28 марта 2024, четверг, 20:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 января 2009, 09:17

Газовый треп, или русско-украинская дипломатия

О газовых переговорах между "Нафтогазом Украины" и российским "Газпромом" в последние три недели написано столько, что исключительно из этих материалов можно было бы составить солидную библиотеку. Газовая тема интересна всем:  неожиданно оказалось, что только на интернет-форумах и в блогах счет газовым экспертам идет на сотни, если не на тысячи. И все они обладают уникальной информацией. А также единственно верным знанием о том, кто прав, а кто виноват.

За новогодними и рождественскими столами тема газа неизбежно возникала где-то между третьей и шестой рюмками. Иногда люди даже ссорились, но чаще все заканчивалось объединяющим утверждением, что и по ту, и по эту сторону закрытой ныне газовой границы сидят… будем пользоваться эвфемизмами, не самые умные люди, которые разыгрывают какую-то не совсем понятную, но гаденькую карту.

Когда читаешь или слышишь газовую аналитику, поражаешься почти беспредельной самоуверенности экспертов и журналистов – они все знают, у них уже готовы выводы. Я вот могу честно признаться, что до сих пор не понимаю, кто кого больше обидел и, главное, за что. Кроме того, мне кажется, что в не самых прозрачных отношениях "Нафтогаза Украины" и "Газпрома" вообще нет правых – как и в любом другом конфликте, где сталкиваются многолетние интересы, невиновной не может чувствовать себя ни одна сторона.

Если отталкиваться от этой позиции, то едва ли не интереснее ответа на вопрос "а чем же разрешится газовый конфликт" будут размышления о том, "каким образом, собственно, ведутся переговоры". Потому что развитие конфликта оказалось исключительно богато на разного рода выпады и уколы. Если обычно переговоры ведутся за закрытыми дверями, и уже после согласования позиций официальные представители компаний выходят к прессе и озвучивают заранее вызубренные фразы, то в случае с "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" чиновники позволяли себе экспромты. По ним, как кажется, можно с определенной долей обобщения судить о том, что такое "большая российско-украинская политика". Или "большой бизнес" - неважно.

К газовому конфликту 2008 года стороны подошли, пользуясь спортивной терминологией, в разной форме. Хотя и "Газпром", и "Нафтогаз Украины" не скрывают, что почти напрямую управляются высшими чиновниками, у этих компаний больше различий, чем сходств.

С одной стороны, у украинских переговорщиков должно быть больше опыта ведения острых перепалок – политическая культура современной Украины с ее постоянными информационными войнами и публичными перебранками привела к тому, что чиновники и бизнесмены различного уровня научились худо-бедно в этих информационных войнах участие принимать. У "Газпрома" и всего российского правительства такого опыта в последние годы поубавилось - и представители компании, и представители власти привыкли действовать с позиции силы и восторженного ажиотажа вокруг собственных решений. Поэтому любая критика или несогласие может вызывать у них не только растерянность, но и злобу.

С другой стороны, украинские переговорщики не едины в своих позициях. Во всяком случае, газовый конфликт остается хорошим шансом для того, чтобы набрать рейтинговые очки в борьбе за украинских избирателей. Именно поэтому в случае с Украиной особенно важно, кто именно делает какое-либо заявление: премьер-министр Юлия Тимошенко, президент Виктор Ющенко или представители "Нафтогаза Украины". В любом из трех случаев заявление одной их этих сторон может быть впоследствии опровергнуто или скорректировано другой.

Не случайно, выступая 1 января 2009 года по российскому телевидению, официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов заявил, что делегация "Нафтогаза Украины", которая заседала в Москве в последние предновогодние дни, не имела мандата на подписание контракта с российской стороной. Зачем же тогда приезжала в Москву такая беспомощная делегация? Неизвестно. Зато хорошо известно, что премьер-министр Юлия Тимошенко на 31 декабря запланировала визит в Россию, который в спешном порядке пришлось отменить. По данным российской стороны (которые впоследствии были подтверждены и украинским премьером), Тимошенко не дал вылететь в Россию Виктор Ющенко, хотя контракт на поставки газа был почти подписан.

Еще одним любопытным фактом переговоров стала агрессивная риторика представителей "Газпрома". "Шеф сидит с Дубиной - в прямом и переносном смысле", - заявил 30 декабря все тот же Сергей Куприянов. Те, кто видел его выступление по телевидению, наверняка, обратили внимание, что Куприянов как бы на секунду задумался, говорить ему окончание фразы или не говорить.

Мы не знаем, была ли это инициатива самого Куприянова или заранее заготовленная фраза. Однако в любом случае заявление представителя "Газпрома" вызывает огромное количество ассоциаций: от известного анекдота "Дывысь, Голопупенко, яка смишна фамилия – Зайцев" до выражений "мочить в сортире" и "от мертвого осла уши".

