Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
18 декабря 2017, понедельник, 17:30
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

06 августа 2009, 09:11

Российский национальный образовательный "Штандарт"

Давным-давно, в бурном 1703 году на Олонецкой верфи голландским мастером Выбе Геренсом был построен 28-пушечный фрегат – один из первых в России. Заложили его 24 марта, спустили на воду 22 августа, а уже в сентябре он пришел в Петербург – вернее, туда, где только что, в мае, был основан Петербург. (Таким образом, город и корабль оказались почти ровесниками.) Ни в каких морских сражениях ему, однако, участвовать не довелось: в 1709 г. "Штандарт" был признан негодным к службе из-за ветхости – что было вполне естественно для кораблей петровского флота: в среднем, они служили 5-6 лет против 20-30 лет жизни кораблей европейской постройки. Сказывалось то, что строили наспех: из недопросушенной древесины ненадлежащего качества, да и квалификация мастеров на петровских верфях оставляла желать лучшего… Тем не менее, "Штандарт" в 1709-1711 гг., как говорят, тимберовали – то есть ремонтировали с заменой деталей шпангоута. После ремонта фрегат пришел в Кронштадт и после 1714 г. в море уже не выходил. А в 1725 г. по указу Адмиралтейств-коллегии был поставлен в музейную гавань и обращен в мемориал – как  «первенец» Балтийского флота. В те годы подобных мемориалов пытались создать немало – да только ничего не вышло: ныне сохранился один лишь ботик – "дедушка русского флота". Не сберегли и "Штандарт" – в 1728 г. он был разобран по ветхости. Все бы на этом и завершилось, но сегодня этот самый "Штандарт", точнее, его аутентичная копия вновь присутствует в Петербурге. Ходит в походы, имеет свою команду и капитана – Владимира Вячеславовича Мартуся, с которым побеседовал Лев Усыскин.

Что это за проект? Это ваш личный корабль?

Корабль принадлежит нашей некоммерческой организации, её учредители — это те люди, которые своими руками построили парусник за 6 долгих лет — с 1994 по 1999, даже по 2000 год. Сверхидея была следующая — хотелось, чтобы в Петербурге появился такой своеобразный памятник, напоминающий о временах Петра I, о временах становления российского флота. Тогда, в 1992, в 1994-м, парусных кораблей на Неве вообще не было, ну и казалось очевидным, что такой город, как Петербург, заслуживает большого настоящего красивого корабля. Был опыт у меня лично и у моей команды, я гонял на парусных досках, на яхтах очень много ходил в море, на копиях русских парусников, на поморском коче, на ладье. Потом в 1991 — построили  шхуну "Св. Петр"  20 метров длины, на ней ещё 4 года ходили по Европе, изучали, как большие корабли строятся. Ну, а в 1992 я нашёл в Меншиковском дворце модель исторического "Штандарта", модель, сделанную историками, реконструировавшими чертежи. 

Когда была сделана эта модель?

А вот как раз в 1991-1992 её и закончили — по заказу Эрмитажа была сделана модель, три года проводили исследования. Виктор Крайнюков – историк, который занимался исследованиями, Геннадий Опарин – мастер, который сделал модель. Ну, я увидел модель и понял, что это тот самый корабль, который должен быть построен в Петербурге:  большой и заметный, с одной стороны, но все же  не такой большой, чтобы возникли проблемы с эксплуатацией. Так вот и решил, что будет здорово, если построим копию именно "Штандарта".

Сразу два смежных вопроса –  в какой степени сама модель соответствовала оригиналу, и, соответственно, — насколько то, что вы построили, соответствует модели?

По чертежам "Штандарта" было построено ещё 9 кораблей. И модели этих 9 кораблей есть ещё с тех времён, но исторических чертежей "Штандарта" найдено не было, поэтому всё это — историческая реконструкция облика корабля, а не воплощение оригинальных петровских чертежей.  Хотя очень подробная информация была и про ремонты корабля, и про его внешний вид, и про то, что у него на борту было. То есть я считаю, что историческая реконструкция все-таки очень близка к тому оригиналу, который  Пётр построил в 1703 году. И наш корабль отличается только современным насыщением, потому что корпус корабля полностью повторяет петровский: такая же обшивка — вгладь, такого же размера, насколько мы знаем, шпангоуты. По сути, когда мы его спускали на воду — ровно такой же корабль был у Петра I.  Ну, за единственным, может быть, исключением — мы использовали уже просушенный материал для обшивки. Лиственницу — вместо сосны у Петра I. И дубовые шпангоуты — опять же вместо сосновых у Петра I. То есть наш корабль гораздо долговечней.

Петровские больше 5 лет не жили…

Ну, да, да. Потому, что на скорую руку надо было, быстро-быстро… Что же касается нашего корабля, то современным насыщением — двигатели, навигация, – мы уже снабжали его потом, когда корабль был на плаву. Кроме гребных винтов, все оборудование ставилось после спуска на воду.  Так что корпус очень близок к оригиналу, рангоут очень близок к оригиналу… Конечно, некоторые верёвки, они хоть и выглядят настоящими, пеньковыми, но они синтетические. Но в любом случае, это не синтетика типа альпинисткой. Мы всегда стараемся сохранить внешний вид, максимально приближенный к стилю эпохи. Ну и еще одно отступление — у нас каюты, а Петра I там был трюм. Мы решили, что трюм — бочки с порохом, бочки с водой и ядра - нам ни к чему. И вот там, где у Петра был трюм, мы сделали более или менее современные каюты, чтоб у экипажа тоже был хоть какой-то комфорт. Хотя у нас осталась палуба, где экипаж спит в гамаках, когда корабль в походе.

Вот вы сказали, я и моя команда — кто это? Что это за люди, и кто сейчас – экипаж "Штандарта"?

Шхуну "Святой Пётр" мы строили вместе с моими друзьями, вместе с которыми прежде занимались парусной доской.  Ну, и дальше по жизни получилось так, что все в Корабелке (сегодня Санкт-Петербургский государственный морской технический университет – Л.У.) учились и дальше продолжали пробовать судостроительные дела. Наверное, основное ядро строителей "Штандарта" — это те же молодые ребята, которые вместе начали — и "Святого Петра" построили, и в моря ходили.

Еще про изначальную команду, если можно…

Потом мы снарядили Мишу Плеханова и Артёма Дубинина на год в Америку на учёбу. Они там учились как раз строительству деревянных судов. И язык, и плотницкие дела, и кораблестроительные науки. Я же ездил туда на месяц – больше по менеджерской части— в 1994 году. Очень полезно было — научился бизнес-подходу. Ну и всё — дальше взялись за дело. На шхуну "Святой Пётр" нашли покупателя. Получили стартовый капитал, закупили инструмент. Поехали в лес с бензопилой — ну, с лесничим договорились, там несколько дубовых стволов было под снос. Значит, привезли и стали из них делать киль. Сделали киль — начали по садам-паркам ходить у садовников спрашивать — нет ли у вас деревьев-угроз, ещё чего-то такого.  Почти весь лес на "Штандарт" — это из садов и парков Петербурга в режиме санитарных чисток.

Это же надо потом его ещё несколько лет сушить, или как?

Вот когда мы поставили скелет, пока мы не торопясь заготавливали обшивку, он уже стоял и сох.

Сами шпангоуты?

Да, так всегда и делалось.  Да шпангоуты и сушить особенно не надо.

И сколько вас народу было в тот момент?

Ну, начинали втроём, потом через год – человек шесть, потом через год – двенадцать... ну, скажем, в год число приблизительно удваивалось.

Строили вы, значит, шесть лет. И всё это, вот, своими руками делали — а где?

У Смольного собора. Там прямо на берегу Невы был пустырь — Орловский парк. Там сейчас дорога уже пошла, ну напротив ЛМЗ, край Водоканала — такая заброшенная территория — там стояли рыбаки, был там у них кооператив, и сквер такой, никому особенно не нужный.

А были какие-то деньги?

Ну, периодически спонсоры какие-то там появлялись... Список спонсоров у нас на латунных табличках теперь выгравирован…

Охранять же нужно было это?

Мы там жили, там и вахта была

То есть - сами?

Да. Ну, тогда как раз попали в такое время, что Советский Союз уже разваливался, и у нас была бесплатно земля, бесплатно электричество. Без этих расходов нам и удалось сделать дело — потому что если бы мы все шесть лет платили за землю, за электроэнергию, то никаких средств бы не хватило. Ну, и еще эта затея была одобрена Комитетом по молодёжи тогда ещё, в то время Мутко там был руководителем, нынешний министр. То есть — от имени властей благословил — мол, иди и работай!

А что такое сейчас команда фрегата «Штандарт»?

Сейчас нас 7 человек с большим опытом, для которых я ищу средства на зарплату, а остальные — около 100 человек — это волонтёры, которые приходят в свободное время, помогают содержать корабль, и соответственно, имеют возможность на нём ходить в море. Каждый год мы объявляем открытый набор, набирается около 400 кандидатов,  из них отбираем около 100 лучших — я стараюсь, чтобы пол-экипажа было опытных, тех, кто ходил уже в моря, а пол-экипажа новичков.

Это всё молодёжь?

Очень часто про нас говорят — дети, дети... Нет, у нас сейчас все старше 18-ти, практически все. Средний возраст — около 20 лет. 

А кто самый старший?

Самый старший — была вот дама 60 лет, прошла у нас отбор, попала в плаванье. А так один-двое по 35-40.

Долго народ держится?

Да. Года два так всяко.

А потом куда девается?

Потом — очень много наших сейчас на других яхтах, очень много — в кораблестроительных всяких компаниях, много — на менеджерских позициях в бизнесе. Нет сверхзадачи воспитать матросов, есть сверхзадача — воспитать лидеров. Людей, которые способны решать проблемы и вести за собой других. Весь этот антураж — он больше на воспитание личности заточен.

Это интересно, мы ещё поговорим об этом, коли вы не против.. А для вас это, в общем, как постоянная работа?

Ну, в общем-то, да.

То есть вас это и кормит каким-то образом, и другого у вас такого масштабного занятия нет?

Ну, конечно, кормит, а  помимо корабля мы организуем городские праздники, проводим регаты…

Но это всё связано с кораблём?

Да, это всё связано с кораблём, с морской темой,

А до того, как себя нашли в этом качестве, кем вы были в жизни?

А я вот как родился, так сразу стал директором. Шучу. Я шхуну строил, ещё когда учился в аспирантуре.

В аспирантуре чего?

В аспирантуре Корабелки. И, не окончив аспирантуру, я уже создал своё малое предприятие — с благотворительными целями. Я уже был директором, владельцем этого, ну, условно говоря, бизнеса. Он, с одной стороны, конечно, не бизнес, потому что нет сверхзадачи заработать много денег, а с другой стороны, всё это дело держать надо на руках как бизнес-идею, потому что всё должно окупаться, расход с доходом должны сходиться.

Ну, вообще, например, семейная гостиница — она тоже в той же степени бизнес.

В какой-то степени — может быть…

Нет цели извлекать максимум прибыли, зато оно неотчуждаемо от вас. Зато требует усилий по поддержанию в определённом состоянии. А сколько вам лет, кстати?

43

Фактически вся ваша активная жизнь – это…

Море-корабли…

Парусным спортом вы когда начали заниматься?

С 14-ти лет.

Здесь же, в Питере?

Да, да.

А с аспирантурой что?

Я не стал защищаться, это был 1991-92 год, очевидно было, что наука уже задыхалась.

А о чём диссертация, тема какая?

Математическое моделирование реверса супертанкеров. Управляемость судов — моя специализация. Здесь тоже помогает. Профессия была выбрана правильная, и по жизни я плюс-минус в рамках этой профессии.

Так, чтобы к деньгам не возвращаться, — какие-то параметры хотелось бы узнать по кораблю…

Спрашивайте.

Застрахован "Штандарт" на какую сумму?

На два миллиона.

Два миллиона чего?

Долларов, разумеется.

А на содержание сколько уходит?

Около 6 миллионов, на этот раз рублей.

В год?

Да, это по старым ценам, сейчас, может, побольше.

Источники какие у вас?

У нас спонсоры и меценаты, это я уже говорил, не очень много — сейчас всё сложнее и сложнее. Это киносъёмки, участие в фестивалях и городских праздниках.

За праздники власти платят?

