19 марта 2024, вторник, 11:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 февраля 2009, 11:00

Петербургский Контекст

В декабре прошлого, 2008 года, в Санкт-Петербурге начал работать междисциплинарный лекторий «Контекст» – открытая дискуссионная площадка, на которой, как предполагается, представители научного мира могли бы встречаться с представителями мира бизнеса для обсуждения общезначимых вопросов.

Формат лектория несколько необычен и, в каком-то смысле, напоминает семинары «Полит.ру» наоборот. Заседание начинается с сорокапятиминутной – часовой лекции, которую читает homo academicus. Обычно это вузовский преподаватель или исследователь. После этого на сцену выносят ряд стульев для оппонентов (обычно из числа представителей бизнеса) и лекция превращается в круглый стол по ее обсуждению.

Такой формат требует от докладчиков определенной смелости. Надо быть готовым не только к тому, чтобы завладеть вниманием аудитории, значительная часть которой давно забыла о своих студенческих годах, и удержать его, но и к тому, что эксперты могут обрушиться на лектора с сокрушительной критикой.

«Полит.ру» – информационный партнер лектория и будет освещать его деятельность для своих читателей. Соорганизаторами проекта выступили Смольный институт (СПбГУ) и Агентство бизнес-коммуникаций ZERO. О замысле проекта и первых шагах его работы мы попросили рассказать кураторов проекта – Оксану Жиронкину, руководителя Информационного отдела Смольного института (СПбГУ), и Сергея Ушана, партнера и креативного директора агентства ZERO.

Оксана Жиронкина

Оксана Жиронкина: Проект возник не на пустом месте – до этого была попытка создать журнал для бизнесменов, для которого писали бы ученые, нечто похожее на Harvard Business Review, но с упором на исследования по антропологии и качественной социологии. Временные и финансовые затраты на такое издание существенно превысили ожидания спонсоров, и этот, венчурный проект оказался временно заморожен. Однако инициаторы издания не опустили руки, понимая, что потребность в поиске общей платформы для диалога между наукой и бизнесом существует, и что Питер перекормлен как сугубо культурными ивентами, так и академическими семинарами.

На фоне петербургской жизни, пресыщенной культурными и научными событиями, создать что-то новое и актуальное было непросто даже таким искушенным специалистам по ивент-маркетингу как компания ZERO, киноклуб которого, один из десятка киноклубов Петербурга, был признан в 2007 году журналом «Тайм Аут» лучшим в Петербурге. Для того чтобы свести вместе людей, которые обычно не общаются, – будь то работа или частная жизнь – и вызвать у них не обиду друг на друга, а, наоборот, заинтересованность друг в друге, и уж, тем более, привлечь в зал столь же небезразличную публику, пришлось и проанализировать предшествующий опыт, и сломать ни один десяток копий в обсуждениях концепции проекта.

И «Публичные лекции» Полит.Ру, и возникший позже проект «Нейтральная территория», несомненно, были ориентирами. Ключевым моментом, наверное, стал тот факт, что у истоков проекта стояли и «homo academicus», и бизнесмены, причем работающие в системе b2b – Смольный институт (СПбГУ) и Агентство бизнес-коммуникаций ZERO.

Мероприятия лектория – лишь основа для того, чтобы наука и бизнес нашли общий язык и точки соприкосновения. Мы хотим, чтобы этот проект способствовал сотрудничеству науки и бизнеса, появлению новых междисциплинарных проектов, развитию сети трендсеттеров – людей, чутких к едва уловимым тенденциям, наблюдательных и способных рассказать о своих наблюдениях.

На сегодняшний день в лектории состоялось уже пять лекций, на которых гостям неизменно не хватало мест. Зал Агентства ZERO, где проходят мероприятия, небольшой и вмещает около 50 посетителей. Не рассчитывая заранее на успех, мы все же предусмотрительно создали систему бронирования мест на сайте проекта. Понятно, что не все регистрируются на сайте: каждый раз поступают письма и звонки от тех, кто не успел забронировать место на сайте, с просьбой дать возможность присутствовать на очередной лекции, вместе с тем, база данных позволяет судить о потенциальной аудитории.

На сегодня в базе данных лектория зарегистрировано около 1000 членов клуба «Контекст», среди которых более 30% – владельцы и топ-менеджеры компаний и организаций. Всего менеджеры компаний (разного уровня) составляют более 50% зарегистрированных на сайте проекта. Менее активно академическое сообщество – ученые и преподаватели составляют около 10%, чуть меньше студентов и аспирантов разных академических учреждений Петербурга – тех, кто завтра вольется в академическую или бизнес элиту города. Около 10% зарегистрированных на сайте проекта составляют представители СМИ.

На заседаниях лектория уже побывали не только партнеры проекта – РБК ТВ, но и телеканал СТО, газета «Деловой Петербург», а в качестве экспертов выступили руководители ведущих СМИ Петербурга Андрей Константинов (Агентство журналистских расследований) и Диана Качалова (сетевая газета «Мой район»).

Вскоре после запуска проекта у него появились и первые спонсоры – сначала компания «Общепит СПб» стала предоставлять своего профессионального бармена, который помогал новоявленным «дауншифтерам» – топ-менеджерам и владельцам компаний, которые решились встать за стойку, чтобы варить кофе для гостей «Контекста» в рамках программы лектория «Вечерний дауншифтинг». Последняя лекция уже была проведена, благодаря спонсору лекции – компании OrganicERP.

