Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 04:01
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

02 декабря 2008, 12:20

Россия, Азия и «воображаемое» Запада

«Неприкосновенный запас»

Одну из своих книг, единственную вышедшую по-русски, профессор Лондонской школы экономики и автор многочисленных работ в области международных отношений Кристофер Коукер назвал «Сумерки Запада», подчеркнув современное кризисное состояние западной цивилизации и неизбежность завершения определенного этапа в ее развитии. «Полит.ру» публикует интервью, в котором известный политолог делится своими взглядами на будущее мировой политической и экономической систем, а также высказывает мнение о Китае как новом мировом лидере и месте России в системе международных отношений. Материал опубликован в новом номере журнала «Неприкосновенный запас»(2008. № 61).

«Неприкосновенный запас»: Ваша единственная книга, опубликованная по-русски, называется «Сумерки Запада». Если руководствоваться самой элементарной логикой, за сумерками следует неизбежный упадок. Можно ли, на ваш взгляд, говорить об эпохе «после Запада»?

Кристофер Коукер: Хотел бы заметить, что, действительно, в английском варианте термин «сумерки» выглядит довольно мрачно, но вот в немецком языке это всего лишь завершение одного дня и начало следующего. В заключении к упомянутой книге я цитировал Вацлава Гавела, который в одной из своих публикаций несколько лет назад обращал внимание на это различие[1]. В сумерках перед нами, на мой взгляд, открываются новые возможности, здесь нет негативных коннотаций. Та история, которая заканчивается в данном случае – это сложившееся в XIX столетии представление Запада о самом себе. Как известно, весь XX век прошел под знаком нарративов, идей и мифов, сформированных в предыдущем веке. Запад и сейчас нередко пребывает в их плену. Посмотрите на Соединенные Штаты: американцы любят повторять, что они народ не прошлого, но позапрошлого века, а их устремления и упования очень похожи на устремления и упования, разделяемые их дедами и прадедами. Английский писатель Гилберт Кит Честертон, живший в Нью-Йорке в начале 1920-х годов, говорил о том, что американцы, даже войдя в XX век, продолжают грезить об ушедшем столетии. Европейцы тоже, хотя и в меньшей степени, по-прежнему вовлечены в реализацию проекта XIX века. С моей же точки зрения, мы должны двигаться вперед, а Запад, увы, пока не слишком способен на это. Упадок наступит только в том случае, если мы не сумеем преодолеть нынешних тенденций. Западу нужно прекратить рассказывать самому себе прежние сказки. Да, эти нарративы были крайне полезны, с их помощью была выиграна холодная война, но в современных условиях такой язык кажется устаревшим. Англосаксам стоит вспомнить о присущем им прагматизме: если воспроизведение одних и тех же историй полезно, продолжайте рассказывать их себе, но вот если оно более не приносит пользы, прекратите делать это и переходите к другим нарративам.

«НЗ»: Где-то сумерки, а где-то, наоборот, заря нового дня. Мой следующий вопрос будет касаться Азии: в частности, бурно обсуждаемого в последние годы подъема Китая и Индии. Не кажется ли вам, что наращивание китайской мощи может быть остановлено внутренней дестабилизацией, о возможности которой говорят многие аналитики? Кроме того, Индию порой записывают в число наиболее преданных сторонников США, едва ли не отказывая ей в статусе самостоятельного геополитического игрока. Так, например, поступает Роберт Кейган в своей последней книге[2]. Есть ли основания для подобных утверждений?

К.К.: Действительно, упомянутый вами автор много говорит о «лиге демократий», способной противостоять авторитарным режимам, включая Россию, во всем мире. По его мнению, как и по мнению сенатора Джона Маккейна, которого этот автор консультирует во внешнеполитических вопросах, это великая идея, способная вдохнуть новую жизнь в единство Запада. Но лига демократий, увы, невозможна: это еще один концепт, заимствованный из позапрошлого, XIX века. За ним стоит видение Америки как глобального игрока, способного наводить порядок не только, скажем, в Афганистане, но и во всем мире. Такой подход довольно опасен. Проблема в том, что язык «ценностей», на котором говорили в позапрошлом столетии, ушел навсегда – в XXI веке на первый план выходят не ценности, а интересы. Речь идет о сосуществовании множества непохожих друг на друга сообществ, часть из которых уже нельзя заставить делать то, что нам кажется необходимым, под дулом пистолета. Многие из них сегодня вовсе не склонны к демократии, а если и склонны, то сами варианты предлагаемой ими демократии заметно отличаются друг от друга – и от наших стандартов.