Ну, заказчиков-то много всяких у фестивалей, и мы как артисты получаем гонорары.

А вот доли какие в общей смете этих источников?

Каждый год по-разному. Две трети, даже больше — три четверти зарабатываем, четверть — ищем меценатов. Соответственно, у нас береговой офис, на борту команда, парковка, оплата земель, офисов, стоянки, ремонт. Но этих денег не хватает на то, чтобы отложить на большой капитальный ремонт. Вот сейчас мы отремонтировали, какой-то мелкий ремонт у нас был, проверили двигатели и т.п. – он обошёлся нам в 500 тысяч, а на капитальный ремонт надо резервировать серьёзные деньги, пока их не удаётся отложить, потому что всё распылилось на эксплуатацию.

Ясно. Теперь немного – о делах.

Делах каких?

Что вы предпринимали на этом корабле? Куда ходили?

Каждый год участвуем в международной регате учебных парусников. Она сейчас называется The Tall Ship Races, а раньше называлась Catty Sark, в 1996-м старт был в Питере, все её знали как регату Катти Сарк.

Как я понимаю, вам в самой гонке резона нет участвовать?

Почему? Там есть специальные условия, тайм-коррекшн фактор, то есть коэффициенты,  которые позволяют нам соревноваться на равных с самой современной яхтой. То есть у каждого свой балл, время, которое потом приводится к единому нормативу, и в общем у нас хорошие шансы выигрывать у очень скоростных яхт даже.

Получается? Выигрываете?

Да. Но это затратное дело, потому что мы принципиально не берём с молодых ребят денег. То есть для них всё бесплатно. И даже больше того: и едой, и формой какой-то мы их снабжаем. Раньше получалось и за визы, и переезды платить, сейчас уже нет, но в общем, чтобы не было соревнования родительских кошельков, а было соревнование мотиваций ребят — кто больше мотивирован, тот и попадает... Что-то я немного сбился — о чем мы говорили?

Про участие в регате...

Участие в регате — это затратно и больше для интереса, для ребят. Международные фестивали исторических парусников — их достаточно много в Европе, например, во Франции, в Бресте, Портсмуте, Бремерхаффене, Гамбурге, в Ростоке —  это все самые известные морские фестивали.  У них у каждого есть своё имя, своя история. Нас на эти фестивали регулярно приглашают, мы участвуем.

Фестивалей много, или парусников много?

Фестивалей много — а вот таких парусников в мире — 5-6. Вообще исторических парусников, наверное, около 2000 по Европе.

А таких — это что значит?

Таких — это деревянных кораблей такого размера и приблизительно того  же времени.

А остальные что из себя представляют?

Либо железные, либо переделанные из каких-то современных рыбацких, или ещё каких-то кораблей. А таких вот, именно исторических копий боевых кораблей, фрегатов — вот их в мире на самом деле пять штук. Есть, может, ещё десяток или другой ганзейских кораблей соответствующего времени, но вот 17-18 века — совсем немного. Ну, я имею в виду  действующие, которые ходят, а не стоят на берегу в режиме чучела.

А съёмки?

Ну, и про съёмки расскажу, раз уж так.  Это «Слуга Государев» на больших экранах шёл, не очень долго, но, в общем, "Штандарт" там принимал участие. Потом вот сейчас — скоро выйдет «Августейший посол» - 10 серий, телевизионная версия…

Это про что?

Про Петра I, естественно.

А кто снимает?

Бортко был, Рясков…  Еще по Крапивину снимали — "Трое с площади Карронад". "Фаворит" — телевизионная серия была. «Мушкетеры Екатерины»…Очень мало в России новых фильмов, поэтому когда что-то морское из того времени снимается, всегда к нам приходят.

А в среднем — как часто?

Два-три раза в год. И размах разный — когда неделю снимаемся, а когда — 2 дня.

А теперь вот то, что отложили, – про пафос, про цель, про философию.

Ну, как — все, в общем, просто: что-то надо делать, потому что в стране дела идут не в совсем правильном направлении. Что один человек может сделать — ну, наверное, не очень много. Но мне кажется, что вложив молодым ребятам, максимальному количеству молодых ребят, в голову правильные идеи,  об их будущем, об их возможностях, развивая их внутренние ресурсы какие-то, я таким образом себя реализую больше, в максимально эффективной степени.

