Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
17 декабря 2017, воскресенье, 20:48
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 июня 2009, 16:57

Основные субъекты позитивной реинтеграции, их свойства и линии взаимодействия между ними

«Полит.ру» продолжает публикацию фрагментов книги «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». На этот раз речь пойдет о создании новой системы отношений между бизнесом, государством и общест­вом, в рамках которой все субъекты - властные элиты, представители крупного, малого и среднего бизнеса, а также бюрократия и общество - взаимодействуют друг с другом. Так, государство в данной системе рассматривается как заказчик услуг бизнеса, потребители - как заказчики услуг государства, а частный сектор участвует в системе закупок для государственных нужд. Такая система, при наличии общих пра­вил, обратной связи и учета взаим­ных интересов, способна обеспечить равные условия основным субъектам соци­ально-экономической активности.

См. также:

Анализ субъектов взаимодействия в рамках нового подхода

Шаги по созданию новых механизмов взаимодействия

Реализуемость нового подхода, в частности в плане эффектив­ности мер по установлению справедливых «правил игры» и контро­лю за их исполнением, опирается на описанные выше пять принципов и во многом зависит от первого из них — «включен­ного третьего» — как стартового условия любого институцио­нального изменения.

В той или иной степени это справедливо для всех стран с пе­реходной экономикой (на разных уровнях трансформации). Свя­зано это с тем, что характер изменений, с одной стороны, и от­сутствие устоявшихся механизмов контроля за их реализацией и обратной связи — с другой, помещает основных субъектов соци­ально-экономической активности в крайне неравные условия.

Любая институциональная трансформация затрагивает всех акторов социально-экономического взаимодействия, но при этом они имеют существенно разные возможности реагирования и воздействия на ее ход.

Таким образом, первостепенной задачей становится определе­ние совокупности шагов, направленных на создание новых меха­низмов взаимодействия между бизнесом, государством и общест­вом. На основании этих шагов могут предлагаться комплексные меры, нацеленные на:

•    снижение административных барьеров и, по возможности, создание «иммунитета», препятствующего их появлению в будущем;

•    развитие предпринимательства, то есть прежде всего малого и среднего бизнеса;

•    стимулирование развития конкуренции, расширение взаимо­действия малого и среднего бизнеса с крупным.

Для определения подобной совокупности мер необходимо описание субъектов и системы взаимоотношений между ними.

Недостатки ограниченного взаимодействия

Традиционно при построении программ развития предпринима­тельства рассматриваются два субъекта, реализующих изменения: собственно бизнес (скорее в категории объекта) и государство в ка­честве разработчика или, по крайней мере, проводника изменений.

В рамках предлагаемого подхода опора на двух субъектов представляется бесперспективной: приведенный выше анализ по­казывает, что подобный образ действий с наибольшей вероятно­стью будет вести к двум основным видам следствий.

•  Суть предлагаемых изменений будет выхолащиваться по мере их разработки и внедрения, «приватизироваться» одной из
групп интересов на рынке или во власти, фактически перекрывая доступ для остальных участников (в случае принятия меры с негативной мотивацией обязательно найдется «исключение» для такой группы).

• Совокупность внешних эффектов для сторон, как охвачен­ных действием конкретной меры (в рамках данного приме­ра — государства и бизнеса), так и не охваченных (общест­ва), будет иметь отрицательный знак, то есть негативные по­следствия будут превалировать.

        Подобные ситуации обладают свойствами квазиравновесия — неэффективного и инерционного по своей сути, но вполне устой­чивого. У малочисленных выигрывающих групп нет стимула к изменению ситуации: напротив, они заинтересованы в ее «усу­гублении». У многочисленных и проигрывающих (разрозненных и обделенных ресурсами влияния) групп нет возможности что-то изменить (как и понимания необходимости этого).

Расширение и переформатирование схемы взаимодействия

Чтобы избежать подобной поведенческой «ловушки», в рамках подхода позитивной реинтеграции предлагается принципиально но­вая система отношений между основными общественными субъек­тами, представляемыми обычно формулой «бизнес—власть—общест­во» и графически изображенными здесь в виде треугольника:

Отметим, что визуальное положение «общества» в нижней вершине неслучайно: это отражает его двоякую сущность, харак­терную для переходных экономик. Будучи безусловной базой и «точкой опоры» как для бизнеса, так и для государства, оно на­ходится вне основной линии их взаимодействия и в целом зани­мает «подчиненное» положение.

