Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
16 декабря 2017, суббота, 23:55
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

25 июня 2009, 08:40

Миротворческий анахронизм

Формирование нового статус-кво на Большом Кавказе продолжается. Но если в прошлом году оно затронуло в первую очередь сами страны региона и ближайших соседей, то сегодня новые реалии отражаются на деятельности международных организаций. Начиная с 16 июня 2009 года, деятельность Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООНГ), будет прекращена. Используя право вето, Россия заблокировала продолжение работы Миссии в ходе заседания Совета безопасности ООН 15 июня. Фактически сегодня ставится несколько вопросов: «Каково будет международное присутствие в одном из наиболее нестабильных и небезопасных регионов постсоветского пространства? Смогут ли вообще договориться ключевые игроки по кооперации в сфере безопасности на Кавказе или же этот регион станет полем конфронтации?»

Для выстраивания целостной картины, на наш взгляд, необходимо вкратце остановиться на принципиальных изменениях кавказского статус-кво, начиная с августа прошлого года. После «пятидневной войны» в Южной Осетии и в Абхазии Россия пошла на признание независимости двух бывших грузинских автономий. Этот шаг, во-первых, создал прецедент пересмотра «беловежских границ» (то есть границ между бывшими субъектами СССР, признанными как межгосударственные рубежи). Во-вторых, он необратимо изменил роль РФ в двух «горячих точках». Отныне Россия перестала быть миротворцем и стала военно-политическим патроном Абхазии и Южной Осетии, а также гарантом их независимости от Грузии. Последняя часть предыдущего предложения чрезвычайно важна. Независимость двух бывших автономий от российского вмешательства в их внутренние дела, вопросы бизнеса и собственности не предусматривается. Здесь, как говорится, иллюзий быть не должно. Впрочем, это не выбор между «плохо» или «хорошо». Решение о вводе войск в Южную Осетию и признании двух бывших автономий Грузии стало результатом не абстрактных имперских размышлений обитателей Кремля, а следствием процесса разморозки конфликтов, начатого Грузией после «революции роз». Сегодня сложно делать точные прогнозы, станет ли для РФ использованное лекарство под названием «признание» лучше или хуже болезни (в данном случае существование самой болезни очевидно).

В-третьих, после пятидневной войны и признания независимости Абхазии и Южной Осетии весь правовой фундамент мирного урегулирования двух конфликтов был ликвидирован. Дагомысские (Сочинские) соглашения по Южной Осетии 1992 года и Московские Соглашения о прекращении огня и разведении сторон грузино-абхазского конфликта, определявшие характер миротворческих миссий, их состав, цели, задачи и ресурсы, перестали работать. Грузия вышла из них правовым путем (через принятие соответствующих актов национального парламента и распоряжений правительственных структур), а Россия – по факту. Ликвидация этого правового фундамента в свою очередь сработала как эффект домино и для деятельности международных организаций (ОБСЕ и ООН) в Кавказском регионе.

Миссия ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) в Грузии была создана в декабре 1992 года для обеспечения интернационального участия в процессе мирного урегулирования конфликтов. Как заявляют официальные документы ОБСЕ, главной целью миссии была (и оставалась до декабря прошлого года) помощь «Правительству Грузии в сфере разрешения конфликтов, демократизации, прав человека и верховенства закона». Согласно первоначальному мандату Миссии, принятому 13 декабря 1992 года, она должна была «продвигать переговорный процесс между конфликтующими сторонами в Грузии, который должен быть нацелен на достижение политического решения». Затем мандат Миссии расширялся. Он включал в себя пункты касательно грузино-осетинского, грузино-абхазского конфликта, Грузии в целом, мониторинга российско-грузинской границы. Но главными пунктами, конечно же, были этнополитические конфликты. В особенности грузино-осетинский конфликт, т.к. грузино-абхазское противоборство попало в сферу приоритетного внимания Миссии ООН по наблюдению в Грузии.

В мае 1993 года был назначен специальный представитель Генсека ООН по Грузии. Сама же МООНГ была создана резолюцией № 858 Совета безопасности от 24 августа 1993 года, то есть в период, когда военные действия между сторонами еще не завершились. Сухуми еще находился под контролем прогрузинского (и этнически грузинского) Совета министров «Абхазской автономии». До окончания военных действий оставался еще один месяц. Первоначально задачей МООНГ было осуществление мониторинга за Соглашением о прекращении огня между сторонами от 27 июля 1993 года. Однако июльское Соглашение не было выполнено. Грузинская сторона не осуществила полного отвода военных сил, а абхазская и вовсе предприняла в сентябре 1993 года решительное наступление на позиции своих противников. Финал этой истории хорошо известен. Тбилиси потерял контроль над Абхазией, началось строительство де-факто абхазской государственности без большей части грузинского населения бывшей автономии. Таким образом дебют МООНГ нельзя назвать слишком успешным.

Тем не менее, первый раунд переговоров между грузинской и абхазской сторонами под эгидой ООН прошел 28 ноября - 1 декабря 1993 года в Женеве (отсюда его название - «женевский процесс», который не следует путать с начавшимися в октябре 2008 года консультациями по стабильности и безопасности на Кавказе).

21 июля 1994 года (то есть сразу же после начала миротворческой операции в Абхазии) Совет безопасности ООН принял резолюцию № 937 по поводу определения формата Миссии по наблюдению в Грузии. Интересно отметить, что накануне 9 мая 1994 года тогдашний Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали представил в Совет Безопасности отчет, в котором заявил, что на территории Грузии отсутствуют условия для ввода на ее территорию де-юре войск ООН. По его мнению, задача поддержания мира могла быть решена российскими войсками. Как бы то ни было, мандат Миссии должен был включать в себя такие аспекты, как обзор и наблюдение за выполнением грузинской и абхазской стороной Соглашения о прекращении огня и разделении сторон 1994 года (то есть Московских Соглашений).

Начиная с 1997 года, специальный представитель Генсека ООН, координирующий женевский процесс-1 и работу МООНГ, открыл свой офис в Тбилиси. В 1993 году была создана Группа друзей Генерального секретаря ООН по Грузии (включала изначально США, Германию, Великобританию, РФ, Францию). В 1997 году начали свою работу Координационный Совет и три рабочих группы по неприменению насилия, возвращению временно перемещенных лиц и экономическим проблемам в рамках «женевского процесса». Последняя встреча Координационного Совета прошла в мае 2006 года после почти пятилетнего перерыва. Этот перерыв был вызван обострением этнополитической ситуации в Кодорском ущелье осенью 2001 года. Однако после того как в 2006 году грузинские военные подразделения в нарушение Московских соглашений 1994 года вошли в верхнюю часть Кодорского ущелья (демилитаризованную зону по условиям этого документа) Координационный Совет более не собирался. В 2002 году специальным представителем Генсека ООН германским дипломатом Дитером Боденом был представлен мирный проект из восьми пунктов «Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми» («план Бодена»), который предполагал создание суверенной Абхазии в составе единого федеративного Грузинского государства. План не был принят конфликтующими сторонами.

В этой связи важно обратить внимание на общие сюжеты в деятельности двух международных Миссий, а также на общую природу кризиса их деятельности в период после «пятидневной войны». И миссия ОБСЕ в Грузии, и МООНГ исходили из тех геополитических реальностей, которые сложились в Южной Осетии на лето 1992 и в Абхазии на май 1994 года. Эти реальности определили мандаты обеих Миссий.

В марте 1994 года в отношении грузино-осетинского конфликта в мандат миссии ОБСЕ в Грузии были включены такие пункты, как «облегчение создания широкого политического пространства, в котором политическое решение могло бы быть достигнуто на базе принципов СБСЕ (до 1994 года ОБСЕ называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе - С.М.)». Предполагалась также «интенсификация дискуссий со всеми сторонами конфликта, включая организацию «круглых столов», чтобы исключить источники насилия и найти политические возможности для восстановления диалога». Особая роль отводилась мониторингу, относящемуся к «совместным миротворческим силам (включая и грузинские миротворческие силы - С.М.)». Мандат также предполагал создание «форм контакта между военными командирами сил в контексте переговоров со стороны СБСЕ», «сбор информации о военной ситуации, проведение расследований по нарушениям режима прекращения огня», «привлечение внимания местных командиров к возможным политическим последствиям возможных военных акций».

Сутью же Миссии ООН в Грузии было стоять на страже Московских соглашений 1994 года. И Миссия делала это, требуя от Тбилиси покинуть верхнюю часть Кодорского ущелья в 2001 году или критикуя и РФ, и Грузию за «самолетные инциденты» в канун «пятидневной войны» в прошлом году.

Миссия ОБСЕ и МООНГ признавали Абхазию и Южную Осетию в качестве «сторон конфликта» (а не «оккупированных территорий»), соглашались на российское военное присутствие в качестве миротворцев (в случае с югоосетинской ситуацией соглашались также на грузинское миротворческое присутствие). До 2008 года обе Миссии работали в условиях, когда официальная Москва признавала территориальную целостность Грузии. Но главное - это правовая легитимация их деятельности. Обе Миссии строились на соглашениях о прекращении конфликтов соответственно 1992 и 1994 гг. Без этого правового фундамента всякий смысл деятельности обеих миссий теряется. По крайней мере, требуется принципиальное изменение их мандата.

В резолюции № 937 ООН подчеркнута «ключевая важность прогресса на переговорах под эгидой ООН и при помощи России как посредника». Но сегодня РФ более не является таковым. Теперь это – заинтересованная сторона, покровитель одной из сторон. Непонятно также, какие «дискуссии между сторонами конфликта» будет проводить Миссия ОБСЕ, если Тбилиси считает Южную Осетию «оккупированной территорией», режим Эдуарда Кокойты «криминальным», а представителем этой территории считает Дмитрия Санакоева и т.н. «Временную администрацию» Южной Осетии (о которой в мандате Миссии ОБСЕ в Грузии вообще ни слова не говорится!). Мандат Миссии ОБСЕ в Грузии предполагал также поддержку СКК (Смешанной контрольной комиссии), работа которой была парализована еще в 2007 году, и которая сегодня вообще не существует. Где сегодня взять в той же Южной Осетии «совместные миротворческие силы», упомянутые в мандате Миссии, если еще накануне «пятидневной войны» Министерство обороны Грузии подчинило свой миротворческий контингент напрямую себе, а вчерашние «совместные миротворцы» 8 августа 2008 года оказались по разные стороны линии огня?

Сегодня и в Абхазии, и в Южной Осетии новые реалии. Они могут приниматься и приветствоваться (как это делает Россия) или рассматриваться как угроза всей безопасности Евразии (как это делают США и их европейские союзники). Но факт остается фактом. Делать вид, что главная проблема деятельности международных миссий - это решение процедурных вопросов (обеспечить так называемое «техническое продление» Миссий) значит существенно упрощать ситуацию. И дело даже не в том, признаем мы или нет Грузию в границах Грузинской ССР или в «усеченном виде». Главная проблема в неадекватности работы двух миссий (к эффективности которых можно относиться по-разному) сегодняшним реальностям. В этом нет чьей-то эксклюзивной заслуги или эксклюзивной вины. Просто логика изменения статус-кво затронула и деятельность ОБСЕ и ООН на Южном Кавказе. В декабре 2008 года Россия начала процесс блокирования Миссии ОБСЕ в Грузии (в мае нынешнего года она использовала свое право вето в этой организации), а спустя полгода она заблокировала деятельность миссии ООН. В первом случае Москва требует создания двух отдельных Миссий ОБСЕ в Грузии и в Южной Осетии, подчиненных венской штаб-квартире Организации, а во втором – «ребрэндинга» и переименования МООНГ в Миссию в Абхазии. Естественно, США и ЕС настаивают на сохранении старых названий, базирующихся на признании грузинской территориальной целостности.

При этом проявлять гибкость никто не хочет. Иногда создается впечатление, что каждая из сторон ждет, когда глобальный финансовый кризис задавит оппонента, которого можно будет взять голыми руками. Однако окончательного краха не происходит и, по всей вероятности, не произойдет. В присутствии же международных структур заинтересованы (каждый на свой лад) и РФ, и США с Европой. Для одних это возможность отстоять новые реалии в кооперативном, а не конфронтационном режиме, а для других - избежать превращения региона в геополитическую собственность Кремля. Естественно, Грузия, США и ЕС готовы к интернационализации конфликтного урегулирования, но Запад, прежде всего, не готов к жесткой конфронтации с Россией и к ее действительной изоляции.

Но в любом случае при формировании нового статус-кво должны быть решены такие вопросы, как недопущение новых военных действий, разрешение гуманитарных проблем, ведение нормального переговорного процесса. Все это невозможно без международного сотрудничества в той или иной форме. И международное присутствие в условиях изменившихся реалий постепенно формируется, но уже в новых форматах. Это в первую очередь Женевский переговорный процесс-2 (консультации с участием США, ЕС, ООН, ОБСЕ, РФ, Грузии, Абхазии и Южной Осетии), а также Миссия наблюдателей Европейского Союза, которая начала свою работу с 1 октября прошлого года. Мандат этой Миссии истекает в сентябре 2009 года (не исключено, что он будет продлен). Численность Миссии Евросоюза должна быть не менее 200 и не более 340 человек. Она действует в районах, прилегающих к двум бывшим автономиям Грузии (ныне - частично признанным государствам). Главная проблема для европейской миссии - допуск в Абхазию и в Южную Осетию и знакомство с ситуацией там. По этому вопросу существуют разногласия с Россией, не считающей две частично признанные республики частью Грузии.

Таким образом, вслед за изменением статус-кво в двух конфликтных зонах на территории бывшего Советского Союза неизбежно меняются форматы международного присутствия в них. Понимание необходимости такого присутствия есть у всех ключевых игроков, однако детали и нюансы требуют длительного согласования интересов.

Автор - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22:07 Курс биткоина превысил 19 тысяч долларов и вернулся обратно
21:03 СМИ узнали о «мирном» письме Саакашвили к Порошенко
19:56 Собчак заявила о готовности не участвовать в выборах
19:45 ПАРНАС отказался от выдвижения своего кандидата в президенты
19:28 Галерея-банкрот потребовала 27 млн рублей из Фонда храма Христа Спасителя
19:14 Российский биатлонист принес сборной первую медаль Кубка мира
17:07 Володин призвал власти РФ и Белоруссии уравнять граждан в правах
16:18 Фигуранта дела о контрабанде алкоголя нашли убитым в Ленобласти
15:13 Экс-сотрудник ФСБ отверг обвинения в хакерских атаках против США
15:11 Украина составила план покорения Крыма телевидением
14:07 Ученые из США выложили в сеть видео с ядерным испытанием
13:55 Овечкина признали одним из величайших игроков в истории НХЛ
13:12 Борис Джонсон снялся в «рекламе» сока с Фукусимы
12:53 Глава Минтруда анонсировал выделение 49 млрд рублей на ясли
11:40 В Москве мошенники забрали 20 млн рублей у покупателя биткоинов
11:29 Норвегия первой в мире «похоронила» FM-радио
10:51 Российские военные обвинили США в подготовке «Новой сирийской армии» боевиков
10:00 Россия вложила в госдолг США 1,1 млрд долларов за месяц
09:51 Собянин позвал москвичей оценить новогоднюю подсветку
09:21 Трамп включит «агрессию» КНР в стратегию нацбезопасности
15.12 21:08 Отца предполагаемых организаторов теракта в метро Петербурга выслали в Киргизию
15.12 20:57 Майкл Джордан назван самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен
15.12 20:36 Вероника Скворцова обсудила с Элтоном Джоном борьбу с ВИЧ
15.12 20:23 Полиция открыла огонь по мужчине с ножом в аэропорту Амстердама
15.12 20:07 Falcon 9 отправила груз на МКС и вернулась на космодром в США
15.12 19:47 В Пентагоне рассказали о новом сближении с российской авиацией в Сирии
15.12 19:44 ЦБ оценил объем докапитализации Промсвязьбанка в 100-200 млрд рублей
15.12 19:27 Пожизненно отстраненная от Игр скелетонистка Елена Никитина выиграла ЧЕ
15.12 19:18 Косово объявило о создании собственной армии к марту 2018 года
15.12 19:03 В Назарете отменили Рождество
15.12 18:51 В Испании не поверили в угрозу отстранения от ЧМ-2018
15.12 18:35 Программу безопасности на дорогах увеличили на 2 млрд рублей
15.12 18:25 ФАС проверит частичную отмену роуминга сотовыми операторами
15.12 18:25 РФ и Египет подписали соглашение о возобновлении авиасообщения
15.12 18:19 Трамп попросил у России помощи с КНДР
15.12 18:03 Курс биткоина приблизился к 18 тысячам долларов
15.12 17:54 Промсвязьбанк сообщил о проблемах в работе интернет-банка
15.12 17:48 ФИФА пригрозила отстранить сборную Испании от ЧМ-2018 из-за действий властей
15.12 17:28 Задержанный в Петербурге планировал взорвать Казанский собор
15.12 17:25 Промпроизводство в РФ в ноябре упало максимальными темпами за 8 лет
15.12 17:01 Турция потребует в ООН отменить решение США по Иерусалиму
15.12 16:43 В посольстве США назвали ложью обвинение во вмешательстве в российскую политику
15.12 16:33 Букингемский дворец назвал дату свадьбы принца Гарри
15.12 16:29 Журналист сообщил о готовности Захарченко внедрить на Украину 3 тысячи партизан
15.12 16:14 МИД Украины опроверг ведение переговоров об экстрадиции Саакашвили
15.12 16:08 Страны ЕС согласились начать вторую фазу переговоров по выходу Великобритании
15.12 15:49 Дипломатов из США не пустят наблюдать за российскими выборами
15.12 15:47 Глава ЦИК назвала стоимость информирования избирателей о выборах
15.12 15:36 Гафт перенес операцию из-за проблем с рукой
15.12 15:21 В Кремле посчитали недоказанными обвинения в адрес Керимова во Франции
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.