Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 декабря 2017, пятница, 03:29
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

13 ноября 2008, 08:49

Бедный адмирал

С этим адмиралом всё, на самом деле, не просто – потому что вместо одного адмирала мы имеем целую толпу героев массового сознания, которых роднит только красивая форма. Есть, например, две истории: история адмирала Колчака, и история, что рассказана в фильме "АдмиралЪ" (тут не всё, кстати, понятно – где-то он пишется с твёрдым знаком, а где-то без оного).

Так вот, история адмирала в фильме окончательно заместит историческую версию – точно так же, как история певицы Мадонны из фильма "Эвита" замещает историю Эвы Перон.

Что и как было на самом деле, не то чтобы неинтересно, но как-то уже нет сил выяснять. Кстати, самой честной и блестящей рефлексией по поводу этого фильма поделилась одна девушка (я поглядел, она, увы, стёрла эту фразу): "Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака расстреляют. Так и вышло".

Несколько миллионов людей, что увидят фильм "АдмиралЪ", – величина несоизмеримая с той, которую составляют историки или честные обыватели, что без лишних эмоций прочитали полсотни книжек о Гражданской войне.

Собственно, "АдмиралЪ" и есть "Эвита", то есть – любовная история на фоне исторических интерьеров.

А разница между любовной историей и историей примерно такая же, как между словами "милостивый государь" и "государь император". Мы теперь знаем, что в знаменитом «Броненосце Потёмкине» масса не то что исторических несообразностей, а просто целый ряд придуман Эйзенштейном и успешно манипулирует зрителем. Однако это не вычёркивает фильм о мятежном броненосце из списка мировых шедевров.

Претензии дотошных зануд нормальным потребителем отметаются сразу: "Ах, вы не швейцар, вы адмирал? Тогда не такси, а катер".

В умной книге Евгения Добренко о сталинском кинематографе и историческом нарративе рассказывается о серии фильмов о русских военачальниках, в частности, о двух адмиралах – Ушакове и Нахимове. Добренко пишет, что «…дальнейшая персонализация исторического персонажа невозможна. Действительно, в первой версии фильма о Нахимове исторические события были оттеснены на задний план. На первом плане был Нахимов "в жизни", помогавший устроить личную жизнь молодого лейтенанта Бурунова, много места занимали балы, дуэли и т.п. В сущности, фильм вполне справедливо был охарактеризован в Постановлении как фильм "о балах и танцах с эпизодами из жизни Нахимова». Причём «АдмиралЪ» напоминает социальную рекламу «России-которую-мы-потеряли», то есть звёзд, превратившихся на время в статистов, которые взявшись за руки, исполняют социальный призыв. В такую социальную рекламу набирают звёзд-статистов по принципам узнаваемости – и чем больше, тем лучше. В "Адмирале" перед зрителем предстаёт очень интересный кастинг – примерно тот же ряд «вообще самых популярных» актёров. Возник даже Фёдор Бондарчук в роли своего отца. Что ж нет?

Есть особый кинематограф, который не пересказывает историю, а как бы замещает её - примерно так же, как был устроен исторический кинематограф в тридцатые-сороковые годы.

Это было очень сложное внутри, и очень простое внешне послание Власти к Народу, в котором можно было вычитать множество ответов на ещё не заданные вслух вопросы. Конструкция истории в классических советских фильмах пластична, герои то возникают, то исчезают. Вот тут был какой-то человек с орденом Красного Знамени, а глядишь – и нет его. Появился сам Сталин и расставил политические акценты, но тут же лента дёрнулась, и разоблачённый Сталин исчез, оставив от себя недоумённые взгляды собравшихся, обращённые к пустому месту. Эта история не просто создается, а постоянно долепливается.

Понятно, что любому телеканалу, даже Первому, тяжело состязаться с отлаженным, мудро руководимым сталинским кино. (Хотя некоторые сцены "Адмирала"' вполне рифмуются со сценами советской классики – например, с "психической атакой" из «Чапаева»). Продукт современного исторического кинематографа – вовсе не послание, а, скорее, термометр. Исторический фильм стал историей любви, но неправильно думать, что этот кинематограф не имеет исторической ценности – очень даже имеет. Потому что это именно термометр общественного спроса.

Если раньше расстановка акцентов в кино была частью послания Власти к Народу, то теперь голос власти невнятен, и можно судить только о недооформленных идеях, что носятся в воздухе.

Я вовсе не хочу сказать, что намёки на эти идеи заложены создателями фильмов. Вовсе нет – и тем более интересно препарировать неосознанное послание к нации: ведь это не инициативное послание, а реакция, отражение процесса.

Есть ещё одно обстоятельство, связанное с этим новым фильмом, – на День Согласия и Примирения в этом году нам всем пообещали, что цены на билеты составят всего пятьдесят рублей. То есть, если не Властью, то некоторой частью общества фильм признан способствующим примирению и, наверное, символизирующим согласие.

Однако ж я не об этом, а именно о согласии и примирении – конечно, легко и сладко представлять себе, что руководство Первого канала вызвали в Кремль и попросили снять какой-то Государственный Фильм, расписав его детально. Но это слишком просто, даже если бы в какой-то форме это произошло. Скорее всего, сейчас новая стилистика возникает не сверху, а именно путём интуитивного (что очень важно) нащупывания Нового Государственного Стиля. Это окутанный харизмой Сталин мог легко сформулировать социальный заказ, сейчас такого авторитета всё-таки нет. Да и слава Богу.

