Адрес: https://polit.ru/article/2009/01/15/gaz/


15 января 2009, 09:40

Валютно-газовые бодания

Ставшие уже традиционными новогодние бодания России и Украины по поводу условий поставки газа если и вызваны в заметной части политическими мотивами, то формальной причиной конфликта являются чисто экономические условия. Россия требует, а Украина не соглашается признать два ключевых параметра поставок газа: цену на уровне европейской и валюту платежа в долларах или евро.

Причины отказа украинской стороны выполнять российские требования хорошо понятны. Во-первых, украинская экономика не в состоянии оплачивать газ по европейским ценам, так как энергоемкость ее производственного аппарата крайне далека от европейских стандартов. И если украинские предприятия станут приобретать газ по этим ценам, их производство станет убыточным. Во-вторых, при всем своем желании, украинская экономика не сможет собрать столько твердой валюты, чтобы оплатить поставки российского газа. С валютой у Украины было более или менее хорошо в 2005-2007 годах, вследствие высоких мировых цен на основной товар украинского экспорта – черные металлы. Но после начала кризиса во второй половине 2008 года  поступление валюты резко сократилось, и оплачивать газ стало нечем.

Формально Украина подпадает под критерий неплатежеспособного государства – она не может покрыть критический импорт выручкой от экспорта. Однако неплатежеспособность эта возникла вследствие заведомо неприемлемого требования оплачивать поставки газа (и не только газа) твердой валютой, которой у Украины, по понятным причинам, в необходимом количестве нет, и вряд ли когда-нибудь будет.

Надо отметить, что перевод расчетов между двумя тесно связанными экономиками на твердую валюту – это, по-видимому, лучший способ разрушить такую связь. Подобная идея в конце 80-х годов окончательно разрушила Совет Экономической Взаимопомощи, и потом ее реинкарнация в середине 90-х годов стала разламывать хозяйственные связи внутри СНГ.

Тем не менее, несмотря на нехватку валюты и формальную неплатежеспособность, фактически Украина может рассчитываться за потребляемые иностранные товары и услуги, но рассчитываться только встречными товарными поставками, то есть так, как это было заведено еще в советские времена и сохранялось до первой половины 90-х годов. Для этого заключается межправительственное соглашение, по которому российская сторона обязуется поставить на Украину определенное количество газа, а украинская сторона в Россию – определенное количество товаров местного производства, по стоимости равное стоимости получаемого газа. При этом набор украинских товаров может быть достаточно широким, и основное требование, которое к нему должно предъявляться, – найти в нужном количестве российских потребителей. Если это удается, то поставки газа осуществляются в полном объеме, и никаких серьезных трудностей в экономических отношениях между двумя странами не возникает.

Однако, несмотря на внешнюю привлекательность подобной схемы взаиморасчетов, а также имеющийся опыт ее применения, задействовать ее в настоящее время невозможно по ряду очень веских причин.

Первая причина: российская сторона выдвигает требование расчетов в твердой валюте.

Вторая причина: газ, который сейчас поступает на Украину, уже не российский, а среднеазиатский. Россия формально выполняет только функции транзитера и иногда добавляет свой газ, если среднеазиатского недостаточно. А республикам Средней Азии вовсе не требуются украинские товары, потому что у них самих таких товаров достаточно. А если чего-то и не хватает, то они предпочли бы это купить на мировом рынке за твердую валюту. Соответственно, большого желания заключать с Украиной подобного рода соглашения среднеазиатские республики не испытывают.

Третья причина состоит в том, что в России действует система квотирования импорта на ряд товаров, в том числе и на те, которые импортируются с Украины. И даже если Украина и Россия придут к соглашению об оплате поставок газа встречными товарными поставками, то далеко не факт, что поставляемые из Украины товары смогут быть ввезены на российскую таможенную территорию. Для того чтобы выполнить это соглашение, российской стороне придется расширять импортные квоты, что, в свою очередь, может вызвать сильное недовольство российских производителей аналогичной продукции.

Добавим, что эта система квотирования была введена не только для защиты внутреннего рынка, но и как еще одно средство экономического давления, которое, наряду с требованием оплаты поставок в твердой валюте, активно используется на межправительственных переговорах, поэтому рассчитывать на увеличение квот не приходится.

Таким образом, причин, по которым расчеты встречными товарными поставками не проводятся и у Украины существует хронический дефицит по платежам за газ, более или менее достаточно. При этом есть еще одна субъективная причина этого, связанная с деятельностью нынешнего премьер-министра Украины в те далекие времена, когда Юлия Владимировна была не главой правительства, а президентом Единых Энергетических Сетей Украины («ЕЭСУ»). Именно на то время пришлась хорошо известная бартерно-зачетная сделка между Россией и Украиной, в которую с российской стороны были вовлечены «Газпром», Налоговая служба, Министерство финансов и Министерство обороны, а с украинской стороны – правительство и «ЕЭСУ». Об этой сделке и последовавшем за ней уголовном деле, фигурантом которого была Юлия Владимировна, в свое время много писали и говорили, поэтому повторять его основные параметры нет необходимости. Главное – дело закрыто, и премьер-министр Украины в нем больше не участвует. Но даже успешно прекращенное уголовное дело оставляет после себя неприятный осадок, который мешает заниматься бизнесом, следствием которого как раз и стало возбуждение уголовного дела. То есть в нашем конкретном случае – бизнесом по поставке украинских товаров в обмен на российский газ.

Не пошел этот бизнес у Юлии Владимировны, и вот по этой субъективной причине рассчитывать на то, что за российский газ можно будет расплачиваться товарами, а не твердой валютой, Украине не приходится. Поэтому бодания между Россией и Украиной по поводу условий оплаты природного газа будут длиться до тех пор, пока не будут построены обходные газопроводы. А, значит, еще несколько новогодних газовых шоу нам гарантировано. 

См. также: