28 марта 2024, четверг, 15:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

06 апреля 2009, 08:52

Сверка разногласий

Совет Безопасности ООН недавно обсудил очередной доклад генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о положении дел в Косово. Обсуждение не было слишком продуктивным; в нем опять отразилась существующая конфигурация сил, не дающая надежды на скорое урегулирование ситуации.

Как в докладе, так и в выступлениях представителей стран-членов Совбеза ООН были затронуты серьезные темы, касающиеся оценки современной ситуации в этом крае, деятельности реорганизованной миссии ООН и созданной миссии Европейского союза, а также возможностей диалога между Белградом и Приштиной. Эти темы были действительно лишь затронуты без определения конкретного содержания необходимых действий по решению существующих проблем.

Генеральный секретарь ООН считает, что обстановка в Косово в плане безопасности оставалась стабильной, отметив лишь, что в районе г.Митровицы произошла серия инцидентов, часть которых носила межэтнический характер. Выступая на заседании Совбеза, глава миссии ООН в Косово Ламберто Заньер заявил, что в ряде традиционных очагов напряженности, особенно в северной части г.Митровицы и вокруг нее в последние недели наблюдался тревожный рост числа инцидентов с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, что дает основания для серьезной обеспокоенности. Президент Сербии Борис Тадич выразил несогласие с оптимистическими оценками положения в Косово, содержащимися в докладе генсека ООН, поскольку в крае сохраняется бесправным положение сербов, а Сербия и страны ЕС испытывают серьезные проблемы в связи с деятельностью албанской мафии, занимающейся торговлей наркотиками, людьми и оружием. Говоря о тяжелом социально-экономическом и внутриполитическом положении в крае, представитель России Виталий Чуркин подчеркнул, что предана забвению задача утверждения многоэтничности в Косово. Именно неуверенность в своей безопасности, как отметил в своем докладе генсек ООН, является основной причиной того, что резко уменьшилось число сербов и других представителей национальных меньшинств, добровольно возвратившихся в Косово: в 2008 году это сделали лишь 582 человека, в то время как в 2007 году вернулось 1816, а в 2006 году — 1669 человек.

Многие косовские сербы, поддерживая официальную политику Белграда, по-прежнему не признают власть косовских учреждений. В северной части Косово четыре муниципалитета, расположенные в районах с преобладанием косовских сербов, продолжают действовать на основании закона Сербии о местном самоуправлении. В последние несколько недель косовские власти отказали ряду должностных лиц Белграда во въезде в Косово, что может привести только к росту напряженности. Политические лидеры косовских сербов, а также власти в Белграде не признают так называемое Международное гражданское управление, созданное в соответствии с пресловутым планом Марти Ахтисаари, и отказываются с ним сотрудничать, настаивая на том, что они будут решать все вопросы с миссией ООН.

Генсек ООН был вынужден признать, что хотя руководители Косово поддерживают рабочие контакты с миссией ООН, она сталкивается со все большими проблемами. Многие косовские албанцы считают, что эта миссия выполнила свои задачи и ее дальнейшее присутствие является нежелательным, поскольку оно мешает реализации желания Косово действовать в качестве суверенного государства. Такая позиция воспринимается с пониманием в ряде западных стран, прежде всего в США. На заседании Совбеза ООН представитель США госпожа Дикарло заявила, что поскольку Европейский союз вышел на первые роли в качестве основного международного советника для Косово, США поддерживают дальнейшие усилия по сокращению присутствия миссии ООН в Косово. Между тем стремление властей Косово игнорировать предусмотренное ООН участие миссии ООН в их внешних связях не всегда приносит желаемые результаты, и попытки косовских официальных лиц принять участие в некоторых региональных совещаниях без представителей ООН оказались безуспешными.

Миссия ООН в Косово ускорила процесс изменения своей конфигурации в секторе законности и правопорядка, передавая функции миссии ЕС, начавшей свою деятельность в Косово 9 декабря 2008 г. Одним из важных условий признания Сербией реорганизации миссии ООН, заявил Б.Тадич, «по-прежнему является требование четкого и имеющего обязательную юридическую силу обязательства со стороны Европейского союза, подтвержденного Советом Безопасности, соблюдать полный нейтралитет и сохранять свое присутствие в Косово полностью под эгидой Организации Объединенных Наций на основе всестороннего соблюдения резолюции 1244 (1999)» При этом он подчеркнул, что никакая часть ее мандата не должна использоваться для реализации плана Ахтисаари по обеспечению независимости Косово, который был отвергнут Сербией и не получил одобрения Совета Безопасности ООН. Между тем, как отмечается в докладе генсека ООН, институты косовских сербов в северной части Косово до сих пор не проявляли желания сотрудничать с миссией ЕС. Характер практической деятельности европейской миссии, по словам представителя России, далек от статусно-нейтрального, что не соответствует положениям ноябрьского 2008 года доклада Генерального секретаря, который был поддержан Советом Безопасности ООН.