А что это за правильные идеи?

Во-первых, то, что человек должен сам себя реализовать и сам себя сделать. То есть он должен сам определить свой путь в жизни, и никто за него этого не решит — ни родители, ни школа, ни обстановка. То есть — самостоятельность.  Самостоятельность — очень важно. Потом — постановка целей. Если человек ставит себе такие цели, которые нужны только ему, то никогда большого мощного проекта он с такими целями осуществить не сможет, потому что у него не будет общественной поддержки. Иначе говоря, выбирая свои цели в жизни, надо соизмерять их с потребностями общества в целом.

А как это связано с практикой?

Непосредственно.  Скажем, мой личный пример: головная боль со всеми этими бумажками и со всем прочим — не так, чтобы мне это нужно было само по себе. Но я это делаю, я это могу это делать лучше, чем кто-то другой, ведь я знаю, что в нашем мире такой вот корабль — символ славы — он нужен, и он многим помогает. И вот, через собственный пример я стараюсь ребятам показать, что даже когда плохо, тяжело, всё равно стоит такие дела двигать. Ну, и еще – отношение к деньгам. Важно понять, что если смысл проекта — деньги, то он никогда не будет успешен. То есть смысл проекта должен быть в чем-то другом, должен быть эффективный результат, и если цель была выбрана правильно, деньги всегда появляются в нужном количестве и в нужное время.  Вот, наш пример опять же — взявшись студентами за этот проект, выбрав правильное направление, мы получили поддержку общества и финансы от спонсоров, поддержку властей, нужную и достаточную для того, чтобы мечта состоялась. Ну, и вот такие вещи стараюсь закладывать — а дальше уже чисто техника общения, техника командования, может быть, руководства. Техника решения проблем.  И еще – учимся освобождать голову от стереотипов: что я то не могу, я сё не могу. Очень хорошо у Форда было сказано: крупные эксперты — они настолько хорошо знают, почему это не получится, почему то не получится, что никогда не достигают больших результатов, тогда как народ, который не понимает всего уровня проблем, обычно находит решение. То есть — было бы желание, а решение найдётся.

Нет ли тяги, попыток, желания встроить всё это в какую-то более общую педагогическую систему?
Она есть — "Штандарт" уникален, я не думаю, что кто-то второй такой корабль построит, но вот гичка, на которой мы с вами только что прокатились, – я стараюсь её развить как проект по всей стране, чтобы можно было в каждом колледже, или хотя бы в каждом районе, в каждом городе по такой лодке построить. Чтобы ребята своими ручками её строили.

Точно такую же?

Вот эту мы два года назад строили и на день города на воду спускали. Сейчас в мастерской мы  там следующую строим — в течение двух недель, наверное, будем спуск устраивать. Это копия французской гички. Там три мачты, паруса ставятся, там помещается достаточно много народу, для плавания на ней требуется хорошая экономная работа, там собирают людей в команду. Вот этот проект хочу пропагандировать по всей стране, и уже, в общем-то, достаточно много сделано. В Петрозаводске начато строительство такой лодки, в Калининграде готовы строить. И даже в Нарьян-Маре уже обсуждается.

А у вас есть эта идея в каком-то отчуждаемом виде — там, я не знаю — в виде книги, или компакт-диск такой вот соответствующий?

Да как обычно — сапожник без сапог. Когда очень надо, я выдёргиваю пару файлов, чуть-чуть их полирую и использую.

А хорошо оформленного нет?

Такого, чтоб раздать, — нет. Пока нет.

Интересно, вот когда я с реконструкторами общался, они тоже говорили, что на базе того, что они имеют (костюмы, амуниция, обученные люди) можно классные мультимедийные проекты делать учебные, туристические – разные. Но никто не делает.

Опять же — нельзя одному всё объять, поэтому я вот стараюсь у ребят, которые приходят сюда как матросы, приходят драить палубу, увидеть все их задатки, и дать им задачку, соответствующую по уровню сложности. Чтобы задачки немножко подрастали — и в финале уже это и менеджерские вопросы, и всякие разные проекты высокого уровня — а не только за верёвки дёргать. То есть я стараюсь выцепить тех, кому это интересно, у кого это дар Божий.