Взгляните на индийскую демократию: она вполне либеральна во внутренней политике, но абсолютно нелиберальна, как только речь заходит о политике внешней. У Индии нет никаких проблем ни с Робертом Мугабе в Зимбабве, ни с военной хунтой в Бирме. Что их действительно беспокоит, так это подъем Китая, которому они повсеместно пытаются противодействовать. Более того, индийцы весьма активны в продвижении своей позиции. В прошлом месяце, например, была обнародована индийская инициатива, адресованная странам Африки: ее главная идея в том, что не только Китай, но и Индия – часть африканской истории. И никакими либеральными ценностями в этой пропаганде не пахнет; речь идет сугубо об индийских интересах. Подобно индийцам, многие сегодня склонны считать, что ценности надо искать не вовне, а внутри сообществ. Можно, конечно, иметь либеральную коммунитарную культуру, как в самой Индии, но мы ведь не верим в либеральный коммунитаризм – мы сторонники либерального универсализма! Понятно, что с такой разницей во взглядах никакую «лигу демократий» сформировать невозможно. У Запада есть единственный способ сохранить целостность мира и свое место в нем – это поиск общих интересов с непохожими на нас «другими». В списке таких интересов, например, борьба за качественную природную среду и противодействие терроризму. Вот о чем надо говорить сегодня, а не о рожденной в XIX веке универсальной концепции либерального порядка.

Если говорить о Китае, то я вполне согласен с тем, что эта страна не слишком устойчива. Известно, сколь много демонстраций проходит в Китае ежедневно, и их общее число с каждым годом удваивается. Но при этом китайцы, зачастую недовольные тем, как с ними обходится государство, не выражают никакого недовольства отсутствием демократии, оно просто не беспокоит их. Да и трудно представить себе демократическую страну с населением в один миллиард триста миллионов человек: механизмы, которыми пользуется современная демократия, неадекватны подобным масштабам. Как мне кажется, в рассуждениях о грядущем крахе Китая желаемое порой выдают за действительное. На протяжении веков китайцы обнаруживали колоссальную способность к саморегенерации, что позволило их политической культуре сделаться старейшей в мире. Поэтому не стоит обманываться по поводу перспектив краха этой страны.

«НЗ»: А как бы вы могли описать принципиальные отличия между демократией XIX века и демократией XXI-го?

К.К.: Для демократии позапрошлого века центральной была идея о том, что воля народа священна и нерушима, а ее воплощением выступает общественный договор между народом и властью. Для американцев теорию общественного договора предложил Джон Локк, а для европейцев – Жан-Жак Руссо. Одна из «изюминок» общественного договора в том, что воля народа определяется с помощью выборов и прочих процедур с участием лиц, обладающих избирательным правом. Именно этим, прежде всего, руководствуются власти в своей политике, будь то парламент или кабинет министров.

С другой стороны, есть азиатская модель договора власти с обществом: модель предоставления услуг населению со стороны правительства исходя из подотчетности чиновников гражданам. Качественное правление в подобной системе координат представляет собой, прежде всего, обеспечение людей государственной заботой и покровительством. Например, сингапурский автор[3], опубликовавший недавно нашумевшую книгу «Новое азиатское полушарие: неотвратимое смещение центра мировой власти на Восток», говорит о двух типах авторитарных режимов. Примером первого из них выступает режим Мугабе, обирающий собственное население. В долгосрочной перспективе, говорит он, подобные режимы неустойчивы, поскольку они вырождаются в тирании, а тираническое правление во все времена противоречило укорененной в человеке абстрактной жажде справедливости. Но вот потребность в классической демократии в истории человечества, увы, не просматривается. Авторитаризм второго типа, напротив, основывается как раз на основополагающей роли справедливости в управлении социумом. Китайцы запечатлели данный подход в понятии «небесного мандата»: если правитель систематически нарушает свой долг, попирая гармонию и не оправдывая доверия подданных, то удача перестает ему сопутствовать. Именно чувство долга перед «подопечными», с точки зрения сингапурского автора, заставляет китайского министра выходить на вокзальный перрон и извиняться перед пассажирами за опоздание поездов. Согласитесь, трудно представить британского или американского министра в сходном положении, хотя, вероятно, именно в таком направлении и развивается современная демократия. Иначе говоря, завтрашняя демократия тоже будет опираться на общественный договор, но его природа станет иной -- в нем будет больше подотчетности и ответственности.