Примечательно, что представители некоторых западных стран, призывая стороны к конструктивному сотрудничеству с миссией ЕС, допускали определенное давление на Сербию. Так, представитель Великобритании госпожа Пирс, говоря о готовности Великобритании помочь Сербии присоединиться к Европейскому союзу, многозначительно напомнила, что «путь в Европу лежит через примирение, а не через возмездие, он проходит через признание и преодоление прошлого и движение вперед».

Реорганизованная миссия ООН, считает генсек ООН, будет продолжать обеспечивать «незначительное присутствие» на местах, в частности в г.Митровице. Б.Тадич подчеркнул важное значение деятельности миссии ООН на территории Косово, без которой невозможно обеспечить выполнение в полной мере резолюции 1244 Совета Безопасности ООН и плана генсека ООН по шести направлениям обеспечения жизнедеятельности сербской общины в крае (полиция, суды, таможенные органы, транспорт и инфраструктура, границы и сербские святыни), изложенного в докладе генсека ООН от 24 ноября 2008 года. «Единственный шанс выправить положение дел, сказал представитель России В.Чуркин, — это сохранить миссию ООН в Косово, упорядочив под ее эгидой и в рамках резолюции 1244 Совбеза ООН деятельность представителей ОБСЕ, ЕС и НАТО. При этом за миссией ООН должны сохраняться не только координационные и политические, но и административные функции» Представители многих стран также указывали на необходимость продолжения деятельности миссии ООН в целях обеспечения стабильности положения в Косово и на Балканах в целом. По мнению представителя Мексики, несмотря на сохраняющиеся трудности на местах, миссия ООН в Косово должна обладать потенциалом, позволяющим ей надлежащим образом выполнить мандат, возложенный на нее Советом Безопасности, призвав все стороны сотрудничать с этой миссией.

Задача реализации плана генсека ООН из шести пунктов в нынешнем докладе дана лишь в самой общей форме. Выполнение достигнутых договоренностей, по его мнению, будет зависеть от «дальнейших обсуждений на техническом уровне». Представители ряда стран подчеркивали важность реализации указанного плана. Представитель Вьетнама, в частности, подчеркнул, что «учитывая хрупкость положения в регионе, мы не можем игнорировать высокую вероятность крушения плана, состоящего из шести пунктов, и, в случае замедления темпов его реализации, напряженные отношения между сербами и албанцами могут усугубиться под влиянием негативных сил. Таким образом, мы полагаем, что настоятельно необходимо обеспечить активное присутствие МООНК как в Белграде, так и в Приштине, чтобы добиться осуществления временных договоренностей по шести пунктам до тех пор, пока не будут претворены в жизнь соответствующие контрольные механизмы по поддержанию мира и стабильности на местах».

Миссия ООН прилагала усилия к тому, чтобы вовлечь все стороны в осуществление этих договоренностей, однако пока это ей не удалось сделать, так как позиции сторон диаметрально противоположны: правительство Косово заявляет о своей готовности к переговорам с Сербией в качестве двух суверенных государств, что совершенно неприемлемо для Сербии. Как сказал Б.Тадич, Сербия никогда не признает независимость Косово и выступает за проведение новых переговоров о его статусе. Он призвал страны, которые еще не признали независимость Косово, проявить выдержку до получения заключения Международного суда ООН о том, соответствует ли одностороннее провозглашение независимости Косово нормам международного права: «Мы надеемся, заметил он, что усилия по поощрению дальнейшего признания будут прекращены». В этой связи обращает на себя внимание категоричность заявлений представителей США Великобритании и Турции о том, что независимость Косово - это свершившийся факт и она необратима.

В выступлении на заседании Совбеза ООН Б.Тадич напомнил о совершенной НАТО десять лет назад военной операции против Югославии. За три месяца ежедневных бомбежек сербских городов и деревень погибло 2500 гражданских жителей, в том числе 89 детей, и 12 500 человек получили ранения. Прямой ущерб, причиненный экономике страны, составил около 30 млрд. долл. США. Покинули Косово свыше 200 тысяч сербов и других лиц неалбанской национальности. Б.Тадич напомнил и о совершенном пять лет назад албанскими экстремистами погроме сербов. Среди членов Совбеза ООН осуждение агрессии НАТО и анализ ее последствий прозвучало лишь в выступлении представителя России. Англо-американский дуэт в Совбезе ООН предпринял попытку как-то оправдать операцию НАТО, возложив на Сербию всю ответственность за обострение обстановки в Косово. Обвинив Югославию в нарушении ряда резолюций ООН, ни госпожа Дикарло, ни госпожа Пирс вместе с тем не объяснили, однако, почему эта «гуманитарная акция» НАТО была совершена без санкции Совбеза ООН.

Косовская проблема уже давно вышла за рамки Косово и Сербии. Очевидно, что окончательное ее урегулирование необходимо для достижения стабильности в Балканском регионе. А осуществить это возможно лишь путем переговоров заинтересованных сторон, при их конструктивном подходе к поиску взаимоприемлемого решения.

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.