В рамках нового подхода предлагается расширительная схема общественного взаимодействия, которая графически может быть отображена в виде пятиугольника:

Опишем основные свойства схемы:

•    Данная система отношений представляет собой конструк­цию (или прообраз) нового общественного договора между основными общественными группами по поводу социаль­но-экономического развития; если же формулировать более узко, то по поводу повышения эффективности использова­ния ограниченных материальных и нематериальных ресур­сов и более справедливого распределения выгод и потерь в ситуации обостряющейся мировой конкуренции.

•    В схеме отражается суть подхода: все субъекты взаимодейст­вуют со всеми, причем формат этого взаимодействия, разу­меется, различен — от кооперации до подчинения. Непос­редственный его характер определятся на основании типов и моделей поведения субъектов.

•    Субъекты «крупный бизнес» и «властные элиты» являются для данной схемы экзогенными, то есть их характеристики и прежде всего модели поведения являются заданными для ос­тальных субъектов и не определяются в рамках взаимодей­ствия внутри схемы.

Подчеркнем, что данное условие не означает, что модели поведения экзогенных субъектов не могут меняться по мере развития схемы. Напротив, такие изменения возможны и весьма вероятны хотя бы для сохранения адаптивности всей системы (1).

Для нас же важно подчеркнуть, что если трансформация модели поведения общественных институтов, малого и сре­днего бизнеса, а также бюрократии возможна под взаимным воздействием, то изменение поведения элит и крупного биз­неса для них неподвластно.

Одновременно подобное разделение отражает стремление к двухслойной институциональной модели экономики: при­знавая специфику крупного бизнеса и элит (в отличие от бизнеса и власти вообще), равно как и их потребность в специфическом взаимодействии, мы признаем и чрезвы­чайную важность общего пространства для выработки пра­вил, налаживания обратной связи и системы учета взаим­ных интересов.

• При том что в рамках описываемой системы всем субъек­там хотя бы гипотетически доступны связи со всеми, в действительности это не означает, что выстраиваемые схе­мы взаимодействия должны включать всех участников. Напротив, представляется, что общая система взаимоот­ношений будет тем устойчивей, чем больше будет внут­ренних, коалиционных взаимодействий между отдельными участниками.

Свойства субъектов, способствующие и препятствующие модернизации

Хотя конкретные черты того или иного субъекта могут весьма разниться в зависимости от конкретной страны, можно предста­вить их основные качества, препятствующие или способствую­щие модернизации.

