Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 22:18
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

Украина: между нами и не-нами

Мы публикуем стенограмму передачи «Наука 2.0» - совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и радиостанции «Вести FM». Гость передачи - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор РГГУ Алексей Миллер. Услышать нас можно каждую субботу после 23:00 на волне 97,6 FM.

Анатолий Кузичев: Как обычно, в это время я, Анатолий Кузичев, счастлив приветствовать в студии радиостанции «Вести FM» ведущих этой программы Дмитрия Ицковича и Бориса Долгина. Наш сегодняшний гость – Алексей Миллер, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН и профессор РГГУ. Но прежде чем мы начнем беседу, давайте договоримся о терминах. Идентичность – отнесение себя к некоторой группе. У каждого человека присутствует множество идентичностей, выстраивающихся в иерархию и создающих его собственную идентификацию. Нация – сообщество людей, обладающих общим гражданством, правами и обязанностями, приверженная своему государству. Империя – политическое образование, заведомо ориентированное на управление разнородными группами подданных и не стремящееся их всех унифицировать - в отличие от национального государства. Патриотизм – приверженность к своему: ценностям, дому, стране. Патриотизм может быть основан и на ненависти к чужому, но далеко не во всех случаях. Точно так же он может быть связан с национализмом, а может и не быть с ним связан. Итак, как догадались наши проницательные слушатели, а большинство наших слушателей именно таковы, мы сегодня будем говорить об истории, о трактовках истории.

Дмитрий Ицкович: Не совсем об истории. Алексей Миллер – крупнейший специалист по империи и постимперским пространствам, по Российской Империи. Это самый сейчас известный историк в области русско-украинских отношений, и вообще он очень много знает об окраинах Российской Империи. Мы хотим поговорить про Украину и Россию, но не с точки зрения тезки Алексея Миллера из Газпрома, а с точки зрения нашего общего происхождения. О том, есть ли сегодня Украина, где она, и где проходит граница. Мы распечатали из Интернета скандальное стихотворение Иосифа Бродского, поэта свободного и свободолюбивого, с известной диссидентской биографией, которое называется «На независимость Украины. Свободный поэт о свободном народе». Я приведу только последнее четверостишие:

С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

Будете вы хрипеть, царапая край матраса,

Строчки из Александра, а не брехню Тараса.

Он обращается к украинцу просто как к однокласснику, к человеку, который имеет с ним абсолютно одинаковые культурные коды.

Борис Долгин: Уверенный, что хотя всех на Украине учили Шевченко, точно так же как всех в Союзе учили на поэзии и прозе Пушкина, все равно украинец будет произносить из Александра, а не из Тараса.

Д.И.: Вопрос первый. Где происходит этот разлом между нами и не-нами. Как украинцы становятся не-нами.

Б.Д.: И становятся ли?

А.М.: Во-первых, некоторые украинцы были не-мы очень давно, сколько они себя помнят. Россия для них – это чужая, враждебная и давящая сила. Эти люди жили, например, в Западной Украине и не были под СССР. Там сформировался определенный тип украинца, для которого эта идея общности абсолютно чужда. Если смотреть с исторической точки зрения, это враждебное отношение к России возникло недавно – в конце 19-го и в первой половине 20-го века. До 80-х гг. 19-го века основная масса тех, кто потом станет украинцами, кто живет во Львове, например, назывались русинами. Многие из них очень симпатизировали Москве, некоторые даже переезжали в Империю.

Д.И.:В двух словах справку про русинов, пожалуйста.

А.М.: Понятие украинец в современном значении очень новое. Оно было замыслено и возникло в середине 19-го века.

Д.И.: Раз замыслено, значит, это был культурный проект?

А.М.: Да. А общеупотребимым понятие «украинец» стало только в 20-м веке. Люди, которые называли себя украинцами, имели в виду небольшой регион вокруг Киева. Рядом были гетманьцы, была слобожанская часть. И все это были небольшие региональные названия. Украина как имя для замысленной большой нации – это плод усилий первого поколения украинских интеллигентов. Любой проект может быть успешен или не успешен еще и по тому, что он предлагает. Когда мы говорим об интеллигенции на Украине, у некоторых родным может быть даже русский язык. Я знаю массу людей, которые пользуются и русским, и украинским вполне уверено. Есть ли у них сильная ностальгия по советскому времени? Ответ – нет. Среди прочего потому, что если сегодня они сидят в Киеве и работают в Украинской Академии Наук, то им уже не надо ехать в Москву, как это было при советской власти, и получать разрешение на заграничную командировку. В качестве самостоятельной украинской элиты у них гораздо выше шансы на международные контакты и т. д.

Д.И.: А это, как мне кажется, к улучшению качества людей не приводит.

А.М.: Приводит. Помимо названных вами мест работы я уже 17 лет преподаю в Центрально-Европейском Университете в Будапеште, где среди моих студентов «всякой твари по паре». И из России, и с Украины, и из Белоруссии. Я наблюдаю за качеством украинских студентов и вижу, что оно никак не хуже качества российских студентов, а потихонечку становится выше. Чтобы провести семинар в сегодняшнем Киеве, мне надо думать только о том, есть ли у меня на это деньги, визы туда не нужны, перемещение свободное. А в Москве я думаю о том, как я буду оформлять приглашения моим иностранным участникам.

А.К.: Разве это проблема?

А.М.: Это очень большая организационная проблема. 8-9 лет назад я должен был на бланке института написать приглашение для иностранного ученого и отправить его по почте. С ним он шел в наше посольство и получал визу. А теперь я не могу этого сделать. Теперь институт должен запрашивать структуры то ли МИДа, то ли ОВИРа, то ли еще чего-то. И все это отнимает два месяца и много часов хождений.

А.К.: Ужесточилось законодательство?

А.М.: Да, причем в крайне глупом виде. Потому что ученые, которые приезжают в РАН, не составляют группы, которой надо опасаться как представителей нелегальной иммиграции.

А.К.: Давайте абстрагируемся от того, что уже сказано, пойдем по другому пути. Представьте себе две школы, существующие параллельно: украинскую и русскую.

Б.Д.: Украинскую и российскую или украинскую и русскую?

А.К.: Украинскую в Киеве и российскую в Москве. Приходит в украинскую школу девочка, а в российскую мальчик, начинается синхронный урок истории, который ведут преподаватели Шматко и Кузнецов. Я хочу понять те точки, через которые можно понять разницу преподавания истории в этих двух школах, две или три точки.

А.М.: Таких точек очень много. Киев – это «наше украинское государство». Это будет сказано в Киеве. А у нас Киев будет «матерью городов русских». Мазепа будет в одном случае героем, в другом - предателем, хотя и то, и то - неправда. Вообще все то, о чем я говорю, неправда в обоих предлагаемых вариантах. Дальше в Киеве расскажут о том, как свирепо царизм подавил автономию гетманьшины, а в Москве об этом просто не расскажут вообще. О 19-м веке опять ничего не скажут, а в украинской школе скажут о том, как Империя запретила украинский язык, что будет правдой только отчасти. Дальше на Украине будет очень подробный рассказ про освободительную борьбу украинцев после Первой Мировой Войны. И там будут герои сражений, про которых у нас никто ничего не знает. Будет, кстати, еще и великая битва под Конотопом, в которой казаки разбили дворянскую русскую конницу, что действительно было. У нас этого не будет. Дальше будет рассказ про геноцид украинского народа во время голода 32-33-го года. А в Москве будут о голоде будут говорить, что все умирали. Дальше будет Вторая Мировая и бандеровцы, которые будут очень плохими в Москве, - стреляли в спину русскому солдату. И они будут очень хорошими в киевском случае, поскольку будут стрелять в лоб нквдэшнику. Будет рассказано и про то, сколько всего там натворили нквдэшники. И так далее. Тут не две точки.

Д.И.: Алексей все время говорит, что и то, и другое неправда, и понятно, что неправда. А возможно ли написать правду, которая была бы правдой для всех?

А.М.: Во-первых, не так уж важно, правда или неправда. В чем задача этих рассказов? Если она в том, чтобы сформировать образ враждебного другого...

А.К.: То модель вполне эффективная. Так и надо.

А.М.:А зачем формировать образ враждебного соседа?

А.К.: Не знаю. Может, чтобы сбить цену на газ?

А.М.: Ни тому, ни другому это не надо. Есть давнее убеждение, что формирование патриотизма происходит через нагнетание враждебности к кому-то вовне.

Д.И.: Есть старая маркетинговая идея, что выстроиться против всегда проще, чем выстроиться в пустом пространстве.

А.М.: Это слишком примитивная идея. Обрати внимание, если ты идешь такими примитивными ходами, у тебя внутри страны начинают возникать проблемы. Если ты говоришь, что бандеровцы - герои, у тебя в самой Украине начинают выходить на улицы ветераны войны, которые говорят: «А мы тогда кто?» Оказывается, что это не работает. Можно придумать массу других подходов, которые позволили бы ветеранам УПА и ветеранам Красной Армии относиться друг к другу без враждебности. Ветераны Красной Армии могут относиться без враждебности к солдатам Вермахта?

А.К.: Нет.

А.М.: Могут. Они сейчас встречаются и обсуждают.

А.К.: Я видел это по телевизору, но не верю, что так бывает. Даже у меня клокочет ненависть, а как же у этих людей?

А.М.: К кому? К немцу?

А.К.: К фашисту с оружием.

А.М.: А где вы его видели?

А.К.: В кино, как и вы. У нас до сих пор на белых и красных делятся.

А.М.: Заметили, что произошло с нашим делением на белых и красных? Потихоньку стали закапывать эту яму.

А.К.: Но осталось же.

Б.Д.: И те, и те как бы «наши».

А.М.: Оно постепенно закапывается. И те и те как бы наши. И у тех, и у тех есть какая-то своя правда. Она не обязательно абсолютная, но своя.

Б.Д.: Не обязательно выходить друг на друга с дубиной: «Я потомок красного командира - А я потомок белого».

Д.И.: Есть места, где эта своя правда не может быть до конца сложена, - это места святости. Места, где кто-то признается абсолютным героем. Причем не обязательно в религиозном смысле, но в гражданско-доблестном. Кто главный герой: Деникин и Колчак или Чапаев?

А.М.: Ни тот, ни другой не являются абсолютными героями, и никто их таковыми не делает. В таких случаях самый трудный вопрос: что делать с палачами, с преступниками. Между белыми и красными можно засыпать ров. Это было так давно. А между зэка и вохровцами как его закопать? Как рассуждать, что «мы вам прощаем»? Кто ты такой, чтобы прощать? Ты сидел в этом Норильске? Нет. Прощать может тот, кто там сидел. Как никто не может прощать эсэсовцев в лагерях. Прощать могут те, кто там сидел. Поскольку все погибли, прощения никогда не будет. Тогда есть техника, которая очень важна и для преподавания истории. Это техника забывания. Потому что очень важно уметь забывать. Какие-то вещи очень важно помещать в резервуар времени, чтобы потом к ним возвращаться.

Б.Д.: То есть не скрывать факты, не замалчивать, а не развивать ненависти с их помощью.

А.М.: Именно.

А.К.: Учитывая, что на экранах идут одновременно фильмы «Офицеры» и «Господа офицеры». Первый – наш старый фильм, второй – про белых аристократов.

Б.Д.: Они уже немного вдали. Мы можем им очень сочувствовать по-человечески, но вряд ли сейчас кто-то смотрит «Офицеров» и думает: «диктатура пролетариата – это именно то, за что...». Все совсем иначе.

А.К.: Думаю, парень смотрит и думает: «Я хочу быть мужчиной».

А.М.: Вы упомянули важный момент. До сих пор философия преподавания истории в школе заключается в том, что оно нацелено на воспитание хорошего солдата. Это было и в 19-ом, и в 20-м веке. До этого армии были наемные, и не было необходимости в массовой армии, а потому не требовалось и воспитывать хороших солдат. Начиная с Наполеона, все поняли, что массовая армия – это круто. Выигрывать войны будут именно те, кто сможет их мобилизовать. Отсюда начались эти прусские учителя, которые выигрывали битвы вместо Бисмарка.

А.К.: То есть концепция преподавания истории сформирована под эту задачу? И скажи поподробнее о прусских учителях.

Б.Д.: Просто можно процитировать фразу полностью.

А.М.: Бисмарк говорил, что победу над французами в войне 1870-го года «одержал, прежде всего, прусский учитель истории».

Б.Д.: Он сформировал германскость.

