Адрес: https://polit.ru/article/2009/02/05/crisis/


05 февраля 2009, 11:22

Валерий Фадеев: Спад прекратится через полгода

Преодолеть кризис возможно только путем решения стратегических задач, считает Сопредседатель Клуба политического действия «4 ноября», директор Института общественного проектирования, Председатель комиссии ОП РФ по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Валерий Фадеев.

Почему, на ваш взгляд, мировой финансовый кризис так больно ударил по российской экономике? Некоторые политики выступают с заявлениями, что в условиях кризиса стране придется жить не один год.

Основных причин две. Первая очень высокая доля экспорта в нашем производстве. Причем, экспорта, в основном, сырьевого. Цена на такую продукцию  подвержена очень серьезным конъюнктурным колебаниям. Как только резко стала падать цена на нефть, у нас и возникли проблемы. Мы вообще слишком зависим от внешнего рынка. В нашем ВВП доля экспорта одна из самых больших в мире. Она должна быть гораздо ниже. Внутренний рынок должен быть существенно больше.

Вторая причина – чрезвычайная слабость российской финансовой системы. Мы больше пользовались услугами мировых финансов, чем собственными. Свои деньги мы направляли в Стабфонд, Золотовалютные резервы и т.д., не развивая при этом собственную финансовую систему. А сейчас, когда западная мировая финансовая система оказалась в кризисе, мы вынуждены затыкать собственными накопленными деньгами дыры, возникшие вследствие кризиса там, на Западе.

Сегодня политические клубы «Единой России» активно ведут дискуссию по поводу антикризисных мер. По каким вопросам удалось выработать консолидированную позицию?

Пока дискуссия политических клубов не набрала нужного интеллектуального и практического уровня. Мы первый раз в России сталкиваемся с таким мощным конъюнктурным кризисом. И у нас, к сожаленью, пока нет практико-социальных навыков его преодоления. Мы все делаем  первый раз, так сказать, на живую нитку.

В целях поддержки банковской системы государство выделило значительную сумму. Насколько оправданным был этот шаг?

В какой-то момент мы оказались в зоне чрезвычайно высоких рисков. Вся банковская система России могла прекратить работать. Это означало бы для страны  глобальный платежный кризис. Экономика просто могла бы встать, ведь она оказалась отсечена от западных денег. А наша финансовая система просто не справилась бы с ее обслуживанием. Поэтому в этой ситуации правительство и монетарные власти приняли единственно правильное на том момент решение накачать деньгами банковскую систему. Таким образом, удалось избежать платежного кризиса. Ни на один день не прекращались платежи. Вся финансовая система и банковская в первую очередь работали исправно. И об этом не надо забывать. Это очень важное достижение.

Да, в какой-то момент возникли проблемы с невыдачей кредитов предприятиям. Но все-таки оно уже возобновилось. Сейчас объемы выдаваемых кредитов выше, чем осенью. Значит, результат есть.

Доверие простых граждан банкам оказалось подорвано. Как его вернуть?

Был критический момент осенью, когда вкладчики ринулись забирать деньги из банков. Но он был не долгий. Если бы власти допустили платежный кризис, тогда бы разразилась настоящая паника. Но этого, повторюсь, удалось избежать. Никакого оттока денег из банков сейчас нет. Очень важно, что государство повысило объем гарантированных вкладов. Как известно, 98% вкладов попадают под эту категорию. Это значит, что большинство граждан застраховано от банкротства банков, где у них хранятся сбережения и в любом случае они получат свои деньги обратно.

Сейчас все ринулись переводить рубли в доллары. Насколько это разумно, на ваш взгляд?

Это явление свойственно нестабильным переходным экономикам. В Европе никто не бросается переводить евро в доллары вследствие колебания валют. Большинство граждан просто не обращают внимания на изменение курса. Это явление нашей неустойчивой экономики. Я думаю, лет через десять это пройдет. Сейчас девальвация  практически завершена. Поэтому уже нет особого смысла менять рубли на доллары.