 
Качества,способствующие модернизации
Качества, препятствующие модернизации
Властные элиты
•               больше возможностей для понимания и учета стратегических целей
развития страны
•               более длинный горизонт планирования, при условии устойчивости элит
•               значительная концентрация ресурсов влияния
•               готовность нести определенные издержки ради будущих потенциальных выгод
•               стремление перевести ситуацию из
«ручного» управления в «автомати­ческое».
•               экзогенность, то есть в данном
случае неподконтрольность боль­шей части общества
•               риск работы в пользу той или иной
узкой группы интересов
•               слабая информированность о фак­тическом состоянии дел в стране
•               слабая или ограниченная ротируе-
мость и следовательно бедный вы­
бор экспертов и специалистов для
решения нестандартных задач
Бюрократия
•               большая, чем у элит, осведомленность о фактическом положении дел в экономике
•               тесные социальные связи, то есть
достаточно развитый социальный
капитал
•               при определенных условиях готов­ность к делегированию части регулирования СРО – в ситуациях, когда это будет вести к снижению ответственности бюрократа
•               короткий горизонт планирования и
стремление к получению сиюми­нутной выгоды
•               специфическая («бюрократиче­ская») система предпочтений:
стремление к (1) извлечению рен­ты, (2) расширению бюрократиче­ской пирамиды «под собой»
•               сильная зависимость в принятии
решений от элит и следовательно
слабая автономность в вопросах
взаимодействия с МСБ и граждан­скими институтами
•               низкий достаток и слабая система
мотиваций (и положительных, и  отрицательных); следствие – высо-кий уровень коррумпи­рованности.
Крупный бизнес
•               значительный объем располагае­мых им ресурсов
•               значительный (как и у элит) гори­
зонт планирования и заинтересованность в стабильном развитии
•               тесные межгрупповые связи и оче­видная заинтересованность в выхо­де и занятии достойного места на
мировых рынках
• понимание бизнес-специфики (хо­тя бы на своем уровне) и стремле­ние избавится от лишней «опеки» со стороны органов власти
•               экзогенность, то есть неподконт­рольность большей части общест­ва, а часто и элит
•               слабая мотивация к коллективным
действиям
•               априорное стремление к установ­лению «специального» режима от­
ношений как с элитами, так и бю­рократией
Малый и средний бизнес
•               решает значительный пласт социаль­ных проблем, включая проблемы за­нятости и социальной напряженности
•               формирует средний класс: само­стоятельных и хотя бы относитель­но обеспеченных граждан
•               способность и определенная готовность к изменениям, нацеленность
прежде всего на внутренний рынок
•               атомизированность, разобщен­ность и географическая дисперс­ность
•               слабая переговорная сила и низкие
возможности к коллективным действиям
•               слабая ресурсная обеспеченность
Общество (пони­маемое здесь как гражданское об­щество)
•               представляет собой внешний «контрольный» механизм
•               обеспечивает обратную связь
•               снижает издержки коллективных
действий
•               формирует «зоны автономности» в
обществе, то есть саморегулируе­мые сферы, не нуждающиеся в
участии государственных институ­тов и «ручном управлении»
•               атомизированность, разобщен­ность и географическая дисперс­ность
•               слабая переговорная сила и низкие
возможности к коллективным дей­ствиям
•               слабая ресурсная обеспеченность

Анализ линий взаимодействия между основными субъектами

Новые линии взаимодействия

При новом подходе образуются линии взаимодействия в опи­санном пятиугольнике, которые ранее не рассматривались. Все они вытекают из описанного нового принципа взаимодействия и опираются на пять принципов, особенно правило «включенного третьего», кооперенцию и компенсации.

Так, государство теперь рассматривается как заказчик услуг бизнеса и как в каком-то смысле конкурент крупного бизнеса. Речь идет о формировании системы контрактных отношений ме­жду малым и крупным бизнесом, участии малого и среднего биз­неса в системе закупок для государственных нужд и для нужд субъектов естественных монополий. Бизнес и потребители рас­сматриваются как заказчики услуг государства (например, совме­стная выработка и общественный контроль соблюдения техниче­ских регламентов и стандартов).

Взаимодействие для модернизации

Рассмотрим общую систему мер, направленную на модерни­зацию экономики и решение задач, связанных с повышением эффективности малого и среднего бизнеса. (Отметим, что круп­ный бизнес, как и элиты, здесь рассматриваются косвенно в си­лу заданности их модели поведения.)

Описываемые меры имеют безусловно нормативный характер, исходя из поставленных выше задач. Соответственно указывае­мые приоритеты следуют из концепции позитивной реинтеграции и основываются на пяти базовых принципах.

