Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
19 декабря 2017, вторник, 01:41
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 августа 2009, 10:13

Прощание с Грузией

18 августа 2009 года де-юре завершился процесс выхода Грузии из Содружества независимых государств (СНГ). Начало ему было положено в последний день прошлогодней «пятидневной войны». 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что его страна не будет оставаться в одной организации с «оккупантами». По мнению грузинского лидера, выход из СНГ означает для Грузии окончательный разрыв с советским прошлым: «После того, как будет оформлено решение о выходе из СНГ, мы помашем рукой Советскому Союзу. Несколько лет назад Владимир Путин сказал, что развал СССР - это ошибка ХХ века, а мы так не считаем, мы никогда не вернемся во времена СССР». Через два дня национальный парламент единогласно (117 голосами) принял решение о начале процедуры выхода из СНГ, а 18 августа Исполком Содружества был уведомлен об этом решении нотой грузинского МИДа.

В соответствии со статьей 9 первого раздела Устава СНГ, государство вправе покинуть Содружество в одностороннем порядке. Для этого оно должно уведомить организационные структуры СНГ за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в Содружестве, сохраняются до их полного выполнения. Таким образом, выход Грузии из СНГ вовсе не означает полного выхода из всех 598 документов, которые подписал официальный Тбилиси за все годы пребывания в рядах Содружества. Однако из основополагающих договоров, таких как «Соглашение о создании СНГ» (принято 8 декабря 1991 года), Устав СНГ (принят 22 января 1993 года), «Договор о создании экономического союза СНГ» (заключен 24 сентября 1993 года) Грузия вышла. Просьба Грузии о выходе из Содружества была удовлетворена еще в октябре прошлого года в ходе заседания Совета министров стран-членов СНГ. Таким образом, 18 августа 2009 года истек срок, предоставленный для завершения всех необходимых формальностей.

Столь затянутая процедура была выработана в силу нескольких соображений. Во-первых, политические системы в республиках бывшего Советского Союза предельно персонифицированы. Следовательно, многие ключевые решения принимаются не на институциональной основе, а эмоционально. За год эмоции могут пройти, рациональные соображения возьмут верх, и то или иное решение может быть отменено или пересмотрено. Во-вторых, в случае изменения субъектов власти внутри той или иной республики может произойти существенная корректировка внешнеполитического курса. Подобного рода истории в постсоветских государствах не раз случались. Однако нынешний случай с Грузией и СНГ - особый сюжет в новейшей истории этого кавказского государства. Вне зависимости от отношения к персоне третьего грузинского президента и к его взаимоотношениям с оппозицией, стремление покинуть Содружество является на сегодняшний день предметом консенсуса для политического класса Грузии. Из дружного хора голосов (представляющих и власть, и оппозицию), говорящих о закономерности и правильности «развода» Грузии с СНГ, выделяются разве что несколько позиций. «На мой взгляд, не следовало так срочно принимать решение о выходе», - заявил второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. С его точки зрения, СНГ в целом поддерживал стремление его страны к сохранению территориальной целостности, а также предоставлял единые транспортные, технические (например, в вопросах авиационных перевозок), образовательные стандарты для бывших советских республик. Ему вторит дипломат, последний постоянный представитель Грузии при СНГ Зураб Хонелидзе: «Выход Грузии из Содружества только освободит Россию от многих обязательств, в том числе по признанию в рамках этой организации территориальной целостности Грузии. Мы могли еще использовать площадку СНГ, добиваясь чего-то полезного для нашей страны». Однако повторимся еще раз. Данные мнения (в особенности же позиция Эдуарда Шеварднадзе, приведшего Грузию в ряды СНГ) не определяют сегодня умонастроений грузинского политического и экспертного сообщества.

Сейчас в отношении к проблеме «Грузия и СНГ» в бывшей республике советского Закавказья доминируют два тезиса. Суть первого такова: Грузия не по своей воле вступила в Содружество, это решение было ей навязано извне, а потому в 2009 году происходит просто восстановление справедливости и естественного порядка вещей. Второй тезис увязывает выход Грузии из СНГ с судьбой всего Содружества в целом. По мнению многих грузинских экспертов и политиков, после уменьшения СНГ на одного члена данную организацию ожидает печальный конец. Выход кавказской республики из Содружества является прецедентом, который будет использован наиболее «проблемными» участниками этой организации, имеющими сложные взаимоотношения с Россией (Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Туркменистаном).

И хотя данные выводы не следует переоценивать, для них есть определенные основания. Напомним, что еще на Казанском саммите Содружества (26 августа 2005 года) Туркменистан заявил, что будет участвовать в СНГ в качестве «ассоциированного члена». Непростой является история взаимоотношений СНГ и Украины, поскольку эта страна так и не ратифицировала Устав СНГ (то есть в строгом формально-правовом смысле она не может считаться членом этой организации). И это только формальная сторона вопроса, не считая, мягко говоря, неоднозначных личных отношений российского тандема и украинского президента, а также широкого спектра вопросов (от пребывания Черноморского флота в Севастополе, статуса русского языка на Украине до «политической историографии»). Многое в отношении к СНГ в позиции Азербайджана будет определяться динамикой карабахского урегулирования, а потому и здесь нельзя исключать любых изменений, включая и «развод» с Содружеством.

Однако «грузинская история» в СНГ представляет собой не только и не столько прецедентный интерес (как паттерн для возможного повторения другими членами Содружества), сколько любопытный с экспертной точки зрения “case study” этнополитического самоопределения посткоммунистического государства на пространстве бывшего Советского Союза. В своем исследовании «Грузия после «революции роз»: геополитическое затруднение и последствия для политики США» известный шведский политолог Сванте Корнелл делает следующий вывод: «Начиная с периода «перестройки», Грузия была в наибольшей степени сориентирована на достижение независимости в бывшем Советском Союзе. В позднесоветский период у нее было сильнейшее стремление к самоопределению, в начале 1990-х гг. она была государством, непреклонно отвергающим членство в Содружестве независимых государств (СНГ). Позже она оставалась среди наиболее прозападных государств СНГ, демонстрируя североатлантические амбиции больше, чем другие постсоветские государства». Все это, по мнению Корнелла, сближает Грузию «не с соседними республиками или другими членами СНГ», а с тремя прибалтийскими республиками. Различие же между Грузией и странами Балтии, считает шведский ученый, в том, что Латвия, Литва и Эстония «смогли достичь своих целей только при устном и политическом неодобрении со стороны России, тогда как в Грузии Москва использовала намного больше силовых элементов для того, чтобы удержать эту страну от следования собственному пути». Данная позиция разделяется многими представителями европейского и американского экспертного и академического сообщества (включая и политологов «влияния»). Схожие прибалтийско-закавказские параллели выстраивали также такие известные специалисты, как Владимир Сокор, Зейно Баран, Стивен Бланк, Ариэль Коэн, Фредерик Старр, Стивен Джонс и многие другие, полагающие, что определяющим фактором в геополитическом позиционировании Грузии является ее демократический выбор и неприятие его имманентно «имперской Россией». Ради объективности следует сказать, что далеко не все эксперты в США и в Европе дают столь однозначную картинку постсоветской грузинской политики. Чарльз Кинг, Чарльз Капчан, Оксана Антоненко, Юджин Румер отмечают, что на поведение Грузии, как внутри страны, так и во внешней политике, серьезное влияние оказывали процессы формирования нации-государства (провоцировавшие конфликтность как с автономиями, так и с могущественным соседом – Россией).

В самом деле, в отличие от Белоруссии, Казахстана, республик Средней Азии или Украины Грузия не столько реагировала на распад СССР, сколько сама его продвигала. Армения и Азербайджан стоят особняком. Изначально оба соседа Грузии вели внутрисоюзный спор за юрисдикцию над Карабахом и перешли к антисоветской повестке дня только тогда, когда потеряли надежду заполучить центральную власть в свои безоговорочные союзники. Пойдя по пути «восстановления» своей государственности (то есть выстраивания политико-правовой преемственности с первым грузинским национальным государством - Грузинской Демократической Республикой образца 1918-1921 гг.), Грузия, естественно, стремилась к радикальному разрыву с любыми интеграционными проектами на территории бывшего Советского Союза. Именно поэтому 21 декабря 1991 года грузинской делегации не было при подписании Алма-Атинской Декларации, в которой закреплялись принципы и цели СНГ. В этом смысле Грузия действительно напоминала три прибалтийские республики. Однако дальше начинаются существенные различия. Начав «восстановление» своей государственности, Грузия упустила такие важные моменты, как границы и автономии в своем составе. То есть то, что было создано в советские годы, оказалось невозможно отменить одним росчерком пера. Стремление к игнорированию всего советского при выборе модели национального строительства привело в Грузии к «восстановлению» конфликтов, существовавших и в период «первого государства» в 1918-1921 годов. К разводу с Советским Союзом Грузия подошла, уже имея на своей территории два неразрешенных конфликта (грузино-абхазский и грузино-осетинский) с жертвами (события 1989 года в Абхазии и января 1991 года в Южной Осетии). И истоки этих конфликтов надо искать не столько в «имперской мести», сколько в неумении национальной элиты учесть права этнических меньшинств и радикальном этнонационализме этой самой элиты. К этому же добавлялось неумение соотносить национальные амбиции с экономическими и геополитическими реалиями.

Первым президентом независимой Грузии стал Звиад Гамсахурдиа, который сначала был избран на высший пост Верховным Советом республики 14 апреля, а затем победил на всеобщих выборах 26 мая 1991 года. Будучи радикальным этнонационалистом, проводником политики «Грузия – для грузин», ответственным за развязывание грузино-осетинского конфликта, Гамсахурдиа оказался крайне слабым и неэффективным администратором. Свое недолгое президентство он построил на идеологии «осажденной крепости», борьбы с «имперскими происками», что имело катастрофические последствия для экономики страны. По справедливому замечанию известных грузинских экономистов Владимира Папавы и Теймураза Беридзе, «остро негативное воздействие оказала на Грузию экономическая самоизоляция: весной 1991 года был взят курс экономического противостояния с Россией. В результате изолированной оказалась отнюдь не Россия, а сама Грузия. На период искусственного «блокадного» противостояния пришлась первая значительная волна разрыва существовавших в течение десятилетий экономических взаимосвязей Грузии с другими республиками бывшего СССР». В течение нескольких месяцев Гамсахурдиа умудрился поссориться с большей частью своих вчерашних соратников (Тенгиз Сигуа, Тенгиз Китовани). Применение же репрессий против своих оппонентов (Георгий Чантурия, Георгий Хаиндрава), разгон митинга 2 сентября 1991 года сделали действия оппозиции более радикальными и жесткими. Оппозиционные выступления и силовые действия властей осенью 1991 года привели к столкновениям между противоборствующими сторонами. Началась трехмесячная осада Дома правительства Грузии. 21 декабря 1991 (в день подписания Декларации в Алма-Ате) части грузинской Национальной Гвардии под предводительством Тенгиза Китовани подняли мятеж, впоследствии поддержанный вооруженными формированиями «Мхедриони» Джабы Иоселиани. 6 января 1992 Гамсахурдиа и члены правительства были вынуждены покинуть Грузию. Таким образом, «развод» с Советским Союзом сопровождался для Грузии не только этническими противоборствами, но и внутренним противостоянием, которое создало для этой страны серьезнейший комплекс отсутствия легитимности высшей государственной власти. До сих пор ни один президент этой страны, начиная с Звиада Гамсахурдиа, не передавал свой пост преемнику на основе правовых механизмов.