Вам, несомненно, знакома известная работа Чарльза Тейлора, посвященная «социальному воображаемому»[4]. Западная цивилизация вся выстроена на основе такого «воображаемого» -- институтов, которые производят нарративы, питающие нашу экономику, политику, социальную жизнь. Именно эти нарративы сообщают нам, кто мы такие и куда мы идем, именно они наделяют нас обязанностями и правами. Но Тейлор говорит, что «социальное воображаемое» модерна отличается от своих аналогов, сформированных в предшествующие эпохи. Различие заключается в том, что во всех случаях успеха проекта «социального воображаемого» практический опыт неизменно предшествовал теории, как это было с США, государством-продуктом «социального воображаемого». А в неудачных проектах аналогичного типа – например, в русском проекте 1917 года – теория, напротив, предшествовала практике. Конечно, отцы-основатели США вдохновлялись идеями Джона Локка, и потому американская революция была «революцией по Локку», но события 1776 года не основывались на его теориях. За ними стояла демократическая реальность церковных ассамблей, «великое религиозное пробуждение» 1730-х годов, обновившее всю общественную жизнь американцев. Евангелический протестантизм самым активным образом проповедовал местную демократию; именно это послужило отправной точкой революционных процессов в британских колониях в Северной Америке. Отвлеченная теория здесь не сыграла практически никакой роли. А в России Александр Керенский, собирая Учредительное собрание, не учитывал того, что крестьяне не в состоянии вообразить, что такое национальная воля: они мыслили категориями своей сельской общины, но не более того. Они просто не могли себе представить возможных итогов деятельности Учредительного собрания, ибо никакого понятия о народовластии или о народном суверенитете у них не могло быть. Иначе говоря, теория опережала практику с результатом, вполне фатальным.

В азиатском мире, кстати, тоже есть свое «социальное воображаемое». Там довольно долго старались теоретизировать, используя западные теории, причем порой эти теории оказывались вполне подходящими. Но проблема в том, что они не позволяют усваивающим их людям думать самостоятельно, связывают их сознание. В недавно вышедшей книге Марка Леонарда «О чем думает Китай?»[5] – автор провел три месяца в Китае, побеседовав с тремя сотнями китайских интеллектуалов, – демонстрируется, что китайцы только сейчас начинают мыслить независимо, вырываясь из плена западных теорий. Представьте, сколько собственных идей им предстоит выработать и освоить! Мне кажется, сказанное в определенной степени верно и для России. Иными словами, вот мой тезис: реальность демократии должна опережать теоретизирование о ней, и, как только мы соглашаемся с этим, происходит переход к общественному договору иного типа.

«НЗ»: Мой последний вопрос, естественно, посвящен России. Каким будет место нашей страны в мировой политике будущего? Как мне представляется, Россия все более настоятельно сталкивается с необходимостью решительного выбора, причем довольно скорого. По вашему мнению, Россия – европейская страна? И если да, то пойдет ли она в Европу?