Субъект
Приоритеты
Инструменты
Стимулы
Малый и сред­ний бизнес
•          увеличение числа
субъектов (кос­венно влияет на усиление конку­ренции)
•            легализация ма­лого и среднего
бизнеса
•          рост занятости
•          снижение издержек регистрации фирмы
•          снижение издержек на
лицензирование, провер­ки (при одновременном
введении высокой степе­
ни ответственности и до­бровольного страхова­ния)
•          снижение налоговой на­
грузки и упрощение на­
логового администриро­вания
•          ослабление криминаль­ного давления
•          доступ к кредитному ре­сурсу
•            подключение к закупкам
крупного бизнеса и госу­дарства
•          снижение трансакцион-
ных издержек
•          снижение издержек на
лицензирование, провер­ки (при одновременном
введении высокой степе­
ни ответственности и добровольного страхования)
•          снижение издержек, свя­занных с налоговым ад­министрированием и да­вление со стороны фис­кальных органов
Бюрократия
•            налаживание об­ратной связи
•          улучшение управляемости систе­мой
•            исключение ухудшающего отбора в бюрократии
•          мониторинг
•          стандарты и административные регламенты
•          оценка регулирующего
воздействия
•          реформы контрольно-
надзорных механизмов
•          появляется карта воз­можных изменений, ро­таций и т.д.
•          усиливается конкуренция
бюрократии (различные
рейтинги и т.д.)
•            возможности профессио­нального, статусного рос­
та – для молодых групп
•          для бюрократии видны
слабые стимулы, кото­рые могут действовать
только на фоне сильных
отрицательных стимулов
Общественные институты
•          развитие меха­низмов включе­ния в принятие
решения (помимо
протеста и само­
помощи)
•          снижение издер­жек учета мнения
•          реализация права
на самоуправле­ние
•          общества взаимного
кредитования и страхования для микробизнеса
с льготным кредитова­нием (общества должны
поддерживать обяза­тельное членство в СРО)
•          общества потребителей,
наделенные эксклюзивными правами и источ­никами получения дохо­дов
•          СРО - по отраслевому
признаку
•          палаты - по территори­альному признаку
•          создание специального
центра: институциональ­ного инноватора (Think
and Act Tank) для реали­зации инфорсмента
•          получение возможностей
влияния для групп, ранее
исключенных из процес­са принятия решений
•            возможность горизон­тальных переходов в
бизнес-среду и сферу
госуправления

Трактовка инструментария для решения задачи

Основными средствами применения указанного инструмента­рия для решения задачи совершенствования институциональной среды МСБ выступают:

•    нормативные акты, определяющие параметры благоприят­ной среды, то есть различные регуляции, а также стандарты административных услуг;

•    процедуры их разработки, предполагающие участие НКО и бизнес-ассоциаций;

•    НКО, осуществляющие совместно с органами власти разра­ботку стандартов административных услуг, контроль дей­ствий местных органов власти и управления в сфере предо­ставления административных услуг;

•    бизнес-ассоциации, осуществляющие саморегулирование в различных секторах экономики, включая разработку и кон­троль исполнения (само)регуляций;

•    действия правительства в области информационного обеспече­ния выполнения плана действий;

•     меры по организационному и кадровому обеспечению выпол­нения плана действий;

•     институциональный инноватор — специализированный
Think and Act Tank, способный объединять и курировать
процесс разработки новых правил и процедур, осуществлять
мониторинг и инфорсмент.

Перечисленные средства дополняют друг друга: отсутствие од­ного из них делает решение общей задачи крайне затруднитель­ным или вообще невозможным.

Выше уже отмечалось, что вполне совершенные нормативные акты, лишенные адекватных и эффективных механизмов принуж­дения их к исполнению, сами по себе не создают требуемую инсти­туциональную среду.

Создание НКО и бизнес-ассоциаций, обладающих ресурсны­ми (в том числе экспертными) возможностями и адекватной пе­реговорной силой, мотивированных на осуществление действий по улучшению нормативно-правовой базы хозяйствования, как раз и означает формирование эффективного механизма принуж­дения к исполнению (инфорсмента) формируемых правил, бла­гоприятных для развития МСБ.

Карта возможных мер

Принципы разработки и внедрения мер

При построении карты возможных мер мы руководствуемся следующими принципами их разработки и внедрения.

•     Разумный горизонт моделирования. Невозможно составить сколько-нибудь точный прогноз развития основных соци­ально-экономических показателей на долгосрочный пери­од, особенно если система данных показателей находится в центре трансформации. Поэтому важно понимание не кон­кретного значения того или иного показателя в определен­ный момент, а направление и логика его развития, перелом­ные точки.

•     Из этого следует принцип этапности внедрения трансфор­мационных мер, причем границей этапа является не кон­кретный контекстно-временной ограничитель, а совокуп­ность институциональных факторов, позволяющих перейти к следующему шагу.

•     Там, где это возможно, необходимо проводить пилотное введение мер, отслеживать и корректировать систему, доби-ваться (в том числе благодаря разработке компенсационных мер) адекватного уровня принятия (или, по крайней мере, не препятствования) трансформации.

Таким образом цепочка действий может быть такой: разработ­ка — пилот — оценка — корректировка — общий запуск — мони­торинг — корректировка — ...