Именно этот контекст первых лет независимости (а не пресловутая «рука Москвы») заставил Грузию искать помощи в СНГ. Напомним также, что в начале 1990-х г. и страны Запада не проявляли к постсоветским республикам (и уж тем более к этническим конфликтам внутри них) большого интереса. Даже в 1996 году видный американский дипломат и аналитик Дэвид Марк в статье «Россия и новое Закавказье» (опубликована во влиятельном издании “Foreign Policy”) говорил о необходимости «осуществлять такую политику, которая укрепила бы стабильность всех режимов власти в Закавказье, не оспаривая очевидное доминирование России. И не принимая на себя политических обязательств (курсив наш - С.М.)». Таким образом, реального выбора для Грузии в тех условиях не было. Решение присоединиться к СНГ Эдуард Шеварднадзе (сменивший на высшем государственном посту Гамсахурдиа сначала в качестве председателя Госсовета, а потом спикера парламента) принял 8 октября 1993 года, когда война в Абхазии была проиграна (а разводить противоборствующие стороны никто, кроме России, не мог и не хотел). Весной 1994 года тогдашний Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали представил в Совет Безопасности отчет, в котором заявил, что на территории Грузии отсутствуют условия для ввода на ее территорию де-юре войск ООН. По его мнению, задача поддержания мира могла быть решена российскими войсками (возможно впоследствии под флагом ООН или в составе ее контингента). И эта позиция репрезентативна для понимания «интереса» мирового сообщества к проблемам Грузии в то время. Но помимо войны в Абхазии в Грузии шла гражданская война между сторонниками Шеварднадзе и звиадистами. Наступление сторонников Гамсахурдиа удалось остановить с помощью России только 20 октября, а разгромить 31 октября 1993 года (их остатки были разбиты в начале ноября того же года).

Решение о приеме Грузии главы государств СНГ приняли 3 декабря 1993. Спустя некоторое время, 1 марта 1994 года парламент Грузии утвердил это решение. Следует сказать, что реакция парламента на вступление в СНГ была довольно мягкой (что не очень вяжется с «балтийскими» параллелями). Тогда 124 депутата высказались за вхождение Грузии в состав Содружества, 47 - против, 4 воздержались. Интересно и то, что в 1994 году этот шаг Шеварднадзе поддержал и ныне покойный Тамаз Надарейшвили (на тот момент лидер грузинской общины Абхазии, возглавлявший «Абхазскую автономию» «в изгнании»). Несогласная с решением «белого лиса» Национально-демократическая партия, хотя и вышла из состава тогдашней правящей коалиции, заявила, что не будет требовать отставки Шеварднадзе и выводить народ на улицы. Были в 1994 году и другие демарши против вхождения Грузии в СНГ (отставки главы Таможенного комитета и руководителя информационно-разведывательной службы). Но в целом Грузия согласилась на вхождение в Содружество, как на наименьшее из возможных зол. И дело здесь не в выборе вектора в пользу Москвы - или против нее, за НАТО и США. Такова была реакция на существовавшие реалии - доминирование РФ в постсоветском пространстве, слабое участие Запада в геополитических процессах на территории бывшего Советского Союза, поражения в этнических конфликтах, последствия гражданской войны. Не имея в руках достойных козырей, Шеварднадзе и его команда надеялись на свои старые связи в Москве для лоббирования выгодного для Грузии решения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликта. И такие надежды не были безосновательными.

Москва далеко не сразу взяла абхазский и осетинский крен в своей политике. В случае с Южной Осетией Москва просто не мешала выстраиванию экономических связей (правда, очень своеобразных, если говорить об их формально-правовой стороне) между Тбилиси и Цхинвали. Однако, как бы то ни было, между Грузией и ее бывшей автономией существовали конструктивные отношения, а сам конфликт имел в течение долгих лет позитивную динамику. В мае 1996 года был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте», а в феврале 1997 года «Порядок добровольного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в места прежнего проживания в Южной Осетии и во внутренних районах Грузии». Был создан Специальный комитет по возвращению беженцев. В 2000 года было подписано российско-грузинское межправительственное Соглашение о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и о возвращении беженцев.