К.К.: Да, разумеется, Россия – европейская страна, но при этом она не является частью западной саги, исторического пути Запада. Более того, она никогда и не стремилась по-настоящему приобщиться к этому пути. Вероятно, русских интеллектуалов можно считать причастными к западной истории – Альбер Камю, например, говорил, что не стал бы писателем без русского классического романа, – но эта литература едва ли повлияла на формирование «социального воображаемого» на Западе. Дмитрий Тренин недавно писал о том, как Европа потеряла Россию, но я не думаю, что Россия вообще когда-либо была Западом настолько, что Запад мог бы ее потерять. Я не думаю также, что ее место – в «клубе» западных стран. Да, исторически и географически Россия была и остается европейской державой, в Европе с каждым годом все больше русских, но при этом ваша страна так и не приобщилась к «социальному воображаемому» Запада. Вы не состоите ни в Европейском союзе, ни в НАТО. Фактически, Россия – единственная европейская держава, исключенная из двух ведущих объединений «социального воображаемого» Европы.

И вот здесь-то вам самое время сказать: посмотрите, у нас есть кое-что свое – российское «социальное воображаемое». Мы живем в тесном взаимодействии с ЕС, но мы не собираемся быть частью этого объединения. Наша задача в том, чтобы обеспечить неконфликтное сосуществование с Европой и Западом, не больше. Конечно, для такого взаимодействия необходимы особые механизмы, гораздо более совершенные, чем нынешние, вроде совета «Россия – НАТО». Вместе с тем, русским стоит прекратить внушать себе, что существует некое «евразийское общество», некая «российская цивилизация». По моему мнению, Россия есть часть западной цивилизации, но такая часть, которая не имеет отношения к моделям «социального воображаемого» Запада, сложившимся в XIX столетии. И в обозримой перспективе тут вряд ли что-то изменится. Разумеется, в ближайшие полвека будет происходить конвергенция институтов и социальных практик, но при этом вы не только останетесь сами собой, но и вполне сможете выжить без нашего «социального воображаемого».

Правда, если на планете вспыхнет масштабный конфликт, вам придется тяжело. России не стоит забывать о том, что на ее долю приходится лишь 4% мирового ВВП, в то время как у Европейского союза – 25%, у США – тоже 25%, а у Китая вот-вот будет 25%. Поэтому существовать в одиночку не удастся, придется решать, куда пойти. К китайцам? Не думаю, что это реалистичный сценарий: культура ваша скорее с Западом, чем с Китаем. Для России Китай хорош, прежде всего, тем, что его можно использовать для того, чтобы пугать Запад. Но Россия, между тем, продолжает энергично настаивать, что к «социальному воображаемому» Запада она не имеет ни малейшего отношения. Знаменитый эксперимент Петра Великого, говорят нам, не ставил перед Россией задачи приобщения к нарративам этого «воображаемого»; он затевался русскими лишь для того, чтобы научиться походить на европейцев в институциональном смысле и вести диалог с Европой с позиции равенства. Это, конечно, правда, но будущее не становится из-за нее более определенным.

12 июня 2008 года
Беседовал и переводил с английского Андрей Захаров


[1] «Слово “сумерки” традиционно связывалось с представлением о конце, разрушении, поражении или приближении смерти. В сознании Гавела оно означает конец этапа или цикла и начало чего-то нового. Оно дает нам время для размышлений, чтобы взглянуть на прошлое в перспективе и “набраться силы и решимости для будущего”» (см.: Коукер К. Сумерки Запада. М., 2000. С. 242).

[2] См.: Kagan R. The Return of History and the End of Dreams. New York: Alfred A. Knopf, 2008.

[3] Имеется в виду Кишоре Махбубани, декан Школы публичной политики Национального университета Сингапура. См.: Mahbubani K. The New Asian Hemisphere: The Irresistible Shift of Global Power to the East. New York: Public Affairs, 2008.

[4] Речь идет о книге: Taylor Ch. Modern Social Imaginaries. Duke University Press, 2004. Одна из статей этого автора была опубликована в «НЗ»: Тейлор Ч. Неразложимо социальные блага // Неприкосновенный запас. 2001. № 4. С. 7--18.