При этом необходимо отличать и выделять такие типы транс­формаций, для которых введение пилотного режима абсолютно неприемлемо. В силу специфики трансформационной меры он может сформировать определенные ожидания у индивидов и со­ответственную модель поведения, которую будет чрезвычайно сложно корректировать даже с помощью инфорсмента и компен­сационных сделок.

Речь идет о реформах, предполагающих ухудшение положения одной из групп (при соответствующей компенсации), но вероят­ность реализации которой напрямую зависит от одновременности и всеобщности ее введения (например, система трансформации контрольно-ревизионного аппарата со стороны государства).

Критерии готовности к преобразованиям: уровень конкуренции

Решающим фактором, определяющим готовность того или иного сектора экономики к формированию в нем благоприятной и адаптивной институциональной среды, является высокий уро­вень конкуренции.

•     Если наблюдаемый уровень конкуренции высок, это означа­ет, что в данном секторе не действуют негативные практики конкуренции, свойственные постсоветским экономикам (или используются редко, в ослабленной форме), которые обусловливают низкое качество институциональной среды.

•     Высокий уровень конкуренции означает, что в отрасли (на рынке) действует значительное число фирм, которые не могут не различаться качеством производимой ими продукции.

•     Высокий уровень конкуренции означает также, что в секто­ре низки или отсутствуют входные барьеры, что платежеспо­собный спрос на соответствующую продукцию дает воз­можность действовать на рынке растущему числу фирм.

Вместе с тем, это не означает, что институциональная среда, в которой идут конкурентные процессы, идеальна или близка к таковой. Это лишь показывает, что, несмотря на невысокое ка­чество среды, стимулы производителей, возникающие здесь, по-зволяют действовать вопреки существующим административным барьерам, преодолевать их, не прибегая к методам, фактически ликвидирующим конкуренцию.

Это создает объективные основания для возникновения таких бизнес-ассоциаций, которые в состоянии стать как полноценны­ми участниками процессов формирования и контроля норматив­ных актов, так и субъектами разработки и принуждения к ис­полнению (само)регуляций. Все это возможно при условии ус­тановления центральной властью норм и правил создания и функционирования саморегулирующей организации, обеспечи­вающих ее достаточную ресурсную базу и высокую переговор­ную силу (2).

Следует отметить, что для предотвращения выстраивания барьеров для входа на рынки со стороны уже действующих на них бизнесов (через саморегулируемые ассоциации) важно нали­чие нескольких таких ассоциаций, объединяющих участников с разными стандартами качества продукции (и соответственно с разными ценами на нее).

Критерии готовности к преобразованиям: развитие НКО

Для секторов, в которых осуществляется предоставление граж­данам административных услуг, можно предложить два критерия, свидетельствующих о готовности местного сообщества к разра­ботке и контролю исполнения соответствующих стандартов ус­луг, повышающих эффективность работы чиновников:

•     значительное (выше среднего по стране) число НКО, среди которых есть и правозащитные организации;

•     высокий уровень активности НКО, проявляющийся во всех сферах их деятельности.

Выполнение обоих критериев говорит о том, что:

•     местное сообщество имеет достаточно структуризованный, не аморфный характер;

•     в составе НКО есть и организации, занятые исключительно «самообслуживанием», и те, которые предлагают гражданам специфические потребительские блага, не предоставляемые ни фирмами (рынком), ни государством.

        Вероятно, привлечение таких НКО к процессам выработки стандартов административных услуг позволит добиться позитив­ных и «внятных» результатов.

Напротив, попытки организовать выработку стандартов адми­нистративных услуг в регионах, где НКО представлены «единич­ными экземплярами» и тем более в сфере совместного потребле­ния различных благ, могут дискредитировать идею. Здесь велика вероятность включения НКО со слабым (или просто отсутствую­щим) экспертным потенциалом, лжеНКО, неадекватных граж­дан. Так что фактически требуемые стандарты будут формиро­ваться исключительно органами власти.

Уровни трансформации

Мы выделяем три основных уровня трансформации: условно первый, второй и третий шаги. Критерием для соотнесения той или иной меры с тем или иным шагом служат следующие пара­метры системы.