А.М.: И это мощная традиция, которую мы до сих пор чувствуем. У нас есть патриотическое кино, оно обязательно про войну. А кино про историю – это то, как наши предки воевали и как они побеждали. И – обязательно - какими идеально хорошими они были, когда побеждали. А теперь давайте подумаем – может, мы готовимся к прошлой войне? Потому что массовых армий уже нет. Сколько можно с помощью истории воспитывать солдата? Может быть, начнем воспитывать кого-нибудь другого?

Б.Д.: И патриотизм не только и не столько военный.

А.К.: А какой еще есть патриотизм?

А.М.: Патриотизм – это очень просто. Моей дочке шесть лет, она еще никакой истории не училась. Пару раз мы ей купили флажок, и она отлично идентифицирует российский триколор. Когда я смотрю футбол, она всегда спрашивает, в какой форме играют наши. Она любит своих друзей по детскому садику, бабушку с дедушкой, лес на даче. Очень ценит, когда все вокруг говорят по-русски, потому что знает, как бывает иначе. Какого еще вам надо патриотизма? Она в шесть лет, еще не будучи обработана в школе этим историческим патриотизмом, уже имеет патриотизм.

А.К.: В чем мысль? В том, что истории вообще до какого-то возраста не надо учить?

А.М.: Мысль в том, что обучение истории должно преследовать совсем другую задачу. У нас какие проблемы сегодня? Проблемы в том, почему люди не демонстрируют желания и способностей к самоорганизации, к ответственному гражданству, к модерному поведению? Этому можно учить. Терпимость. У нас скинхеды ходят по улицам и на стадионах поднимают плакаты: «С днем рождения, дедушка Гитлер»!

А.К.: Там Гитлера не было, была свастика. Но это омерзительно. Есть на земле пример правильного, с твоей точки зрения, преподавания истории?

А.М.: Безусловно, положительный опыт есть.

А.К.: Где он?

А.М.: Европа. Там сделано несколько важных вещей. Идеального нет и быть не может. Но есть движение в очень продуктивном направлении. Что происходит в Европе?

А.К.: Вы же упоминали про скинхедов. А там эти марши регулярно происходят. Не влияет, что ли?

А.М.: Влияет. Там есть сдвиг в сторону исторической антропологии. В учебниках рассказывают о том, как жили люди, как была устроена семья, город, деревенская или городская коммуна.

Б.Д.: Как были устроены представления человека.

А.М.: Да, и что было в суде. Все знают, что в наших школьных учебниках практически ничего этого нет.

А.К.: Это концепция истории не государства, а людей.

А.М.: Да. Далее. История конфликта рассказывается как история конфликта двух сторон, на которых смотрят сбоку или сверху. История франко-немецкой вражды, а эта вражда многовековая, рассказывается в этих учебниках так, что «это было и, в общем-то, довольно глупо».

А.К.: Это вообще никак не окрашено эмоционально?

А.М.: Это можно очень сильно окрасить эмоционально. Но не через то, что мы очень радуемся, когда наш русский витязь замочил ихнего тевтонского. Можно окрасить это пониманием, что война – это чудовищное время, в котором плохо всем. Рассказывать не про триумф того, кто только что воткнул меч в поверженного врага, а про чудовищные страдания людей, которые сгорают заживо в городах, того же солдата, который мучается в этом окопе. Как Виктор Астафьев рассказывает про войну. Как вы рассказываете историю революции и гражданской войны? Вы можете пытаться выяснить, кто прав. А можете сказать: «Ребята, это была чудовищная трагедия».

А.К.: А если завтра война?

А.М.: Замечательный вопрос. Во-первых, я вас успокою. Если завтра война, все будет быстро и небольно. Неизвестно, кто кого, но как вы сами понимаете, никаких массовых армий в современной войне не будет. Поэтому я и говорил, что мы готовимся к прошлой войне. Во-вторых, если завтра война, и в Рязань или в Москву входят какие-то оккупационные солдаты, то я вас уверяю, что люди будут с ними бороться не потому, что их в школе учили патриотизму.

А.К.: А почему?

А.М.: Вспомните Вторую мировую. Вы же не думаете, что люди защищали Сталина? Они ненавидели советскую власть и правильно делали. Некоторые из них были даже готовы с интересом посмотреть, что будут делать немцы. Но они увидели, кто пришел, окрысились, и началась настоящая борьба. Она была Отечественной не потому, что товарищ Сталин начал говорить про братьев и сестер, а потому что люди поняли - они воюют за жизнь своего народа и своей страны.