Есть какие-нибудь люди, которые пришли поиграть, а теперь уже всерьёз?

Конечно, есть, конечно. У меня вся команда выращена здесь — я не беру со стороны специалистов, которые приходят и говорят: "Вот я умею это-это-это, дайте мне зарплату, я буду работать". Все, кто в команде "Штандарта", – они подрастали здесь. Оно, может быть, и медленней все будет происходить, иногда, может быть, было бы эффективней кого-то там нанять, но не в том смысл, что называется.

А вот, любопытно — нет ли среди ребят, которые через всё это проходят, тех, у которых превалирует именно интерес к истории?

Не так много, буквально трое-четверо. То есть ребята реконструкторскими делами всякими занимаются — а здесь всё-таки это жизнь, это образ жизни. "Штандарт" всё же - это более образ жизни, чем хобби.  Тут ты внедряешься, и ты внутри команды, об этом думаешь, этим живёшь от и до. Мне кажется, что у реконструкторов такого уровня погружения нету…

Вот, кстати, про внешние атрибуты — одеть всех в аутентичную форму не желаете?

Пока денег не хватило. В море пойдём — экипаж будет одет. У нас есть и историческая форма, у меня есть и кафтан, и треуголка, и сабля с ремнем, всё как положено.

Такой теперь странный вопрос: по бумагам вы, чисто формально, право имеете куда угодно ходить на этом паруснике?

С этим бодаемся сейчас, потому что такой пароход необычный и власти… в принципе, городские власти хорошо к нам относятся, но мореходные начинают палки в колёса ставить. В том, что такая штука может ходить в море, приходится их убеждать, доказывать, а это проблема. Они пытаются подвести нас под класс обычных пассажирских судов. Но деревянный корабль туда не очень подходит. Из этого чиновники устраивают историю: дескать, а-а! У него всё не так! И, в общем, на самом деле у нас всё не так. Но пятьсот лет мореходного развития цивилизации на таких кораблях было — и ничего. И в Америку и назад, и вокруг света много раз, и чайные клиперы – и всё это, в общем, на парусах. Это уже забыто — на уровне властей, администраций парусный флот в принципе забыт, вычеркнут из жизни, и на этом государство очень много теряет — я имею в виду образовательный потенциал. Потому что корабли под парусами  требуют от человека очень серьёзной концентрации на происходящем — особого отношения к безопасности, осознания себя как маленькой частички мира. А человек, который сидит у компьютера на мостике супертанкера, в каком-то смысле теряет связь с реальностью. То есть для него это всё — компьютерная игрушка. Ошибка  – Бог с ней, всё равно супертанкер поехал, просто на компьютере на 1 крестик больше было…  А вот здесь осознание стихии и всех её опасностей многократно усиливается. Если пришёл шквал, и у тебя из рук шкоты вырывает, то ты этот шквал чувствуешь на коже, а не то, что у тебя на компьютере стрелочка поползла — 30 метров в секунду. Разница.

Так реально вы имеете право океан пересекать?

Нет.

Вдоль берега?

Нет, идём как идём. Я подвожу к тому, чтобы были приняты правила для спортивных парусных судов. На данную секунду в России спортивные парусные суда незаконны — и для них правил нет. Недавно вышло постановление за подписью Путина, что всё должно быть — к 1 октября разработать нормативы, Мы сейчас работаем над правилами для спортивных парусников. Если удастся это через Минтранс провести, чтоб они подписали-утвердили — тогда мы, как любая яхта, сможем пойти вокруг света. Хотя такой сверхцели, в общем, и нет. В самой России есть столько работы — и по изменению подхода людей, и по воспитанию детворы. То есть бежать в кругосветку — это не самоцель. Она как раз ограничивает круг влияния — ведь в кругосветку может выйти 40 человек, а здесь может быть 400, и мы каждый день что-то новое делаем.

Сколько вам нужно народу, чтоб под парусом идти?

Ну, под парусом, если предполагаем, что нужно маневрировать, — 40 человек.

А раньше?

Так и было — экипаж у Петра был 150 человек, из них около сотни – артиллерийская прислуга.

А линейным кораблём столько же моряков управляло?

