Адрес: https://polit.ru/article/2009/06/25/bts/


25 июня 2009, 08:44

Окончательная ликвидация «Дружбы»

Так получилось, что объявление о начале строительства нефтепровода БТС-2 прозвучало в разгар «молочной войны» между Россией и Белоруссией. Это само собой приводило к выводу о том, что перед нами еще один этап в перманентном экономическом конфликте двух стран. На объявление о строительстве нефтепровода хорошо ложились не только новости о молоке, но и высказывания министра финансов России Алексея Кудрина об отказе Белоруссии брать кредиты в рублях. А также - нежелание белорусской стороны полностью передавать газовые сети в собственность российского «Газпрома», или, что было уже давно, но остается по-прежнему актуальным, - запрет на приватизацию двух белорусских нефтеперерабатывающих заводов в пользу российских нефтяных компаний. В общем, поводов для конфликтов было и остается очень много, поэтому появление сообщения о начале строительства нефтепровода, который позволил бы направлять на экспорт российскую нефть в обход Белоруссии, не должно было удивлять.

Тем не менее, как нам представляется, Белоруссия в этом случае играет второстепенную роль, так как конфликтов, связанных с транспортировкой российской нефти по системе нефтепроводов, построенных еще в эпоху Совета Экономической Взаимопомощи, более чем достаточно, и большая часть этих конфликтов к Белоруссии никакого отношения не имеет.

Напомним, что российская нефть поступает на внешние рынки по системе нефтепроводов «Дружба», состоящей из двух очередей: «Дружба-1», построенной в 1960-1964 годах, и «Дружба-2», построенной по трассе первой очереди в 1969-1974 годах. Нефтепровод начинается в районе Самары, где в него поступает нефть Поволжского региона, и по территории Самарской, Пензенской, Тамбовской, Липецкой и Орловской областей доходит до Брянской области. Здесь, в районе города Унечи, от него отходит первая ветка в ближнее и дальнее зарубежье по маршруту Полоцк – Илюксте – Биржай. От биржайской нефтеперекачивающей станции одно ответвление идет до Мажейкяя и Бутинге, а другое – до Вентспилса. В Полоцке (Белоруссия) и Мажейкяе (Литва) находятся нефтеперерабатывающие комбинаты мощностью, соответственно, 8,3 млн. тонн и 10 млн. т. сырой нефти в год, а в порту Бутинге (Литва) и Вентспилс (Латвия) – нефтеналивные терминалы. Кроме того, до Вентспилса проложен еще и нефтепродуктопровод, по которому продукты белорусской нефтепереработки могут поступать на мировой рынок.

После того, как нефтепровод «Дружба» покидает Брянскую область и, соответственно, территорию Российской Федерации, он попадает на территорию Белоруссии, где расходится на два направления: южное и северное. На южном направлении «сидит» еще один белорусский нефтекомбинат в Мозыре (мощность – 15,7 млн.т.), а после этого города южная ветка идет до Украины. Северная ветка доходит до польской границы, а потом по территории Польши - до границы с Германией.

В Польше нефтепровод минует Варшаву и доходит до города Плоцка, где находится НПЗ мощностью 13,8 млн. т., и опять расходится по двум веткам. Одна идет до Гданьска, где находится еще один НПЗ (Gdanska Rafineria мощностью 6 млн. тонн нефти в год, владеющая сетью из 285 АЗС) и нефтеналивной порт, а другая ветка идет в восточную Германию, где в городе Шведте находиться НПЗ мощностью 10,7 млн. тонн. И уже после Шведта северная ветка «Дружбы» разделяется последний раз: одно ответвление идет к порту Росток, а другое – к НПЗ «Лейна» мощностью 11 млн. тонн.

Южное направление нефтепровода не менее богато на ответвления и нефтеперерабатывающие заводы. Украину южная ветка «Дружбы» проходит транзитом (из нее может получать нефть только небольшой Дорогобычский НПЗ; остальные НПЗ республики питаются нефтью, поступающей из других нефтепроводов) и на границе расходится на венгерское и словацко-чешское направление. В Венгрии нефть поступает на НПЗ «Дуна» мощностью 8,1 млн. тонн нефти в год и НПЗ «Тиса» мощностью 5,1 млн. тонн в год. В Словакии российская нефть поступает на НПЗ «Словнафт» мощностью 6,1 млн. тонн, а в Чехии - на НПЗ в Кралупах (мощность – 3,3 млн. т.) и в Литвинове (мощность – 5,4 млн.т.).