А.К.: То есть фактически вопреки учителю истории.

А.М.: Конечно. Вопреки советскому учителю истории, «белогвардейская сволочь» готова была идти в партизаны. И какой-то пораженец в правах, потому что у него папа был купцом третей гильдии, шел в те же самые окопы. Поэтому люди, которые бьют себя в грудь и кричат, что нам нужно патриотическое воспитание, а то мы проиграем следующую войну, на самом деле под флагом этого патриотического воспитания занимаются политической демагогией.

А.К.: Значит, вообще не нужно патриотическое воспитание?

А.М.: Оно может быть другим.

Д.И.: То, что ты рассказывал про знание своего рода, про то, как люди одевались и жили, что они ели, как называлась эта речка 500 лет назад, это разве не патриотическое воспитание?

А.К.: Но ведь война – это высшее проявление героизма и патриотизма народа. Пусть даже вопреки советскому учителю, власти и Сталину. Не то, как люди одевались, не то, как огородник великолепно вырастил тыкву. Это тоже патриотизм, но разве на таких примерах можно что-то воспитать?

А.М.: В повседневной жизни есть героические люди, которые с большим ущербом для себя боролись, например, против господствовавшего в обществе убеждения, что владеть рабами – хорошо. Их сажали в тюрьмы, они рвали родственные связи. Был Томас Мор, который почему-то взял и не подписал одну бумажку, за что ему отрубили голову. Тоже, между прочим, героизм. А война – это резервуар не только героизма. Еще и подлости, трусости. Много-много всего. Можно рассказывать про героизм Матросова. В чем для меня он герой? Не в том, что он убил этого немца, а в том, что он собой пожертвовал и спас два десятка человек. Соответственно, это способность к самопожертвованию во имя спасения товарищей. Это один из примеров патриотизма, где нет агрессии.

Д.И.: У нас недавно был разговор с Арсением Рогинским, руководителем «Мемориала». Мы говорили про репрессии, считали жертвы, и нам пришло в голову, что проблема в отсутствии героев репрессий. Палачи есть, жертвы есть, а героев нет. А потом мы поняли, что герои есть. Точно герои, например, тысячи новомучеников, у которых были понятные убеждения, за которые они понятным образом отдали жизнь, не совершив подлости и предательства.

А.М.: Тут есть вот какая трагическая правда. Надо понимать, что есть такие ужасные стороны человеческой истории, что мы не можем осмыслить всю эту правду. И слава Богу! В качестве резюме я скажу вот что. В истории надо учить одной вещи: различать добро и зло, испытывать терпимость по отношению к другим людям и учить продуктивному социальному поведению. Если мы это сможем преподавать, это будет заметно более прагматичной задачей, чем существующие сейчас.

Б.Д.: И мы не будем создавать себе врагов.

Д.И.: Ты готов написать исторический учебник, который будет этому учить? Это будет учебник для детей русских и украинских.

А.М.: Мы с Георгием Касьяновым, моим коллегой из Киева, записываем диалоги, которые на «Полит.ру» публикуются. Потом будет книжка. Мы смотрим на то, как в России и в Украине пишут историю русско-украинских отношений, и пытаемся объяснить, что можно иначе.

Д.И.: Я согласен. Вопрос в том, кто сделает иначе. Мы знаем успешные примеры. Как «закопали» южно-северную американскую войну. Они же как-то живут вместе.

А.М.: Я написал книжку про то, какова была политика Российской Империи в отношении украинского национального движения в 19-м веке. Я тебя уверяю, что там нет никаких исторических фальсификаций. Что нашел, то написал. Эту книжку ты можешь дать почитать и украинцу, и русскому. И она у обоих не вызовет ощущения, что это лажа и что надо кого-то мочить.

Д.И.: Спасибо большое.

А.К.: Большое спасибо. Дмитрий Ицкович, Борис Долгин и Анатолий Кузичев беседовали сегодня с Алексеем Миллером.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
20:27 Компания Ковальчука стала претендовать крымский завод шампанского «Новый свет»
20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
14:54 Скончался Георгий Натансон
14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.