Автор последних утверждений, кстати, тоже стал одним из спикеров газового конфликта. "На мой взгляд, сегодня ситуация такова, что действующее руководство на Украине не способно организовать нормальное прозрачное функционирование экономики Украины на рыночных принципах", - заявил 8 января российский премьер-министр Владимир Путин. Против кого был этот выпад – против Виктора Ющенко или против Юлии Тимошенко? Скорее всего, все-таки против президента Украины – во всяком случае, 10 января позицию Ющенко открыто критиковал «Газпром».

Ближайшие аналогии таких заявлений – речи президента Венесуэлы Уго Чавеса в адрес США или президента Белоруссии Александра Лукашенко в адрес всего западного мира. Хотя и в этих случаях ситуация принципиально иная – руководство и Венесуэлы, и Белоруссии такими речами самоутверждается. Премьер-министру России вроде бы самоутверждаться ни  к чему: Россия и так разговаривает с Украиной с позиции сильного.

В этой связи особенно любопытно, что руководство Украины для обороны выбрало относительно мягкую позицию. По взаимным обвинениям Ющенко и Тимошенко мы знаем, что оба этих политика могут быть и едкими, и ехидными, и требовательными. Однако чем отвечают украинцы на заявления «Газпрома» и Владимира Путина?

Кажется, что украинская сторона очень охотно взяла на себя роль жертвы и постаралась это впечатление усилить. Во всяком случае, на время. Недаром в официальных пресс-релизах правительства и «Нафтогаза Украины» неоднократно повторялось, что чиновники и бизнесмены возмущены «откровенно пренебрежительными заявлениями» представителей «Газпрома». Кроме того, 5 января пресс-служба «Нафтогаза Украины» выпустила специальный пресс-релиз, в котором… поздравила «Газпром» с наступающим Рождеством. «Желаем вам успехов в делах, творческого вдохновения и крепкого здоровья! Будьте всегда исполнены оптимизма вопреки сегодняшним неурядицам!» - пишут представители украинской компании. И продолжают для полноты картины: «Пусть наступивший год будет щедрым на любовь в ваших сердцах, прибавит мудрости в повседневных делах».

На Украине не могли не понимать, что такое поздравление будет расценено российской стороной как изощренное издевательство и никак не будет способствовать нормализации процесса переговоров. В начале января вообще складывалось ощущение, что ни одной стороне эти переговоры не интересны и являются пустой и никому не нужной формальностью.

Например, «Газпром» уже 4 января фактически в открытую обозначил: сколько Украина заплатит за топливо, никакими формулами не вычисляется. Иначе как объяснить, что «Газпром» пытался продать «Нафтогазу Украины» топливо и по 250 долларов за тысячу кубометров, и по 370, и за 418, и в конце – по 450 долларов?

На Украине также подчеркивали, что переговоры зашли в тупик и проводить их, в общем-то, нет ни необходимости, ни желания. Именно с такой точки зрения стоит воспринимать затягивание конфликта в начале января, когда стороны не могли решить, где же проводить переговоры, в Москве или в Киеве. Заманить соперника на свою территорию украинцам не удалось – переговоры по-прежнему проходят либо в Москве, либо в Европе.

Неудивительно, что при таком нежелании договариваться украинские политики тоже довольно быстро ушли с позиции жертвы и начали свою риторическую атаку на «Газпром». Особенно старались в секретариате президента Виктора Ющенко. 13 января там сравнили прекращение подачи топлива на Украину с блокадой Ленинграда, то есть фактически сравнили «Газпром» с армией фашистской Германии. Кроме того, в секретариате Ющенко полагают, что тайной целью «Газпрома» является провоцирование мятежа в восточных областях Украины.

Естественно, что российские политики на такие заявления не отреагировать просто не могли. Поэтому в «Газпроме» в тот же день отметили, что Украина «танцует под музыку, которую играют не в Киеве», намекнув на участие в конфликте США.

От этой риторической игры, которая никак не способствовала продвижению переговоров ни по поставкам топлива Украине, ни по транзиту через нее, вряд ли кто-то может чувствовать себя победителем. Зато проигравших – хоть отбавляй, причем это касается не только и не столько украинцев и россиян, сколько европейцев, миллионы которых вдруг неожиданно перестали получать газ.

Не позавидуешь и европейским переговорщикам, которые вмешались в конфликт. Мало того, что им, как и всем участникам конфликта, нанесен репутационный ущерб. Гораздо важнее, что многие их них, согласившись стать наблюдателями на газоизмерительных станциях или участниками переговоров, невольно оказались заложниками российской и украинской сторон. Те, в свою очередь, старательно пользуются тем, что европейцы мало что понимают и в отношениях двух стран, и в той риторической борьбе, о которой написана эта заметка.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.