Сначала мы, конечно, очень волновались, поскольку не знали, какой отклик будет у той аудитории, на которую, собственно, нацелен этот проект, но на первой же лекции стало понятно, что проект состоялся. Мест не хватило. И несмотря на то, что дискуссия неизменно заканчивается после одиннадцати вечера, мест в зале все равно нет. Спасибо ZERO за то, что гости, эксперты, спикер еще могут до полуночи спокойно, за чашечкой кофе или чая общаться друг с другом.

Целью мы сразу поставили не просто ивенты, которые в этом городе избыточны – мне самой приходилось организовывать мероприятия от разных научно-образовательных учреждений на площадке книжного клуба «Буквоед» или клуба-кафе «Книги и кофе», – в сравнении с Москвой, где аудитория шире и опыт интеллектуального времяпрепровождения привычней, Питер, конечно, проигрывает – не такая здесь, если можно так выразиться, «плотность активности». Хочется после работы поехать домой в свой спальный район, взять фильм в прокате и с родными-близкими его посмотреть. Мы же поставили себе цель большую, чем просто семинар или научпоп, мы надеемся, что итогом станет не просто общение и обсуждение каких-то актуальных вопросов, касающихся научного и бизнес-сообществ. Мы надеемся, что в результате мы поможем выработать общий язык и спровоцировать, если хотите, общие действия. Будут ли это исследовательские проекты или участие бизнеса в управлении образовательными и научными организациями – не важно. Важно то, что этот диалог уже происходит, что, несмотря на опасения, мы находим общий язык и формируем некое сообщество тех, кто хочет и может услышать другого. А то, что бизнес и наука нуждаются друг в друге – в этом нет никакого сомнения.

Представители бизнес-сообщества оказались активнее и не только потому, что мы стремились привлечь бизнесменов к участию в проекте – база данных рассылки любого научно-образовательного учреждения, систематически проводящего открытые мероприятия, сопоставима с базой данных проекта «Контекст», поэтому в том, что научное сообщество будет "охвачено", мы не сомневались. Но бизнесмены оказались более мобильными и быстро поняли, что для них участие в наших мероприятиях – это возможность расширить свои контакты, в том числе приобрести новых клиентов. Менеджмент научно-образовательных учреждений еще этого не осознал в полной мере, поскольку менеджмент в науке и образовании еще очень не развит. Но тот факт, что студенты и аспиранты активно «атакуют» сайт проекта в периоды, когда открывается возможность забронировать место на следующее мероприятие, вселяет надежду. Они – будущее науки, будущее просвещенного бизнеса.

Сергей Ушан

Сергей Ушан: Наше коммуникационное агентство традиционно выступало катализатором и эпицентром всяких культурно-гуманитарных инициатив. Ранее они преимущественно были адресованы профессионально и арт-сообществу. Однако восторженность одних и некотрая леность и отсутствие масштабных идей у вторых нас разочаровали. Эти практики теперь по прошествии времени мне кажутся местечковыми домашними радостями.

Нам меж тем всегда хотелось осмысленности, результативности, которые невозможны без позиции и ресурсов. В этом смысле бизнес-среда, сама природа предпринимательства видится более благоприятной. Естественно, что бизнес и бизнесмены представлены разными по масштабу амбициями, перфекционизмом, горизонтами планирования, мерой инновационности идей, социальной ответственности (без всякого популизма и риторики), культурными практиками в конце концов.

Нам было понятно, что и существо нашего предложения, и его формат окажутся естественным цензором, котрый отсечет как лавочников, не способных мыслить стратегически в принципе, так и олигархов, чья успешность связана по преимуществу с эксплуатацией административного ресурса. Эти ожидания безусловно оправдались. Представители делового сообщества и в аудитории, и выступающие оппонентами лектора занимают разные позиции, работают на разных рынках, имеют разную успешность, ресурсы влияния. Но несомненно, что все эти любознательные, мыслящие, ответственные люди - бизнесмены, управленцы имеют достаточный предпринимательский и социальный опыт, который делает их свободными от иллюзий, романтизма, маниловщины. Они прагматичны, эффективны, но решительно неравнодушны и не лишены – не побоюсь этого слова – гражданской позиции.

Это очень ценно. Особенно в нынешних кризисных обстоятельствах. Помимо экономических аспектов, мы наблюдаем еще и кризис доверия. Очевидно, что существующая объективная реальность в отличии от «мирного» времени побуждает управленцев быть более осторожными. Во многих компаниях происходят кадровые перестановки. Сформированные годами отношения между людьми которые обслуживали взаимодействия утрачиваются.

Эти обстоятельства формируют недоверие. При этом привычные апробированные маркетинговые технологии, каналы и инструменты маркетинга могут и скорее всего не будут давать ожидаемых привычных результатов. Рассчитывать на линейное развитие не представляется возможным. Сложившиеся стратегии требуют ревизии. Для бизнеса как никогда актуальными становятся задачи управления лояльностью, а для бизнесменов - репутационный менеджмент. Мы надеемся, что наш проект, как дискуссионная площадка формирует для бизнеса и такие возможности, а для СМИ и более широкой аудитории ресурс актуального контента и экспертных мнений.

Николай Евгеньевич Копосов читает лекцию в Контексте
Оппоненты обсуждают лекцию

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.