29 марта 2024, пятница, 03:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

05 февраля 2009, 14:23

Пираты оставили «Фаину»

После получения выкупа сомалийские пираты освободили украинское судно «Фаина», экипаж которого провел в плену 133 дня. «Мы освободили «Фаину». Три человека на один час задержались с отправкой, но теперь судно свободно», – сказал агентству AFP представитель пиратов Сугуле Али.

Об освобождении судна уже поспешил заявить и украинский президент Виктор Ющенко, пресс-служба которого сообщила, что «специальные разведывательные органы Украины осуществили чрезвычайно сложную и беспрецедентную операцию по освобождению моряков». Успел выразить свое удовлетворение и российский МИД. Все эти заявления прозвучали еще до того, как судовладелец официально объявил об освобождении.

Вечером 4 февраля стало известно, что захватившим «Фаину» пиратам передан выкуп – $3,2 млн. Вертолет из Южной Африки доставил выкуп во вторник, 3 февраля. Пираты обещали отпустить «Фаину» после того, как пересчитают деньги и убедятся, что на них не собираются нападать военные корабли. На борту «Фаины» находилось около 100 вооруженных человек, которые начали пересчитывать деньги.

Как сообщило издание «Морской бюллетень», в четверг пираты стали покидать захваченный корабль небольшими группами с небольшим количеством денег при каждой. Причем следующая группа не сходила с судна до тех пор, пока предыдущая не сообщит на борт, что они благополучно достигли берега, никто на них не напал и угрозы нет.

Издание отметило, что такова новая тактика пиратов – обезопасить себя от возможного нападения со стороны как американцев, чей корабль продолжает находиться поблизости от «Фаины», так и своих местных бандитов или боевиков той или иной группировки. На борту американского корабля, блокирующего «Фаину», находится человек, наблюдавший за освобождением супертанкера Sirius Star, он говорит, что супертанкер освобождался по аналогичной схеме и на это ушло 34 часа.

Сухогруз «Фаина» был захвачен пиратами у побережья Сомали 25 сентября. В момент разбойного нападения на судне находился экипаж в составе гражданина Латвии, троих россиян и 17 граждан Украины. Капитан судна – россиянин Владимир Колобков – умер от сердечного приступа вскоре после захвата. После этого обязанности капитана стал исполнять Владимир Никольский.

Особое внимание к захваченному судну привлекало то обстоятельство, что на его борту находится военное оборудование, в том числе 33 танка Т-72 и зенитные установки. Некоторые эксперты высказывали подозрение, что оружие предназначалось для южных провинций Судана, в обход международного эмбарго. Однако в Минобороны Украины уверяют, что на захваченном пиратами судне находились легально продаваемое госкомпанией «Укрспецэкспорт» в Кению вооружение.

Все время захваченная «Фаина» находится под наблюдением нескольких американских военных кораблей, задача которых – не допустить выгрузки оружия и техники на берег. В октябре к берегам Сомали подплыл корабль российского Балтийского флота «Неустрашимый».

Отметим, что сразу после захвата судна пираты потребовали $35 млн – в 10 раз больше, чем они получили. Однако в ходе тяжелых переговоров они стали снижать сумму. Освобождение «Фаины» затягивалось из-за того, что пираты были не удовлетворены действиями посредников. В итоге захватчики предпочли общаться с судовладельцем – Вадимом Альпериным – напрямую.

Между тем родственники моряков «Фаины» намерены подать в суд на президента Украины Виктора Ющенко и Министерство иностранных дел за бездеятельность в вопросе освобождения экипажа. В последнее время стали поступать сообщения, что за время пребывания в плену здоровье моряков «Фаины» ухудшилось. Главный редактор издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко рассказывал, что у пленных моряков «язвы по телу и понос». «Причины ухудшения состояния здоровья моряков очевидны: это недостаток движения, постоянное пребывание запертыми в тесном пространстве, а также скудость рациона питания», – говорил Войтенко.

«Вообще у них плохое состояние здоровья, не хватает еды, труп в холодильнике, и не осталось никакой надежды…», – рассказывал о моряках связавшийся с журналистами сомалиец.

По данным Международного Морского Бюро, в 2008 году число пиратских нападений у берегов Сомали возросло более чем в два раза по сравнению с предыдущим годом. С января по октябрь 2008 года была совершена 61 попытка захвата торговых, рыболовецких и других судов, многие из которых увенчались успехом. Что характерно, если раньше сомалийские пираты действовали, в основном, в акватории морского порта Могадишо, то с первых месяцев 2008 году центром их активности становится Аденский залив, через который проходит один из самых оживленных морских путей. Фактически под угрозу была поставлена вся морская торговля через Суэцкий канал.

Эксперты говорят, что причина, по которой сомалийцы занимаются пиратством, коренится в обстоятельствах внутреннего конфликта, зародившегося в начале 1990-х годов. В течение многих лет некому было регулировать ситуацию в рыболовном районе Сомали вдоль побережья, – самого длинного побережья во всей Африке. Поэтому местные сомалийские рыболовные флотилии не имели никакой защиты или прав в зоне морских владений страны, так что международный флот мог распоряжаться на воде и истощать рыбные запасы. Недовольство таким положением дел заставило сомалийцев, по возможности, взимать с иностранных рыбаков что-то вроде «лицензионных отчислений». Со временем ситуация усугубилась, и с иностранных экипажей стали требовать выкуп.

Затем в дело включились тяжеловооруженные пираты, орудующие с больших плавучих баз среди открытого моря, вдали от сомалийского побережья. Только за 2008-й год им удалось награбить приблизительно 150 млн. долларов в виде выкупов, что, в свою очередь,  позволило им обзавестись более совершенным оборудованием для захвата крупных торговых судов.

Сейчас всю территорию распавшейся в 1991 году Сомалийской Демократической Республики можно условно поделить на три части. Это самопровозглашенная республика Сомалиленд на северо-западе, власти которой выступают за полную независимость от Могадишо; автономная республика Пунтленд на северо-востоке, власти которой на словах отвергают независимость; центральный и южный районы, где вот уже 18 лет царит безвластие в условиях непрекращающихся стычек клановых группировок.

Опорные пункты сомалийских пиратов находятся в Пунтленде и в центральной части страны. Важнейшие их них – порт Эйл (Пунтленд), бывшая рыболовецкая база близ Харардере и порт Хобио (оба – Центр). В Сомалиленде пиратских баз нет, во многом – благодаря жесткой позиции местного правительства.

Подробнее о ситуации в Сомали и о сомалийских пиратах см.:

Александр Жуков. Пираты на обломках государства

А также:

Сомали: пиратство и политика. Комментарий специалиста по Африканскому рогу из Университета Джона Хопкинса

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.