитный, ресурс – территорию, а наземный транспорт – за пропускную способность дорожной сети.

Эти банальности позволяют достаточно просто выделить культурологические пласты транспорта и сформировать оценочные показатели.

Пласты транспортной культуры

Первый пласт - общетранспортный. Это про то, что и как перемещается по территории страны. Имеется обобщающий измеритель – уровень гуманитарности транспортной системы: соотношение пассажирской и грузовой транспортной работы. В развитых странах это соотношение 3:1, в СССР к концу 1980-ых – 1:3, в сегодняшней России, с учетом быстрого роста автомобилизации и сокращения экономически немотивированных грузовых перевозок примерно 1:2. Другими словами, наша транспортная система в шесть раз менее гуманитарна, чем в развитых странах.

Увеличение этого показателя невозможно без адекватного роста транспортной доступности, увеличения скоростей и качества перевозок, рационализации видовой структуры транспортных услуг; другими словами, без существенного увеличения транспортной культуры.

Следующая позиция – культура государственного управления развитием транспорта или, точнее сказать, компетентность лиц, принимающих решения. Для страны в целом принципиальное значение имеют решения по вопросам приоритетов и механизмов развития различных видов транспорта и транспортной инфраструктуры, укрепления института перевозок по публичному договору, противодействию деятельности «субстандартных» перевозчиков.

Для мегаполисов такие решения должны отражать необходимость нахождения компромиссов между целями развития населенных мест и развития транспортных систем, а также нахождения рационального баланса между развитием индивидуализированных и массовых общественных транспортных систем.

Транспортная культура здесь в способности представителей власти реализовывать указанную «совокупность достижений человечества» в следующих направлениях:

·         регламентов финансирования транспортных благ и услуг общего доступа (пользования), а также компенсации негативных экстерналий, порождаемых отдельными компонентами транспортной системы,

·         методологий и технологий транспортного планирования с элементами управления транспортным поведением,

·         планирование развития городов и населенных мест, строительство капитальных сооружений с позиций «неухудшения» транспортного обслуживания,

·         рационального использования наземного и подземного городского пространства для транспортных нужд,

·         организации и управления городским движением.

К сожалению, российская действительность дает массу примеров транспортного бескультурья градоначальников, принимающие неадекватные решения, а также законодателя, утверждающего неверно работающие градостроительные правила и нормы функционирования городского общественного транспорта. В результате при уровне автомобилизации в 300 автомобилей на 1000 жителей города практически «не едут», когда как в цивилизованных условиях автомобилизация в 900 автомобилей не является препятствием для высокого уровня транспортного обслуживания. Это соотношение (одна треть) может быть объективной оценкой этого культурного транспортного пласта в целом.

Теперь о конструировании и производстве транспортных средств и систем. Эта деятельность стала в последнее столетие элементом всеобщей культуры, а также обобщающим показателем экономического и производственного потенциала различных стран. Если абстрагироваться от качественных характеристик, то достигнутый уровень можно оценить соотношением производимых (без отверточных технологий) транспортных средств к вводимым в эксплуатацию. По нашим оценкам суммарное соотношение по воздушным, морским и речным судам, подвижному составу железнодорожного транспорта, автотранспортным средствам не превышает одну треть.

Транспортная инфраструктура. Здесь достаточно рассмотреть ситуацию с автомобильными дорогами, хорошо описанную даже в сугубо официальных материалах. Уровень их соответствия нормативным требованиям по количественным и качественным показателям не превышает 40%. Эту оценку можно применить и для терминальных объектов всех видов транспорта.

И последнее, это вопросы безопасного и бесконфликтного использования транспортных средств и транспортной инфраструктуры.

Достигнутые в этой сфере результаты (и, прежде всего, стереотипы и эталоны транспортного поведения) – следствие многовекового самообучения участников движения и властей всех уровней.

Просвещенное человечество постепенно отказалось от практики предоставления права преимущественного прохода (проезда) по праву сильного, или же по сословным признакам. Вместо этого оно пришло к таким культурным стереотипам, как предоставление право преимущественного прохода (проезда) по ситуационному признаку (кто первый подъехал, у кого помеха справа или слева), или же на основе гуманитарных приоритетов, то есть пешеходам, транспортным средствам неотложной помощи и общего пользования.

По мере роста количества транспортных средств вырабатывались организационно-экономические, информационные и правовые механизмы и институты, обеспечивающие и стимулирующие выполнение этих эталонов и практик, в первую очередь механизмы ответственности, возмещения вреда, страхования и т.п.

Уровень и качество использования (применения) указанных практик определяет величину транспортных и социальных рисков. Имеется соответствующая зависимость - закон Смида, называемой также «кривой самообучения нации».

Сравнение траектории изменений транспортных рисков России с обобщенной «кривой национального самообучения» демонстрирует весьма тревожные результаты: уровень аварийности весьма велик, а самообучение страны сдерживается. Если говорить о культурологических оценках, то и в этой сфере результаты измеряются конкретными цифрами: соотношением транспортных рисков в России по сравнению с тем, что предсказывает «мировая линия Смида». Это соотношение 3:2.

Выводы

Общие выводы крайне неутешительны. Если оценивать ситуацию по среднему арифметическому частных критериев, то получится 40% от номинала. Если действовать строже, то есть использовать свертку названных частных критериальных оценок, то получится, что уровень транспортной культуры в России составляет всего 1 (один!) процент от номинала.

Посмотреть на эти выводы можно с двух сторон: с позиций тривиального пессимизма (мол, как скверно у нас по части транспортной культуры) или же в сугубо оптимистическом духе (какие же у нас с вами открываются перспективы роста)!

Перспективы этого роста и в самом деле захватывающие. Когда-нибудь мы наверняка перестанем ездить по загруженной городской магистрали со скоростью 150 км/ч под аккомпанемент цветомузыки, или же парковаться на тротуарах и автобусных остановках. Мы перестанем также принимать решения о строительстве гигантского торгово-развлекательного центра «поперек» дороги, или же на площади у крупного транспортного терминала.

Мы, наконец, перестанем считать, что транспортные системы развитого и демократического государства нужны, в основном, для освоения месторождений полезных ископаемых и обеспечения транзита грузов сопредельных государств, к примеру, из «варяг в греки», или же параллельно «шелковому пути»…

Может быть, мы даже откажемся от сооружения платных дорог под задачи территориального развития, многокилометровых бараков для размещения городских дорог и трамвайных путей, от возведения внеклассного моста на пустынный остров, или рытья туннелей под проливами северных морей...

И последнее. Может быть, мы в недалеком будущем расстанемся с иллюзией о том, что государство решит все наши транспортные проблемы: ведь у родины-матери своих денег нет, а чужие – все считанные и целевые.

Поэтому когда-нибудь мы совместно с представителями транспортного и транспортоемкого бизнеса должны сесть в рядок или кружок и определить, что же нам нужно на самом деле и сколько это будет стоить. А потом – раскошелиться, позвать хороших транспортников и подрядчиков и поручить им построить хорошие логистики, дороги, мосты, транспортные терминалы, чтобы нашим детям и внукам удобно было жить, да и с транспортной культурой было бы все в порядке.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
17:23 Навальный представил предвыборную программу
17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.