Вы говорите, что прямая зависимость от нефтяных доходов для российской экономики губительна. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы от нее избавиться?

Нужна другая экономика. Сейчас наша экономика более примитивная, чем она была в советское время. Тогда мы не были лидерами, скажем, по производству тракторов, но мы их производили достаточно, чтобы обслуживать собственное сельское хозяйство. А сейчас это в основном импорт. Теперь перед Россией стоит важнейшая задача перезапустить целые секторы экономики. Это будет довольно сложно сделать. Возьмем, к примеру, легкую промышленность. Сегодня у нас наперечет можно перечислить компании, которые производят то, что покупается на внутреннем рынке. При этом наш рынок слишком открыт и те же китайские товары имеют преимущество на нашем рынке. И сейчас в связи с кризисом ситуация для наших компаний в этой сфере только ухудшается.

Что делать? Нужно вырабатывать планы конкретных действий по каждой отрасли. Сегодня у нас есть такие планы. Но они по большей части бессодержательные, формальные. Настоящие задачи начали ставиться лишь в прошлом году, когда появилась Стратегия 2020, когда было заявлено о необходимости создания инновационной экономики, инновационного общества. К сожалению, сейчас разразился кризис и реализация этого плана под угрозой. Но я глубоко убежден, что мы преодолеем кризис, только если будем решать задачи стратегического характера. Это не отменяет необходимость «пожарных» мер. Но только если будем решать стратегические задачи, мы сможем сделать экономику гораздо более устойчивой, чем сейчас.

 

Почему повышаются тарифы в кризис? Каков вклад естественных монополий в общий уровень инфляции в стране?

Тут два аспекта. Первый у нас очень старая инфраструктура ЖКХ. Нужно все переделывать, перестаивать. Это требует больших инвестиций. Деньги нужно откуда-то взять. И эта инвестиционная составляющая заложена в тарифах.  

Но есть и другой аспект. Никто толком не знает, насколько эффективно работают естественные монополии. По косвенным данным их эффективность не велика. А значит внутри этих компаний есть серьезные резервы. Но как заставить компании использовать внутренние резервы для повышения эффективности и медленно повышать тарифы, пока неясно. Во многом эти компании остаются «черными ящиками» для Госдумы  и часто даже для правительства.

Сегодня, в условиях кризиса государство принято очень правильное решение – тарифы будут увеличены лишь на 5%. А дальше нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация в экономике. Ведь задачу глубокой модернизации естественных монополий никто не отменял. Сейчас необходимо продумать способы давления на эти монополии, особенно на местные, локальные компании в области ЖКХ с целью повышения их эффективности. Уже известны такие примеры, когда серьезные руководители, не настроенные на воровство, показывали рост эффективности в разы. Здесь важна роль общественности и политиков. Роль руководителей «Единой России» на местах. Там, где завязаны большие деньги и личные  интересы, без политического вмешательства проблема эффективности никогда не решится.

Как можно заставить эффективно «работать» средства, выделяемые сегодня государством на поддержку реального сектора экономики?

Пока не все из 295 предприятий списка получили деньги. Поэтому говорить об эффективности их использования рано. В основном средства получили пока крупные предприятия. Если речь идет о частных компаниях они сами знают, как лучше использовать эти средства. В этом смысле, чем больше рынка, тем лучше, чем больше частных компаний, тем эффективнее деньги будут использоваться. Проблема – это их использование в государственных компаниях с государственным участием, где рулят бюрократы.

Хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, очень важно, чтобы эти средства доставались и тем компаниям, которые были созданы за последние годы, которые владеют современными технологиями, современной организацией производства. Такие компании у нас есть. Их много. Они и будут в будущем определять лицо российской экономики. Если сейчас, в период кризиса они не выживут, то мы совершим регрессивный структурный сдвиг. Останутся только «гиганты социалистической индустрии», и ничего нового у нас не будет

Сегодня много говорится о необходимости развития среднего и малого бизнеса в стране, который должен обеспечить дополнительные рабочие места. Как стимулировать этот  процесс?