И творит новый стиль не власть, а кинематографист, находя компромисс между властью и зрительскими ожиданиями. В результате идея реализуется через костюмный любовный сюжет. А как же иначе? Даже в «Чапаеве» Петька занят практическим объяснением того, что такое "щёчки" у пулемёта "Максим". А уж какая костюмная мелодрама представлена в фильме «Антоний и Клеопатра»!

Просто современная Россия куда более заражена гедонизмом, чем СССР середины тридцатых годов прошлого века. Идеология сильного государства, не сдобренная мелодрамой, превращается из пафосной  в комическую. Как кинопроцессом руководил И. В. Сталин, нам сейчас очень хорошо известно из множества источников, причём различных. На всех стадиях – от постановки задачи и написания сценария до съёмок, приёмки и проката.

Как-то сомнительно мне возрождение такого стиля управления кинематографом – и вовсе не из-за недостатка патриотизма. Проблема в том, что сформулировать Новый Большой Стиль очень тяжело, почти невозможно. Во время Отечественной войны кинематографисты, создавая наново биографии и историю, сталкивались с тем неразрешимым противоречием, что в одном пантеоне должны были сосуществовать царские генералы и герои Гражданской войны (герои, разумеется, со стороны Красной Армии). В современном пантеоне вполне совместны Антон Иванович Деникин и Георгий Константинович Жуков.

В голове честного обывателя всё время происходит процесс уминания истории в терминах "плохой - хороший". Сначала хорошими были красноармейцы, а белогвардейцы - отъявленными негодяями, потом, в семидесятые, наступил компромисс – среди белых офицеров появились честно заблуждающиеся романтики, к тому же поющие красивые песни под гитару. Наконец, наступило время скорби по "России, которую мы потеряли". Красные при этом стали совершенно звероподобными мерзавцами – точь-в-точь как в фильмах тридцатых, но с поправкой на улучшившееся качество изображения и Dolby Digital.

Есть такой старый анекдот про то, как слоны и муравьи играли в футбол. Понятное дело, во время игры половину муравьев слоны затоптали. После игры слонов замучила совесть, и они пришли в раздевалку к муравьям извиняться:

– Вы, братцы, простите нас, не со зла мы ваших ребят потоптали.

– Да ладно вам, мы ведь тоже жестко играли!

Это в чистом виде те диалоги, которые сейчас ведут потомки красных и белых. (С потомками убеждённых власовцев такой диалог ещё невозможен – слишком мала пока что историческая дистанция).

Такие диалоги о Гражданской войне, кстати, показывают, что с точки зрения массовой культуры теперь непонятно, кто же в ней победил. С противостоянием белых и красных случилось то же самое, что с кинематографическим Сталиным в семидесятые, - оно стало фигурой умолчания. Об этом говорить нехорошо, как о верёвке в известном доме.

Спроси сибиряков с их более крепкой, чем в Центральной России, родовой памятью, они понарасскажут о колчаковцах много страшного. Но фильм и вовсе не создаёт (и не должен создавать по своей сущности) объективной картины. В лучшем случае – непротиворечивую внутри самого себя картину. В нашем случае – картину благородства и страданий хорошего человека, которому за это Много Что Можно Простить. Всё остальное – кровь, жестокость, неудачные политические решения и упущенные возможности – выносится за скобки.

Это как память о скандале в благородном семействе – был какой-то ужас, но лучше вспоминать о другом. Одним – об усах и портупее комдива Котова, другим – о белом кителе адмирала Колчака. Они тоже вполне совместны – потому что это не персонажи прошлого, а персонажи настоящего.

Как пишет Добренко: «В мире, где "факт" есть продукт скрытых манипуляций, где "событие" упрятано за тайной, отсутствуют условия для их "переживания", для превращения истории в "духовный опыт" личности». Биография здесь не может состояться как форма исторического нарратива. История этой квазиличности не сворачивается в нарратив. Скорее наоборот, историко-биографический нарратив, построенный по всем правилам советского идеологического фантазма, порождает некий говорящий манекен, который на скорую руку обряжается в исторические костюмы, наделяется персональными чертами реальных исторических персонажей и играет их роль, сведенную к идеологической функции. Сама по себе "историческая личность" и ее жизнь лишены здесь "биографического смысла", поскольку являются лишь нарративным "воплощением" трансцендентных демиургических сил. Этим силам мало символизации в профиле ордена. Для полноценной репрезентации они нуждаются в инсценировании, в сюжете.

История выполняет здесь функцию фундамента (подобно историческому материализму, который призван лишь обосновать неизбежность и верность советского строя), а историческая личность персонифицирует Историю, которая без индивидуальной биографии не может состояться в сюжетном нарративе. Потребитель экранного действа замыкает этот круг, будучи не столько зрителем, сколько надсмотрщиком за виртуальным историческим персонажем. В музее восковых фигур русской истории зритель – единственное живое действующее лицо в цепи идеологических актеров, которое находится на границе конструируемых Истории и Современности. Тем самым он не дает историческому персонажу (а с ним и самой Истории) окончательно соскользнуть в современность ("опрокинуться в политику"). Он, как пограничник, удерживает их в мерцающем пространстве политического воображаемого и легитимирующих дискурсов. Так он становится соучастником современности».[1]

Добренко писал это о сталинском кинематографе, однако, ничего принципиально нового не придумано. «Интуитивная» конструкция строится ровно по тем же законам, что и доведённая до исполнителей вождём.


[1] Добренко Е. Музей Революции : советское кино и сталинский исторический нарратив. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 183 с.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

23:20 В Москве пройдет обсуждение книги Павла Уварова о Франции XVI в.
22:53 Минобороны РФ изложило свою версию «перехвата» Су-25 над Сирией
22:43 Россияне обыграли шведов на домашнем этапе Еврохоккейтура
21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.