Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
25 мая 2018, пятница, 22:11
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

07 мая 2009, 18:33

Поэтика быта трудового народа

На Калужской площади около памятника Ленина коммунистическая партия отмечала Первомай. А неподалеку, в Третьяковской галереи проходила выставка первого беспартийного председателя МОСХа, организатора, и как мы сейчас бы сказали куратора легендарной выставки 30 лет МОСХа, ставшей переломным моментом в истории отечественного искусства. Сегодня наша история требует своего переосмысления, нового взгляда на прошлое, так или иначе формирующее настоящее.

Искусство соцреализма до сих пор не дифференцировано и воспринимается как большой монолит политической пропаганды. Кажется, первым шагом в направлении разграничить политические фракции в соцреализме, была выставка «Советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926-1936», прошедшая летом прошлого года в Малом Манеже. На выставке был представлен период, описываемый в советской истории искусства как время исканий политически несозревших художников, поделенных до образования Союза художников на множество группировок и формалистских художественных направлений. Куратором выставки Екатериной Деготь было предложено взглянуть на поиски художниками языка пролетарского искусства в ракурсе борьбы политических фракций.

Следующим отклонением от курса канонического соцреализма, пока еще  ждущего своего исследователя, стали 60е годы. В это время появляется холодный стиль, несколько формализованная эстетическая концепция, которая впрочем, ни на йоту не отклоняется от идеологического заказа прославления героического труда и созидания образа строителя коммунизма. Потом, в годы застоя появляется (никак, правда не обозначенное в искусствоведческой литературе) лирическое направление, которое в художественной среде получает кодовое название «природа и воображение». Это направление привносит романтические и лирические темы, лишенные героического и вообще изо всех сил стремиться уклониться от социального содержания искусства.

В этой канве кажется весьма интересным творчество Дмитрия Мочальского, первая персональная выставка которого открылась в Третьяковке, в двух небольших залах (№20-21), затерявшихся в многочисленных поворотах постоянной экспозиции. Выставка, несомненно, приуроченная к майским праздникам, позволяет продолжить линию переосмысления наследия соцреализма, хотя вряд ли это предполагалось устроителями. Перед нами просто персональная выставка заслуженного художника, профессора Суриковского института (и спешу заметить, мне не приходилось видеть столь многочисленного сборища благодарных учеников на вернисаже).  Но нам Мочальский интересен не как преподаватель. Его карьера началась с получения сталинской премии  в 1949 году за небольшую картину «Возвращение с демонстрации» (Они видели Сталина), и, наверное, это самая известная его работа, хотя и не свойственная его творчеству. В 1961 году Мочальский, будучи беспартийным, избран председателем правления московского союза художников (МОСХа), именно при нем эта организация начинает проявлять самостоятельность  и в 1962 году организует выставку «30 лет МОСХа» в Манеже, на которой демонстрируются работы таких негласно запрещенных художников как Фальк, Тышлер, Кузнецов, Древин. Работы художников 20х-30х годов демонстрируются за последние 30 лет впервые и это не может не вызывать недовольство партийного руководства. Выставка должна была развернуть полемику и, по замыслу Мочальского, реабилитировать незаслуженно забытых классиков. Но история развернулась иначе. Хорошо известный всем скандал со студией Билютина, авангардистами,  вызвавшими негодование Никиты Сергеевича Хрущева, был подготовлен тогдашним министром культуры Фурцевой. По ее распоряжению в ночь перед открытием выставки на антресолях Манежа быстро собрали провокационную экспозицию, о которой организаторы выставки из МОСХа ничего не ведали. Таким образом, сместив акценты и добившись громкого скандала, партийное руководство закрепило свое влияние в МОСХе. Дмитрию Мочальскому до сего дня приходится оправдываться, что и делают его наследники, публикуя в каталоге к выставке документы из архива художника, его воспоминания, проливающие новый свет на легендарное событие.

Несмотря на центральную позицию в профессиональном сообществе,  творчество Дмитрия Мочальского оставалось на периферии бытового жанра, вне актуальных тем идеологизированного искусства. Он всегда был мастером, прекрасным рисовальщиком, но политическое содержание его творчества осталось незамеченным.

Формирования собственного стиля Дмитрия Мочальского приходится на время оттепели,  то есть, в то же время, когда возникает холодный стиль. Но стиль Мочальского - теплый, солнечный охристый, задушевный. Его искания проистекают в иной области, чем формальный язык монументального живописного панно, прославляющему труд советских людей, сфера Дмитрия Мочальского – повседневность, разворачивающаяся в традиции бытового жанра передвижников. Его авторский стиль  формируется в русле тех настроений 60х, для которых главной ценностью становится самоценность личности, вне  политического пространства, что, тем не менее, нельзя назвать аполитичным взглядом.

На первый взгляд может показаться, что никакой особой политики с именем беспартийного художника блестяще владеющего рисунком и имеющего  тонкую гамму с преобладанием золотисто-охристых оттенков быть не может. Неслучайно коллеги прозвали его Ватто, намекая на яркую гамму, любовь к небольшим этюдам и простым повседневным сюжетам и некоторой их театрализации. Его живопись с самого начало не очень вписывалась в догматические каноны соцреализма, слишком темная  гамма портретов 40-х50х годов, напоминающая по притаившемуся в углах мраку картины соц артистов Комара и Меламида «Происхождение соцреализма». Но в отличие от саркастического подтекста картин 80х годов художников диссидентов, использующих символические фигуры Музы, Сталина, Большевика, на картинах Мочальского простые люди. Они вообще плохо соответствуют любому стандартизирующему определению: «типичный образ», «социальный тип». Как в сшитом не по размеру пиджаке неловко выступают сквозь условности социальных идентификаций их лица. Художник не стремиться предать их образу некое специальное содержание. Единственное что интересует художника – сама изображаемая им личность, тонкости ее душевных переживаний, не имеющие прямых и однозначных прочтений. Поэтому преобладают в наследии художника не картины, а этюды с натуры. Этюд с натуры – это не сама картина, в ней нет еще обобщающей и осмысляющей автором идеи. Подобная незавершенность, внимание к мастерству рисовальщика, схватывающего мельчайшие детали реальности – вот что интересует Мочальского в профессии художника. Эта придельная не идеологизированность позволяет ему создать  одну из наиболее значительных своих серий, посвященную целинникам. Именно здесь появляются яркие  чистые краски с преобладанием золотистых тонов, происходит освобождение человека от сковывающего изнутри страха сталинского периода.

Документация эпопеи Целины обширна. О целинниках не только писали книги и картины, об их жизни снимали кино, существует масса фото и кинохроники. Но когда рассматриваешь этюды Мочальского, то обнаруживаешь нечто неизвестное и ранее нигде не виденное. Среди его сюжетов не встретишь сцен доблестного труда. Типичные мизансцены в его картинах создают железные кровати у стены, покрытые яркими одеялами, выгородки, занавесочки,  цветастые обои, или просто золотистые деревянные стены только что построенного жилья. Когда смотришь на немудреный быт целинников, коммунальную неустроенность и перенаселенность, понимаешь, что нигде ранее не встречал этого простого и естественного взгляда. Казалось бы, фотография в большей степени, чем живопись должна была сохранить для потомков атмосферу времени. Но понимаешь, что кино и фотография были более идеологизированными медиа в СССР, нежели этюды художника. Его индивидуальный взгляд, не критикует, но и не приукрашает быть целинников. Он фиксирует ту атмосферу радости и спокойного счастья, которая не очень свойственна для контрастных идеологических оценок, будь то пафос труда соцреалистической пропаганды или соц артистская критика коммунального быта. Между тем именно творчество Дмитрия Мочальского может быть названо действительно народным. Оно о людях труда и для них.

Думается, именно поэтому выставка интересна и в ракурсе современного художественного дискурса, решающего вопрос о том должно ли быть искусство автономным или ориентированным на общество. Современное публичное искусство, паблик арт, искусство эстетики взаимодействия, создающего некое общественное событие, искусство левого активизма, вот те практики современного искусства (слабо развитые сегодня у нас поскольку слабо развита социальная сфера), которые созвучны творческой позиции Дмитрия Мочальского.

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:56 Полиция и Росгвардия опробовали щит с электрошоком
20:08 Умерла вторая из трех выживших при крушении Boeing 737 на Кубе
19:57 Путин отказался от третьего срока
19:49 Глава МВФ призвала «переосмыслить» антироссийские санкции
19:33 Минобороны отчиталось об увольнении «Ориона»
19:11 Минфин США разрешил получать доход по приобретенным до санкций обязательствам
18:51 Минфин пообещал закон об офшорных зонах в ближайшее время
18:21 Вайнштейна отпустили под залог в 1 млн долларов
18:02 Сергей Шнуров объявил о разводе с женой
17:48 Посольство РФ потребовало от Британии извинений за Скрипалей
17:30 Путин вступился за Иран
17:09 Вайнштейна официально обвинили в изнасиловании
17:07 Мужчина взял заложников в McDonald's в Великобритании
16:46 Путин проведет первую встречу с новым правительством РФ
16:40 Трамп объявил о возобновлении обсуждения встречи с Ким Чен Ыном
16:25 Путин предупредил об угрозе невиданного мирового кризиса
16:21 Facebook и Google получили иски на миллионы евро из-за новых правил ЕС
16:03 Путин сообщил о подготовке изменений в налоговую систему
15:41 Силуанов предупредил министров о личной ответственности за реформы
15:41 Кинопроизводители пригрозили «Яндекс» и Google исками за пиратство
15:35 Крупное здание греко-римской эпохи найдено к северу от Каира
15:14 Глава Минтруда поддержал предложение о корпоративных пенсиях
15:13 Путин раскрыл интимную тайну мировой экономики
14:56 Харви Вайнштейн арестован
14:34 Почти все опрошенные россияне рады Крымскому мосту
13:53 Исследователи вычислили офицера «Ориона» из дела о гибели MH17
13:47 Кости жертв неизвестной битвы I века найдены в торфяном болоте в Дании
13:20 В Москве появится «альпийский» общественный транспорт
12:56 Минобороны РФ объяснило замалчивание Нидерландами данных по MH17
12:34 Нидерланды и Австралия обвинили Россию в крушении MH17
12:30 ОКР и Минспорта признались WADA в манипуляциях с допинг-тестами
12:03 Силуанов пообещал не возвращать в Россию налог с продаж
11:56 Жаров рассказал о координации недавних терактов через Telegram
11:46 Моносилицид кобальта оказался ранее неизвестным типом полуметаллов
11:38 Палата представителей приняла запрошенный Трампом бюджет Пентагона
11:27 На Кубе нашли второй черный ящик разбившегося «Боинга»
11:09 Apple отсудила у Samsung 539 млн долларов за нарушение авторских прав‍
10:44 ЦБ отозвал лицензию у двух банков из третьей сотни
10:36 Голикова назвала примерный срок повышения пенсионного возраста
10:28 СМИ узнали о «закруглении» нефтяного налогового маневра
09:57 Начальника кемеровского МЧС задержали из-за пожара в «Зимней вишне»
09:44 Андрей Белоусов отказался «смещаться» с должности
09:35 Киносети передали Минкульту список «системообразующих» импортных фильмов
09:20 Канадская полиция ищет взорвавших бомбу в ресторане мужчин
09:17 Введение продуктовых карточек в России отложили на неопределенный срок
09:01 Губернатор Подмосковья пойдет на праймериз ЕР
08:47 Дума Екатеринбурга приняла отставку Ройзмана
08:33 Дерипаска покинул совет директоров «Русала»
08:12 КНДР подтвердила готовность к переговорам с США
07:55 Путин назвал условие признания выводов следствия по MH17
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.