Конечно, нужно продолжать политику сокращения налоговой нагрузки на предпринимателей, которая сегодня ведется. Но мне кажется, что механизмы развития малого и среднего бизнеса все-таки отличаются.  Малый бизнес – это локальный бизнес, обслуживающий локальные рынки. А вот средние компании – это нечто другое. Из них вырастают гиганты. В средних компаниях концентрируется экономический капиталистический творческий потенциал. Поэтому средние компании должны быть в особом фокусе экономической политики. А у нас они сегодня вообще выпадают из экономической политики. Малый бизнес сегодня поддерживается, потому что это решение социальной проблемы занятости. И это правильно. Если государство не поддержит малый бизнес сегодня, то эти компании закроются, работники останутся без доходов. Они перестанут платить налоги. И им потребуется пособие по безработице. Не думаю, что затраты бюджета при этом будут меньше. Крупные предприятия также поддерживаются, потому что это – большое количество рабочих мест. Кроме того, там зачастую концентрируется экспортный потенциал, формирующий бюджет. А вот средний бизнес вне поля зрения.

Что же нужно сделать, чтобы поддержать «середняков»?

Нужны крупные проекты государственного масштаба. Например, взять машиностроение. Как поднимается средний бизнес? Вокруг крупной автомобильной компания функционируют сотни тысяч средних компаний, которые производят тысячи комплектующих для сборки автомобилей. Чем быстрее развиваются автомобильные компании, тем быстрее поднимаются средние. При этом важно помнить, что инновационный потенциал, если мы говорим об автомобильной промышленности, концентрируется именно в средних компаниях, а не в сборочных. Именно они повышают качество комплектующих, делают их более эффективными, практичными. Таким образом, если в России будут запущены большие проекты с господдержкой, то и средний бизнес будет подниматься. Перспективные в этом плане отрасли – это строительство, энергетика. Представьте, что у нас будет запущена программа энергосбережения. Много компаний начнут производить датчики, измерители, начнут модернизировать энергетические системы и т.д. Вот поле приложения для среднего бизнеса. 

Вернемся к малому бизнесу. Что мешает сегодня его развитию? Каковы перспективы?

Чтобы малый бизнес развивался нужно бить по рукам тех, кто этому препятствует. Я имею в виду многочисленные проверяющие инстанции, которые обдирают их. Здесь не нужно стесняться применять жесткие меры. Требуется политическая воля на местах, чтобы укоротить длинные руки коррупционеров. Добиться этого можно. Есть регионы, в которых ситуация с развитием малого бизнеса гораздо лучше, чем в целом по стране. Пока мы здесь не наведем порядок, работа в малом бизнесе остается экстримом. Но далеко не все люди готовы заниматься экстримом. Даже удивительно, что при таких жесточайших условиях так много людей занимаются малым бизнесом в России.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы выхода России из кризиса?

При благоприятном развитии событий, оживление в российской экономике может начаться уже во второй половине года. Я не имею в виду подъем. По крайней  мере, прекратится спад и могут появиться признаки роста в некоторых отраслях промышленности.

Я считаю, нам нет необходимости ждать, когда начнется экономический подъем в США и других странах. Мы имеем такой потенциал роста, что можем быть независимыми от внешней конъюнктуры. Конечно, мы будем от нее зависеть в части тех рынков, где мы поставляем ресурсы – нефть, газ, металл. Но ничто не мешает нам запустить внутренний рынок, активизировать жилищное строительство и массу других отраслей, о которых мы говорили выше. Решение этих задач в наших руках, а не в руках мировых финансистов и американского правительства.

См. также о кризисе: