Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
14 декабря 2017, четверг, 22:24
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

30 июня 2009, 09:49

Инструменты позитивной реинтеграции

«Полит.ру» продолжает публикацию фрагментов книги «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». 

См. также:

Описания основных инструментов позитивной реинтеграции сгруппированы в соответствии с линиями взаимодействия между основными субъектами: малым и средним бизнесом, бюрократией, общественными институтами, а также крупным бизнесом и элитами, чьи модели поведения рассматриваются нами как экзогенные.

Приведем описание основных типов взаимодействия, в рамках которых могут применяться данные инструменты.

Обозначения: полужирный шрифт — субъект является основным «интересантом» изменений в рамках предлагаемого взаимодействия; скобки — участие субъекта в данном взаимодействии является второстепенным и/или обеспечительным (например, для поддержания информационной открытости или соблюдения интересов сторон).

Линии взаимодействия
Направления изменений / инструменты
Характеристика
МСБ –
бюрократия – (общество)
1.         Снижение административных барьеров функционирования фирмы
2.         Снижение налогового
бремени и облегчение администрирования
3.         Развитие рынка купли-
продажи малого и среднего
бизнеса
МСБ является основным интересантом изменений, бюрократия представляет собой проигрывающую группу (по крайней мере в краткосрочном периоде). Общественные институты привлекаются здесь как внешние мониторы и в ряде случаев гаранты выполнения принятых на себя сторонами обязательств. Вместе с тем в случае успешной реализации мер будет повышаться общественное благосостояние благодаря большей конкуренции на рынках и эффективности контрольно-надзорной деятельности
МСБ – бюрократия –
общество – властные элиты
4.         Разработка систем мониторинга
5.         Стандарты и регламенты
6.         Оценка регулирующего
воздействия
По данной линии потенциальными интересантами являются сразу три субъекта. МСБ и общество – благодаря налаживанию механизмов обратной связи, возможности влиять на принимаемые правила, большей эффективности общественного взаимодействия и принципиального включения в эти процессы (общество). Элиты – как благодаря обратным связям, так и из-за возможности контролировать бюрократию.
МСБ – крупный бизнес – бюрократия – (общество)
7. Защита конкуренции при реализации контрактных отношений между участниками рынка
8          Роль государства в формировании системы контрактных отношений между малым
и крупным бизнесом
9          МСБ в системе закупок
для государственных нужд и
для нужд субъектов естественных монополий
Главный интересант здесь – МСБ, который может получить возможность освоения новых рынков и включения в устоявшиеся производственные цепочки.
Общественные институты здесь выступают скорее в виде мониторов и внешних гарантов принятых сторонами обязательств.
Общество – МСБ – (бюрократия)
10 Саморегулируемые организации
11        Поддержка развития хозяйственно-общественных
объединений на местном
уровне
12        Институты по защите
прав потребителей в рыночной системе
В данном случае отношения между субъектами – МСБ и обществом носят более «автономный характер, поскольку подразумевается «внутренний» характер создания правил и контроля за их исполнением.
Бюрократия (и шире – государство) может привлекаться для гарантии общих принципов работы, а также в ситуациях, когда установление необходимого правила «внутренними» средствами не удается

МСБ - БЮРОКРАТИЯ - (ОБЩЕСТВО)

1.     Снижение издержек создания и функционирования фирмы

Направления работы

•     Для качественного улучшения среды функционирования МСБ РК требуется радикальное снижение трансакционных издержек, создаваемых государственным регулированием, и повышение эффективности государственного контроля.

•     Простое «снятие» барьеров может снизить издержки предпринимателей, но точно не повысит эффективность контроля. Для повышения эффективности необходимо выбирать приоритеты развития сектора МСБ.

•     Эффективный контроль способен снизить трансакционные издержки наиболее конкурентоспособных, добросовестных участников рынка.

•     При выработке мер необходим анализ групп интересов и оценка производимого ими воздействия на субъекты МСБ и на процесс выработки государственной политики в отношении рассматриваемого сектора.

Основные средства снижения административных барьеров

На основании проведенного анализа и сопоставлений получился следующий исчерпывающий перечень методов снижения административных барьеров.

•       Под системной перестройкой понимается принятие новых законодательных решений, заменяющих одну систему регулирования другой. Например, замена лицензирования страхованием, государственной стандартизации — техническим регулированием.

•       Расчистка поля — приведение правоприменительной практики в соответствие с действующим законодательством путем:

- создания специальных комиссий с участием прокуратуры, антимонопольных органов, органов юстиции;

- привлечения в качестве заявителей бизнес-ассоциаций и других институтов гражданского общества;

- использования  квазисудебных  процедур  рассмотрения споров.

По сути, речь идет об инфорсменте, то есть комплексе мер, направленных на выполнение эффективных существующих и вновь вводимых правил и недопущение оппортунистического поведения.

•    Оценка регулирующего воздействия — это совокупность правил, регламентирующих процессы:

- обоснования целесообразности и определения целей регулирования;

- идентификации способов достижения целей регулирования;

- анализа сравнительных преимуществ и недостатков каждого способа.

Процедура оценки регулирующего воздействия предполагает привлечение представителей бизнеса и гражданского общества к процессу формирования институциональных форм регулирования на всех его этапах.

Это требует наделения их достаточной переговорной силой для учета их мнения при принятии окончательного решения.

Возможно использование трех основных методов выявления административных барьеров:

•       обращение заинтересованных групп через специально созданные механизмы (переговорные площадки, «окно жалоб» и т.д.);

•       организация мониторинга (с привлечением средств государственного бюджета) со стороны институтов гражданского общества (по разработанным методикам);

•       экспертное выявление путем специальных качественных социологических исследований.

Варианты решения наиболее значимых проблем

Лицензирование

Радикальность
Содержание
Риски
Способы снижения
меры
 
 
рисков
Сильная
замена лицензирования
А) возможность
А) разработка четких
 
обязательным
установления высокого
процедур и регламентов
 
страхованием
тарифа путем сговора
Б) сохранение
 
ответственности
Б) снижение контроля
лицензирования
 
 
за теми областями, где
в отдельных секторах
 
 
он действительно
 
 
 
необходим
 

Проверки органами технического регулирования

Радикальность
Содержание
Риски
Способы снижения
меры
 
 
рисков
Сильная
замена технического
А) возможность
А) разработка четких
 
надзора обязательным
установления высокого
процедур и регламентов
 
страхованием
тарифа путем сговора
Б) сохранение жестко
 
и контролем со стороны
Б) снижение контроля
регламентированных
 
саморегулируемых
за теми областями, где он
проверок в отдельных
 
организаций
действительно необходим
секторах
 
 
В) слабость
В) стимулирование
 
 
саморегулируемых
гражданской активности
 
 
организаций и их
в области технического
 
 
зависимость от органов
регулирования МСБ
 
 
власти
 

Проверки правоохранительных органов

Радикальность
Содержание
Риски
Способы снижения
меры
 
 
рисков
Сильная
сокращение статей,
вероятность сильного
концентрация усилий
 
предусматривающих
оппортунистического
проверяющих
 
уголовное наказание
поведения со стороны
на секторах,
 
за экономические
проверяющих как по
производящих социально
 
правонарушения;
отношению
неблагоприятные товары
 
концентрация усилий
к проверяемым, так и
(алкоголь, игорный
 
правоохранительных
к собственному
бизнес…)
 
органов в экономической
руководству
 
 
сфере на борьбе
 
 
 
с мошенничеством
 
 
 
и контролем за игорным
 
 
 
бизнесом, алкогольным
 
 
 
оборотом, наркотрафиком
 
 

Компенсационные сделки и группы интересов

В данной работе под группами интересов понимается совокупность агентов (сотрудников тех или иных контрольно-надзорных органов), которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для принятия того или иного коллективного решения.

В данном случае группы интересов во многом ситуативны — их устойчивость и коллективная мотивация зависят от места работы и функционала каждого из ее членов. Если степень общности этих факторов высока, можно ожидать высокую устойчивость группы и выраженную рентоориентированную модель поведения.

Коллективным решением в данном случае является модель поведения (корпоративная общность) членов группы, направленная на извлечение дополнительного дохода от своей деятельности: в данном случае — контрольно-надзорной деятельности.

Фактически подразумевается, что члены группы интересов признают и разделяют некие общие установки по отношению к проверяемым, которые и являются опосредованным источником получения дополнительных платежей — легального (в виде пени, штрафов) и нелегального (коррупционные платежи). То есть единая модель поведения формирует в восприятии проверяемого ситуацию безаль-тернативности.

Каждую группу интересов можно характеризовать тремя показателями:

•     переговорной силой, то есть способностью формулировать единую позицию (пусть даже неявно и неформально), отстаивать ее и вовлекать в группу новых участников;

•     ресурсообеспеченностью — то есть наделенностью ресурсами материальными (денежные и технические средства) и нематериальными (статусы, возможность применения насилия и санкций).

Важно учитывать наличие эндаументов, то есть ценных для группы благ (прав, возможностей влияния), защита которых уже сама по себе может стать стимулирующим фактором для мобилизации группы. Соответственно активизацию группы может вызвать не только появление нового источника ренты, но и угроза потери существующего (пусть даже и неиспользуемого);

•  активностью поведения, то есть в какой мере модель пове
дения группы предполагает расширение ее деятельности.
Другими словами, является ли ее рентоориентированное
поведение активным (постоянный поиск новых «клиентов»)
или же пассивным (работа с тем потоком, который «приходит сам»).

В связи с тем, что реальные группы интересов являются неформальными и нередко связаны с нелегальными способами получения дохода, они трудноопределимы на данном этапе работы. Сейчас можно ограничиться только общими определениями: «сотрудники правоохранительных органов», «сотрудники служб технического надзора», то есть это группы, определяемые скорее статистическими методами, не позволяющими вскрыть содержание их деятельности.

Для выявления реальных групп можно предложить два основных направления исследовательской работы:

•     качественные социологические исследования включенными в процесс исполнителями, то есть теми, кто не будет воспринят группами как «чужой»;

•     анализ групп по косвенным признакам, то есть описанным выше показателям их деятельности. В этом случае данные могут быть получены на основании опросов проверяемых, наблюдения за работой контрольных органов, сравнения степени ресурсообеспеченности и уровня независимого внешнего контроля за этими ресурсами.

На основании работы по выявлению реальных групп можно составить карту выбора, по которой лицо, принимающее решения о снятии или введении тех или иных барьеров, сможет просчитать реакцию групп, а также оценить возможное их противодействие изменениям.

В связи с тем, что за каждым барьером, как правило, стоит та или иная группа интересов, получающая эксклюзивный доход от контроля, системные преобразования потребуют компенсации для снижения и исключения возможности оппортунистического поведения.

При «средних» вариантах, то есть в тех случаях, когда поток ресурсов от барьера для группы не очень значителен, компенсации могут иметь статусный характер. При вариантах, когда поток велик, требуются более сложные схемы компенсаций.

Внедрение страховых схем одновременно является компенсационной сделкой, поскольку позволяет проверяющим перейти в сектор, где их знания и капиталы применимы, но где действуют иные мотивационные механизмы.

Замена лицензирования или технического надзора страхованием вытесняет бюрократические группы из привычных видов деятельности, но в то же время сохраняет возможность инвестировать свои ресурсы (например, в создание страховых компаний) и использовать свои профессиональные навыки в интересах страхового контроля за деятельностью страхуемого (риски: угроза монополизации страховой деятельности и завышение тарифов).

Сдвиг групп, обладающих специфическими ресурсами влияния (правоохранители), в область получения сверхренты, возникающей в результате производства социально неблагополучных товаров (алкоголь, игорный бизнес), может привести к снижению оппортунистического поведения с их стороны и, следовательно, ослаблению давления на МСБ.

Положительным внешним эффектом такого перераспределения и в случае борьбы с криминальными структурами, и в случае сговора с ними окажется ограничение спроса на социально вредные продукты и услуги в результате роста цен на них. (Риски: сращивание правоохранительных органов с мафией и использование рэкета, криминальных посредников в сферах, находящихся за пределами ограниченных сфер правоохранительных органов.)

Сдвиг групп, обладающих специфическими информационными ресурсами (налоговики), в область крупного бизнеса может привести к облегчению бремени налогового администрирования для МСБ.

 

2. Снижение налогового бремени и облегчение администрирования
Постановка проблемы

Система налогообложения как единство трех компонент — основания для определения налога, его ставка и характер администрирования — оказывает значительное воздействие на функционирование малого и среднего бизнеса. При этом значимыми являются все три названных компонента. Так, выбранное основание для установления налога может оказывать искажающее влияние на поведение фирм; величина ставки может быть чрезмерной; а избранный порядок налогового администрирования даже при низкой ставке — возлагать значительные издержки на налогоплательщиков. Например, ежеквартальная уплата небольшого по величине налога потребует от индивидуального предпринимателя сравнительно больших (для него) расходов на ведение специального учета и отчетности, обусловленных необходимостью найма бухгалтера. Вместе с тем издержки предпринимателей в процессе налогообложения оказываются доходами (в том числе теневыми) работников налоговых органов, а выгоды фирм от снижения ставки налогообложения означают снижение доходов бюджета и т.п. Поэтому совершенствование системы налогообложения способно оказать существенное позитивное влияние на развитие сектора МСБ, если осуществляемые изменения будут учитывать их последствия для всех заинтересованных сторон, затрагиваемых этими изменениями.

Особого внимания заслуживает связь системы налогообложения МСБ с пенсионным обеспечением предпринимателей этой сферы экономики и их наемных работников. Исследованиями давно установлено, что общие схемы пенсионного страхования при величинах ставок, приемлемых для крупного и среднего бизнеса, не подходят для субъектов малого бизнеса. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения предпринимателей малого бизнеса требуют отдельной проработки.

Малый и средний бизнес во многих странах мира рассматриваются как особые объекты, заслуживающие в силу своей роли в экономике специальных систем (или режимов) налогообложения. Отличия от общего режима налогообложения, принятого в национальной экономике, могут прослеживаться по всем упомянутым компонентам: основанию налога, его ставке и характеру администрирования. При этом часто встречающейся проблемой является взаимодействие фирм, находящихся в различных режимах налогообложения, а также проблема перехода из режима в режим по мере роста размеров предприятия.

Типичные проблемы

Для налоговых систем трансформационных экономик (особенно на пространстве СНГ) характерен ряд типичных недостатков. В процессе трансформационных процессов на первый план выходила проблема максимального изъятия доходов бизнеса в бюджет (как в пределах, так и за пределами налогового законодательства). Именно на ее решение было нацелено налоговое законодательство, в котором лишь как дань общемировым тенденциям было в той или иной форме специально выделено налогообложение МСБ. Обычно это выделение касалось величин ставок, в то время как процедурная сторона налогообложения МСБ специально не выделялась.

Достаточная длительность существования упомянутых переходных условий определяла реальные установки работников налоговых органов на оказание усиленного давления на МСБ как сектор, во-первых, осуществлявший часть своей деятельности «в тени», то есть явно недоплачивающий налоги; во-вторых, имевший недостаточно квалифицированный бухгалтерский персонал, что порождало множество непреднамеренных ошибок в налоговой отчетности; в-третьих, не имевший и не имеющий достаточно действенных связей во властных структурах, которые помогали бы субъектам МСБ защититься от этого давления, что давало возможность недобросовестным работникам налоговых служб извлекать коррупционные личные выгоды из первых двух особенностей МСБ.

Таким образом, наиболее значимыми для МСБ проблемами являются:

•     высокие издержки ведения качественного налогового учета и отчетности, процедуры которого (даже для упрощенных схем) требуют найма высококвалифицированных бухгалтерских работников, что далеко не всегда по силам субъектам МСБ, в особенности для мельчайших и малых предприятий;

•     порождаемые этим частые ошибки однозначно толкуются действующим законодательством как преднамеренные, то есть влекущие за собой различные санкции, в том числе и уголовного характера;

•     недружественное отношение к субъектам МСБ со стороны работников налоговых органов, деятельность которых не имеет консультационного характера, который мог бы исправить значительную часть ошибок, допускаемых субъектами МСБ в области налогового учета и отчетности.

        Очевидно, что все три названные проблемы сдерживают нормальное развитие МСБ, мешают выполнять его важные экономические и социальные функции. Для их разрешения требуется комплексное изменение системы налогообложения МСБ, которое позволило бы в первую очередь снизить непроизводительные издержки администрирования налогового процесса и тем самым преодолеть две другие проблемы.

Варианты решения

Мировой опыт позволяет выделить семь типов систем налогообложения, фактически имеющих место и официально применяемых для МСБ (не считая общую схему, принятую в национальной экономике):

•    безналоговый режим как фактически реализуемый вариант налогообложения для бизнеса, функционирующего в рамках неформального или теневого сектора, строго говоря, является безналоговым только для государства, поскольку для самих субъектов МСБ данный режим предполагает уплату «налога» криминальным структурам при невозможности обратиться за защитой к правоохранительным органам. Как официальный режим налогообложения на практике такой режим применяется в форме «налоговых каникул», поскольку само участие МСБ в процессах налогообложения рассматривается государством как воспитательная и дисциплинирующая мера, фактически готовящая субъектов МСБ к «нормальному» законопослушному поведению после перехода в следующую стадию роста и иную «весовую категорию» бизнеса;

•    приобретение патента (как форма авансированной уплаты налога) избавляет субъектов МСБ от значительной части трансакционных издержек ведения учета и отчетности, издержек взаимодействия с налоговыми службами и т.п., однако повышает стартовые издержки ведения бизнеса; обычно применяется для мельчайших (с численностью занятых до 50 человек) и малых предприятий;

•    декларирование доходов мелких предпринимателей для уплаты подоходного налога — единственного, взимаемого с них; позволяет существенно снизить административные издержки для предпринимателя в случае использования плоской шкалы подоходного налога;

•     упрощенные схемы налогообложения, различные варианты которых применяются для субъектов МСБ, позволяют снизить издержки администрирования, если только сами схемы не чрезмерно усложнены (например, содержат несколько вариантов «упрощенки» в зависимости от величины оборота субъектов МСБ);

•     вмененные налоги, рассчитываемые не в зависимости от финансовых показателей деятельности МСБ, а от того или иного показателя, косвенно характеризующего эти результаты (например, площадь торгового зала или используемого земельного участка и т.п.), значительно упрощают администрирование, однако предоставляют широкие возможности для коррупционного поведения местных чиновников, которым обычно и поручается установление вмененных налогов;

•     льготы по ставкам всех налогов, взимаемых с бизнеса в рамках общей схемы налогообложения, действующей в стране, не снижают административные издержки;

•     льготы по ставкам, соединяемые с уменьшенной частотой взимания налогов (например, не раз в квартал, а раз в год), снижают административные издержки в несколько раз по сравнению с предыдущим типом системы налогообложения;

•     общая для всех субъектов бизнеса система налогообложения (без выделения МСБ в особую категорию) наиболее тяжелая для МСБ.

При выборе одной (или некоторой совокупности) из них, каждая из приведенных систем должна быть оценена по совокупности различных критериев: от прямых последствий для субъектов малого бизнеса до разного рода внешних эффектов. Используемые далее критерии (см. табл.) «привязаны» к тем или иным группам интересов, что позволяет оценить их позиции по отношению к этим схемам.

Оценки, содержащиеся в некоторых клетках таблицы, нуждаются в комментариях. Так, по критерию (4) — последствия для пенсионного фонда — значительное число оценок «?» и «О» означает, что последствия зависят от предлагаемых схем развития пенсионного обеспечения. По критерию (7) — динамика развития МСБ — значительное число оценок «?» означает, что соответствующие схемы могут привести как к реальному росту сектора, так и к его «формальному» росту путем разукрупнения фактически единой фирмы на множество мелких, предпринимаемого для минимизации налогообложения. По критерию (8) — другие внешние эффекты — два минуса для безналоговой схемы означают соответственно: а) исключение «воспитательного» значения уплаты налогов малым и средним бизнесом и б) возникновение препятствий для роста бизнеса, перехода его в следующую стадию роста или другую «весовую категорию», для которых начинает действовать «ненулевой» налоговый режим. Плюсы по критерию (6) — расходы бюджета на налоговую систему — означают снижение таких расходов.

Последствия для:
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Малого бизнеса
+++
+++
+
±
0
+
++
– –
2. Госбюджета
------
+
+
+
+
+
+
++
3. Местного бюджета
------
+
+
+
++
+
+
++
4. Пенсионного фонда
------
?
?
0
0
0
0
+
5. Снижения коррупции
+++
+++
0
------
------
------
-
------
6. Расходов бюджета на налоговую систему
+++
+++
0
0
0
0
+
------
7. Динамики развития МСБ
+++
+++
?
?
-?
-?
+
------
8. Другие внешние эффекты
– –
0
0
+
+
+
+
0
Общая оценка системы
±
+
0
±
0
0
+
- -

Здесь «+» означает положительный эффект с точки зрения критерия, «–» – отрицательный, «0» – отсутствие ощутимого эффекта, «?» – неопределенный эффект, зависящий от тех или иных дополнительных факторов.

Таким образом, чисто положительными с точки зрения основных критериев оценки оказываются две налоговые системы МСБ: (1) патенты и (2) льготы по ставкам и периодичности отчетности. Значительные возможности для развития МСБ обеспечивают также: (3) официальный безналоговый режим («налоговые каникулы»), хотя его введение сопряжено с весомыми негативными пос-

ледствиями для будущего МСБ (кроме того, должны быть разработаны действенные меры для ликвидации такой формы поведения субъектов МСБ, когда по истечению «налоговых каникул» фирма закрывается и открывается уже как новое предприятие, имеющее возможность вновь получить налоговые каникулы), (4) упрощенные схемы налогообложения при условии, что упрощение существенно сократит издержки администрирования для субъектов МСБ.

Нужно подчеркнуть, что указанные варианты составляют поле для выбора со стороны органов власти. Те из них, которые получат позитивную оценку, должны далее стать полем для выбора со стороны субъектов МСБ.

Общие рекомендации

Предварительные выводы и оценки перспективности различных налоговых систем для МСБ с точки зрения их положительного влияния на реальную динамику развития данного сектора окажутся полностью справедливыми, если независимо от формальных параметров этих систем (то есть оснований для взимания налогов и ставок налогообложения) будут осуществлены и иные меры по реформированию системы налогообложения.

К их числу относятся:

•     введение в Налоговый кодекс и реальную правоприменительную практику презумпции невиновности налогоплательщика;

•     максимально возможное исключение из Налогового кодекса составов правонарушений для МСБ, предполагающих уголовное преследование;

•     переход от чисто фискальной к дисциплинирующей и воспитательной роли сотрудников налоговых органов: через внедрение в практику обязательных консультаций и разъяснений субъектам МСБ допущенных ими ошибок и установление достаточно длительного периода для их устранения без введения карательных санкций;

•     в качестве альтернативы предыдущей мере возможно также создание консультационных центров для МСБ в форме государственных учреждений, оказывающих платные услуги бизнесу по утвержденным ставкам и отвечающих перед налоговыми органами в случае выявления последними ошибок. Во избежание сговоров между предпринимателями и

работниками таких учреждений необходимо разработать систему стимулов, нацеливающих консультантов на эффективное исполнение своих функций;

•     разработка и законодательное установление порядков взаимодействия фирм, действующих в разных режимах налогообложения;

•     предоставление налогоплательщикам из числа субъектов МСБ возможности выбора системы налогообложения при условии законодательного установления частоты смены налоговых режимов (например, не чаще чем раз в год);

•     введение «траекторий смены» налоговых систем, не ухудшающих условия ведения бизнеса;

•     решение вопросов пенсионного обеспечения субъектов МСБ и (особенно) их наемных работников в увязке с общей реформой пенсионной системы.

3. Развитие рынка купли-продажи малого и среднего бизнеса
Постановка проблемы

Эффективно работающие механизмы купли-продажи бизнеса имеют большое значение для обеспечения сохранения и развития не только крупных, но и малых и средних компаний.

В некоторых случаях для МСБ такие механизмы даже более важны. Действительно, альтернативой продажи является закрытие бизнеса (в том числе из-за проигрыша конкурентам). В этом случае собственник сможет вернуть себе в лучшем случае остаточную стоимость материальных активов, государство теряет налогоплательщика, сотрудники теряют рабочие места, существует угроза потери средств кредиторов, разрушаются хозяйственные цепочки поставщиков и покупателей.

Покупка действующего бизнеса, в отличие от создания его «с нуля», позволяет сэкономить материальные и временные усилия на создание хозяйственных цепочек, раскрутку марки, наем персонала, налаживание бизнес-процессов.

С точки зрения долгосрочных перспектив массового развития малого бизнеса данные механизмы могут способствовать не только повышению гибкости и расширению возможностей занятости населения, но и усилению конкуренции на множестве товарных

рынков в результате снижения барьеров входа и выхода, обусловленных созданием бизнеса «с нуля».

Сложность развития рынка купли-продажи бизнеса во многом обусловлена не только экономической и правовой средой трансформационных экономик, но и специфическими характеристиками малого и среднего бизнеса как объекта купли-продажи.

Наряду с куплей-продажей бизнеса существует такой вполне легальный способ его передачи как дарение или наследование, которое, как правило, основано на родственных связях. Однако по мере нарастания экономической мобильности населения, расширения спектра возможностей, улучшения общего предпринимательского климата продажа бизнеса за пределы круга родственников может стать более привлекательной.

Специфические характеристики МСБ как объекта купли-продажи

Перед изложением характеристик МСБ как объекта купли-продажи необходимо сделать несколько оговорок:

•     речь идет о купле-продаже именно малого и среднего бизнеса, то есть о массовом рынке, а не о рынке единичных крупных компаний;

•     речь идет именно о приобретении контроля над бизнесом;

•     приобретение контрольного пакета долей малого и среднего бизнеса невозможно с использованием фондовых механизмов;

•     объективно больший уровень рисков у субъектов МСБ (при прочих равных они в большей степени зависят от поставщика, покупателя, источника финансовых ресурсов);

•     основным свойством «действующего» бизнеса является его возможность обеспечивать стабильный денежный оборот, в том числе после завершения сделки;

•     понятие бизнеса не тождественно юридическому лицу: так, стабильный денежный оборот одного субъекта может обеспечиваться в рамках нескольких юридических лиц, равно как и в рамках одного юридического лица может осуществляться деятельность нескольких бизнесов.

Характеристики МСБ с точки зрения стейкхолдеров

При осуществлении сделки по купле-продаже бизнеса чрезвычайно важно учитывать следующие его характеристики с точки зрения различных групп стейкхолдеров.

•     Фактический руководитель (директор) бизнеса. В отличие от крупного бизнеса роль директора в малом и среднем бизнесе часто критически важна для обеспечения стабильного денежного оборота. Связано это с тем, что внутренняя деятельность в подавляющем большинстве случаев не регламентирована, а внешние связи базируются на личных знакомствах. Часто основным активом бизнеса являются связи руководителя, что обеспечивает уникальные условия конкуренции. Поскольку фактическим руководителем бизнеса в подавляющем большинстве случаев является его основной владелец, с точки зрения передачи бизнеса смена владельца является сложным и рискованным процессом.

•     Персонал, работники бизнеса. В условиях специфического положения директора и отсутствия формальных договорных отношений между сотрудниками и компанией, в случае если при смене владельца возникает риск ухудшения положения персонала, работники могут быстро покинуть бизнес, фактически остановив его деятельность.

•     Важные поставщики, покупатели, арендодатель, кредиторы. Как показывает практика, даже слухи о продаже бизнеса в подавляющем большинстве случаев воспринимаются контрагентами как сигнал о его неблагополучном положении, а значит, о необходимости досрочного прекращения отношений. Это также может остановить деятельность МСБ.

Все указанные особенности чрезвычайно важны для организации сделки купли-продажи бизнеса и оценки его стоимости. Кроме того, в стоимости сделки должны получить оценку такие активы бизнеса как права на деятельность (полученные лицензии); внутренняя организация бизнес-процессов; торговая марка; материальные активы, включая имущество и финансовые ресурсы.

Условия совершения сделок по купле-продаже

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

•  Стоимость бизнеса должна учитывать не только материальные и нематериальные активы, но и указанные характеристики бизнеса (например, набранный персонал, устоявшиеся связи с покупателями, арендодателями). Иными слова
ми, финансовый результат необязательно адекватно отражает состояние и перспективы бизнеса, а значит, и его цену.

•  При совершении сделки по купле-продаже бизнеса указанные характеристики должны сохраниться (1). Это, в частности, означает, что информация о готовящейся сделке должна оставаться конфиденциальной.

Кроме вышеперечисленных, совершение сделки по купле-продаже действующего бизнеса должно обеспечивать следующие условия.

•    Должен существовать механизм защиты продавца от недобросовестных действий конкурентов, действующих под видом «покупателей» бизнеса и получающих таким образом конфиденциальную информацию о деятельности.

•    Должен существовать механизм защиты покупателя от недобросовестных действий продавца. Поскольку бизнес является достаточно сложной системой, часть информации о состоянии его отдельных параметров может быть не выявлена до совершения сделки купли-продажи. В результате у продавца появляется возможность получить завышенную цену, а покупатель сталкивается с риском ликвидации бизнеса или возникновения дополнительных убытков. Особенно велик риск возникновения «подводных камней» там, где не работают традиционные процедуры оценки (2).

•    Должен существовать механизм разрешения объективного конфликта между продавцом и покупателем по поводу цены сделки. Продавец устанавливает цену исходя из оценки имеющегося у бизнеса имущества (причем, как правило, даже не по остаточной стоимости, а по цене приобретения), тогда как покупатель ориентируется на денежные потоки, генерируемые бизнесом, и соответственно срок окупаемости вложений.

•    Затраты на совершение сделки (материальные и, что не менее важно, временные) должны быть приемлемыми по отношению к стоимости сделки и продолжительности экономического цикла деятельности предприятий МСБ. Иными словами, стоимость оформления сделки, включая налоговые платежи, и иные затраты на ее осуществление должны быть доступными для сторон сделки.

•  Сделка должна быть прозрачной для государства и обеспечивать соблюдение его налоговых интересов.

Отметим, что указанные условия касаются сделок по купле-продаже не только МСБ, но и крупных предприятий. Они являются универсальными в том смысле, что существуют во всех странах, включая страны с развитым рынком купли-продажи бизнеса (ЕС и США).

Отличия от процедуры купли-продажи крупного бизнеса

В числе принципиальных отличий операций по купле-продаже предприятий МСБ от продажи крупных компаний следует отметить следующее:

•     Стоимость сделки на рынке купли-продажи МСБ невелика, так что цена оформления сделки и вознаграждение компании-консультанта не могут быть значительными. При этом количество совершаемых сделок, в том числе по однотипным объектам, может быть достаточно велико.

•     При совершении сделки необходимо оценивать не только активы, традиционно используемые в оценочных методиках (имущество, денежные потоки, торговая марка), но и иные активы (персонал, неформальные связи, наличие лицензий), а значит, традиционные методики работы нуждаются как минимум в корректировке.

Более того, часто при проведении сделки бывает необходимо использовать нетрадиционные источники информации, например «серую бухгалтерию», контрольные прозвоны и закупки, в некоторых случаях — операционный контроль в торговом зале и многое другое.

•  При совершении сделки необходимо обеспечить решение обозначенных вопросов (защита продавца, защита покупателя, конфиденциальность сделки), а также соблюдение требований национального законодательства с минимальными издержками.

Привлечение посредников

Для решения указанных проблем и выполнения необходимых условий используется привлечение специализированных компаний для сопровождения сделок по купле-продаже бизнеса.

Обозначенные особенности совершения сделок с предприятиями МСБ указывают на то, что компании, сопровождающие

сделки, должны обладать компетенциями, не входящими в стандартный набор традиционных финансовых посредников (оценщиков, аудиторов, юридических консультантов, риэлтеров). Иными словами, к сделке необходимо привлекать новую группу финансовых посредников.

Важно отметить, что деятельность посредников (как показывает мировой опыт) имеет не рентоориентированный, а производительный характер. Она будет эффективна и востребована только в том случае, если вознаграждение посреднических компаний будет меньше, чем издержки, которые понесут стороны в случае реализации связанных с куплей-продажей МСБ рисков. Эффективность деятельности посредников достигается не «автоматически», а на основании законодательных механизмов, определяющих правила игры на рынке купли-продажи МСБ.

Характеристики рынка купли-продажи действующего бизнеса

Механизмы купли-продажи МСБ должны регулировать взаимоотношения продавцов, покупателей, специализированных посредников и государства, а также обеспечивать минимизацию издержек совершения сделки на рынке купли-продажи действующего МСБ.

Рассмотрим основные виды издержек и рисков, возникающих на рынке.

Издержки и риски продавца
•    Издержки поиска информации о покупателе
•    Издержки ведения переговоров, связанные с самим фактом продажи бизнеса (3)
•    Риски ведения переговоров, связанные с необходимостью раскрытия информации о бизнесе, в том числе конфиденциальной
•    Риски недобросовестного поведения покупателя, связанные с неперечислением оговоренной суммы
•   Налоговые издержки, связанные с реализацией активов в соответствии с выбранным механизмом купли-продажи МСБ
Издержки и риски покупателя
 
•    Издержки поиска информации о продавце
•    Издержки анализа состояния бизнеса, оценки его стоимости
•   Риски недобросовестного поведения продавца, связанные с асимметрией информации относительно бизнеса и возможности ее искажения продавцом (4)
Издержки, связанные со сделкой, которые распределяются между продавцом и покупателем
 
Издержки оформления сделки в соответствии с выбранным механизмом купли-продажи МСБ. Фактически это стоимость использования выбранного механизма. При этом стоимость использования механизма должна быть, во-первых, незначительной относительно стоимости МСБ, а во-вторых, меньше величины издержек, которые понесли бы стороны, отказавшись от его использования
Издержки и риски государства
 
•    Риски банкротства бизнеса и потери налогоплательщика в случае неудачно проведенной сделки
•    Издержки от неуплаты налогов при совершении сделки в соответствии с выбранным механизмом купли-продажи МСБ
•   Негативное влияние на уровень занятости населения
Специфика деятельности посредника

Как упоминалось выше, деятельность посредника должна быть направлена на минимизацию издержек и рисков других участников сделки.

Основными «родовыми» функциями компании по сопровождению являются:

•     поиск контрагента по сделке и выбор оптимальной стратегии продажи (5);

•     независимая оценка компании и минимизация рисков покупателя по выявлению «скрытых дефектов» бизнеса;

•     выбор оптимального способа оформления сделки и минимизация соответствующих издержек.

Фактически набор «родовых» функций представляет собой некоторое объединение функций риэлтера и оценщика. Однако существуют объективные условия, добавляющие компании по сопровождению дополнительные функции.

Из приведенного выше перечня издержек видно, что на стадии принятия решения о начале подготовки сделки наибольшие издержки и риски несет потенциальный продавец бизнеса. Для него даже оглашение факта подготовки к сделке может иметь катастрофические последствия. Кроме того, потенциальный продавец, как правило, имеет более жесткие временные ограничения по совершению сделки, чем потенциальный покупатель.

В этих условиях первая стадия развития рынка купли-продажи бизнеса в трансформационных экономиках характеризуется тем, что он имеет ярко выраженный характер рынка продавца, а не покупателя. Иными словами, инициатором процесса выступает именно продавец, который объективно заинтересован в сохранении конфиденциальной информации о действующем бизнесе.

Именно продавец является заказчиком услуг компании по сопровождению сделок. При этом его объективные интересы направлены на повышение стоимости компании в условиях, когда денежные потоки не позволяют нанимать дополнительных консультантов. В результате у компании по сопровождению сделок появляются дополнительные услуги по оптимизации бизнес-процессов компаний МСБ (которая в большинстве случаев действительно необходима), повышающие стоимость компании, а их вознаграждение становится привязанным к цене сделки.

Сопровождение сделки: дополнительные издержки и риски продавца и покупателя

Данная группа издержек намеренно не включена в предшествующую таблицу ввиду ее сложности и производного характера от специфики деятельности посредника. Итак, уже в связи с деятельностью компании по сопровождению сделок у продавца и покупателя возникают дополнительные издержки и риски.

•     Издержки и риски покупателя состоят в том, что компания по сопровождению сделки окажется не независимым оценщиком состояния дел в бизнесе, а стороной, заинтересованной в продаже компании, получении вознаграждения и сокрытии информации о значимых дефектах бизнеса.

•     Издержки и риски продавца связаны с тем, что компания по сопровождению может превратиться из финансового консультанта либо в обычного посредника, который выкупит (через подставное лицо) у него бизнес, а потом перепродаст настоящему найденному покупателю.

Другой вид рисков связан с тем, что компания по сопровождению будет затягивать проведение переговоров с потенциальными покупателями, максимизируя стоимость сделки, либо услуги компании по сопровождению будут оказаны некачественно.

•  Риски обеих сторон состоят в том, что компания по сопровождению вместо оказания услуг одной стороне начнет работать и на продавца, и на покупателя, сужая тем самым для
них возможность выбора контрагента только теми лицами,

которые обратились за оказанием услуг в компанию по сопровождению .

•  Издержки, связанные со сделкой, которые распределяются
(возможно, неявно) между продавцом и покупателем, со
стоят в оплате вознаграждения компании по сопровождению.

Итак, с одной стороны, деятельность компании по сопровождению позволяет дать объективную оценку бизнеса в целом и снижает определенные издержки и риски как для продавца, так и для покупателя, повышая устойчивость сделки и тем самым сохраняя бизнес в качестве и налогоплательщика, и работодателя для государства.

С другой стороны, деятельность компании по сопровождению сама связана с серьезными рисками для всех заинтересованных сторон, а ее услуги могут стоить достаточно дорого. Теоретически сделка купли-продажи может быть совершена и без привлечения компании по сопровождению, однако для этого требуется принципиально более высокий уровень предпринимательской культуры представителей малого и среднего бизнеса.

И, наконец, сами компании по сопровождению не защищены от недобросовестных действий клиентов (например, сведенные вместе продавец и покупатель могут расторгнуть договор и заключить сделку у нее «за спиной»). Такой риск заставляет компанию корректировать стоимость своих услуг и график перечисления средств.

С точки зрения государства роль компании по сопровождению сделок должна оцениваться со следующих позиций:

•    деятельность таких компаний позволяет нивелировать определенные несовершенства законодательства в области купли-продажи предприятий МСБ, что, безусловно, является положительным моментом;

•    необходимы механизмы минимизации рисков, возникающих в связи с деятельностью таких компаний;

•    для создания рынка купли-продажи МСБ «с нуля» необходима группа экономических агентов, непосредственно заинтересованных в его развитии, оказывающих поддержку законодательным преобразованиям в данной сфере, своей деятельностью обеспечивающих распространение идей купли-продажи бизнеса и заключение сделок на рынке купли-продажи предприятий МСБ.

Дополнения к модели рынка купли-продажи МСБ

Описанная выше модель рынка должна быть дополнена следующими существенными моментами.

•  Рынок купли-продажи предприятий МСБ во многих транс
формационных экономиках (в том числе и в Казахстане)
находится на первоначальной стадии развития. Предприниматели малого и среднего бизнеса в большинстве случаев
даже не имеют представления о возможностях продажи бизнеса (именно как действующего бизнеса, а не имущественного комплекса).

В результате на первоначальном этапе необходимы серьезные инвестиции непосредственно в популяризацию идеи купли-продажи бизнеса. Без централизованной поддержки со стороны государства возникающие компании по сопровождению в силу ограниченности своих финансовых ресурсов на зарождающемся рынке не смогут обеспечить его «раскрутку».

•  Развитие рынка купли-продажи МСБ не будет проходить
равномерно по всей стране. Как упоминалось выше, формирующийся рынок купли-продажи МСБ — это ярко выраженный рынок продавца. В связи с этим основное количество компаний по сопровождению, потенциальных продавцов и сделок концентрируется в регионах с наибольшим
числом действующего МСБ (для Казахстана — прежде все
го в Алматы). Однако для совершения сделки необходимо
наличие не только продавца, но и покупателя. В результате
можно ожидать возникновения дефицита покупателей бизнеса, особенно в регионах с относительно слабым развитием МСБ.

Значит, необходимо приложить определенные усилия по привлечению инвесторов, во-первых, в регионы с относительно слабым уровнем развития МСБ (6), а во-вторых, по привлечению инвесторов из соседних стран.

•  Чрезвычайно важную роль в развитии рынка купли-продажи МСБ играет законодательная база страны, регулирующая процедуру оценки, оформления и последствия, в том
числе налоговые, сделок по купле-продаже бизнеса.
Развитие рынка, безусловно, зависит не только от законодательных механизмов регулирования сделок, но в некоторых случаях именно такие механизмы являются «узким местом», препятствующим развитию рынка, делающим его нелегальным с налоговой точки зрения (7).

Сферы ответственности государства для развития рынка купли-продажи МСБ

Анализ модели рынка купли-продажи МСБ позволяет выделить следующие сферы ответственности государства, издержки и риски, которые могут быть снижены только посредством государственного вмешательства:

•    разработка механизмов оформления сделки по купле-продаже бизнеса с адекватными издержками их использования;

•    разработка законодательных мер по защите покупателя от недобросовестного поведения продавца при выявлении дефектов бизнеса скрытого характера;

•    разработка законодательных мер по защите продавца от недобросовестных действий покупателя при перечислении средств;

•    разработка законодательных мер по защите клиентов компаний, сопровождающих сделку от недобросовестных действий самой компании;

•    разработка законодательных мер по защите компаний, сопровождающих сделку, от недобросовестных действий клиента;

•    разработка законодательных мер по защите государства и третьих лиц (кредиторов и работников) при осуществлении сделки по купле-продаже МСБ.

Направления деятельности государства для развития рынка купли-продажи МСБ

При создании рынка купли-продажи МСБ «с нуля» необходимы формирование компаний по сопровождению сделок, популяризация купли-продажи бизнеса и поддержка привлечения инвесторов.

С учетом этого можно предложить следующие направления активной деятельности государства по развитию рынка купли-продажи МСБ.

Законодательное определение базовых понятий
·       Ввести законодательное определение понятия «бизнес», разграничив его с имущественным комплексом, потоком денежных средств, генерируемым компанией и отдельным юридическим лицом.
·       Разработать механизмы оформления сделки по купле-продаже бизнеса, которые должны предполагать:
ü      минимальные издержки непосредственно для регистрации сделки
ü      возможность участия в сделке посредника в лице компании по сопровождению сделок
ü      несколько вариантов полноты раскрытия информации о сделке
ü      различные субъекты, которые могут инициировать регистрацию сделки
·        При оформлении сделки необходимо определить права и обязанности продавца, потенциального и фактического покупателя, компании по сопровождению сделки, кредиторов и работников бизнеса. При этом необходимо обеспечить баланс интересов в пользу бизнеса, а не третьих сторон, то есть априори следует исходить из добросовестности предпринимателя.
·                     Необходимо законодательно закрепить «гарантийный срок» на выявление скрытых дефектов бизнеса. В течение этого срока покупатель может предъявить претензии к продавцу бизнеса и компании по сопровождению сделки за искажение информации о бизнесе. Наличие и продолжительность «гарантийного срока» устанавливаются по соглашению сторон в конкретной сделке.
·                     При установлении правил налогообложения сделок, квалифицирующихся как сделки купли-продажи предприятий МСБ, данный налоговый режим должен:
ü        исключать двойное налогообложение сделок (когда при продаже активов уплачиваются и НДС, и налог на прибыль)
ü        определять варианты плательщика налога в зависимости от выбранного механизма оформления сделки.
Целесообразно установление налогового режима по минимальной из использующихся в стране ставке на доходы (прибыль), однако только при условии полного раскрытия информации о сделке (8). Установление указанных правил налогового режима должно способствовать раскрытию информации об истинной цене сделки и защите покупателя от неперечисления средств продавцом
Законодательное
регулирование
деятельности
компаний по
сопровождению
сделок
•          Законодательное определение деятельности по сопровождению сделок купли-продажи предприятий МСБ
•          Защита клиентов компаний по сопровождению сделки от недобросовестных действий самой компании. Защита возможна только при законодательном определении договора по сопровождению сделки, а также установлении ответственности компании за совершаемые действия. В качестве механизмов обеспечения ответственности можно:
ü   использовать членство в саморегулируемых организациях
ü проводить государственное лицензирование деятельности компаний по сопровождению
ü осуществлять страхование ответственности компаний по сопровождению сделок.
На этапе становления компаний по сопровождению необходимо законодательно закрепить их ответственность; прописав механизмы установления недобросовестных действий компании по сопровождению сделок, а также сократить издержки использования этих механизмов, в том числе судебные.
·        Защита компании от недобросовестных действий клиентов предполагает определение обязанностей:
ü        потенциального продавца до заключения договора на сопровождение сделки
ü        продавца, осуществляющего продажи с привлечением конкретной компании по сопровождению
ü        потенциального покупателя и покупателя, обратившихся в компанию по сопровождению, предполагающих работу именно с выбранной компанией.
Отдельно должен быть прописан механизм разрыва отношений с компанией по сопровождению сделок на разных этапах работы.
·       Серьезной проблемой является разработка и обеспечение выполнения стандартов деятельности компаний по сопровождению сделок, стандартов деловой этики. Как показывает практика стран с развитым рынком купли-продажи бизнеса, а также примеры регулирования деятельности других финансовых посредников, наиболее эффективным способом является развитие отрасли на основе саморегулирования. На этапе создания рынка целесообразно использовать делегированное саморегулирование, когда соответствующие права делегируются одной саморегулируемой организации, решения которой получают официальный статус.
Содействие развитию рынка
•   Популяризация развития рынка купли-продажи бизнеса путем распространения информации и придания официального статуса проводимым мероприятиям.
•   Содействие в формировании саморегулируемой организации компаний по сопровождению сделок.
•   Финансовая поддержка разработки стандартов деятельности компаний по сопровождению, стандартов оценки предприятий МСБ для целей купли-продажи, других стандартов деятельности саморегулируемой организации.
•   Официальная поддержка развития межрегиональных связей компаний – членов саморегулируемой организации, а также установление связей международных компаний с саморегулируемой организацией.

Следует отметить, что реализация указанных мер не является необходимым (и тем более достаточным) условием развития рынка купли-продажи действующего бизнеса. Даже при отсутствии адекватной правовой среды малый и средний бизнес в трансформационной экономике будет развиваться и станут осуществляться сделки по купле-продаже предприятий МСБ.

Однако риски и издержки совершения сделки для сторон окажутся существенно выше. Такие сделки ненаблюдаемы для государства, их количество заметно меньше, поскольку в силу высоких рисков сделки заключаются исключительно «персонифицированно», на основании личных знакомств и связей.

Очевидно, что базой для развития рынка купли-продажи МСБ является развитие самых МСБ. Однако определить момент развития МСБ, достаточный для формирования массового спроса на механизмы купли-продажи действующего бизнеса «извне» (по отношению к МСБ), практически невозможно.

Первоочередные шаги по развитию рынка купли-продажи МСБ

В этой ситуации представляется целесообразным осуществление следующих первоочередных шагов:

•     Инициировать создание агентов, способных лучше других оценить спрос на механизмы купли-продажи бизнеса, — консалтинговые компании по сопровождению сделок (9).

•     Создать устойчивый механизм обратной связи между будущими компаниями по сопровождению сделок и органами власти, содействуя объединению компаний по сопровождению сделок в саморегулируемую организацию (СРО) и установлению диалога с ней (для этого должно быть соответствующее законодательство, регламентирующее работу организаций саморегулирования).

•     Оказать поддержку этой СРО в проведении информационной и просветительской компании.

•     Разработать и ввести минимально необходимый набор законодательных инициатив (законодательное определение понятия «бизнес» и деятельности по сопровождению сделок купли-продажи предприятий МСБ).

•     При поступлении сигналов от созданной СРО о необходимости внесения изменений в действующее законодательство оперативно подготовить и внести соответствующие поправки.

Примечания

1. Например, передача бизнеса не должна сопровождаться катастрофическим разрывом связей, увольнением персонала, нарушением бизнес-процессов.

2. Например, наличие долгосрочных контрактов с покупателями, поставщиками, собственником недвижимости, связей с контролирующими и проверяющими органами

3. Факт ведения переговоров является сигналом внешнему окружению и работникам компании, который может быть истолкован негативно, и в результате бизнесу будет нанесен существенный ущерб.

4. В результате покупатель может выявить дефекты бизнеса, значительно влияющие на его стоимость, только через некоторый период управления, когда вся сумма уже перечислена продавцу и не может быть истребована назад.

5. Например, определение круга потенциальных покупателей, готовых уплатить максимальную стоимость за бизнес, благоприятного момента для продажи исходя из внутренних бизнес-циклов компании и т.д.

6. Например, через приобретение местных предприятий компаниями схожего профиля из регионов с развитым МСБ в качестве своих представительств.

7. Так, анализ ситуации с развитием рынка купли-продажи МСБ в России позволяет констатировать, что именно несовершенные законодательные механизмы, регулирующие оформление сделки, могут препятствовать развитию рынка даже в условиях динамичного экономического роста.

В России законодательством предусмотрено два способа оформления сделок по купле-продаже бизнеса.

•   Продажа юридического лица, оформление которой практически не требует затрат денег и времени. Это позволяет скрыть настоящую цену бизнеса от налогового контроля, но не обеспечивает ни защиту продавца, ни защиту покупателя.

•   Продажа предприятия как имущественного комплекса. Законодательство регламентирует процедуру инвентаризации и оценки имущества, обеспечивает защиту продавца и покупателя в рамках обязательств по имущественному комплексу. В то же время это процедура, сводящая действующий бизнес к набору имущества; чрезвычайно затратная с точки зрения стоимости и времени, необходимого для оформления сделки, а также характеризующаяся чрезмерным налоговым бременем.

В результате в России имеется весьма обширное поле для деятельности компаний по сопровождению сделок. Однако, оформляя сделки в соответствии с установленными правилами, эти компании объективно оказываются вне рамок возможных санкций за недобросовестное оказание услуг.

8. В ином случае сделка будет маскироваться под действия, попадающие под наиболее благоприятный налоговый режим.

9. Для реализации данной меры можно содействовать появлению у средних по размеру компаний по оценочному или юридическому консалтингу дополнительной специализации, их обмену опытом с коллегами из других стран.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

21:35 «Современник» отложил спектакль из-за госпитализации Гафта
21:26 Захарова назвала ответственных за гибель людей в Донбассе
21:16 CNN сообщил о перехвате российских истребителей над Сирией
21:07 Четверо детей погибли при столкновении автобуса с поездом во Франции
20:04 Россельхознадзор запретил ввоз чая из Шри-Ланки из-за вредного жука
19:52 Apple начала продажи самого дорогого компьютера
19:30 Минтранс попросил Медведева уволить главу Росавиации
19:17 Дисквалифицированный лыжник Легков вошел в Putin Team
19:13 Биатлонистка из РФ выиграла спринтерскую гонку для Словакии
18:47 ЦИК насчитал 13-15 желающих баллотироваться в президенты
18:35 В московском воздухе зафиксировали тройное превышение сероводорода
18:19 КНДР пообещала США жесткие контрмеры за морскую блокаду
18:18 ЕЦБ и Банк Англии не стали менять ключевые ставки
18:12 Роскомнадзор пригрозил блокировать СМИ за «нежелательные» ссылки
17:44 WADA объявило о новом расследовании в отношении россиян
17:33 Прокурор напомнил Яшину о последствиях несанкционированной акции
17:25 Роскомнадзор пообещал постараться избежать блокировки YouTube
17:04 СКР открестился от дела в отношении Родченкова 2011 года
17:00 Сбербанк посулил акционерам триллион рублей дивидендов
16:48 Disney покупает кинокомпанию Twentieth Century Fox
16:27 Саакашвили отреагировал на критику Путина
16:17 Госдума отказалась сокращать новогодние каникулы
15:58 Тараканы меняют аллюр в зависимости от скорости движения
15:58 Греф признал наличие двух преемников
15:40 В употреблении допинга заподозрили 300 российских спортсменов
15:39 Суд в Бельгии закрыл дело об экстрадиции Пучдемона
15:37 Путин высказался о проблеме абортов
15:23 Сатурн обзавелся кольцами сравнительно недавно
15:16 Суд приговорил вербовщика террористов в Петербурге
15:15 Путин ответил Собчак на вопрос о страхе перед оппозицией
15:13 Рособрнадзор нашел нарушения на сайтах 95% вузов
15:03 Президент России назвал способ победить мировой терроризм
15:00 Британский суд признал WikiLeaks средством массовой информации
14:51 Парламент Британии получил право наложить вето на решение о Brexit
14:41 Путин обвинил Польшу в провокации конфликта из-за крушения самолета Качиньского
14:39 Путин отказался отвечать на вопрос о новом составе правительства
14:34 Путин назвал Китай основным стратегическим партнером
14:33 Роскомнадзор пригрозил YouTube блокировкой из-за «Открытой России»
14:26 Президент РФ назвал ЕАЭС выгодным для всех участников
14:17 В Думе обвинили Канаду в нежелании мира на Украине
14:11 Путин призвал к обмену заключенными и пленными с Украиной
14:08 Путин обвинил США в провокации по отношению к КНДР
14:00 Дума приняла закон о наказании за воровство на гособоронзаказе
13:53 Путин предложил ограничить кредиты коммерческих банков для регионов
13:42 Путин ответил на вопрос о Трампе и «российском следе» в президентских выборах в США
13:41 В Пхеньяне впервые собралась российско-корейская военная комиссия
13:34 СМИ назвали неполадки причиной взрыва на газовом хабе в Австрии
13:25 Путин рассказал о подготовке к ЧМ-2018
13:23 Биологи ищут устойчивые к опасному вредителю растения
13:22 Путин опроверг готовое решение вопроса о повышении пенсионного возраста
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.