Как видно из этой экономико-географической справки, на трубе «Дружбы» «висят» 13 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 107,3 млн. тонн. Эти участки нефтепровода и НПЗ принадлежат правительствам разных стран и разным нефтяным компаниям. И на все эти правительства и все эти компании у российской стороны уже давно вырос большой зуб. Так, например, в свое время российскому «ЛУКойлу» не удалось купить НПЗ в Гданьске и в Мажейкяе – в первом случае помешало польское правительство, а во втором польская нефтяная компания PNK Orlen перебила заявку «ЛУКойла», воспользовавшись поддержкой литовского политического руководства. Соответственно, PNK Orlen – это первый кандидат на отключение от «Дружбы», и для польской компании это будет очень болезненно, так как кроме НПЗ в Плоцке и Майжейкяе она владеет еще двумя НПЗ в Чехии, которые тоже получают сырье по этому нефтепроводу.

Второй кандидат на отключение – это венгерская нефтяная компания MOL, совладельцем которой недавно стала российская компания «Сургутнефтегаз». При этом венгерская сторона не испытала большой радости по поводу появления нового акционера и изо всех сил начала ставить российским нефтяникам палки в колеса. Зря она это делала – через несколько лет судьба MOL будет полностью в руках российской стороны, так как решать - пускать нефть в Венгрию по «Дружбе» (а НПЗ MOL получают нефть из ее трубы), или не пускать - будет Россия, которая наверняка учтет мнение «Сургутнефтегаза».

Так складываются отношения российских нефтяных компаний с их коллегами в Восточной Европе. Не очень удачно складываются, но еще хуже эти отношения с правительствами этих стран, которые упорно не хотят подпускать наши компании к приватизации местных нефтепроводов и нефтехранилищ. И поэтому нетрудно предположить, что случится с этими предприятиями (и с экономиками стран, где они находятся), если нефть, которую они раньше получали по «Дружбе», перестанет поступать по нефтепроводу - после того, как российское руководство примет решение перенаправить нефтяные потоки по новому маршруту через БТС-2. То есть, конечно, без нефти они не останутся, но издержки на ее приобретение могут сильно возрасти, так как маршрут транспортировки кардинально поменяется. Сначала нефть танкерами из Усть-Луги или Приморска будет доставляться до любого из портов на Балтийском или Северном море, а потом только нефтепроводами до мест переработки. И это дополнительное транспортное плечо придется оплачивать переработчикам и продавцам нефти и нефтепродуктов. А в конечном итоге – потребителям топлива и энергии.

Правда, российские официальные лица всегда отрицали, что строительство БТС-2 хоть как-то повлияет на снабжение нефтью традиционных потребителей. Однако не стоит слишком доверять словам официальных лиц. Мы помним, как в 2006 году, после отказа правительства Литвы продать российским нефтяным компаниям пакет акций Мажейкяйского НПЗ (который раньше принадлежал ЮКОСу), произошла авария на участке «Дружбы» между Унечей и Полоцком. После аварии участок поставили на консервацию, и литовскому НПЗ пришлось получать нефть смешанным путем: сначала из Приморска до Бутинге танкерами, а потом из Бутинге до Мажейкяя по оставшемуся неповрежденным участку той же самой ветки нефтепровода. Но для этого ее пришлось перевести в реверсный (обратный) режим, хотя первоначальным проектом такой режим эксплуатации, конечно, не предусматривался.

Словам официальных лиц тем более не стоит доверять, что после пуска БТС-2 российские нефтяные компании начнут сильно экономить, например, на стоимости транспортировки. Сейчас прокачка тонны нефти по заграничным линиям «Дружбы» стоит около $5, что при общем объеме прокачки в 80 млн. тонн обходится им в $400 млн. в год. Транспортировка по более короткому маршруту по российской территории должна обходиться дешевле, и если БТС будет брать с нефтяников по доллару за тонну, то при общем объеме прокачки в 50 млн. тонн они заплатят всего $50 млн.

Кроме прямой экономии после начала эксплуатации БТС-2 возникнет и косвенная экономия, так как при пересечении границ независимых государств российская нефть облагается таможенными пошлинами, размер которых тоже исчисляется сотнями миллионов долларов.

Таким образом, фактическая ликвидация «Дружбы», намеченная на 3 квартал 2012 года, когда первая очередь БТС-2 должна вступить в строй, означает окончательное уничтожение остатков плановой системы и СЭВа и переход на чисто рыночные отношения с потребителями российской нефти. К тому же российская сторона избавляется от политических рисков (а проще говоря – политического шантажа) со стороны восточноевропейских соседей, которые иногда грозятся перекрыть нефтепровод по своим, разумеется, внутриполитическим причинам.

Поэтому не трудно предположить, что после 2012 года, когда намечено вступление в строй первой очереди нефтепровода, все нефтепроводы Европы в массовом порядке начнут переходить на реверсный режим. А что еще им остается делать? Это ведь и будет новая европейская интеграция.