[5] См.: Leonard M. What Does China Think? L.: Fourth Estate, 2008.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

13.12 21:02 Герман Стерлигов начал продавать розги
13.12 20:44 Порошенко призвал к примирению с Польшей
13.12 20:13 ФСИН начала проверку после публикации о VIP-камерах в «Матросской тишине»
13.12 19:50 Канада разрешила поставку летального оружия Украине
13.12 19:30 У полковника Захарченко обнаружили замок в Лондоне
13.12 19:10 Совфед назначит президентские выборы на заседании 15 декабря
13.12 18:53 Лидеры исламских стран объявили Восточный Иерусалим столицей Палестины
13.12 18:35 Роскомнадзор пригрозил блокировкой за публикацию материалов нежелательных организаций
13.12 18:19 Bon Jovi и Dire Straits войдут в Зал славы рок-н-ролла
13.12 18:06 МВД предложило выплачивать деньги сообщившим о преступлении
13.12 17:40 Верховный суд Греции решил отправить российского совладельца криптобиржи в США
13.12 17:23 Навальный представил предвыборную программу
13.12 17:17 «Победа» отказалась от взимания платы за ручную кладь
13.12 17:05 «Титаник» и «Крепкий орешек» стали национальным достоянием США
13.12 16:59 Переселение по программе реновации начнется в первом квартале 2018 года
13.12 16:57 МИД рассказал о предложении РФ обменяться с США письмами о невмешательстве
13.12 16:41 В Красноярске отыскали прах Хворостовского
13.12 16:31 Ямальский депутат объяснила появление в ее запросе «города Бундестага»
13.12 16:17 Эрдоган призвал признать Иерусалим «оккупированной» столицей Палестины
13.12 16:05 Лидер Палестины призвал отменить признание Израиля
13.12 15:46 Google назвал самые массовые запросы россиян в 2017 году
13.12 15:22 Дума ввела штрафы до 1 млн рублей за анонимность в мессенджерах
13.12 15:14 Матвиенко подтвердила личное руководство Путиным операцией в Сирии
13.12 14:54 Усманов решил избавиться от доли в «Муз ТВ» и СТС
13.12 14:38 Дума ужесточила наказание для живодеров
13.12 14:31 ГП проверит снятый с «Артдокфеста» фильм
13.12 14:21 СМИ сообщили об утерянном в Красноярске прахе Хворостовского
13.12 14:07 Московский суд отказался принять иск Кашина к ФСБ по поводу Telegram
13.12 13:42 Роскомнадзор пригрозил «Открытой России» закрытием доступа к Twitter
13.12 13:40 В янтаре найден клещ и перо динозавра
13.12 13:16 Кремль ответил на заявление Трампа о победе над ИГ
13.12 13:01 Путин внес в Думу соглашение о расширении российской базы ВМФ в Сирии
13.12 12:47 Дума приняла закон об использовании герба России в быту
13.12 12:27 Дума одобрила закон о выплатах семьям за первого ребенка
13.12 12:09 «Яндекс» и Сбербанк подписали соглашение по новому «Яндекс.Маркету»
13.12 11:51 Полпреду Николаю Цуканову предложили стать помощником президента
13.12 11:34 ФСБ не нашла никаких призывов в речи Собчак о статусе Крыма
13.12 11:31 В России установят обязательные квоты для российских вин
13.12 11:07 Два участника теракта в Буденновске получили 13 и 15 лет колонии
13.12 10:45 В московской ячейке ЕР призвали не дать оппозиции участвовать в выборах мэра
13.12 10:35 50 миллионов лет назад в Новой Зеландии водились стокилограммовые пингвины
13.12 10:31 Социологи предсказали рекордно низкую явку на выборах президента
13.12 10:23 На развитие госпоисковика «Спутник» выделили еще четверть миллиарда рублей
13.12 09:57 Источники рассказали об отказе Сбербанка и Alibaba от создания СП
13.12 09:40 Транзит российского газа восстановлен после взрыва на австрийском хабе
13.12 09:39 США пообещали вернуться к вопросу Крыма
13.12 09:21 Украина задумалась об остановке поездов в РФ
13.12 09:17 Объявлены лауреаты премии «Большая книга»
13.12 09:08 На Олимпиаду поедут более 200 спортсменов из РФ
12.12 21:22 Саакашвили вызвали на допрос в качестве подозреваемого
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.