В Абхазии подходы были иными. Начиная с конца 1994 года неофициально и с 1996 года официально РФ вместе с Грузией фактически инициировала введение жестких социально-экономических санкций против Абхазии. Эти действия были узаконены решением Совета глав государств СНГ «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» от 19 января 1996 года. Столкнувшись с чеченским сепаратистским вызовом, Москва первоначально поддерживала намерения Тбилиси по восстановлению территориальной целостности Грузии. В 1997 году тогдашний министр иностранных дел РФ Евгений Примаков предложил для переговорного процесса формулу «общее государство» и убеждал в необходимости ее принятия Сухуми. Однако попытки грузинского руководства в одностороннем порядке без учета интересов РФ силой изменить сложившийся статус-кво и «разморозить конфликт» (май 1998 года, Гальский район, октябрь 2001 года, Кодорское ущелье) изменили позицию российской дипломатии. Уже в 1999-2000 гг. Москва существенно ослабила режим санкций против Абхазии (но окончательно отменила их только в марте 2008 года). В марте 2003 года президенты РФ и Грузии Владимир Путин и Эдуард Шеварднадзе подписали Сочинские соглашения, предполагающие создание трех рабочих групп: по возвращению беженцев первоначально в Гальский район, восстановлению железнодорожной линии Сочи - Тбилиси через Абхазию и обновлению Ингури ГЭС.

Таким образом, рассматривать грузинскую внешнюю политику 1990-х – начала 2000-х гг. как перманентную борьбу с соседней «империей», по крайней мере, некорректно. Были завышенные ожидания от России, а затем столь же неоправданные разочарования от ее «неготовности помочь», были не до конца продуманные заявления о полной переориентации внешней политики на США, ЕС и НАТО. Однако радикального разрыва ни с Москвой, ни с СНГ администрация Шеварднадзе никогда не предлагала. Увы, Кремлю не хватило прагматизма для понимания внутренних особенностей политического развития Грузии. Иначе эмоциональное (иногда на грани истерики) отношение к «белому лису» не проявлялось бы в конкретных действиях российских политиков и дипломатов.

«Революция роз» 2003 года и приход к власти в Грузии президента Саакашвили (январь 2004 года) сделали реализацию политики «креста» (то есть параллельного выстраивания конструктивных отношений по линии Запад-Восток и Север-Юг), принятой во времена Шеварднадзе, невозможной. Взятый курс на «разморозку» двух конфликтов и выдавливание России из политического процесса в Абхазии и в Южной Осетии окончательно превратил Москву в союзника двух мятежных автономий. Снова неумение соизмерять уровень амбиций с геополитическими реалиями сыграли с Грузией, как и в начале 1990-х гг., злую шутку.

«Игра на повышение» в двух конфликтных зонах привела к тяжелому поражению, в результате которого Тбилиси потерял контроль даже над теми территориями, которые ранее удерживал под своей юрисдикцией (Ахалгорский район, Лиахвский коридор, анклавы в Южной Осетии, Кодорское ущелье в Абхазии). В этой ситуации пребывание в СНГ стало уже не делом только рациональной политической бухгалтерии. Резкое расхождение позиций Тбилиси и Москвы, переросшее в открытое военное столкновение, заставило Грузию сильнее бежать от «политической географии». Однако такое бегство не может быть сведено только к расставанию с «пророссийской организацией». Для этого требуется выстраивание качественно иных институтов власти и общества, реальная (а не пиаровская) демократизация, которая в свою очередь не то же самое, что сближение с США или НАТО. Однако провал Грузии не должен восприниматься в Москве как некий успех российской политики. Выход Тбилиси из СНГ поднимает перед Россией много нелицеприятных вопросов. Может ли Москва сохранять свою привлекательность для соседей? Насколько РФ может реализовывать проекты в рамках «мягкой силы»? Готова ли Россия взаимодействовать с соседями прагматично, учитывая и их интересы (хотя свои, естественно, всегда стоят на первом месте)?

Но самое главное – это умение предложить новую интеграционную повестку дня. СНГ слишком часто воспринимался как инструмент для «цивилизованного развода». Но бракоразводный процесс не может длиться годами и десятилетиями. На смену “разводу” должен прийти новый порядок. Или расхождение по разным векторам, блокам, союзам необратимо, или мы вместе находим интересный и взаимовыгодный проект, удовлетворяющий нашим потребностям и воззрениям. И сегодня Москве в первую очередь необходимо не язвить по поводу Грузии, а думать над поиском новой интеграционной повестки дня вместо «разводной».