Нет, там больше.

Если убрать там всех артиллеристов?

Наверное, человек 80, может, 70. На "Штандарте" мы даже всемером ходили. Можно по одному паруса поставить - и всё. 30 человек в принципе в состоянии с кораблём справиться, даже с линейным. Грамотных моряков. Но в бою, конечно, больше надо, потому что очень много чего должно происходить одновременно.

Вопрос — о ближайших планах.

Планы — вот сейчас это "Алые паруса" (ежегодный питерский фестиваль выпускников школ – Л.У.) — к тому моменту, когда напишете, это уже пройдёт. Планы поучаствовать в регате Tall Ship Races в этом году. Вообще-то туда очень хочется — там первый приз даётся не за скорость, а за развитие дружбы между нациями и поддержку молодёжного движения...

Как он называется?

Называется Friendship Trophy — дружественный приз регаты Tall Ship Races. Побороться за этот приз хочется. Ну, и до сих пор у нас нет точки опоры на берегу,  чтобы все эти наши молодёжные дела развивать здесь. Будете выходить — там деревянный дом слева будет, так называемая дача Нобеля — планы её как-то получить от города, привести в порядок, отремонтировать, сделать там молодёжный морской клуб, чтоб ребят было, где собирать. Вот такие планы. На 2012 год зовут в Калифорнию на 200-летие форта Росс. Это самое южное русское поселение в Америке. Но опять же, не знаю, надо ли — в России больше дел. Следующий кораблик запланировали воссоздать — вроде этого, Royal Transport. (великолепная английская яхта, подаренная в 1698 году Петру Первому английским королем Вильгельмом Третьим – Л.У.)

Достали чертежи?

Модель-то есть, мы её в музее измерили давно уже, и шпангоуты лежат-ждут, но денег... Деньги нужны и земля, где эту яхту строить. И кто поддержит — вот эти два вопроса… Ну и капитанские гички, конечно, — это большая часть работы. Развивать и расталкивать этот проект, чтобы он поехал, чтобы началось там движение. Пока в городе 4 лодки. Хочется больше. Будем делать.

Что мешает счастью?

Из всяких общеизвестных сложностей — наши мореходные бюрократы. Я думаю, что зависть часто начинает быть помехой.

Зависть чья?

Мало ли чья! Есть конкретный чиновник, который пытается нам ставить палки в колёса. Ну, может быть, недостаток понимания у верховных властей — что парусный флот нужен, что это хороший инструмент, кузница кадров. То есть к морю они так относятся: яхта-де — это миллионерский спорт, пускай миллионеры и вкладываются. В советское время детские парусные школы были везде, и это очень многих ребят от улицы отвлекало. Как дело, как вызов себе. Не то чтобы обидно, но помощь могла бы быть больше. Если говорить о планах — хочется ещё себя попробовать как режиссёра, — что-нибудь такое телевизионное придумать. Тоже такое морское, парусное, воспитательное. Мы, кстати, уже делали социальную рекламу. Я продюсировал это дело разочек, как-нибудь покажу, когда будет больше времени.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
11:41 Минфин простит долги предпринимателям
11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
08:45 Посол РФ в США в Вашингтоне встретится с замгоссекретаря
08:22 60 нацгвардейцев пострадали при столкновении со сторонниками Саакашвили
08:07 В ЦРУ отказались обсуждать помощь в предотвращении теракта в Петербурге
07:50 18 декабря официально началась президентская кампания
17.12 21:00 Президент Финляндии ответил на информацию о слежке за военными РФ
17.12 20:27 Компания Ковальчука претендует на крымский завод шампанского «Новый свет»
17.12 20:04 Сборная РФ по хоккею выиграла Кубок Первого канала
17.12 19:44 ЦРУ передало Москве данные о подготовке теракта в Петербурге
17.12 19:16 При столкновениях со сторонниками Саакашвили пострадали десятки полицейских
17.12 18:35 СМИ назвали место содержания главаря ИГ
17.12 18:08 Опубликовано видео ликвидации боевиков в Дагестане
17.12 17:25 Между сторонниками Саакашвили и полицией произошли столкновения
17.12 16:47 Прокуратура впервые запросила пожизненный срок для торговца наркотиками
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.