•     Сложность взаимодействия. Чем оно сложнее, тем больше обеспечивающих мер и процедур должно быть создано, больше групп вовлечено в процесс, следовательно, тем больше объем компенсационных сделок. Соответственно такая мера должна быть отнесена к более дальнему шагу.

•     Потребность в коллективном действии. Коллективное дейст­вие само по себе является достаточно сложной процедурой, требующей, по меньшей мере, достаточной мотивации ее участников. Если готовность к коллективным действиям низкая, то на первом шаге должны создаваться предпосыл­ки для появления заинтересованности, а уже на следующем — вводиться меры, предполагающие коллективное действие.

•     Вероятность оппортунистического поведения. Процедуры, требующие коллективного участия, как правило, создают у части участников стимулы к оппортунистическому поведе­нию, когда краткосрочные выгоды некоалиционного пове­дения превышают средне- и долгосрочные выгоды выпол­нения правил. Чем выше вероятность оппортунистического поведения, тем более сложный комплекс мер должен быть разработан и внедрен и, следовательно, тем на более позд­нем шаге он должен вводиться.

Вероятность сопротивления, то есть возникновения ситуа­ции, когда при введении меры явным образом ущемляют-ся интересы той или иной группы, которая может и готова их отстаивать. Чем выше подобная вероятность, тем боль­ше времени требуется на разработку, тестирование и вне­дрение меры.

Карта трансформационных мер

Карта трансформационных мер представляет собой совокуп­ную последовательность шагов по модернизации трех линий вза­имодействия: (1) МСБ — бюрократия; (2) бюрократия — общест­во; (3) общество — МСБ.

Таким образом, предполагается, что шаги по каждой линии раскладываются в последовательности, определяемой логикой их реализации, и соотносятся с (а) условной временной шкалой, описанной выше (первый, второй, третий шаг), и (б) шагами по реализации «соседних» линий.

Если первая линейка дает представление об общем горизонте и последовательности реализации мер, то вторая позволяет выде­лить те точки развития, дальнейшее движение после которых возможно, только если выполняется ряд дополнительных усло­вий, не относящихся к данной линии взаимодействия.

Примечания

1.        Заметим, что друг для друга модели поведения элиты и крупного бизнеса от­нюдь не являются заданными извне, напротив, их связь и взаимовлияние чрез­вычайно высоки.

2.        Низкий уровень (или отсутствие) конкуренции свидетельствует о том, что в секторе действует малое число игроков и это число не может увеличиться. Сле­довательно, создание в таком секторе СРО означает официальное «закрепление» закрытости и неконкурентности рынка.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20:27 Компания Ковальчука стала претендовать крымский завод шампанского «Новый свет»
20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
16:24 Курс биткоина превысил 20 тысяч долларов
16:16 Спортсменам РФ разрешили использовать два цвета флага на Олимпиаде
15:13 В Госдуме назвали неожиданностью слежку Финляндии за Россией
14:54 Скончался Георгий Натансон
14:15 В Крыму работы на трассе «Таврида» привели к перебоям с интернетом
13:44 В Москве снова побит температурный рекорд
13:15 СМИ сообщили об убийстве плененного ИГ казака
12:39 Губернатор Подмосковья пообещал избавить жителей региона от вони в начале года
12:07 Правительство Австрии поддержало смягчение санкций против РФ
11:35 Глава МИД Великобритании не увидел фактов влияния РФ на Brexit
11:15 СМИ рассказали о затрате Пентагоном 20 млн долларов на изучение НЛО
10:52 В Финляндии возбуждено дело после публикации данных о контроле разведки над интернетом
10:20 Представители Трампа обвинили спецпрокурора по РФ в незаконном получении документов
09:53 Завершилось голосование по названию моста в Крым
09:34 В Москве побит абсолютный температурный рекорд с 1879 года
09:24 Источник рассказал о переносе с Байконура пилотируемых пусков
09:12 В Дагестане силовики вступили в бой с боевиками
16.12 22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
16.12 21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
16.12 19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
16.12 19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
16.12 19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
16.12 19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
16.12 17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16.12 16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
16.12 15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
16.12 15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
16.12 14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
16.12 13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
16.12 13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
16.12 12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
16.12 11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
16.12 11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
16.12 10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
16.12 10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
16.12 09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
16.12 09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.