Автор - заместитель директора Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18.12 21:48 В упавшем с моста поезде в США погибли как минимум шесть человек
18.12 21:29 Путин допустил возможность обдумать большую амнистию к выборам
18.12 21:12 Появились данные о жертвах при крушении поезда в США
18.12 21:04 США заблокировали в СБ ООН резолюцию Египта по Иерусалиму
18.12 20:31 В США пассажирский поезд рухнул с моста
18.12 19:55 Арбитраж Москвы отклонил иск «Югры» к ЦБ РФ
18.12 19:32 Билетный сервис сообщил о дефиците плацкарта на Новый год
18.12 19:25 ПФР не нашел пенсионеров за чертой бедности
18.12 18:53 У «Тинькофф банка» возникли проблемы с зачислением денег на карты
18.12 18:25 Чиновники нашли недорогой способ убрать герб РФ с олимпийской формы
18.12 18:11 Дед Мороз приедет в Чечню в канун Нового года
18.12 17:45 МЧС предупредило москвичей о надвигающейся непогоде
18.12 17:27 Посол Молдавии отозван из России в Кишинев
18.12 17:02 В Белом доме признали прогресс в отношениях с Россией
18.12 16:54 Лидеру SERB не дали засудить Навального за испорченный День России
18.12 16:47 Рогозин встретился в Сирии с Асадом
18.12 16:37 Горячий чай связан с понижением риска глаукомы
18.12 16:24 Умер глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский
18.12 16:09 Обаму обвинили в развале дела о причастности «Хизбаллы» к торговле наркотиками
18.12 15:35 Россию и Китай в США назвали странами-ревизионистами
18.12 14:54 Москва обвинила Киев в своем уходе из центра по контролю минских соглашений
18.12 14:37 Поджигателя кинотеатра перед показом «Матильды» отправили на принудительное лечение
18.12 14:23 У озера Лох-Несс найдена могила бронзового века
18.12 14:04 Илья Яшин подаст в суд на мэра Москвы Сергея Собянина
18.12 14:03 Песков отказался обсуждать наказание Улюкаева
18.12 14:00 Навальный подаст документы на регистрацию в ЦИК
18.12 13:55 Песков призвал к сотрудничеству ЦРУ и ФСБ
18.12 13:07 Генпрокуратура затребовала на Украине предполагаемого убийцу Пола Хлебникова
18.12 13:05 ЦИК запустил обратный отсчет до выборов президента РФ
18.12 12:50 На островном «дальневосточном гектаре» устроят площадку для квестов
18.12 12:41 Apple закроет музыкальный магазин iTunes
18.12 12:39 Число гимназистов «Сколково» удвоится к 2021 году
18.12 12:34 «Сколково» представил целевые показатели на 2020 год
18.12 12:25 Спустя 130 лет редкая бабочка вновь встретилась энтомологам
18.12 12:13 Каддафи-младший решил возглавить Ливию и призвать на помощь ООН
18.12 12:02 Россельхознадзор разрешил поставки шпрот из Латвии и Эстонии
18.12 11:41 Минфин простит долги предпринимателям
18.12 11:21 Саакашвили отказался отвечать на вопросы украинских прокуроров
18.12 11:20 Новым «Звездным войнам» не хватило шага до кассового рекорда
18.12 10:54 СМИ узнали о возможном выделении 19 трлн рублей на перевооружение армии
18.12 10:31 Саакашвили изложил свою версию истории письма к Порошенко
18.12 10:29 Власти Рима отменили указ об изгнании Овидия
18.12 10:28 США потратят 200 млн долларов на сдерживание России
18.12 10:06 Три НПФ продали акции Промсвязьбанка до объявления о его санации
18.12 10:02 В Израиле умерла любимая учительница Путина
18.12 09:45 Полиция обыскала дом написавшей о слежке за Россией журналистки
18.12 09:41 Правозащитники рассказали о просьбах Улюкаева в СИЗО
18.12 09:26 Еще одна биржа в США начала торговать фьючерсами на биткоины
18.12 09:15 На Дальнем Востоке появится новая армия
18.12 09:05 Депутаты ГД предложили штрафовать стритрейсеров на миллион рублей
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки биатлон бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.